Решение по делу № 2-1515/2020 от 22.04.2020

Дело № 2-1515/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 июня 2020 года г. Челябинск

Металлургический районный суд г. Челябинска, в составе

председательствующего судьи Губаевой З.Н.,

при секретаре Хилажевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Металлургического района г. Челябинска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации города Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска о возложении обязанности по обращению в Управление Росреестра по Челябинской области с заявлением о принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Металлургического района г. Челябинска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Администрации города Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (далее по тексту – КУИиЗО г. Челябинска) и просит возложить на Администрацию города Челябинска в лице Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска обязанность в течение 6-ти месяцев после вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области с заявлением о принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи: сетей теплоснабжения – участка тепловой сети Ду-300, протяженностью 0,65 км по адресу: г. Челябинск, ул. Монтажников, расположенный от границы ПАО «ЧМК» до ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Челябинской области ФГУ ЛПУ-3 СТБ ГУФСИН России по Челябинской области.

В обоснование иска ссылается на то, что объект тепловой сети в Металлургическом районе города Челябинска – участок тепловой сети Ду-300, протяженностью 0,65 км по адресу: г. Челябинск, ул. Монтажников, расположенный от границы ПАО «ЧМК» до ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Челябинской области ФГУ ЛПУ-3 СТБ ГУФСИН России по Челябинской области, в перечень безхозяйного имущества до настоящего времени не включен. Прокурором района 26 июня 2019 года в адрес временно исполняющей обязанности Главы города Челябинска Котовой Н.П. внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства в части включения в реестр муниципального имущества и о постановке на учет в качестве безхозяйного сетей теплоснабжения, в частности, участка тепловой сети Ду-300, протяженностью 0,65 км по адресу: г. Челябинск, ул. Монтажников, расположенного от границы ПАО «ЧМК» до ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Челябинской области ФГУ ЛПУ-3 СТБ ГУФСИН России по Челябинской области.

В судебном заседании помощник прокурора Металлургического района г. Челябинска Сафонова Е.В., действующая в интересах неопределенного круга лиц, исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации города Челябинска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика КУИиЗО г. Челябинска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица ООО «МЕЧЕЛ-ЭНЕРГО» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Заслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В случае необходимости защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, прокурор, в силу ст. ст. 27, 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ», ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением об устранении допущенных нарушений лицами, на которых законом возложена обязанность по соблюдению требований законодательства.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Металлургического района г. Челябинска проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения требований действующего федерального законодательства, допущенные органом местного самоуправления. Указанные нарушения выражаются в отсутствии регистрации права муниципальной собственности на объект тепловой сети, участка тепловой сети Ду-300, протяженностью 0,65 км по адресу: г. Челябинск, ул. Монтажников, расположенный от границы ПАО «ЧМК» до ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Челябинской области ФГУ ЛПУ-3 СТБ ГУФСИН России по Челябинской области.

Согласно пп. 3, 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Решением Челябинской городской Думы от 29 июня 2010 года № 15/5 утверждено Положение о порядке владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования «город Челябинск».

По вопросам принятия в муниципальную собственность города Челябинска имущества из федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, иных видов собственности, а также передачи имущества из муниципальной собственности города Челябинска в другие формы собственности Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее - Комитет) готовит проект решения Челябинской городской Думы (п. 11 Положения).

Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом, а также ведение реестра муниципального имущества от имени муниципального образования "город Челябинск" осуществляет в пределах своей компетенции Администрация города в лице Комитета и иных отраслевых (функциональных) органов Администрации города Челябинска в пределах их компетенции (п. 16 Положения).

В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался (пункт 1); бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (пункт 3).

Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей установлен Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931. В соответствие с п. 5 указанного Порядка, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей. В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.

Как следует из ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся, в том числе, осуществление в ценовых зонах теплоснабжения после окончания переходного периода муниципального контроля за выполнением единой теплоснабжающей организацией мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, определенных для нее в схеме теплоснабжения.

В случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования (ч. 6 ст. 15 указанного Закона).

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что в результате проверочных мероприятий, проведенных прокуратурой Металлургического района г. Челябинска во исполнения федерального законодательства о собственности, было установлено, что к тепловым сетям ЧФ ООО «МЕЧЕЛ-ЭНЕРГО» присоединена безхозяйная тепловая сеть Ду-300, протяженностью 0,65 км по адресу: г. Челябинск, ул. Монтажников, расположенный от границы ПАО «ЧМК» до ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Челябинской области ФГУ ЛПУ-3 СТБ ГУФСИН России по Челябинской области (подключенные потребители ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Челябинской области, ФКЛПУ СТБ-3 ГУФСИН России по Челябинской области, ООО «Метчив-Пром»), собственник которой не установлен. В связи с чем, временному исполняющей полномочия Главы г. Челябинска Котовой Н.П. выдано предписание о принятии незамедлительных мер по включению сетей теплоснабжения в реестр муниципального имущества, а также постановке на учет указанного объекта.

Согласно уведомлению от 28.10.2019 г. в Едином государственном реестре недвижимости указанный участок тепловой сети не значится (л.д. 4).

Данные обстоятельства, безусловно, затрагивают права неопределенного круга лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, в интересах которых прокурор и обратился в суд.

В силу ст. ст. 2, 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Исходя из подпункта 12 пункта 13 Положения о Комитете по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, утвержденным Постановлением Администрации города Челябинска от 02 марта 2015 № 45-п Комитет подает заявления от имени муниципального образования «город Челябинск» о государственной регистрации возникновения, прекращения, перехода права муниципальной собственности на недвижимое имущество и иных вещных прав на недвижимое имущество, в том числе прав на земельные и лесные участки; о постановке на учет в органе государственной регистрации бесхозяйного недвижимого имущества, расположенного на территории города Челябинска.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что у муниципального образования «город Челябинск» обязанность зарегистрировать право муниципальной собственности на участок тепловой сети возникает в силу закона.

Таким образом, в судебном заседании установлен факт бездействия муниципального образования «город Челябинск» по неисполнению обязанности по регистрации права муниципальной собственности в отношении участка тепловой сети.

С учетом вышеизложенного исковые требования прокурора Металлургического района г. Челябинска являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Предложенный прокурором срок устранения ответчиками выявленных нарушений – шесть месяцев со дня вступления решения в законную силу, суд находит разумным и достаточным для исполнения решения суда.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Металлургического района г. Челябинска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации города Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска о возложении обязанности удовлетворить.

Возложить на Администрацию города Челябинска в лице Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска обязанность в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области с заявлением о принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи – сетей теплоснабжения – участка тепловой сети Ду-300, протяженностью 0,65 км по адресу: г. Челябинск, ул. Монтажников, расположенный от границы ПАО «ЧМК» до ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Челябинской области ФГУ ЛПУ-3 СТБ ГУФСИН России по Челябинской области».

Настоящее решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.

Председательствующий З.Н.Губаева

Мотивированное решение изготовлено 10 июня 2020 года.

2-1515/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Металлургического района г. Челябинска
Другие
администрация г. Челябинска
ООО "Мечел-энерго"
Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Администрации г. Челябинска
Суд
Металлургический районный суд г. Челябинск
Судья
Губаева Зульфия Насрыевна
Дело на странице суда
metal.chel.sudrf.ru
15.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.05.2020Передача материалов судье
15.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.05.2020Судебное заседание
10.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее