Судья Грошева Н.А. Дело № 33-19994/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Бекловой Ж.В.,
судей Мизюлина Е.В., Цуркан Л.С.,
при секретаре Иванове Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 июля 2016 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Шатурского городского суда Московской области от 31 мая 2016 года по делу
по иску Л.В. к Министерству социального развития Московской области о признании права на обеспечение мерами социальной поддержки ребенка-инвалида,
заслушав доклад судьи Мизюлина Е.В.,
объяснения истицы, представителя ответчика,
УСТАНОВИЛА:
Истица обратилась в суд с иском к ответчику о признании незаконным решения Рошальского отдела социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области об отказе в предоставлении мер социальной поддержки ребенку-инвалиду С.А., <данные изъяты>.; признании за С.А., <данные изъяты> г.р., право на обеспечение всеми мерами социальной поддержки, предусмотренными для детей-инвалидов в Московской области, по месту фактического проживания, то есть по месту пребывания.
Мотивировала свои требования тем, что распоряжением отдела опеки попечительства по городскому округу Рошаль от 10.06.2015 <данные изъяты>-р несовершеннолетний С.А. принят на учёт по месту жительства приемных родителей. 10.07.2015 г. Межрайонным отделением ОУФМС России по Московской области в городском поселении Шатура несовершеннолетний С.А. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <данные изъяты> на срок до <данные изъяты>, то есть, до достижения им 18-летнего возраста. Согласно справке бюро <данные изъяты> ФКУ «ГБ МСЭ» по Московской области от 23.11.12 г. С.А., <данные изъяты> г.р., статус «ребёнок-инвалид» установлен до 15.10.2024 г. Решением Рошальского отдела социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области было отказано в предоставлении мер социальной поддержки ребенку-инвалиду С.А., <данные изъяты> г.р. Истица считает данный отказ незаконным, поскольку как житель Московской области, несовершеннолетний имеет право на обеспечение всеми мерами социальной поддержки, предусмотренными Законом Московской области от 12.01.2006 г. № 1-03 «О мерах социальной поддержки семей и детей в Московской области».
Ответчик иск не признал.
Решением суда исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ответчик просит в апелляционной жалобе решение суда отменить, вынести новое решение, которым в иске отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, как постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 38, ч. 1 и ч. 2 ст. 39 Конституции РФ материнство и детство находятся под защитой государства; каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей, на условиях, установленных законом.
Статьей 3 Федерального закона от 19.05.1995 года №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлена система видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, в число которых входит ежемесячное пособие на ребенка.
Согласно ч. 2 ст. 3, ст. 16 указанного Федерального закона размер, порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка, устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ.
В соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 8 Закона Московской области от 12.01.2006 г. № 1\2006 – ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области», право на ежемесячное пособие детям-инвалидам имеют: дети-инвалиды, имеющие одного родителя либо лицо, его заменяющее: ребенок-инвалид одинокой матери; ребенок-инвалид, потерявший единственного родителя, одного из родителей, или обоих родителей; ребенок-инвалид, оставшийся без попечения единственного родителя, одного из родителей или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав. Право на ежемесячное пособие детям-инвалидам определяется в порядке и на условиях, действующих на день обращения за его назначением.
Порядок назначения ежемесячного пособия детям-инвалидам установлен пунктами 35, 36 раздела III «Порядка назначения и выплаты социальных пособий в Московской области», утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 14.08.2012 года № 989\90, исходя их которых, ежемесячное пособие детям-инвалидам назначается и выплачивается территориальным структурным подразделением законному представителю по месту жительства ребенка-инвалида в Московской области, а также выписки из домовой книги или иной документ, подтверждающий количество лиц, зарегистрированных по месту жительства ребенка-инвалида и заявителя.
Согласно приказа ФМС России от 11.09.2012 г. № 288 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету в пределах РФ» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, регистрируются по месту пребывания в специализированных учреждениях (образовательных, социального обслуживания населения, системы здравоохранения и других аналогичных учреждениях), а также в общежитиях и жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, занимаемых семьей опекуна (попечителя) или приемной семьи, в порядке установленном Регламентом.
Судом установлено, что местом жительства (пребывания) несовершеннолетнего ребенка-инвалида С.А., <данные изъяты> г.р. определено с приемными родителями по адресу: <данные изъяты>.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что несовершеннолетний С.А. является ребенком-инвалидом, фактически проживает и имеет регистрацию до 2024 года по месту жительства опекунов в г.Рошаль Московской области, отсутствие постоянной регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина, а поскольку местом жительства С.А. и опекуна – истицы является Московская область, то меры социальной поддержки ребенку должны быть предоставлены по месту фактического проживания и регистрации – Министерством социального развития Московской области.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции исходя из следующего.
Из материалов дела усматривается, что <данные изъяты> постановлением главы г. Раменское С.А., <данные изъяты> года рождения, был передан на воспитание в учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение.
На основании распоряжения управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Коломна Л.В. и её супруг Д.А. являются приёмными родителями несовершеннолетнего ребёнка-инвалида С.А., <данные изъяты> г.р.
Личное дело несовершеннолетнего С.А., <данные изъяты> г.р., передано в отдел опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Шатурскому муниципальному району и городскому округу Рошаль для постановки на учет.
10.07.2015 Межрайонным отделением ОУФМС России по Московской области в городском поселении Шатура несовершеннолетний С.А. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <данные изъяты> на срок до 31 октября 2024 года.
В силу ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место жительство, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительство их законных представителей –родителей, усыновителей или опекунов.
В силу ст. 2 ФЗ РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах РФ» местом жительства признается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежития, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.
При таких обстоятельствах и принимая во внимание фактическое проживание несовершеннолетнего С.А. (ребенок-инвалид) и опекуна Л.В. в жилом помещении в г. Рошаль Московской области, меры социальной поддержки истице должны быть предоставлены субъектом Российской Федерации С.А. С.А. по месту фактического проживания и регистрации по месту пребывания Министерством социальной защиты населения Московской области.
Отсутствие у С.А. постоянной регистрации по месту жительства в Московской области не должно препятствовать в получении мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Московской области от 12.01.2006 г. № 1-03 «О мерах социальной поддержки семей и детей в Московской области», поскольку, действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, применены законы, подлежащие применению, в соответствии с положениями ст.67 ГПК РФ представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56, 67 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием к отмене законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шатурского городского суда Московской области от 31 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи