Решение по делу № 33-152/2024 (33-3426/2023;) от 30.11.2023

+

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

     «17» января 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего судьи Ивковой А.В.,

судей Ивановой О.А., Зиновьевой Г.Н.,

при секретаре Агафоновой М.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Департамента здравоохранения Костромской области на решение Вохомского районного суда Костромской области от 22 сентября 2023 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора Октябрьского района Костромской области в интересах Кашиной Р.Е. к ОГБУЗ «Вохомская межрайонная больница», Департаменту здравоохранения Костромской области об обязании проводить своевременную выписку рецептов на медицинские изделия – тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови, ланцетов для ручки-прокалывателя для глюкометра и принять меры к бесплатному обеспечению данными медицинскими изделиями.

Заслушав доклад судьи Ивковой А.В., выслушав объяснения представителя ответчика Департамента здравоохранения Костромской области Пекишева П.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Рыловой Т.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Октябрьского района Костромской области обратился в суд с указанным иском, просил возложить обязанность на ОГБУЗ «Вохомская межрайонная больница» проводить своевременную выписку рецептов Кашиной Р.Е. на медицинские изделия – тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови, ланцетов для ручки-прокалывателя для глюкометра вплоть до отмены лечащим врачом, возложить обязанность на Департамент здравоохранения Костромской области принять меры к бесплатному обеспечению Кашиной Р.Е. данными медицинскими изделиями на весь период нуждаемости и до полной отмены их применения.

В обоснование заявленных требований указывает, что по результатам проведенной прокуратурой района проверки по обращению Кашиной Р.Е., установлено, что последняя состоит на учете в ОГБУЗ «Вохомская межрайонная больница» с диагнозом «<данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, нуждается в контроле уровня глюкозы в крови с использованием тест-полосок для глюкометра, ланцетов для ручки-прокалывателя для глюкометра. Согласно информации, представленной ОГБУЗ «Вохомская межрайонная больница» Кашина Р.Е. указанными медицинскими изделиями не обеспечивалась.

    Решением Вохомского районного суда Костромской области от 22 сентября 2023 года исковые требования прокурора Октябрьского района Костромской области в интересах Кашиной Раисы Егоровны к ОГБУЗ «Вохомская межрайонная больница», Департаменту здравоохранения Костромской области удовлетворены.

На ОГБУЗ «Вохомская межрайонная больница» возложена обязанность производить своевременную выписку Кашиной Р.Е. рецептов на медицинские изделия: тест-полоски для определения уровня содержания глюкозы в крови и ланцеты к устройству для прокалывания пальца в необходимом количестве в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом.

На Департамент здравоохранения Костромской области возложена обязанность организовать бесплатное обеспечение Кашиной Р.Е. медицинскими изделиями: тест-полосками для определения уровня содержания глюкозы в крови и ланцетами к устройству для прокалывания пальца в необходимом количестве в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Департамента здравоохранения Костромской области Пекишев П.В. просит решение Вохомского районного суда Костромской области от 22 сентября 2023 года отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В дополнение к письменным отзывам на иск просит учесть, что ни стандартом медицинской помощи взрослым при сахарном диабете 2 типа, утвержденным приказом Миндзрава России от 01 октября 2020 года №1054н, ни Клиническими рекомендациями «Сахарный диабет 2 типа у взрослых» не предусмотрено льготное обеспечение тест-полосками.

В возражениях на апелляционную жалобу и.о. прокурора Октябрьского района Е.Е.А. просит решение Вохомского районного суда Костромской области от 22 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие иных участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно нее, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Кашина Р.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете «Д» в Боговаровском отделении ОГБУЗ «Вохомская МБ» с диагнозом Е 11.7 «<данные изъяты>», целевой НЬА1С<7,0%, обеспечивается регулярно соответствующими лекарственными препаратами. Тест-системами контроля уровня сахара в крови не обеспечивалась.

Из выписки из медицинской карты Кашиной Р. Е. следует, что ей требуется контроль глюкозы крови не менее 1 раза в сутки в разное время плюс один клинический профиль не менее 4 раз в сутки, то есть нуждается в обеспечении тест-полосками в количестве 40 тест-полосок в месяц.

Как указано в справке и.о. зав. Боговаровского отделения ОГБУЗ «Вохомская центральная районная больница» Кашина Р.Е. нуждается в обеспечении тест-полосками и ланцетами, как страдающая заболеванием «сахарный диабет 2 типа».

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2022 года № 2497, пришел к выводу, что Кашина Р.Е., как лицо, страдающее сахарным диабетом, имеет право на бесплатное обеспечение средствами диагностики (тест-полосками) из расчета контроля уровня сахара в количестве, назначенном врачом, поскольку использование средств диагностики является жизненно необходимым для Кашиной Р.Е. и она подлежит постоянному лечению, в связи с чем исковые требования прокурора удовлетворил.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, доводами апелляционной жалобы они не опровергнуты.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации).

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является ФЗ от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В силу ст. 4 названного закона охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 2 ст. 19 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу пункта 14 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10 - Е14).

Данное заболевание поименовано и в Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890.

Согласно приложению № 1 к постановлению Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 при наличии заболевания «диабет» пациенту бесплатно выдаются все лекарственные средства, этиловый спирт (100 г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2022 года № 2497 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи была утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» (далее - Программа).

Разделом V Программы определено, что за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.

В соответствии с разделом VIII Программы территориальная программа в части определения порядка и условий оказания медицинской помощи должна включать перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.

В соответствии с п. 9 Главы V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной Постановлением Администрации Костромской области от 30 декабря 2022 года № 680-а, за счет бюджетных ассигнований бюджета Костромской области осуществляются: обеспечение граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания, закупаемых за счет средств бюджета Костромской области и отпускаемых по рецептам врачей бесплатно и с 50-процентной скидкой при амбулаторном лечении отдельных групп населения и категорий заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Стандартом медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 декабря 2007 года № 748, регулирующем вопросы предоставления амбулаторно-поликлинической помощи (медицинской помощи стоящим «на учете» больным) определено обеспечение тестами для определения глюкозы крови к глюкометру не только детей, но и взрослых, страдающих инсулинонезависимым сахарным диабетом.

Стандартом медицинской помощи взрослым при сахарном диабете 2 типа, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 01 октября 2020 года № 1054н, регулирующим вопросы предоставления плановой и неотложной медицинской помощи стационарно, в дневном стационаре, амбулаторно предусмотрено определение уровня сахара в крови в течение 365 дней при среднем показателе кратности исследования уровня глюкозы в крови 1460 (Приложение № 1. п. 2.2).

Согласно Номенклатурной классификации медицинских изделий по видам (2.13), утвержденной приказом Минздрава России от 06 июня 2012 года № 4н, ланцеты отнесены к медицинским изделиям.

Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, суд обоснованно пришел к выводу, что Кашина Р.Е., как лицо, страдающее сахарным диабетом в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» имеет право на бесплатное обеспечение средствами диагностики (тест-полосками и ланцетами) из расчета контроля уровня сахара в количестве, назначенном врачом, поскольку использование средств диагностики является жизненно необходимым для нее и она подлежит постоянному лечению.

Нуждаемость Кашиной Р.Е. подтверждена материалами дела и поставленным Кашиной Р.Е. диагнозом.

Поскольку ответчиками ненадлежащим образом осуществлялось обеспечение Кашиной Р.Е. необходимыми ей средствами диагностики (тест-полосками, ланцетами для ручки-прокалывателя), суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований и возложении на ответчиков соответствующих обязанностей.

Доводы ответчика о том, что в силу приведенных в жалобе требований ГОСТ тест-полоски не являются средствами диагностики, а являются расходным материалом к ним, в силу чего иск удовлетворен быть не мог, подлежат отклонению, поскольку требования приведенного в жалобе «ГОСТ Р 58451-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские. Обслуживание техническое. Основные положения» применяются для проведения технического обслуживания (ТО) медицинских изделий (МИ) и отношения к рассматриваемому спору не имеют.

Не имеет отношение к спору и «ГОСТ Р 8.891-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Государственная система обеспечения единства измерений. Измерительные и индикаторные биохимические тест-системы. Технические и метрологические требования. Основные положения», поскольку он устанавливает технические и метрологические требования к биохимическим тест-системам, применяемым при биохимическом анализе содержания компонентов в растворах или в биологических жидкостях и тканях, и предназначен для применения разработчиками и пользователями измерительных и индикаторных тест-систем.

Приведенная Департаментом ссылка на приказы Росстата от 30 июля 2021 года № 458 и от 29 июля 2022 года № 534 также не могут повлечь отмену решения, поскольку указанные приказы устанавливают формы федерального статистического наблюдения в области внутренней и внешней торговли.

Кроме того, приложением № 2 к Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной Постановлением Администрации Костромской области от 30 декабря 2022 года № 680-а, одним из исполнителей которой является департамент здравоохранения Костромской области, тест-полоски для определения сахара в крови отнесены к средствам диагностики (п.87).

Несостоятельны и доводы жалобы о невозможности обеспечения Кашиной Р.Е. медицинскими изделиями ввиду отсутствия соответствующего заключения врачебной комиссии, поскольку в силу вышеуказанного постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 обеспечение средствами диагностики лиц, страдающих сахарным диабетом, осуществляется на бесплатной основе на основании рецепта врача, в связи с чем заключение врачебной комиссии для этого не требуется.

На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обязании ОГБУЗ «Вохомская межрайонная больница», путем оформления рецептов по установленной форме на изделия медицинского назначения, обеспечить Кашину Р.Е. медицинскими изделиями – тест-полосками для определения уровня содержания глюкозы в крови, ланцетами к устройству для прокалывания пальца в соответствии с медицинскими показаниями до минования надобности.

Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Вохомского районного суда Костромской области от 22 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Департамента здравоохранения Костромской области – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трёх месяцев с момента вынесения во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи:

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 24 января 2024 года.

33-152/2024 (33-3426/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Кашина Раиса Егоровна
Прокурор Октябрьского района Костромской области
Ответчики
Департамент здравоохранения Костромской области
ОГБУЗ Вохомская межрайонная больница
Суд
Костромской областной суд
Судья
Ивкова Анна Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud.kst.sudrf.ru
04.12.2023Передача дела судье
17.01.2024Судебное заседание
26.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.01.2024Передано в экспедицию
17.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее