Решение по делу № 2а-1307/2020 от 05.03.2020

Дело № 2а-1307/2020

УИД 76RS0014-01-2020-000687-19

Изготовлено 28.07.2020г.

Р Е Ш Е Н И Е


И М Е Н Е М РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Ярославль 14 июля 2020 года

    Кировский районный суд г. Ярославля в составе

председательствующего судьи Нуваховой О.А.

при секретаре Блохиной А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Козловой Светланы Юрьевны к МКУ «Агентство по аренде земельных участков, организации торгов и приватизации муниципального жилищного фонда» города Ярославля об оспаривании отказа в перерасчете арендной платы, возложении обязанности произвести перерасчет

УСТАНОВИЛ:

Козлова С.Ю. обратилась в суд с административным исковым заявлением к МКУ «Агентство по аренде земельных участков, организации торгов и приватизации муниципального жилищного фонда» города Ярославля, в котором просила признать незаконным решение об отказе в перерасчете арендной платы по соглашению № 1 к договору аренды земельного участка № 25780-МЛ от 16.03.2017г., обязать административного ответчика произвести перерасчет размера годовой арендной платы исходя из кадастровой стоимости земельного участка по формуле: «кадастровая стоимость земельного участка Х 1.5 %.

В обоснование административных исковых требований указала, что является собственником ? доли в праве собственности на нежилые помещения, расположенные в административном здании по адресу: <адрес>. На основании соглашения № 1 к договору № 25780-МЛ аренды находящегося в муниципальной собственности земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора от 16.03.2017г. земельный участок, находящийся в собственности города Ярославля общей площадью 1187 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> представлен в аренду для размещения административного здания. Приказом КУМИ мэрии г.Ярославля от 26.12.2019 г. в предоставлении указанного земельного участка в долевую собственность за плату было отказано, поскольку собственником помещений в здании, расположенном на испрашиваемом земельном участке, наряду с иными лицами, является город Ярославль, приватизация земельного участка с участием публичного собственника противоречит действующему законодательству.

Административный истец обратилась с заявлением в МКУ «Агентство по аренде земельных участков, организации торгов и приватизации муниципального жилищного фонда» города Ярославля, в котором просила изменить ставку арендной платы за земельный участок, произвести перерасчет арендной платы по формуле: «кадастровая стоимость земельного участка Х 1.5 %, и определить размер арендной платы в соответствии с указанной формулой. В ответном письме от 13.02.2020 N 1259 в удовлетворении ее заявления было отказано. С данным отказом административный истец не согласна, считает, что имеет право на перерасчет стоимости арендной платы взимаемой по договору аренды в соответствии в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", поскольку имеются ограничения права на приобретение в собственность земельного участка.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Никулина Н.Б., КУМИ мэрии г.Ярославля, ЗАО «Ремсервис».

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Коляда О.И. административные исковые требования поддержал по доводам иска, дополнительно пояснил, что спорный земельный участок имеет ограничения на приобретение в собственность, то есть входит в перечень земельных участков, на которые распространяется 1,5% от кадастровой стоимости участка при определении размера арендной платы.

Представитель административного ответчика МКУ «Агентство по аренде земельных участков, организации торгов и приватизации муниципального жилищного фонда» города Ярославля в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв, согласно которому административные исковые требования не признает, указывает, что арендная плата установлена сторонами в соглашении о присоединении к договору аренды земельного участка, оснований для применении льготной арендной платы не имеется.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.

По делу установлено, что Козлова С.Ю. является собственником ? доли в праве собственности на нежилые помещения, расположенные в административном здании по адресу: <адрес> Собственником второй доли в праве собственности на нежилые помещения является Никулина Н.Б. Также в указанном административном здании собственниками других помещений являются ЗАО «Ремсервис», город Ярославль.

16 марта 2017 года между департаментом архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля в лице МКУ «Агентство по аренде земельных участков города Ярославля» и Козловой С.Ю. заключено соглашение о присоединении № 1 к договору № 25780-МЛ аренды находящегося в государственной собственности земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора, по условиям которого, земельный участок, находящийся в собственности города Ярославля, общей площадью 1187 кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> в Дзержинском районе, передан в аренду, с видом разрешенного использования: административное здание.

Приказом КУМИ мэрии г.Ярославля от 26.12.2019 г. в предоставлении указанного земельного участка в долевую собственность за плату Козловой С.Ю. было отказано, поскольку собственником помещений в здании, расположенном на испрашиваемом земельном участке, наряду с иными лицами, является город Ярославль, приватизация земельного участка с участием публичного собственника противоречит действующему законодательству.

По мнению административного истца, поскольку в здании имеются помещения принадлежащие городу Ярославлю, у иных собственников имеются ограничения на право приобретения земельного участка в собственность, то есть земельный участок ограничен в обороте, к договору аренды на земельный участок должен применяться расчет арендной платы исходя из 1,5 процента от кадастровой стоимости.

Административный истец обратилась с заявлением в МКУ «Агентство по аренде земельных участков, организации торгов и приватизации муниципального жилищного фонда» города Ярославля в котором просила изменить ставки аренды платы за земельный участок, произвести перерасчет арендной платы по формуле: «кадастровая стоимость земельного участка Х 1.5 %, и определить размер арендной платы в соответствии с указанной формулой, ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации"

В ответном письме от 13.02.2020 N 1259 в удовлетворении ее заявления МКУ «Агентство по аренде земельных участков, организации торгов и приватизации муниципального жилищного фонда» города Ярославля отказал.

Согласно пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 39.7 ЗК РФ, размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из основных принципов, к числу которых отнесен принцип учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.

Постановлением N 582 среди прочих закреплен принцип учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют (принцип N 7).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 N 531 были внесены изменения в подпункт "г" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, согласно которым арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в процентах: 1,5 процента в отношении земельного участка в случаях, не указанных в подпунктах "а" - "в" пункта 3 и пункте 5 настоящих Правил, предоставленного собственнику зданий, сооружений, право которого на приобретение в собственность земельного участка ограничено законодательством Российской Федерации, но не выше размера земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.

Согласно позиции, изложенной "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019), принцип N 7, закрепленный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", применяется исключительно в случаях аренды земельных участков, относящихся к перечню, установленному п. 5 ст. 27 ЗК РФ (земельные участки, ограниченные в обороте).

Статья 27 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает виды земель, на которые распространяются ограничения оборотоспособности земельных участков. Перечень ограниченных в обороте находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков определен пунктом 5 данной статьи.

Согласно п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи; из состава земель лесного фонда; в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками; не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований; предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения; занятые объектами космической инфраструктуры; расположенные под объектами гидротехнических сооружений; предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств; загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли; расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд; в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Вид разрешенного использования арендуемого административным истцом земельного участка – под административное здание, то есть земельный участок не относится к землям, ограниченным в обороте в соответствии с пунктом 5 статьи 27 Земельного кодекса. В связи с чем, на его не распространяет свое действие подпункт "г" пункта 3 постановления N 582 о принципах определения арендной платы.

То обстоятельство, что административный истец не имеет возможности приобрести спорный земельный участок в собственность, не является основанием считать данный земельный участок как ограниченный в обороте. Перечень земельных участков является закрытым и расширительному толкованию не подлежит. Принцип №7, содержащейся в постановлении Правительства N 582, к земельным участкам, как ограниченным в обороте ввиду невозможности его выкупа в частную собственность, не применим.

Таким образом, с учетом изложенного, суд приходит к выводу, что МКУ «Агентство по аренде земельных участков, организации торгов и приватизации муниципального жилищного фонда» города Ярославля отказало административному истцу в перерасчете арендной платы правильно, законных оснований для установления арендной платы исходя из кадастровой стоимости земельного участка по формуле: кадастровая стоимость х 1,5 %, не имеется.

Оспариваемое решение МКУ «Агентство по аренде земельных участков, организации торгов и приватизации муниципального жилищного фонда» города Ярославля является законным и обоснованным, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы истицы.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административные исковые требования Козловой Светланы Юрьевны к МКУ «Агентство по аренде земельных участков, организации торгов и приватизации муниципального жилищного фонда» города Ярославля об оспаривании отказа в перерасчете арендной платы, возложении обязанности произвести перерасчет оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Кировский районный суд города Ярославля

Судья

О.А.Нувахова

2а-1307/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Козлова Светлана Юрьевна
Ответчики
Мэрия г. Ярославля
МКУ "Агентство по аренде земельных участков, организации торгов и приватизации мцниципального жилищного фонда"
Другие
Никулина Наталья Борисовна
Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля
ЗАО "Ремсервис" г. Ярославля
Суд
Кировский районный суд г. Ярославль
Судья
Нувахова Ольга Анатольевна
Дело на странице суда
kirovsky.jrs.sudrf.ru
05.03.2020Регистрация административного искового заявления
06.03.2020Передача материалов судье
10.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
10.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.04.2020Судебное заседание
21.05.2020Судебное заседание
21.05.2020Судебное заседание
23.06.2020Судебное заседание
23.06.2020Судебное заседание
14.07.2020Судебное заседание
28.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.08.2020Дело оформлено
08.09.2020Дело передано в архив
14.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее