Решение по делу № 2-2230/2016 от 20.04.2016

Решение изготовлено в полном объеме 18.08.2016 года

Дело № 2-2230/16

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«15» августа 2016 года                      г. Чехов

Чеховский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Трощило А.Е.

при секретаре судебного заседания ФИО8,

с участием адвоката ФИО11,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета лесного хозяйства Московской области к ФИО5, ФИО2, ФИО3, ФИО6 об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения, исключении сведений о земельных участках из ГКН и ЕГРП,

У С Т А Н О В И Л :

Истец, Комитет лесного хозяйства <адрес>, обратился в суд с иском к ответчикам, ФИО5, ФИО2, ФИО3, ФИО6, об истребовании из чужого незаконного владения земельных участков: у ФИО6 земельного участка с кадастровым , площадью 2 500 кв.м; у ФИО5 земельного участка с кадастровым , площадью 2 500 кв.м; у ФИО3 земельного участка с кадастровым , площадью 1 250 кв.м; у ФИО4 земельного участка с кадастровым , площадью 1 250 кв.м, расположенных по адресу: <адрес> обязании ФИО4 освободить занимаемый им земельный участок от строения и бетонных блоков; исключении из ГКН и ЕГРП сведений о данных земельных участках. Свои требования мотивирует тем, что спорные земельные участки относятся к землям лесного фонда квартала 14 выдела 49 Подольского сельского участкового лесничества Подольского лесничества, право собственности на которые зарегистрировано за Российской Федерацией и никем не оспорено. Из земель лесного фонда спорные земельные участки не выбывали, в установленном законом порядке их категория не изменялась, в связи с чем ответчики занимают их незаконно.

Представители истца, Комитета лесного хозяйства Московской области, по доверенности ФИО9 и ФИО10, в судебном заседании поддержали исковые требования, указав, что согласования о переводе земель лесного фонда в иную категорию не проводилось, полномочий у Администрации Чеховского муниципального района Московской области на передачу в собственность гражданам участков лесного фонда не имеется.

Ответчик ФИО6, его представитель по ордеру адвокат ФИО11 в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, ходатайствовали о применении срока исковой давности к заявленным исковым требованиям.

Ответчик ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.

Ответчик ФИО5 в судебное заседание не явилась, извещена. Ее представитель по доверенности ФИО12 возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск (л.д.229-235 том I), отзыве (л.д.30-32 том II), просил применить к требованиям срок исковой давности.

Ответчик ФИО2 и его представитель по доверенности ФИО12 возражали против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск (л.д.157-159 том I), дополнении к отзыву (л.д.25-27 том II), просили применить к заявленным требованиям срок исковой давности.

Представители 3-го лица, Администрации Чеховского муниципального района Московской области, по доверенности ФИО13, ФИО14, в судебное заседание явились, исковые требования истца не поддержали, возражали против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д.33-42 том II).

3-и лица, представители Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в лице территориального управления по Московской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области, в судебное заседание не явились, извещены.

При таких обстоятельствах суд, учитывая мнение участников процесса, в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Суд, выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы гражданского дела, представленные доказательства, находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Как установлено в судебном заседании, на основании договора купли-продажи земельного участка, совершенного в простой письменной форме, от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 являлся собственником земельного участка с кадастровым , площадью 2 500 кв.м, категория земель – земли поселений, разрешенный вид использования – для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 42,43-45 том I).

Из материалов кадастрового дела земельного участка с кадастровым усматривается, что данный земельный участок был внесен в ГКН, границы земельного участка были определены в соответствии с действующим законодательством, передан в собственность ФИО15 на основании Постановления Администрации Чеховского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в собственность земельных участков гражданам на территории Чеховского района из земель поселений» (л.д.39-66 том I).

На основании договора купли-продажи (купчая) земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ собственником указанного выше земельного участка с кадастровым , площадью 2 500 кв.м, категория земель – земли поселений, разрешенный вид использования – для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, является ФИО5, что подтверждается договором купли-продажи земельного участка (л.д.256-260 том I), свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.264 том I), выпиской из ЕГРП (л.д.26 том I).

ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи земельного участка ФИО2 приобрел в собственность земельный участок с кадастровым , площадью 2 500 кв.м, категория земель – земли поселений, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи (л.д.252-254 том I).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 принял решение о разделе земельного участка с кадастровым , площадью 2 500 кв.м, собственником которого являлся, на два земельных участка: площадью по 1 250 кв.м. каждый, с присвоением кадастровых и 50:31:0040119:815, что подтверждается решением собственника о разделе земельного участка (л.д.255 том I).

На основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО4 и ФИО3, последняя является собственником земельного участка с кадастровым , площадью 1 250 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенный вид использования – для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи (л.д.243-244 том I), выпиской из ЕГРП (л.д.24 том I).

Указанный земельный участок внесен в ГКН ДД.ММ.ГГГГ, границы определены в соответствии с земельным законодательством, что подтверждается материалами кадастрового дела (л.д.115-139 том I).

Земельный участок с кадастровым поставлен на кадастровый учет, границы земельного участка установлены в соответствии с действующим законодательством, собственником является ФИО2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРП (л.д.27 том I), материалами кадастрового дела (л.д.67-91 том I).

На основании договора купли-продажи (купчая) земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО4 и ФИО6, собственником земельного участка с кадастровым , площадью 2 500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, является ФИО6, что подтверждается договором купли-продажи (л.д.273-276 том I), свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 272 том I).

Из материалов кадастрового дела земельного участка с кадастровым усматривается, что данный земельный участок был передан в собственность ФИО16 на основании Постановления Администрации Чеховского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в собственность земельных участков гражданам на территории Чеховского района из земель поселений» (л.д.92-114 том I), внесен в ГКН ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ собственником лесного участка - квартал 14 выдел 1-66, является Российская Федерация, категория земель – земли лесного фонда, что также подтверждается выпиской из государственного лесного реестра о лесных кварталах и о лесотаксационных выделах от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28,31).

ДД.ММ.ГГГГ государственным лесным инспектором Московской области ФИО17 составлен акт осмотра территории лесного участка в выделе 49 квартала 14 Подольского сельского участкового лесничества по Чеховскому району Подольского лесничества, согласно которого земельный участок с кадастровым полностью накладывается на лесной участок площадью 2 500 кв.м, обнаружена незаконная рубка лесных насаждений; с кадастровым полностью накладывается на лесной участок площадью 2 500 кв.м, обнаружена незаконная рубка лесных насаждений; с кадастровым полностью накладывается на лесной участок площадью 1 250 кв.м, обнаружена незаконная рубка лесных насаждений; с кадастровым полностью накладываются на лесной участок площадью 1 250 кв.м, обнаружена незаконная рубка лесных насаждений, древесно-кустарниковая растительность полностью отсутствует, на участке размещен деревянный туалет, бетонные блоки (л.д.10,11 том I).

К протоколу осмотра территории лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ Подольского сельского участкового лесничества, квартал 14 выдел 49, представлена фототаблица (л.д.12-19 том I).

Суду представлены выкопировки из лесоустроительного материала квартала 14 выдела 49 Подольского сельского участкового лесничества (л.д.20-23,29,30), карта схема (л.д.32), из которых усматривается, что земельные участки с кадастровыми №, , , находятся в границах земель лесного фонда.

Ст. 7 Лесного кодекса РФ определено, что лесным участком является земельный участок, границы которого выделяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса Российской Федерации и основаны на материалах лесоустройства.

Границы земель лесного фонда — лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1,3 статьи 6, статьи 7,67-169 ЛК РФ).

Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса РФ). При этом в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11.11.2013 года № 496 I «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственной лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.

В соответствии с п. 1 ст. 68 Лесного кодекса Российской Федерации границы лесов и лесного фонда определяются и устанавливаются при проведении лесоустройства.

Ст. 14 Федерального закона от 04.12.2004 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что до определения границ лесного фонда в утвержденных лесных регламентах следует руководствоваться лесоустроительной документацией.

С учетом установленных обстоятельств, суд считает, что представленная истцом лесоустроительная документация, которая представлена истцом в материалы дела, является допустимым доказательством, отражающим достоверные сведения о местоположении границ квартала 14 выдела 49 Подольского сельского участкового лесничества.

Следовательно, земельные участки с кадастровыми номерами , , , образованы из состава земель лесного фонда: квартал 14 выдела 49 Подольского сельского участкового лесничества.

В соответствии с определением суда от 09.06.2016 года по ходатайству ответчиков по делу была назначена судебная землеустроительная экспертиза (л.д.170,171 том I).

Согласно выводов эксперта, изложенных в заключении (л.д. 175-198) земельные участки с кадастровыми , , , полностью расположены в границах квартала 14 выдела 49 Подольского сельского участкового лесничества Подольского лесничества согласно лесоустроительной документации, выписки из государственного лесного реестра, таксационным описанием, выкопировками из лесоустроительных планшетов. При этом, экспертом отмечено, что:

- на земельном участке ФИО6 расположена высокоствольная древесная растительность, травяная растительность, строений и сооружений не имеется. С северо-восточной и юго-восточной стороны имеет ограждение в виде металлического забора смежных земельных участков, с северо-восточной стороны участка обнаружены вырубленные участки леса. Определить фактическую площадь земельного участка в виду отсутствия признаков прохождения границ не представляется возможным;

- на земельном участке ФИО5 расположена высокоствольная древесная растительность, заросли кустарника, травяная растительность, строений и сооружений не имеется. С северо-восточной и восточной стороны имеет ограждение в виде металлического забора смежных земельных участков, с северной части участка обнаружены вырубленные участки леса. Определить фактическую площадь земельного участка в виду отсутствия признаков прохождения границ не представляется возможным;

- на земельном участке ФИО3 расположена травяная растительность, отдельно стоящие деревья, с юго-восточной стороны обнаружены вырубленные участки леса, с юго-западной стороны имеется ограждение в виде металлического забора смежного земельного участка. Определить фактическую площадь земельного участка в виду отсутствия признаков прохождения границ не представляется возможным;

- на земельном участке ФИО4 расположены высокоствольные леса, травяная растительность, отдельно стоящие деревья. Ограждений не имеется, с северо-восточной стороны участок граничит со строительной площадкой, с юго-восточной части земельного участка обнаружены вырубленные участки леса, навал железобетонных блоков, туалет. Определить фактическую площадь земельного участка в виду отсутствия признаков прохождения границ не представляется возможным.

Допрошенная в судебном заседании эксперт ФИО18 подтвердила экспертное заключение, пояснила, что границы спорных земельных участков были взяты на основании сведений ГКН. Земельные участки находятся в центре участка лесного фонда и полностью расположены в границах квартала 14 выдела 49 Подольского сельского участкового лесничества Подольского лесничества. Лесоустроительных знаков на местности обнаружено не было, указав, что внутри участка лесного фонда их может не быть. Земельные участки ответчиков имеют все признаки лесных участков.

Не доверять показаниям и заключению эксперта у суда оснований не имеется.

Анализируя выводы проведенной по делу экспертизы, суд оценивает ее по правилам ст. 67 ГПК РФ, из требований которой следует, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Суд считает возможным положить в основу решения суда заключение судебной землеустроительной экспертизы, поскольку проведенные исследования составлялись с учетом требований, предъявляемых к квалификации эксперта по землеустроительной экспертизе, в соответствии с методическими рекомендациями по производству судебных экспертиз, с помощью сертифицированных геодезических спутниковых приборов. Также как заключение судебной экспертизы не опровергает обстоятельства, изложенные в иске в части расположения земельных участков ответчиков в кадастровых границах на землях лесного фонда.

Разрешая заявленные исковые требования, суд исходит из следующего:

На основании ст.ст. 3, 67-69 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 4.1, 4.2, 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» границы земель лесного фонда считаются определенными даже без проведения процедуры постановки на кадастровый учет и процедуры определения границ.

В соответствии со статьей 4 Закона СССР от 17 июня 1977 года № 5906-IX «Об утверждении Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик» все леса в СССР образовывали единый государственный лесной фонд, который подразделялся на: леса государственного значения, то есть леса, находившиеся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городские леса, закрепленные леса (в их число, в частности, входили леса, закрепленные за совхозами) и леса заповедников; колхозные леса, то есть леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.

Статьей 2 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 6 марта 1993 года № 4616-1, подтверждалась принадлежность всех лесов и предоставленных для ведения лесного хозяйства земель к землям лесного фонда.

Статьей 3 Федерального закона от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» и частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 01.01.2007 года, установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. При этом согласно ст. 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.

Земельный кодекс РФ устанавливает, что все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в том числе отдельную категорию составляют земли лесного фонда (статья 7).

Участок лесного фонда представляет собой земельный участок с особым правовым режимом, входящий в состав земель лесного фонда. Отношения по предоставлению или «передаче иным образом лесных участков, как ограниченных в обороте объектов, производится только на основании Лесного Кодекса РФ».

Границы земель лесного фонда определяются в соответствии с лесным законодательством, земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (п. 3 ст. 6 Лесного кодекса РФ).

Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий.

В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

На основании подпункта 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.

В силу ст. 9 Лесного кодекса РФ к участкам лесного фонда относятся участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительность, и участки нелесных земель.

Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности осуществляется Российской Федерацией.

Таким образом, федеральная собственность на лесные участки признана в силу закона, а не в силу зарегистрированного права собственности Российской Федерации.

Право собственности Российской Федерации на спорные земельные участки возникло до введения в действие Федерального закона № 122-ФЗ от 21 июля 1997 года «О регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества и сделок с ним».

Обязательность процедуры перевода земель из земель лесного фонда в земли поселений (населенных пунктов) подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной им в постановлении от 09 января 1998 года № 1-П по делу о проверке конституционности положений Лесного кодекса Российской Федерации. В частности, указано, что лесной фонд является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. Иное толкование приводило бы к несоразмерному ограничению права собственности Российской Федерации, поскольку означало бы, что прекращение права федеральной собственности на участок лесного фонда в результате автоматического перевода спорного участка из земель лесного фонда в земли поселений (населенных пунктов) происходит по воле и в интересах муниципального образования в отсутствие согласия самого собственника - Российской Федерации и при игнорировании того обстоятельства, что лесной фонд представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода.

Как установлено, Правительством Российской Федерации решения о переводе спорных земельных участков из земель лесного фонда в нелесные земли не принималось, Российская Федерация не лишалась собственности на эти земельные участки. Таким образом, спорный земельный участок, является лесным участком и находится в федеральной собственности.

Статья 92 Лесного кодекса РФ определяет, что государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В свою очередь, ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» устанавливает, что государственный кадастровый учет, осуществленный до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признается юридически действительным, и такие объекты недвижимости считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права собственности на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Установление границ лесного фонда и определение их на местности осуществляются в процессе проведения лесоустройства (ст. 68 Лесного кодекса РФ). Планово-картографические карты в виде лесоустроительного планшета являются основной лесной картой, составленной на геодезической или картографической основе.

Согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» на землях лесного фонда запрещается размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

В соответствии в п. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение только земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Доводы ответчиков о том, что принадлежащие им земельные участки находятся в границах <адрес>, которые утверждены в установленном законом порядке, и не могут относиться к категории земель лесного фонда, суд находит несостоятельными.

Судом установлено, что передача лесного участка из состава земель лесного фонда в собственность ответчиков, до перевода лесного участка в составе земель лесного фонда в другую категорию земель, в установленном порядке не проводилась.

В материалах дела отсутствуют допустимые доказательства изъятия земельного участка из состава земель лесного фонда и переводе его в земли иных категорий в установленном законом порядке.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Статья 11 Федерального закона РФ от 21.12.2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» определяет особенности перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 11 вышеуказанного Закона перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае... установления или изменения границы населенного пункта...

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит... карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа... Процедура подготовки, рассмотрения и утверждения генерального плана поселения регулируется статьями 23, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в следующих случаях... если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда...

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена обязательность публичной процедуры перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов. Законодатель установил возможность изменения категории земель лесного фонда, относящихся к федеральной форме собственности, при изменении границ населенных пунктов, исключительно по согласованию с собственником - Российской Федерацией в лице уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

Из приведенных норм закона следует, что даже с включением земель государственного лесного фонда в границы поселения, автоматического перевода земель в муниципальную собственность не происходит. Лесной контроль на землях государственного лесного фонда, в силу п. 5 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ, осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а не органы местного самоуправления.

Администрация Чеховского района Московской области не обладала полномочиями по распоряжению землями лесного фонда. Принятие соответствующего решения органом, не уполномоченным на распоряжение федеральной собственностью, означает, что воля собственника на отчуждение соответствующего имущества отсутствует, соответственно, имеются правовые основания для истребования имущества у добросовестного приобретателя на основании ст. 302 ГК РФ.

По смыслу пункта 1 статьи 302 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли (п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 года № 10/22).

В соответствии со статьей 305 ГК РФ права, предусмотренные статьями 301-304 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного владения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.

Согласно п. 53 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

Как установлено судом, право собственности на спорные земельные участки с кадастровыми , , , зарегистрировано за ответчиками.

В соответствии с п. 2 ч. 1, п. 4 ч. 2 ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка, действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения |действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу п. 2 ст. 76 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

Согласно пункту 11 Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области от 26.06.2012 № 863/22 «Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области» (далее - Положение) основными задачами Комитета являются, в том числе, осуществление контроля и надзора в области лесных отношений, оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в области лесных отношений.

Комитет лесного хозяйства Московской области осуществляет свои полномочия в пределах земель лесного фонда, расположенных на территории Московской области (п. 12.1 Положения).

Пунктом 14.5 указанного Положения установлено, что Комитет может обращаться в установленном порядке в суд, арбитражный суд в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных законодательством.

С учетом изложенного, доводы ответчиков о предъявлении исковых требований лицом, не имеющим на то соответствующих полномочий, суд считает несостоятельными.

Также подлежат отклонению доводы ответчика ФИО4, его представителя о том, что требования истца к нему (ФИО2) не подлежат рассмотрению судом общей юрисдикции, а подведомственны арбитражному суду, поскольку он является индивидуальным предпринимателем, в обоснование чего суду было представлено свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, выданное ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией ФНС по городу <адрес>, на имя ФИО4 (л.д. 267 том I).

Спорный земельный участок был приобретен ФИО4 в 2007 году, как физическим лицом, до регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя, и не является предметом предпринимательской деятельности, в связи с чем возникший спор не подведомственен арбитражному суду.

С доводами ответчиков о пропуске истцом срока исковой давности суд также не может согласиться по следующим основаниям:

Заявляя настоящий иск, Комитет лесного хозяйства по Московской области в целях восстановления права Российской Федерации на земли лесного фонда, находящиеся в незаконном владении ответчика, ссылался в исковом заявлении на положения ст. 301 ГК РФ.

В соответствии со ст. 301 Гражданского кодекса РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения и к таким исковым требованиям применяется общий срок исковой давности, который в силу ст. 196 Гражданского кодекса РФ составляет три года.

Положениями п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ регламентировано, что если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

В пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 года № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснено, что в силу п. 1 ст. 200 ГК РФ срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Согласно п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Из вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что течение срока исковой давности по искам в защиту права государственной собственности начинается со дня, когда государство в лице уполномоченного органа узнало или должно было узнать о нарушении его прав как собственника имущества.

Истцу стало известно о нарушении права в ноябре 2015 года, когда государственным инспектором был произведен осмотр территории лесного фонда в квартале 14 выдела 49 Подольского сельского участкового лесничества по Чеховскому району Подольского лесничества и составлен соответствующий акт о вырубке лесных насаждений. Требования заявлены в апреле 2016 года, т.е. в установленный ст. 196 ГК РФ трехлетний срок исковой давности.

Постановку спорных земельных участков на кадастровый учет с категорией - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, нельзя считать моментом начала течения срока исковой давности, т.к. из содержания указанных документов истец не узнал и не мог узнать о фактическом расположении участков ответчиков именно на землях лесного фонда.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, факт расположения спорных земельных участков в квартале 14 выдела 49 на землях лесного фонда, был установлен в ходе осмотра территории участковым лесничества Подольского филиала ГКУ "Мособллес" ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10,11 том I).

Иных обстоятельств, которые могли бы повлиять на осведомленность истца о нарушении прав Российской Федерации ответчиками суду не представлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что срок исковой давности истцом не пропущен.

Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ способами, при этом названная статья также содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств и норм закона, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Комитета лесного хозяйства Московской области в полном объеме.

На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд, -

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Комитета лесного хозяйства Московской области к ФИО5, ФИО2, ФИО3, ФИО6 об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения, исключении сведений о земельных участках из ГКН и ЕГРП, - удовлетворить.

Истребовать из незаконного владения ФИО6 земельный участок с кадастровым , площадью 2 500 кв.м., относящийся к землям лесного фонда квартала 14 выдела 49 Подольского сельского участкового лесничества Подольского лесничества.

Истребовать из незаконного владения ФИО5 земельный участок с кадастровым , площадью 2 500 кв.м., относящийся к землям лесного фонда квартала 14 выдела 49 Подольского сельского участкового лесничества Подольского лесничества.

Истребовать из незаконного владения ФИО3 земельный участок с кадастровым , площадью 1 250 кв.м., относящийся к землям лесного фонда квартала 14 выдела 49 Подольского сельского участкового лесничества Подольского лесничества.

Истребовать из незаконного владения ФИО4 земельный участок с кадастровым , площадью 1 250 кв.м., относящийся к землям лесного фонда квартала 14 выдела 49 Подольского сельского участкового лесничества Подольского лесничества.

Обязать ФИО4 освободить незаконно занимаемую территорию лесного фонда квартала 14 выдела 49 Подольского сельского участкового лесничества Подольского лесничества от деревянного туалета и бетонных блоков.

Исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о земельных участках с кадастровым , площадью 2 500 кв.м.; с кадастровым , площадью 2 500 кв.м.; с кадастровым , площадью 1 250 кв.м.; с кадастровым , площадью 1 250 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>.

Исключить из ЕГРП запись о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 на земельный участок с кадастровым , площадью 2 500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>

Исключить из ЕГРП запись о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 на земельный участок с кадастровым , площадью 2 500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>

Исключить из ЕГРП запись о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 на земельный участок с кадастровым , площадью 1 250 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>

Исключить из ЕГРП запись о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 на земельный участок с кадастровым , площадью 1 250 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>

Настоящее решение является основанием для ФГБУ «ФКП Росреестра по Московской области» для исключения из ГКН сведений о земельных участках с кадастровыми №, , , , расположенными в <адрес>.

Настоящее решение является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области для исключения из ЕГРП записей о государственной регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми №, , , , расположенными в <адрес>

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Чеховский городской суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья А.Е. Трощило

2-2230/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Комитет лесного хозяйства МО
Ответчики
Михайлов И.В.
Цибислов Д.Ю.
Мещерякова Н.Л.
Барковская Н.Е.
Другие
АЧМР МО
Управление кадастровой палаты по МО
Управление Росреестра по МО
Управление Росреества по МО
Суд
Чеховский городской суд Московской области
Дело на странице суда
chehov.mo.sudrf.ru
20.04.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.04.2016Передача материалов судье
21.04.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.04.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.04.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.06.2016Предварительное судебное заседание
09.06.2016Предварительное судебное заседание
23.06.2016Судебное заседание
27.06.2016Судебное заседание
02.08.2016Судебное заседание
15.08.2016Судебное заседание
18.08.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.08.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее