Решение по делу № 2-1073/2017 от 05.10.2017

                                                                                                         №2-1073/17

                                             Р Е Ш Е Н И Е     

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ                                                        

                                                      

04 декабря 2017 года                                                      с. Чалтырь Мясниковского района

                                                                                         Ростовской области

Мясниковский районный суд Ростовской области в составе: судьи Килафян Ж.В., при секретаре Согомоновой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Таганрогского транспортного прокурора к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», третье лицо - Северо-Кавказская дирекция пассажирских обустройств, о признании бездействия незаконным, обязании устранить выявленные недостатки,

                                                                   УСТАНОВИЛ:                     

Заместитель Таганрогского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц обратился в Мещанский районный суд г. Москвы с названным иском, указав, что Таганрогской транспортной прокуратурой совместно со специалистами Северо-Кавказского территориального филиала Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту проведена проверка исполнения Северо-Кавказской дирекцией пассажирских обустройств - структурным подразделением Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «РЖД» требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о защите прав потребителей. Установлено, что в деятельности Дирекции имеются нарушения требований указанного законодательства.

Проведенной проверкой установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданному 30.07.2007 Управлением Федеральной регистрационной службы по Ростовской области, в собственности ОАО «Российские железные дороги» находится производственно-технологический комплекс Ростовской дирекции по перевозке пассажиров в пригородном сообщении, направление Ростов-Таганрог-Успенская с 1337 км. ПК 5 по 1213 км. ПК 10, в составе: - пассажирская платформа Мокрый Чалтырь, четная-нечетная, литер 8-9, протяженностью 195-200 м., по адресу: Ростовская область, Мясниковский район, 1322 км., ПК5- 6;- пассажирская платформа Сафьяново четная-нечетная, литер 14-15, протяженностью 144-192 м., по адресу: Ростовская область, Мясниковский район, 1320 км., ПК 6;- посадочная платформа Мартыново четная-нечетная, литер 11-12, протяженностью 66-120 м., по адресу: Ростовская область, Мясниковский район, 1316 км., ПК1-2;- пассажирская платформа Недвиговка южного и северного направления, литер 18-19, протяженностью 200 м., по адресу: Ростовская область, Мясниковский район, 1314 км., ПК4-5;- пассажирская платформа Танаис четная-нечетная, литер 22-23, протяженностью 187-189 м., по адресу: Ростовская область, Мясниковский район, 1312 км., ПК7-8;

Указанное имущество находится на балансе Дирекции.

Согласно письму заместителя начальника Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» Дороховой И.В. от 23.11.2016, годовой пассажиропоток на пассажирской платформе Танаис составляет 121162 чел/год, пассажирской платформе Недвиговка - 152452 чел/год, пассажирской платформе Сафьяново - 79905 чел/год, посадочной платформе Мартыново - 18945 чел/год, пассажирской платформе Мокрый Чалтырь - 42370 чел/год.

Указанные остановочные пункты обслуживают поезда пригородного сообщения направлений Таганрог-Ростов-Таганрог. Согласно расписанию движения стоянка пригородных поездов предусмотрена длительностью 0,5 минут. Посадка, высадка пассажиров производится, в том числе в темное время суток.

В ходе проверки установлено следующее.

Пассажирская платформа «Танаис»:- в нарушение требований п. 3.2.8 Санитарных правилразрушено покрытие платформ на четном и нечетном направлениях;- в нарушение требований п. 29 Правил, п. 26 таблицы 5.1 ОСТ 32.120-98 уровень искусственной освещенности на поверхности пассажирской платформы составляет менее 3 люкс в точках замеров №№ 2, 4, 5, 6, 7, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 23, 24, 25, 26, 27, 28.Пассажирская платформа «Недвиговка»:- в нарушение требований п. 3.2.8 Санитарных правилразрушено покрытие платформ на нечетном направлении;- в нарушение требований п. 29 Правил, п. 26 таблицы 5.1 ОСТ 32.120-98 уровень искусственной освещенности на поверхности пассажирской платформы нечетного направления составляет менее 3 люкс в точках замеров №№ 2, 3, 5, 6, 7, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Отсутствует освещение на четном направлении. Посадочная платформа «Мартыново»:- в нарушение требований п. 3.2.8 Санитарных правилразрушено покрытие платформ на четном и нечетном направлениях;- в нарушение требований п. 29 Правил, п. 26 таблицы 5.1 ОСТ 32.120-98 система наружного освещения пассажирских платформ отсутствует. Пассажирская платформа «Сафьяново»:- в нарушение требований п. 3.2.8 Санитарных правил разрушено покрытие платформ на четном и нечетном направлениях; - в нарушение требований п. 29 Правил, п. 27 таблицы 5.1 ОСТ 32.120-98 уровень искусственной освещенности на поверхности пассажирской платформы нечетного направления составляет менее 2 люкс в точках замеров №№ 1, 2, 3, 5, 6, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Отсутствует освещение на четном направлении. Пассажирская платформа «Мокрый Чалтырь»: - в нарушение требований п. 3.2.8 Санитарных правил разрушено покрытие платформ на четном и нечетном направлениях; - в нарушение требований п. 29 Правил, п. 27 таблицы 5.1 ОСТ 32.120-98 уровень искусственной освещенности на поверхности пассажирской платформы четного направления составляет менее 2 люкс в точках замеров №№ 1, 2, 3, 5, 6, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Отсутствует освещение на нечетном направлении.

В силу п. 9 Устава открытого акционерного общества «Российские железные дороги», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 № 585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги», главными целями деятельности общества являются обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, осуществляемых (оказываемых) обществом, а также извлечение прибыли.

В соответствии с п. 9 Положения о Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «РЖД», утвержденного президентом ОАО «РЖД» от 06.02.2012 № 32, основными задачами Центральной дирекции являются предоставление услуг пользователям пригородной пассажирской инфраструктуры, ее содержание и реализация коммерческого потенциала пассажирских обустройств и прилегающих к ним территорий.

Подпунктом 6 пункта 10 указанного Положения предусмотрено, что Центральная дирекция в соответствии с возложенными на нее задачами организует работу по обеспечению безопасности движения поездов, выполнению требований законодательства Российской Федерации об охране труда, промышленной и пожарной безопасности, защите окружающей среды и предупреждению травмирования граждан.

Согласно п. 7 Положения о Северо-Кавказской дирекции пассажирских обустройств Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «РЖД», утвержденного 30.07.2014 начальником Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «РЖД» Мяготиным Б.П. (далее по тексту - Положение), основными задачами Дирекции являются оказание услуг по предоставлению инфраструктуры пригородного пассажирского комплекса, содержание пассажирских обустройств и прилегающих к ним территорий.

В силу п. 8 Положения Дирекция в соответствии с возложенными на нее задачами выполняет следующие функции: - оказывает услуги по предоставлению инфраструктуры пригородного пассажирского комплекса, в том числе для безопасной посадки/высадки пассажиров; - организует работу по содержанию, текущему и капитальному ремонту, строительству, реконструкции, эксплуатации и устойчивому функционированию объектов Дирекции; - организует работу по обеспечению безопасности движения поездов;- организует работу по предупреждению травмирования граждан на подведомственной территории; - планирует и выполняет мероприятия по повышению надежности работы объектов Дирекции и приведению их технического состояния в соответствие с Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.

Ненадлежащее содержание объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта создает опасность для здоровья и жизни граждан, пользующихся железнодорожным транспортом, и создает угрозу причинения вреда их имуществу.

Таким образом, ОАО «Российские железные дороги» пренебрежительно относится к выполнению возложенных на него законодательством обязанностей.

Неопределенный круг лиц - это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Ненадлежащее содержание объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта создает опасность для здоровья и жизни граждан, пользующихся железнодорожным транспортом, и создает угрозу причинения вреда их имуществу. На основании изложенного, заместитель Таганрогского транспортного прокурора просит суд: - признать незаконным бездействие открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице его филиала Центральной дирекции пассажирских обустройств, структурным подразделением которого является Северо-Кавказская дирекция пассажирских обустройств, в части несоблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о защите прав потребителей; - обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице его филиала - Центральной дирекции пассажирских обустройств, структурным подразделением которого является Северо-Кавказская дирекция пассажирских обустройств, в соответствии с п. 29 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.2010 № 286, п.п. 26, 27 таблицы 5.1 ОСТ 32.120-98 «Нормы искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта», обеспечить уровень искусственного освещения не менее 3 люкс на поверхности пассажирских платформ «Танаис», «Недвиговка», «Мартыново», а также не менее 2 люкс на поверхности пассажирских платформ «Сафьяново», «Мокрый Чалтырь», в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда; - обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице его филиала - Центральной дирекции пассажирских обустройств, структурным подразделением которого является Северо-Кавказская дирекция пассажирских обустройств, привести в соответствие с требованиями п. 3.2.8 СП 2.5.1198-03. 2.5 «Гигиена и эпидемиология на транспорте. Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденных 03.03.2003 Главным государственным санитарным врачом РФ, поверхность и покрытие платформ на железнодорожных пассажирских платформах: «Танаис» на четном и нечетном направлениях; «Недвиговка» на нечетном направлении; «Мартыново» на четном и нечетном направлениях; «Сафьяново» на четном и нечетном направлениях; «Мокрый Чалтырь» на четном и нечетном направлениях путем восстановления покрытия и устранения выбоин в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

11.09.2017 года определением Мещанского районного суда г. Москвы указанное гражданское дело было передано по подсудности в Мясниковский районный суд Ростовской области.

Впоследствии истец уточнил исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просит суд: - признать незаконным бездействие открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице его филиала Центральной дирекции пассажирских обустройств, структурным подразделением которого является Северо-Кавказская дирекция пассажирских обустройств, в части несоблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о защите прав потребителей; -обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице его филиала Центральной дирекции пассажирских обустройств, структурным подразделением которого является Северо-Кавказская дирекция пассажирских обустройств, привести в соответствие с требованиями п. 3.2.8 СП 2.5.1198-03. 2.5. «Гигиена и эпидемиология на транспорте. Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденных 03.03.2003 Главным государственным санитарным врачом РФ, поверхность и покрытие платформ на железнодорожных остановочных пунктах «Танаис», «Мартыново» и «Сафьяново», путем восстановления покрытия и устранения выбоин в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда. - обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице его филиала - Центральной дирекции пассажирских обустройств, структурным подразделением которого является Северо-Кавказская дирекция пассажирских обустройств, в соответствии с п. 29 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.2010 № 286, п.п. 26, 27 таблицы 5.1 ОСТ 32.120-98 «Нормы искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта», обеспечить уровень искусственного освещения не менее 3 люкс на поверхности пассажирских платформ «Танаис», «Недвиговка», «Мартыново», а также не менее 2 люкс на поверхности пассажирских платформ «Сафьяново», «Мокрый Чалтырь», в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

В судебном заседании помощник прокурора Маштаков Р.В. заявленные исковые требования в уточненном виде поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.

        Представитель ответчика по доверенности Колесов М.В. в судебном заседании иск не признал, просил в его удовлетворении отказать, поддержав ранее приобщенный в материалы дела отзыв, в котором указано следующее: уровень искусственного освещения на поверхности пассажирских платформ «Танаис», «Недвиговка», «Сафьяново» составляет более 3 люкс, при этом на о.п. «Мартыново» и «Мокрый Чалтырь» установлена система освещения, подключение системы освещения будет осуществлено в срок до 31 декабря 2017 г. Приведение поверхности и покрытия платформ на о.п. «Танаис» в соответствие с требованиями норм действующего законодательства запланировано в срок до 31 декабря 2017 г., на о.п. «Мартыново» - в срок до 30 июня 2018 г., на о.п. «Сафьяново» - в срок до 31 декабря 2017 г. На о.п. «Недвиговка» ремонт поверхности обеих платформ завершен, покрытие приведено в соответствие с требованиями законодательства. Также завершен ремонт на платформе нечетного направления о.п. «Мокрый Чалтырь». На платформе четного направления о.п. «Мокрый Чалтырь» ремонт покрытия платформы будет завершен в срок до 30 ноября 2017 г. Кроме того, следует обратить внимание суда на то обстоятельство, что согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» перевозки пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации». истцом не представлено доказательств того, что дефекты платформы носят критический характер, учитывая, что ОАО «РЖД» ведутся работы по приведению платформ в соответствие с Правилами. В связи с чем исковые требования не подлежат удовлетворению. Данная позиция нашла отражение в апелляционном определении Свердловского областного суда от 18 ноября 2016 г. по делу № 33-20564/2016. Также ОАО «РЖД» считает, что прокурор, подавая иск, вмешивается в хозяйственную деятельность ОАО «РЖД», поскольку строительство в Компании осуществляется в соответствии с инвестиционной программой ОАО «РЖД», утвержденной Правительством Российской Федерации. Предъявление иска нарушает баланс финансовых возможностей компании, а также процесс государственного регулирования деятельности ОАО «РЖД», поскольку ОАО «РЖД» является обществом со 100% государственным участием, инвестиционную программу которого утверждает Правительство Российской Федерации. Российская Федерация в лице Правительства Российской Федерации, как единственный учредитель и акционер, определяет приоритетные направления развития и деятельности ОАО «РЖД» как стратегически важной отрасли. Утверждая инвестиционную программу, Правительство Российской Федерации руководствуется выполнением задач, поставленных Президентом Российской Федерации, а также наиболее значимыми и актуальными национальными интересами. В частности, инвестиционная программа ОАО «РЖД» на 2015 - 2017 годы направлена на реализацию таких проектов как развитие Восточного полигона (БАМа и Транссиба), развитие железнодорожной инфраструктуры Московского транспортного узла, обновление парка подвижного состава, обеспечение эксплуатационной надежности и безопасности перевозочного процесса. Также инвестиционная программа включает реализацию требований природоохранного законодательства, сокращение техногенного воздействия на окружающую среду, выполнение мероприятий по созданию безопасных условий перехода граждан через железнодорожные пути, устройству ограждений вдоль железнодорожного полотна для предотвращения выхода граждан в зону движения поездов и т.д. Предъявление таких исков идет в ущерб безопасности граждан, так как существует целый ряд железнодорожных станций и остановочных пунктов, на которых пассажиропоток, а также интенсивность движения поездов существенно выше, чем на объектах, в отношении которых предъявлен иск. В связи с увеличением количества таких исков ОАО «РЖД» было направлено обращение в Межрегиональную транспортную прокуратуру. С целью объективного рассмотрения данного обращения прокуратурой изучена надзорная деятельность районных транспортных прокуроров, а также получена позиция Минтранса России, который делает однозначный вывод о том, что финансовых средств, предусмотренных инвестиционной программой, в том числе для строительства объектов по искам прокуроров явно недостаточно. Изложенное подтверждает позицию о том, что прокуратура, предъявляя такие иски, вмешивается в хозяйственную деятельность ОАО «РЖД», подменяя тем самым Правительство Российской Федерации. ОАО «РЖД» считает, что прокурором не исполнена обязанность доказывания по данному гражданскому делу. Таким образом, сторонами договора перевозки пассажира являются перевозчик и пассажир. В статье 2 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» даются следующие понятия перевозчика, пассажира, а также отдельно выделяется владелец инфраструктуры: перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж или не принадлежащий им порожний грузовой вагон (далее -порожний грузовой вагон) из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж, порожний грузовой вагон управомоченному на его получение лицу (получателю); пассажир - физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, владелец инфраструктуры - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или на ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании соответствующего договора. В данном случае ОАО «РЖД» не осуществляет перевозку граждан железнодорожным транспортом ни в дальнем, ни в пригородном сообщении и, соответственно, не отвечает перед пассажирами за качество услуги, оказываемой другими юридическими лицами (перевозчиками - АО «ФПК» или пригородными компаниями). Поскольку компания не является ни одним из вышеперечисленных участников отношений в сфере защиты прав потребителей, по этой причине ссылки прокурора на данный закон необоснованны. Прокурором неверно определены интересы лиц, в защиту которых он обратился. Ссылки прокурора на ст. 20 ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ», а также на Правила оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2003 г. № 703, необоснованны. Статья 20 названного закона регулирует организацию обеспечения безопасности движения, эксплуатации железнодорожного транспорта и иных технических средств. Исходя из положений статьи 2 того же закона, раскрывающей понятие «безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта», следует, что статья 20 содержит требования к безопасности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава и не регулирует отношения по содержанию платформ и иных объектов инфраструктуры. Предметом регулирования Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2003 г. № 703, являются порядок и условия взаимодействия перевозчика и владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при оказании услуг по использованию инфраструктуры для осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа, в том числе порядок доступа перевозчиков к инфраструктуре в условиях отсутствия ограничений ее пропускной способности. Таким образом, в сферу действия названных правил не входят отношения по оказанию услуг перевозки. Пассажир не является стороной договора на оказание услуг по использованию инфраструктуры и не участвует в данных отношениях в каком-либо качестве. Прокурор не представил доказательств того, что наличие неровностей на покрытии платформ нарушает права и свободы граждан-потребителей услуг железнодорожного транспорта. Несоблюдение Правил технической эксплуатации железных дорог само по себе нарушением прав и свобод граждан не является. Также ОАО «РЖД» считает, что у прокурора отсутствует право на предъявление настоящего иска, поскольку контроль за соблюдением технических норм возложен на Ространснадзор. В соответствии со ст. 20 ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» государственный контроль (надзор) на железнодорожном транспорте осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору в области железнодорожного транспорта. Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 398, Ространснадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору), в том числе в сфере железнодорожного транспорта, а также обеспечения транспортной безопасности. Прокурор такими полномочиями не наделен. Доводы прокурора о нарушении прав неопределенного круга лиц не подтверждены техническими обоснованиями и заключениями компетентных специалистов. Данная позиция нашла свое отражение в решении Ленинского районного суда г. Владивостока от 26 мая 2011 г. по делу № 2-162/2011.

          Выслушав стороны, изучив представленные материалы, суд находит иск подлежащим удовлетворению, при этом руководствуется следующим:

          В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Установлено, что Таганрогской транспортной прокуратурой совместно со специалистами Северо-Кавказского территориального филиала Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту проведена проверка исполнения Северо-Кавказской дирекцией пассажирских обустройств - структурным подразделением Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «РЖД» требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о защите прав потребителей, вследствие чего были выявлены нарушения.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданному 30.07.2007 Управлением Федеральной регистрационной службы по Ростовской области, в собственности ОАО «Российские железные дороги» находится производственно-технологический комплекс Ростовской дирекции по перевозке пассажиров в пригородном сообщении, направление Ростов-Таганрог-Успенская с 1337 км. ПК 5 по 1213 км. ПК 10, в составе: - пассажирская платформа Мокрый Чалтырь, четная-нечетная, литер 8-9, протяженностью 195-200 м., по адресу: Ростовская область, Мясниковский район, 1322 км., ПК5- 6; - пассажирская платформа Сафьяново четная-нечетная, литер 14-15, протяженностью 144-192 м., по адресу: Ростовская область, Мясниковский район, 1320 км., ПК 6; - посадочная платформа Мартыново четная-нечетная, литер 11-12, протяженностью 66-120 м., по адресу: Ростовская область, Мясниковский район, 1316 км., ПК1-2; - пассажирская платформа Недвиговка южного и северного направления, литер 18-19, протяженностью 200 м., по адресу: Ростовская область, Мясниковский район, 1314 км., ПК4-5; - пассажирская платформа Танаис четная-нечетная, литер 22-23, протяженностью 187-189 м., по адресу: Ростовская область, Мясниковский район, 1312 км., ПК7-8; Указанное имущество находится на балансе Дирекции.

Согласно письму заместителя начальника Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» Дороховой И.В. от 23.11.2016, годовой пассажиропоток на пассажирской платформе Танаис составляет 121162 чел/год, пассажирской платформе Недвиговка - 152452 чел/год, пассажирской платформе Сафьяново - 79905 чел/год, посадочной платформе Мартыново - 18945 чел/год, пассажирской платформе Мокрый Чалтырь - 42370 чел/год.

Указанные остановочные пункты обслуживают поезда пригородного сообщения направлений Таганрог-Ростов-Таганрог. Согласно расписанию движения стоянка пригородных поездов предусмотрена длительностью 0,5 минут. Посадка, высадка пассажиров производится, в том числе в темное время суток.

Частью 7 ст. 3 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» закреплено, что пассажиры, а также физические лица, имеющие намерение воспользоваться или пользующиеся услугами по перевозкам пассажиров, багажа, грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, как потребители пользуются всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.

В силу ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон) функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из принципов устойчивости работы железнодорожного транспорта, доступности, безопасности и качества оказываемых услуг.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы услуга была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

Частью 2 ст. 784 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В силу чч. 1, 2 ст. 80 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, пассажирских платформах и в поездах, сохранность перевозимых багажа, грузобагажа, движение пассажирских поездов в соответствии с расписанием, своевременную доставку багажа, грузобагажа.

Вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.

Частью 1 ст. 21 Закона предусмотрено, что железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути не общего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности.

Согласно ч. 1 ст. 22.1 Закона на железнодорожном транспорте общего пользования работы по обеспечению промышленной безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляются владельцами инфраструктур, перевозчиками и организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими вспомогательные работы (услуги) при перевозках железнодорожным транспортом, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 16 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.2010 № 286 (далее по тексту - Правила), инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения, устройства, механизмы и оборудование железнодорожного транспорта должны содержаться их владельцами в исправном техническом состоянии.

В силу п. 17 Правил сооружения, устройства, механизмы и оборудование железнодорожного транспорта должны соответствовать утвержденной проектной и конструкторской документации. Владелец сооружений, устройств, механизмов и оборудования железнодорожного транспорта должен иметь на них техническую документацию.

Сооружения, устройства, механизмы, оборудование железнодорожного транспорта, специальные программные средства, используемые для организации перевозочного процесса, должны соответствовать техническим регламентам, нормам и правилам, регулирующим отдельные вопросы эксплуатации железнодорожного транспорта, требованиям безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, сохранности перевозимых грузов, охраны труда, экологической и пожарной безопасности, санитарным нормам и законодательству Российской Федерации об охране окружающей среды, а также Правилам.

Согласно п. 29 Правил здания, платформы и другие сооружения и устройства, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны обеспечивать безопасное выполнение операций, связанных с перевозками и обслуживанием пассажиров и других лиц. На пассажирских остановочных пунктах должны освещаться места посадки пассажиров в вагоны и высадки из вагонов и помещения для пассажиров.

В соответствии с п. 3.2.8 СП 2.5.1198-03. 2.5 «Гигиена и эпидемиология на транспорте. Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденных 03.03.2003 Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации (далее - Санитарные правила), поверхность платформ должна быть ровной, без выбоин, не допускающей травматизма пассажиров и скопления воды, а покрытие - обладать противоскользящими свойствами.

В силу ОСТ 32.120-98 «Нормы искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта», требования которого являются обязательными при проектировании, реконструкции и модернизации искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта, уровни освещенности открытых территорий, станционных путей и искусственных сооружений железнодорожного транспорта должны обеспечиваться независимо от типа источника света в осветительном приборе.

Пунктами 26, 27 таблицы 5.1 ОСТ 32.120-98 «Нормы искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта» (далее - ОСТ 32.120-98) установлены нормы освещенности открытых территорий, станционных путей и искусственных сооружений на пассажирских платформах железнодорожных станций со средним пассажиропотоком до 700000 человек в год.

Согласно п. 26 таблицы 5.1 ОСТ 32.120-98 на пассажирских платформах железнодорожных станций со средним пассажиропотоком от 100000 до 700000 человек в год, освещенность на поверхности платформы должна составлять не менее 3 лк.

В соответствии с п. 27 таблицы 5.1 ОСТ 32.120-98 «Нормы искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта» на пассажирских платформах железнодорожных станций со средним пассажиропотоком до 100000 человек в год, освещенность на поверхности платформы должна составлять не менее 2 лк.

           В связи с изложенным и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд                                        

      

                                                                РЕШИЛ:

        Иск заместителя Таганрогского транспортного прокурора к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», третье лицо - Северо-Кавказская дирекция пассажирских обустройств, о признании бездействия незаконным, обязании устранить выявленные недостатки, удовлетворить.

        Признать незаконным бездействие ОАО «РЖД» в лице его филиала Центральной дирекции пассажирских обустройств, структурным подразделением которого является Северо-Кавказская дирекция пассажирских обустройств в части несоблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о защите прав потребителей.

        Обязать ОАО «РЖД» в лице его филиала Центральной дирекции пассажирских обустройств, структурным подразделением которого является Северо-Кавказская дирекция пассажирских обустройств, привести в соответствие с требованиями п. 3.2.8 СП 2.5.1198-03.2.5 «Гигиена и эпидемиология на транспорте. Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденных 03.03.2003 года Главным государственным санитарным врачом РФ, поверхность и покрытие платформ на железнодорожных остановочных пунктах «Танаис», «Мартыново» и «Сафьяново», путем восстановления покрытия и устранения выбоин в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

        Обязать ОАО «РЖД» в лице его филиала Центральной дирекции пассажирских обустройств, структурным подразделением которого является Северо-Кавказская дирекция пассажирских обустройств, в соответствии с п.29 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.2010 года №286, п.п.26,27 таблицы 5.1 ОСТ 32.120-98 «Нормы искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта», обеспечить уровень искусственного освещения не менее 3 люкс на поверхности пассажирских платформ «Танаис», «Недвиговка», «Мартыново», а так же не менее 2 люкс на поверхности пассажирских платформ «Сафьяново», «Мокрый Чалтырь», в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

        Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Мясниковский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

        Решение суда в окончательной форме изготовлено 11 декабря 2017 года.

                          

                          Судья                                                                         Килафян Ж.В.

2-1073/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель Таганрогского транспортного прокурора
Ответчики
ОАО "РЖД"
Другие
Маштаков Р.В.
Колесов М.В.
Северо-Кавказская дирекция пассажирских обустройств -структурное подразделение Центральной дирекцции пассажирских благоу
Суд
Мясниковский районный суд Ростовской области
Дело на странице суда
myasnikovsky.ros.sudrf.ru
05.10.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
05.10.2017Передача материалов судье
10.10.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.10.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.10.2017Судебное заседание
14.11.2017Судебное заседание
04.12.2017Судебное заседание
04.12.2017Судебное заседание
11.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее