2а-6469/2019
22RS0068-01-2019-007539-51
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«18» ноября 2019 г. г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Мальцевой О.А.
при секретаре Абрамовой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Барнаула в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Барнаула о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
прокурор г. Барнаула обратился в суд с указанным административным иском в обоснование которого с учетом уточнения указал, что многоквартирный жилой .... в .... является объектом культурного наследия регионального значения «Дом жилой», нач. XXв. и состоит на государственной охране на основании постановления Алтайского краевого Законодательного собрания от 28.12.1994 г. № 169 «Об историко-культурном наследии Алтайского края».
Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда 28.09.2018 принято решение о выявлении оснований для признания указанного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
03.12.2018 администрацией г. Барнаула вынесено распоряжение № 272-р "О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции", которым предусмотрено отселение жителей указанного дома в порядке и по основания, предусмотренным Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ". При этом, в нарушение п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 не решен вопрос о дальнейшем использовании жилого дома, не установлены сроки отселения физических и юридических лиц.
В связи с чем, ссылаясь на наличие угрозы самопроизвольного разрушения дома и причинения вреда жизни и здоровью неопределенному кругу лиц, административный истец с учетом уточнения просит признать незаконным бездействие администрации г. Барнаула, выразившееся в не издании распоряжения с указанием о дальнейшем использовании аварийного многоквартирного ...., сроках отселения физических и юридических лиц и возложить обязанность издать такое распоряжение.
В судебном заседании административный истец на требованиях настаивал с учетом их уточнения, указал, что основания и порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции являются едиными для всей совокупности жилых помещений, в том числе и отнесенных в установленном порядке к объектам культурного наследия. Неисполнение обязанности, установленной п. 49 Положения от 28.01.2006 № 47 свидетельствует о незаконном бездействии административного ответчика. При этом, Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ" не предусмотрены правомочия органа государственной охраны объектов культурного наследия осуществлять изъятие жилых помещений в многоквартирных домах.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации г. Барнаула возражал против удовлетворения заявленных требований, указывая, что в соответствии с Федеральным законом РФ от 25.06.2002 № 73-ФЗ обязанность по финансированию расходов на ремонт и реконструкцию объекта культурного наследия регионального значения лежит на его собственниках и субъекте РФ -Алтайском крае. При этом определять виды, сроки и порядок проведения работ, необходимых для воссоздания объекта культурного наследия правомочен региональный орган охраны объектов культурного наследия, а не орган местного самоуправления, в этой связи оснований для указания в распоряжении № 272р от 03.12.2018 о дальнейшем использовании аварийного многоквартирного дома и сроках отселения у администрации г. Барнаула не имелось.
Кроме того, указано на предъявление прокурором иска в защиту определенного круга лиц - жителей многоквартирного дома, в силу чего, заявление подлежит оставлению без рассмотрения.
Представитель заинтересованного лица - КЖКХ г. Барнаула в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, указывая на подготовку проекта распоряжения администрации г.Барнаула о внесении изменений и дополнения в распоряжение администрации г. Барнаула от 03.12.2018 № 272-р с указанием о дальнейшем использовании аварийного многоквартирного дома и сроков отселения физических и юридических лиц. Кроме того, пояснила, что заключение межведомственной комиссии г. Барнаула о выявлении оснований для признания жилого дома аварийным и подлежащим реконструкции поступило в орган местного самоуправления 04.11.2018.
Заинтересованные лица - представитель Управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края, привлеченные к участию в деле собственники квартир жилого дома в судебное заседание не явились, извещены, суд счел возможным рассмотреть дело приданной явке.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно статье 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение № 47)
В соответствии с пунктом 7 Положения от 28.01.2006 N 47 уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия.
Постановлением администрации г. Барнаула от 29.09.2015 N 1753 "Об утверждении Положения о межведомственной комиссии города Барнаула для оценки жилых помещений и ее состава" создана межведомственная комиссия города Барнаула для оценки жилых помещений, к компетенции которой отнесена оценка жилых помещений находящихся в муниципальном жилищном фонде, принадлежащих гражданам на праве собственности и расположенных на территории городского округа – города Барнаула Алтайского края.
В судебном заседании установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: .... является объектом культурного наследия регионального значения «Дом жилой», 1915 г. Данный объект состоит на государственной охране на основании постановления Алтайского краевого Законодательного собрания от 28.12.1994 г. № 169 «Об историко-культурном наследии Алтайского края».
ФИО6, ФИО7 ( ....), ФИО8, ФИО9 (....), ФИО10, ФИО11, ФИО13 (....), ФИО12 (....), ФИО25 (....), ФИО14 (....), ФИО16, ФИО15 (....), ФИО18, ФИО19, ФИО20 ФИО17 (....), ФИО23, ФИО24, ФИО21, ФИО22 (....) являются собственниками жилых помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: ..... Кроме того, .... находится в муниципальной собственности и предоставлена по договору социального найма ФИО4
На основании заявления собственников межведомственной комиссии для оценки жилых помещений 28.09.2018 принято решение о выявлении оснований для признания указанного дома аварийным и подлежащим реконструкции на основании заключения эксперта ООО «Алтайский центр строительно-технической экспертизы» №ТО.
Распоряжением администрации г. Барнаула № 272-р от 03.12.2018 многоквартирный дом по адресу: .... признан аварийным и подлежащим реконструкции. Пунктом вторым указанного распоряжения предусмотрено, что физические и юридические лица подлежат отселению в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ".
Обосновывая незаконность бездействия администрации г. Барнаула, административный истец, ссылаясь на Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства от 28.01.2006 № 47, указывает на непринятие административным ответчиком решения по вопросам о дальнейшем использовании жилого дома и сроках отселении физических и юридических лиц.
В соответствии с Положением № 47 (здесь и далее нормы приведены в редакции от 28.02.2018, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности) (п. 7).
Согласно пункту 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (п. 49 Положения).
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 года, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что решение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции принято межведомственной комиссией, созданной органом муниципальной власти, соответственно решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения, должно приниматься также указанным органом, в данном случае администрацией г. Барнаула в соответствии с п. 49 Положения № 47.
На основании вышеуказанных положений администрацией г. Барнаула обоснованно 03.12.2018 принято решение о признании многоквартирного жилого дома, расположенного по .... аварийным и подлежащим реконструкции.
Согласно п. 4.9, 4.10 Положения о межведомственной комиссии города Барнаула для оценки жилых помещений и ее состава, утв. постановлением администрации города Барнаула от 29.09.2015 N 1753 (ред. от 30.10.2018), комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула в течение 10 дней со дня получения заключения (решения межведомственной комиссии) подготавливает проект распоряжения администрации города о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц, в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. Согласованный проект распоряжения администрации города подписывается заместителем главы администрации города по городскому хозяйству. Распоряжение администрации города принимается в течение 30 дней со дня получения заключения.
Таким образом, по результатам рассмотрения заключения межведомственной комиссии администрацией г. Барнаула в течение 30 дней должно быть принято распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных положений закона оспариваемым распоряжением не решен вопрос о дальнейшем использовании жилого дома, сроках отселения физических и юридических лиц в установленный срок.
Из пояснений представителей администрации г. Барнаула, КЖКХ г. Барнаула следует, что заключение межведомственной комиссии о выявлении оснований для признания дома по .... аварийным и подлежащим реконструкции поступило в муниципальный орган 04.11.2018, соответственно распоряжение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции с указанием о дальнейшем его использовании, сроках отселения физических и юридических лиц подлежало принятию в срок до 04.12.2018 (в течение 30 дней со дня получения заключения).
Учитывая, что до настоящего времени использование объекта не определено, сроки отселения физических и юридических лиц не установлены, имеются основания для признания незаконным бездействия администрации г. Барнаула, выразившегося в не издании распоряжения с указанием о дальнейшем использовании аварийного многоквартирного ...., сроках отселения физических и юридических лиц, имевшее место с 05.12.2018.
Указание в распоряжении о дальнейшем использовании объекта недвижимости, в данном случае, предполагает определение порядка проведения реконструкции жилого дома (срока реконструкции, лица, полномочного на проведение работ, возложение на соответствующий орган обязанности по направлению требований о выполнении работ по реконструкции), что следует из содержания представленного проекта распоряжения о внесении изменений и дополнения в распоряжение от 03.12.2018 № 272-р.
Доводы ответчика о том, что при решении вопроса о порядке реконструкции жилого дома, как объекта культурного наследия, и сроках его отселения должно применяться правовое регулирование установленное Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" не учитываются, поскольку указанное не исключает применение к спорным правоотношениям и положений жилищного законодательства.
Так, основания и порядок признания жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции или сносу являются едиными для всей совокупности жилых помещений жилищного фонда, в том числе и отнесенных в установленном порядке в объектам культурного наследия, и включают в себя единую процедуру принятия соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжения органа власти о дальнейшем использовании помещения и сроках отселения физических и юридических лиц.
Вопрос финансирования реконструкции спорного объекта культурного наследия подлежит разрешению в порядке взаимодействия органов субъекта и муниципальной власти и не входит в предмет настоящего судебного разбирательства, в связи с чем, не оценивается. Вместе с тем, отмечается, что вопросы сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия регионального значения относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Однако непринятие на себя органом власти субъекта указанных затрат, не освобождает орган местного самоуправления от обязанности осуществить процедуру, установленную ст. 32 ЖК РФ, п. 49 Положения Правительства № 47.
Из материалов дела следует, что в настоящее время в доме проживают граждане, строение находится в аварийном состоянии, его технические характеристики свидетельствуют о предельном износе всех конструктивных элементов здания, согласно заключению эксперта, ограниченное выполнение конструктивными элементами своих функций возможно лишь при проведении охранных мероприятий или их полной смене.
Таким образом, многоквартирный жилой дом создает опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, а также проживающих в нем граждан. В этой связи, непринятие административным ответчиком решения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц препятствует возникновению взаимных прав и обязанностей сторон жилищных правоотношений, реализации процедуры, установленной ст. 32 ЖК РФ.
Кроме того, в судебное заседание доказательств утраты (повреждения) объекта культурного наследия в результате действий (бездействия) собственников либо иных лиц, не выполнивших требования к его сохранению, не представлено, в связи с чем, оснований для применения процедуры прекращения права собственности, предусмотренной ст. 54 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ у регионального органа охраны объектов культурного наследия не имелось.
Таким образом, бездействие администрации г. Барнаула, выразившееся в не издании распоряжения с указанием о дальнейшем использовании аварийного многоквартирного ...., сроках отселения физических и юридических лиц является незаконным.
В целях восстановления нарушенного права суд возлагает на административного ответчика обязанность издать распоряжение с указанием о дальнейшем использовании аварийного многоквартирного ...., сроках отселения физических и юридических лиц.
Учитывая изложенное, требования прокурора подлежат удовлетворению.
Оснований для оставления административного иска без рассмотрения по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 1 ст. 196 КАС РФ не имеется, поскольку наличие аварийного объекта свидетельствует о реальной опасности его самопроизвольного разрушения, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, нарушает право каждого на благоприятные и безопасные условия жизнедеятельности.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
административные исковые требования прокурора г. Барнаула – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации г. Барнаула, выразившееся в не издании распоряжения с указанием о дальнейшем использовании многоквартирного ...., сроках отселения физических и юридических лиц.
Возложить на администрацию г. Барнаула обязанность издать распоряжение с указанием о дальнейшем использовании многоквартирного дома № ...., сроках отселения физических и юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: О.А. Мальцева