Дело № 2а-1307/2020
УИД 76RS0014-01-2020-000687-19
Изготовлено 28.07.2020г.
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Ярославль 14 июля 2020 года
Кировский районный суд г. Ярославля в составе
председательствующего судьи Нуваховой О.А.
при секретаре Блохиной А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Козловой Светланы Юрьевны к МКУ «Агентство по аренде земельных участков, организации торгов и приватизации муниципального жилищного фонда» города Ярославля об оспаривании отказа в перерасчете арендной платы, возложении обязанности произвести перерасчет
УСТАНОВИЛ:
Козлова С.Ю. обратилась в суд с административным исковым заявлением к МКУ «Агентство по аренде земельных участков, организации торгов и приватизации муниципального жилищного фонда» города Ярославля, в котором просила признать незаконным решение об отказе в перерасчете арендной платы по соглашению № 1 к договору аренды земельного участка № 25780-МЛ от 16.03.2017г., обязать административного ответчика произвести перерасчет размера годовой арендной платы исходя из кадастровой стоимости земельного участка по формуле: «кадастровая стоимость земельного участка Х 1.5 %.
В обоснование административных исковых требований указала, что является собственником ? доли в праве собственности на нежилые помещения, расположенные в административном здании по адресу: <адрес>. На основании соглашения № 1 к договору № 25780-МЛ аренды находящегося в муниципальной собственности земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора от 16.03.2017г. земельный участок, находящийся в собственности города Ярославля общей площадью 1187 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> представлен в аренду для размещения административного здания. Приказом КУМИ мэрии г.Ярославля от 26.12.2019 г. в предоставлении указанного земельного участка в долевую собственность за плату было отказано, поскольку собственником помещений в здании, расположенном на испрашиваемом земельном участке, наряду с иными лицами, является город Ярославль, приватизация земельного участка с участием публичного собственника противоречит действующему законодательству.
Административный истец обратилась с заявлением в МКУ «Агентство по аренде земельных участков, организации торгов и приватизации муниципального жилищного фонда» города Ярославля, в котором просила изменить ставку арендной платы за земельный участок, произвести перерасчет арендной платы по формуле: «кадастровая стоимость земельного участка Х 1.5 %, и определить размер арендной платы в соответствии с указанной формулой. В ответном письме от 13.02.2020 N 1259 в удовлетворении ее заявления было отказано. С данным отказом административный истец не согласна, считает, что имеет право на перерасчет стоимости арендной платы взимаемой по договору аренды в соответствии в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", поскольку имеются ограничения права на приобретение в собственность земельного участка.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Никулина Н.Б., КУМИ мэрии г.Ярославля, ЗАО «Ремсервис».
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Коляда О.И. административные исковые требования поддержал по доводам иска, дополнительно пояснил, что спорный земельный участок имеет ограничения на приобретение в собственность, то есть входит в перечень земельных участков, на которые распространяется 1,5% от кадастровой стоимости участка при определении размера арендной платы.
Представитель административного ответчика МКУ «Агентство по аренде земельных участков, организации торгов и приватизации муниципального жилищного фонда» города Ярославля в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв, согласно которому административные исковые требования не признает, указывает, что арендная плата установлена сторонами в соглашении о присоединении к договору аренды земельного участка, оснований для применении льготной арендной платы не имеется.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.
По делу установлено, что Козлова С.Ю. является собственником ? доли в праве собственности на нежилые помещения, расположенные в административном здании по адресу: <адрес> Собственником второй доли в праве собственности на нежилые помещения является Никулина Н.Б. Также в указанном административном здании собственниками других помещений являются ЗАО «Ремсервис», город Ярославль.
16 марта 2017 года между департаментом архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля в лице МКУ «Агентство по аренде земельных участков города Ярославля» и Козловой С.Ю. заключено соглашение о присоединении № 1 к договору № 25780-МЛ аренды находящегося в государственной собственности земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора, по условиям которого, земельный участок, находящийся в собственности города Ярославля, общей площадью 1187 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> в Дзержинском районе, передан в аренду, с видом разрешенного использования: административное здание.
Приказом КУМИ мэрии г.Ярославля от 26.12.2019 г. в предоставлении указанного земельного участка в долевую собственность за плату Козловой С.Ю. было отказано, поскольку собственником помещений в здании, расположенном на испрашиваемом земельном участке, наряду с иными лицами, является город Ярославль, приватизация земельного участка с участием публичного собственника противоречит действующему законодательству.
По мнению административного истца, поскольку в здании имеются помещения принадлежащие городу Ярославлю, у иных собственников имеются ограничения на право приобретения земельного участка в собственность, то есть земельный участок ограничен в обороте, к договору аренды на земельный участок должен применяться расчет арендной платы исходя из 1,5 процента от кадастровой стоимости.
Административный истец обратилась с заявлением в МКУ «Агентство по аренде земельных участков, организации торгов и приватизации муниципального жилищного фонда» города Ярославля в котором просила изменить ставки аренды платы за земельный участок, произвести перерасчет арендной платы по формуле: «кадастровая стоимость земельного участка Х 1.5 %, и определить размер арендной платы в соответствии с указанной формулой, ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации"
В ответном письме от 13.02.2020 N 1259 в удовлетворении ее заявления МКУ «Агентство по аренде земельных участков, организации торгов и приватизации муниципального жилищного фонда» города Ярославля отказал.
Согласно пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 39.7 ЗК РФ, размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из основных принципов, к числу которых отнесен принцип учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
Постановлением N 582 среди прочих закреплен принцип учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют (принцип N 7).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 N 531 были внесены изменения в подпункт "г" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, согласно которым арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в процентах: 1,5 процента в отношении земельного участка в случаях, не указанных в подпунктах "а" - "в" пункта 3 и пункте 5 настоящих Правил, предоставленного собственнику зданий, сооружений, право которого на приобретение в собственность земельного участка ограничено законодательством Российской Федерации, но не выше размера земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
Согласно позиции, изложенной "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019), принцип N 7, закрепленный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", применяется исключительно в случаях аренды земельных участков, относящихся к перечню, установленному п. 5 ст. 27 ЗК РФ (земельные участки, ограниченные в обороте).
Статья 27 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает виды земель, на которые распространяются ограничения оборотоспособности земельных участков. Перечень ограниченных в обороте находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков определен пунктом 5 данной статьи.
Согласно п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи; из состава земель лесного фонда; в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками; не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований; предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения; занятые объектами космической инфраструктуры; расположенные под объектами гидротехнических сооружений; предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств; загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли; расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд; в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Вид разрешенного использования арендуемого административным истцом земельного участка – под административное здание, то есть земельный участок не относится к землям, ограниченным в обороте в соответствии с пунктом 5 статьи 27 Земельного кодекса. В связи с чем, на его не распространяет свое действие подпункт "г" пункта 3 постановления N 582 о принципах определения арендной платы.
То обстоятельство, что административный истец не имеет возможности приобрести спорный земельный участок в собственность, не является основанием считать данный земельный участок как ограниченный в обороте. Перечень земельных участков является закрытым и расширительному толкованию не подлежит. Принцип №7, содержащейся в постановлении Правительства N 582, к земельным участкам, как ограниченным в обороте ввиду невозможности его выкупа в частную собственность, не применим.
Таким образом, с учетом изложенного, суд приходит к выводу, что МКУ «Агентство по аренде земельных участков, организации торгов и приватизации муниципального жилищного фонда» города Ярославля отказало административному истцу в перерасчете арендной платы правильно, законных оснований для установления арендной платы исходя из кадастровой стоимости земельного участка по формуле: кадастровая стоимость х 1,5 %, не имеется.
Оспариваемое решение МКУ «Агентство по аренде земельных участков, организации торгов и приватизации муниципального жилищного фонда» города Ярославля является законным и обоснованным, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы истицы.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административные исковые требования Козловой Светланы Юрьевны к МКУ «Агентство по аренде земельных участков, организации торгов и приватизации муниципального жилищного фонда» города Ярославля об оспаривании отказа в перерасчете арендной платы, возложении обязанности произвести перерасчет оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Кировский районный суд города Ярославля
Судья |
О.А.Нувахова |