УИД 28RS0008-01-2021-001234-09 Дело № 2а-714/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Зея, Амурской области 10 сентября 2021 года
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Плешкова А.А.,
при секретаре Козловой Е.Н.,
с участием административного истца Радашкевич АЛ, его представителя ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Радашкевич АЛ к администрации <адрес> о признании незаконным бездействия по неосуществлению муниципального контроля за состоянием дорожного покрытия, по непринятию должных мер по устранению дефектов проезжей части,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Радашкевич АЛ, с учетом последующих уточнений, обратился в суд с административным иском к администрации <адрес>, в котором, просит: признать незаконным бездействие администрации <адрес> не осуществлению муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог в <адрес> по адресу: <адрес>, участок <адрес> (переулок Советский) до переулка Грековский в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, признать незаконным бездействие администрации <адрес> по непринятию мер по устранению дефектов покрытия проезжей части на участке дороги <адрес> (переулок Советский) до переулка Грековский.
В обоснование административного иска указано, что Радашкевич АЛ является пользователем автомобильных дорог в <адрес>, на протяжении длительного периода времени дорожное покрытие участка дороги по <адрес> от пл. Коммунаров до пер. Грековский, пер. Пушкина от <адрес> до <адрес>, перекрестка улиц Серова – Мухина, на повороте перекрестка <адрес> – пер. Шевченко находится в неудовлетворительном состоянии. Ямы большого размера на указанных участках дорог создают помехи для движения транспорта и аварийную ситуацию, представляют угрозу для жизни и здоровья водителей и пешеходов. <Дата обезличена> административный истец обратился с заявлением о необходимости устранения недостатков дорожного покрытия в адрес ответчика и ОГИБДД МО МВД России «Зейский», на сегодняшний день недостатки частично устранены, асфальтирован перекресток <адрес> – Серова, яма на повороте перекрестка <адрес> – Шевченко. Дорожное покрытие практически всей <адрес> по прежнему находится в неудовлетворительном состоянии, наиболее критичный участок от пл. Коммунаров до пер. Грековский не восстановлен. Как следует из ответа ОГИБДД на заявление административного истца ответчик не реагирует. Радашкевич АЛ считает, что ответчиком без каких-либо объективных причин не предпринимается должных мер по устранению дефектов покрытия проезжей части, что нарушает его права как жителя <адрес> и участника дорожного движения.
Определением суда от <Дата обезличена> к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены МБУ «Единая служба по благоустройству <адрес>», МО МВД России «Зейский».
В судебном заседании административный истец Радашкевич АЛ, его представитель ФИО8 на удовлетворении исковых требований настаивали.
В судебном заседании <Дата обезличена> Радашкевич АЛ дополнительно суду пояснил о том, что <Дата обезличена> он обратился в администрацию <адрес> с заявлением об устранении дефектов дорожного покрытия дороги по <адрес> до пер. Грековский, по пер. Пушкина на участке от <адрес> до <адрес>, пер. Серова и <адрес>, пер. <адрес> и пер. Шевченко, на что <Дата обезличена> ему был отправлен ответ, который получен <Дата обезличена>, в котором временно исполняющий обязанности главы города ФИО4, сообщил, что дороги находятся в удовлетворительном состоянии, при этом на протяжении <адрес> от пл. Коммунаров до пер. Грековский были установлены три дорожных знака, предупреждающие о том, что на данном участке «неровная дорога», если все так хорошо с дорогами на данном участке дороги, зачем тогда установили данные знаки? Считает, что имеются противоречия о том, что указанно в ответе на его обращение и действительностью происходящего на данном участке дороги. Отметил, что работы фактически были выполнены только <Дата обезличена>, когда шел дождь и никому не мешало «заделывать» ямы, при этом ямы были «заделаны» так, что по дороге невозможно ездить. Приобщил к материалам дела видеозапись от <Дата обезличена> на DVD диске.
Из пояснений представителя административного истца ФИО8 в судебном заседании <Дата обезличена> также следует, что <Дата обезличена> он приехал к своему доверителю домой по адресу: <адрес> обнаружил, что ремонтные работы были произведены не в полном объеме. Фактически на <Дата обезличена> асфальта не было. В 2021 году в городе дороги находятся в ужаснейшем состоянии, нет ни одной улицы, где бы, не было ям. На спорном участке дороги ремонтные работы были фактически завершены только <Дата обезличена> и то был ямочный ремонт. Считает, что за дороги, которые находят в <адрес> отвечает местная администрация – административный ответчик. До <Дата обезличена> муниципальный контроль по содержанию муниципальных дорог не был выполнен.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени уведомлен надлежащим образом, из представленного возражения на административный иск следует, что администрацией <адрес> и её структурными подразделениями проводятся все предусмотренные законом мероприятия, направленные на реализацию полномочий предусмотренных п. 5 ч. I ст. 16 Федерального закона от <Дата обезличена> <Номер обезличен>- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Отмечает, что органы местного самоуправления самостоятельно принимают решения направленные на обеспечение эффективности использования бюджетных средств, планирование текущих и капитальных ремонтных работ, работ по содержанию автомобильных дорог, управление архитектуры администрации <адрес> ежегодно с учетом решений, принятых на публичных слушаниях, самостоятельно определяет на каких участках дорог необходимо провести те или иные мероприятия, направленные на ремонт и содержание автомобильных дорог. Для решения задач по организации работ и содержанию дорог, создано управление архитектуры и градостроительства администрации <адрес>. В целях реализации полномочий по дорожной деятельности Управление архитектуры и градостроительства администрации <адрес> было утверждено муниципальное задание на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 г.г., в соответствии с которыми МБУ «Единая служба по благоустройству <адрес>» приняло на себя обязанности по организации капитального ремонта, ремонта и содержания закрепленных автомобильных дорог. Очередность выполнения работ по содержанию дорог в летний период в городе Зея установлена Регламентом содержания дорог на территории <адрес> в летний период, утвержденным постановлением администрации <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> (далее по тексту- Регламент). Согласно п. 2.3 Регламента, устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытий, заливка трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов отнесены к видам работ второй очереди, восстановление изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий на отдельных участках длиной до 50 м - к видам работ третьей очереди. <Дата обезличена> МБУ «Единой службой по благоустройству <адрес>» БЦМ был произведен ямочный ремонт по <адрес> и пер. Советский. <Дата обезличена> МБУ «Единой службой по благоустройству <адрес>» по <адрес> был произведен ямочный ремонт асфальтобетоном. <Дата обезличена> МБУ «Единой службой по благоустройству <адрес>» по <адрес> (от пер. Грековский до пер. Советский) был произведен ямочный ремонт асфальтобетоном. <Дата обезличена> МБУ «Единой службой по благоустройству <адрес>» по <адрес> от пер. Грековского до пер. Шевченко. Из-за систематического выпадения осадков, провести дорожные работы (ремонт, ямочный ремонт и другие работы) ранее не представлялось возможным. На основании информации Амурского ЦГМС - филиала ФГБУ <адрес> об ожидаемых погодных условиях на территории <адрес> в целях предотвращения возможных авариных ситуаций, а также снижения масштабов их последствий распоряжением администрации <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-р на территории <адрес> в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> для органов управления и сил Зейского городского звена АОТП РСЧС был установлен режим функционирования «Повышенная готовность». В связи с продолжающимися неблагоприятными погодными условиями было принято аналогичное распоряжение об установлении с <Дата обезличена> режима «Повышенная готовность». Таким образом, администрацией <адрес> принимались действия направленные на обеспечение сохранности и безопасности в отношении спорных участков дорог, что исключает бездействие со стороны административного ответчика. В связи с изложенным, администрация <адрес> полагает, что административное исковое заявление подано необоснованно, не представлены доводы (со ссылками на нормы закона) отсутствия муниципального контроля со стороны администрации <адрес>, не представлены факты бездействия администрации <адрес>, доказательства нарушения прав административного истца со стороны административного ответчика отсутствуют. В своих требованиях административный истец не указал, каким образом в случае удовлетворения требования о признании бездействия администрации <адрес> по отсутствию установленного законом муниципального контроля за состоянием дорожного покрытия на участках дороги в <адрес> (переулок Советский) до переулка Грековский в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, будут устранены нарушенные права, свободы и законные интересы истца или устранены препятствия к их осуществлению. На основании изложенного, просит суд в удовлетворении требований ФИО5 отказать в полном объеме.
Представители заинтересованных лиц МБУ «Единая служба по благоустройству <адрес>», МО МВД России «Зейский» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, отзыв на административный иск не представили.
Заслушав административного истца, его представителя, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административным истцом <Дата обезличена> заявлены требования о признании незаконным бездействия администрации <адрес> по неосуществлению муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог и по непринятию мер по устранению дефектов покрытия проезжей части, подлежащие рассмотрению в порядке главы 22 КАС РФ.
Трехмесячный срок для обращения в суд административным истцом об оспаривании бездействия, начавшегося <Дата обезличена>, не пропущен.
При рассмотрении вопросов, указанных в ч. 9 ст. 226 КАС РФ, суд учитывает следующее.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от <Дата обезличена> № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ред. от <Дата обезличена>), ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от <Дата обезличена> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 13, 17, 18, 34 Федерального закона от <Дата обезличена> № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», дорожная деятельность (деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог) в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения и осуществляется за счет средств местного бюджета.
В силу п. 1 ст. 24 Федерального закона от <Дата обезличена> № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», права граждан на безопасные условия движения по дорогам РФ гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения и международных договоров РФ.
<Дата обезличена> введен в действие национальный стандарт Российской Федерации ФИО9 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (утв. Приказом Росстандарта от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-ст). Настоящий стандарт устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
Согласно национальному стандарту выполнение установленных настоящим стандартом требований обеспечивают организации, осуществляющие содержание дорог и улиц, владельцы железнодорожных путей и водопроводно-канализационного хозяйства. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.
Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3. (п. 5.2.4 национального стандарта).
Согласно таблице 5.3 стандарта, отдельное повреждение (выбоина, просадка, пролом) длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью, м2, равной или более подлежит устранению в срок от 1 до 12 дней.
В силу ст. 12 Федерального закона от <Дата обезличена> № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ч. 2 ст. 13.1. Федерального закона от <Дата обезличена> № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.
В силу п. 4 ст. 2 Федерального закона от <Дата обезличена> № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» под муниципальным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности (вида муниципального контроля) устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
В целях реализации данных вышеуказанных нормативных правовых актов администрацией <адрес> постановлением от <Дата обезличена> <Номер обезличен> был утвержден Порядок осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования <адрес> (далее - Порядок).
Согласно п. 3 данного Порядка, предметом муниципального контроля является соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими деятельности на автомобильных дорогах в границах полос отвода и придорожных полос требований, установленных Федеральным законом от <Дата обезличена> № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и <адрес> в области обеспечения сохранения автомобильных дорог.
В соответствии с п. 5 Порядка, проведение муниципального контроля осуществляется посредством проведения проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных нормативными правовыми актами РФ и <адрес>.
В силу ст. 132 Конституция РФ, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет. Таким образом, органы местного самоуправления самостоятельно, под свою ответственность организуют мероприятия по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляют финансирование данных мероприятий.
В соответствии с частью 4 статьи 51 ФЗ от <Дата обезличена> № 131-ФЗ, муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.
Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Во исполнение законодательства РФ и в целях реализации полномочий, закрепленные п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от <Дата обезличена> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», решением Зейского городского Совета народных депутатов от <Дата обезличена> <Номер обезличен> принят бюджет <адрес> на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов, где предусмотрены расходы на капитальный ремонт, ремонт и развитие улично-дорожной сети (дорожный фонд), а также на осуществление муниципальными образованиями дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и сооружений на них.
В соответствии с п. 5 ст. 14 Устава <адрес> к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области пользования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8.7.2 Правил благоустройства территории <адрес> утвержденных решением Зейского городского Совета народных депутатов от <Дата обезличена> <Номер обезличен> текущий и капитальный ремонт, содержание, строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования, мостов, тротуаров и иных транспортных инженерных сооружений в границах муниципального образования (за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения) осуществляется специализированными предприятиями на основании муниципальных контрактов с администрацией города в пределах средств, предусмотренных бюджетом города на эти цели.
Согласно регламенту содержания дорог на территории <адрес> в летний период, утвержденному постановлением администрации <адрес> <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, при организации и выполнении работ по содержанию дорог подрядными организациями соблюдаются следующие приоритеты: 1) виды работ, влияющие на безопасность движения, - восстановление и замена элементов удерживающих ограждений, дорожных знаков, уборка посторонних предметов с проезжей части, ямочный ремонт покрытий (с составлением исполнительных схем); 2) виды работ, влияющие на срок службы элементов дорог и дорожных сооружений, - ремонт обочин, откосов земляного полотна, конусов дорожных сооружений, элементов водоотвода, приведение полосы отвода в нормативное состояние и т.п.; 3) прочие работы.
Очередность выполнения работ по содержанию дорог в летний период в городе Зея установлена Регламентом содержания дорог на территории <адрес> в летний период, утвержденным постановлением администрации <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>.
Согласно п. 2.3 Регламента, устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытий, заливка трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов отнесены к видам работ второй очереди, восстановление изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий на отдельных участках длиной до 50 м - к видам работ третьей очереди.
Из перечня автомобильных дорог общего пользования городского значения, относящихся к муниципальной собственности <адрес> следует, что дороги по <адрес>, пер. Советский, пер. Грековский, пер. Шевченко относятся к автомобильным дорогам общего пользования городского значения, являются муниципальной собственностью <адрес>.
Из материалов дела следует, что 22 и <Дата обезличена> (согласно почтовым уведомлениям о вручении 67624361002487 и 67624661006512) административный истец Радашкевич АЛ обратился в ОГИБДД МО МВД России «Зейский» и администрацию <адрес> с заявлением о проведении обследования указанных им недостатков участков дороги и возложении на администрацию <адрес> обязанности устранить дефекты дорожного покрытия в предусмотренный действующим законодательством срок.
Из ответа МО МВД России «Зейский» Радашкевич АЛ от <Дата обезличена> следует, что по факту его обращения, зарегистрированного за <Номер обезличен> о том, что необходимо провести обследование улиц в связи с их неудовлетворительным состоянием, <Дата обезличена> было направлено представление об устранении нарушений законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения, в котором указывались все неудовлетворительные участки <адрес>, недостатки устранены не были, должностное лицо было привлечено к административной ответственности.
Так, согласно акту комиссионного обследования дорожных условий улично-дорожной сети <адрес> от <Дата обезличена> в составе: ОГИБДД МО МВД России «Зейский», председателя Зейского городского Совета народных депутатов ФИО6, депутата Зейского городского Совета народных депутатов ФИО7 объектом обследования являлась улично-дорожная сеть: <адрес>, пер. Жуковский, пер. Грековский, пер. Белоусова, пер. Пушкина, пер. Боровинского, пер. Кошелева.
В ходе обследования выявлены недостатки: на улично-дорожной сети <адрес> от пересечения с <адрес> до пересечения с <адрес> выявлено, что на данном участке в дорожном полотне образовались дефекты в виде просадки асфальта длиной более 15 см. глубиной более 5см; на улично-дорожной сети <адрес> от <адрес> до пересечения с <адрес> выявлено, что на всем протяжении указанного участка в дорожном полотне образовались дефекты в виде выбоин более 15см. глубиной более 5 см; на улично-дорожной сети <адрес> пересечение <адрес> с пер.Грековский выявлено, что на данном перекрестке в дорожном полотне образовались дефекты в виде выбоин более 15см. глубиной более 5см; на улично-дорожной сети <адрес> от <адрес> до пересечения с пер. Дорожный выявлено, что на всем протяжении указанного участка в дорожном полотне образовались дефекты в виде выбоин более 15см. глубиной более 5 см; на улично-дорожной сети г. <адрес> Белоусова от <адрес> до пересечения с <адрес> выявлено, что на всем протяжении указанного участка в дорожном полотне образовались дефекты в виде выбоин более 15см. глубиной более 5см; на улично-дорожной сети <адрес> по пер. Пушкина от пересечения с <адрес> до пересечения с <адрес> выявлено, что на всем протяжении указанного участка в дорожном полотне образовались дефекты в виде выбоин более 15см. глубиной более 5см; на улично-дорожной сети <адрес> от пересечения <адрес> до -пересечения <адрес> выявлено, что на данном участке слабая видимость, местами отсутствие горизонтальной разметки 1.5 разделяющая транспортные потоки.
Также в ходе обследования были выявлены дефекты, которые не соответствуют требованиям п. 5.2.4, 6.3.2 ФИО9 50597-2017. В ходе обследования производилась фотосъемка, с применением средства измерения: рейка дорожная универсальная и РДУ-КОНДОР, заводской <Номер обезличен>, дата поверки рейки <Дата обезличена>.
По результатам обследования МО МВД России «Зейский» в адрес главы <адрес> направлено представление об устранении нарушений законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения и дорожной деятельности, установлен срок для сообщения о принятых мерах (в течение 30 суток).
<Дата обезличена> в отношении управления архитектуры и градостроительства администрации <адрес> составлен протокол об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом <адрес> по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
<Дата обезличена> от администрации <адрес> начальнику МО МВД России «Зейский» направлено сообщение о предоставлении сведений <Номер обезличен>, согласно которому представление об устранении нарушений законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения и дорожной деятельности рассмотрено, в целях обеспечения безопасности дорожного движения в настоящее время специалистами МБУ «Единая служба по благоустройству <адрес>» ведутся работы по устранению недостатков, выявленных в ходе комиссионного обследования улично-дорожной сети <адрес> <Дата обезличена>, планируемый срок окончания работ – <Дата обезличена>.
<Дата обезличена> постановлением мирового судьи <адрес> по Зейскому городскому судебному участку управление архитектуры и градостроительства администрации <адрес> признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 руб.
Из представленного в судебное заседание перечня выполненных работ Подразделение дорожная служба (дорожники) от <Дата обезличена> следует, что <Дата обезличена> МБУ «Единой службой по благоустройству <адрес>» БЦМ был произведен ямочный ремонт по <адрес> и пер. Советский.
<Дата обезличена> МБУ «Единой службой по благоустройству <адрес>» по <адрес> был произведен ямочный ремонт асфальтобетоном (перечень выполненных работ Подразделение дорожная служба (дорожники) от <Дата обезличена>).
<Дата обезличена> МБУ «Единой службой по благоустройству <адрес>» по <адрес> (от пер. Грековский до пер. Советский) был произведен ямочный ремонт асфальтобетоном, согласно перечню выполненных работ Подразделение дорожная служба (дорожники) от <Дата обезличена>.
<Дата обезличена> МБУ «Единой службой по благоустройству <адрес>» по <адрес> от пер. Грековского до пер. Шевченко, что подтверждается перечнем выполненных работ Подразделение дорожная служба (дорожники) от <Дата обезличена>.
Согласно данным Амурского ЦГМС - филиал ФГБУ «Дальневосточное УГМС» (метеостанции <адрес>) в период с 01 по <Дата обезличена>:
<Дата обезличена> выпало 21 мм осадков; <Дата обезличена> за сутки выпало 20 мм осадков; <Дата обезличена> за сутки выпало 49 мм, из них за день (9.0021.00) 44 мм, что относится к категории неблагоприятного метеорологического явления (сильный дождь); <Дата обезличена> за сутки выпало 29 мм, из них за ночь (21.00-9.00) 15 мм, что относится к категории неблагоприятного метеорологического явления (сильный дождь); <Дата обезличена> за сутки выпало 5 мм; с 19 по <Дата обезличена> выпало 45,4 мм осадков - это 48% месячной нормы, в период с 01 по <Дата обезличена> выпало 110,0 мм - это 77% месячной нормы.
Распоряжением администрации <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-р установлен режим функционирования «Повышенная готовность» в соответствии с требованиями Федерального закона от <Дата обезличена> №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и информации Амурского ЦГМС - филиала ФГБУ <адрес> об ожидаемых погодных условиях на территории <адрес> в целях предотвращения возможных авариных ситуаций, а также снижения масштабов их последствий. Данный режим в последующем был отменен распоряжением администрации <адрес> <Номер обезличен>-р от <Дата обезличена>.
Распоряжением администрации <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-р вновь был установлен режим функционирования «Повышенная готовность» в соответствии с требованиями Федерального закона от <Дата обезличена> №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и информации Амурского ЦГМС - филиала ФГБУ <адрес> об ожидаемых погодных условиях на территории <адрес> в целях предотвращения возможных авариных ситуаций, а также снижения масштабов их последствий. Данный режим в последующем был отменен распоряжением администрации <адрес> <Номер обезличен>-р от <Дата обезличена>.
Из исследованной в судебном заседании <Дата обезличена> видеозаписи на DWD диске от <Дата обезличена>, представленной административным истцом следует, что Радашкевич АЛ произведено самостоятельное обследование дороги по <адрес> дорожном полотне имеются лужи после дождя (имеющиеся ямы на дороге заполнены дождевой водой и опавшей листвой), установлены предупреждающие знаки 1.16 «неровная дорога» ("ФИО9 52290-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования" (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от <Дата обезличена> N 121-ст) (ред. от <Дата обезличена>).
Из исследованной в судебном заседании <Дата обезличена> видеозаписи на DWD диске от <Дата обезличена>, представленной административным истцом следует, что <Дата обезличена> на участке дороги от пер. Шевченко до <адрес>, проводятся подготовительные дорожные работы по ремонту выбоин на дороге.
Контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения подразумевает обеспечение соблюдения требований законодательства и профилактику правонарушений в области обеспечения сохранности автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования.
Данный вид муниципального контроля осуществляется в соответствии с Федеральным законом от <Дата обезличена> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от <Дата обезличена> № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Федеральным законом от <Дата обезличена> <Номер обезличен>- ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральным законом от <Дата обезличена> № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», а также в соответствии с Административным регламентом исполнения муниципальной функции "Осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования <адрес>", утвержденным Постановлением администрации <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>.
В силу п. 1 ст. 17.1 Федерального закона от <Дата обезличена> № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Как следует из п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от <Дата обезличена> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Согласно п.п. 11 абз.1 ст. 3 Федерального закона от <Дата обезличена> № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», обеспечение сохранности автомобильных дорог - комплекс мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения требований, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, владельцами таких автомобильных дорог (в области ремонта и содержания автомобильных дорог), пользователями таких автомобильных дорог (в области использования автомобильных дорог), должностными лицами, юридическими и физическими лицами (в области использования полос отвода и (или) придорожных полос автомобильных дорог).
В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона от <Дата обезличена> № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: 1) осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; 2) установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с п. 2 ст. 13.1 указанного Федерального закона, муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.
Из п. 4 абз. 1 ст. 2 Федерального закона от <Дата обезличена> № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" следует, что муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Согласно ст. 17 Устава <адрес>, органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В целях установления порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, постановлением администрации <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> утвержден Административный регламент исполнения муниципальной функции "Осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования <адрес>".
Согласно п. 1.1 Административного регламента исполнения муниципальной функции "Осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования <адрес>", он определяет порядок организации и проведения на территории <адрес> проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами требований федеральных законов, законов <адрес> и муниципальных правовых актов <адрес> по вопросам обеспечения сохранности автомобильных дорог местного значения при использовании полос отвода автомобильных дорог местного значения, при размещении объектов дорожного сервиса, установке рекламных конструкций, информационных щитов, указателей, прокладке и эксплуатации инженерных коммуникаций, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте пересечений, примыканий других автомобильных дорог и других объектов в полосе отвода автомобильных дорог местного значения, при использовании автомобильных дорог в части недопущения повреждений автомобильных дорог и их элементов, при осуществлении перевозок тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам местного значения, сроки и последовательность действий (административных процедур) органа муниципального контроля при осуществлении муниципального контроля.
Как следует из п. 1.2. Административного регламента, муниципальный контроль осуществляет администрация <адрес> в лице должностных лиц органа муниципального контроля.
Предметом муниципального контроля является контроль соблюдения индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, их руководителями и должностными лицами, физическими лицами законодательства Российской Федерации в области использования автомобильных дорог местного значения (п. 1.4 Административного регламента).
Осуществление муниципального контроля включает в себя следующие административные процедуры: планирование проверки; подготовка к проведению плановой проверки; формирование и направление межведомственных запросов в органы (организации), участвующие в исполнении муниципальных функций, и запросов проверяемым юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям; проведение плановой проверки в отношении гражданина, юридического лица или индивидуального предпринимателя; проведение внеплановой проверки; оформление результатов проверки и вручение (направление) акта проверки.
Таким образом, судом установлено, что организация на территории <адрес> дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, обеспечение безопасности дорожного движения, осуществление муниципального контроля за сохранностью указанных автомобильных дорог возложена на орган местного самоуправления – администрацию <адрес>.
Между тем, при разрешении настоящего спора суд принимает во внимание следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из указанной нормы права следует, что для удовлетворения заявленных требований и признания действий и бездействия незаконным необходима не только их противоправность, но и нарушение ими прав, свобод и законных интересов заявителя, а также обязанность административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
В настоящее время, согласно представленным в суд перечням выполненных работ МБУ «ЕСпБ <адрес>» в период с 16 июля по <Дата обезличена> выявленные недостатки в обустройстве и содержании дороги по <адрес> от пер. Грековский до пер. Советский, от пер. Грековского до пер. Шевченко, устранены.
Проведенные уполномоченной организацией МБУ «Единая служба по благоустройству <адрес>» мероприятия по устранению дефектов дорожного полотна в районе <адрес> от пер. Грековский до пер. Советский, от пер. Грековского до пер. Шевченко осуществлены в несколько этапов в июле, августе и сентябре 2021 года (с учетом погодных условий).
Факт нарушения прав административного истца суд связывает именно с момента установления дефектов дорожного полотна на спорных участках дороги должностным лицом ОГИБДД МОМВД России «Зейский», то есть с <Дата обезличена>, что подтверждается соответствующим Актом комиссионного обследования дорожных условий улично-дорожной сети <адрес>, поскольку иных доказательств, подтверждающих заявленные административным истцом недостатки дорожного покрытия, материалы дела не содержат.
Факт устранения недостатков дорожного полотна по состоянию на <Дата обезличена>, выявленных сотрудником полиции, установлен судом в настоящем судебном заседании, подтверждается материалами дела и не оспаривался административным истцом и его представителем, что следует из их пояснений в судебном заседании <Дата обезличена>.
Как следует из норм действующего законодательства, по своей сути административное судопроизводство направлено не на сам факт признания незаконными тех или иных решений, действий (бездействия) государственного органа или должностного лица, судебная защита имеет целью именно восстановление нарушенного права административного истца (статья 46 Конституции Российской Федерации статьи 3 и 4, статья 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Приведенные Радашкевич АЛ в обоснование административного иска обстоятельства, оцениваемые применительно к нормам материального и процессуального закона, регулирующим рассматриваемые правоотношения, не свидетельствуют о нарушении прав административного истца, работы по устранению дефектов дорожного покрытия по <адрес> от пл. Коммунаров до пер. Грековский на момент рассмотрения настоящего административного иска были произведены и окончены <Дата обезличена>. Суд также отмечает, что доводы административного истца в части неосуществления муниципального контроля за состоянием дорожного покрытия и по непринятию должных мер по устранению недостатков в состоянии дорожного покрытия на участках дороги в <адрес> от пл. Коммунаров до пер. Грековский опровергаются исследованными в судебном заседании материалами дела, в том числе представленной Радашкевич АЛ видеозаписью от <Дата обезличена>, которая подтверждает невозможность оперативного устранения дефектов дорожного полотна из-за неблагоприятных погодных условий (наличие большого количества дождевой воды), вместе с тем, на дороге установлены предупреждающие знаки 1.16 «неровная дорога».
Вопреки позиции административного истца, для удовлетворения его требований недостаточно одного только установления нарушения законодательства, такое нарушение в бесспорном отношении к самому истцу должно приводить к нарушению его прав; в то же время в системном толковании процессуального закона решение о признании бездействия незаконным - своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Таким образом, административное процессуальное законодательство исходит из того, что в условиях, когда отсутствует способ восстановления прав, либо когда такие права восстановлены до принятия решения судом, оснований для удовлетворения отсутствуют.
Учитывая, что недостатки дорожного полотна на спорных участках дороги устранены, надлежащего фактического и правового обоснования действительного нарушения оспариваемым бездействием административного ответчика прав и законных интересов административным истцом не приведено, суд приходит к выводу, об отсутствии законных оснований для удовлетворения требования Радашкевич АЛ о признании незаконным бездействия администрации <адрес> по неосуществлению муниципального контроля за состоянием дорожного покрытия и по непринятию должных мер по устранению недостатков в состоянии дорожного покрытия на участках дороги в <адрес> от пл. Коммунаров до пер. Грековский период с 10 июня по <Дата обезличена>.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований Радашкевич АЛ не имеется.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных административных исковых требований Радашкевич АЛ к администрации <адрес> о признании незаконным бездействия по неосуществлению муниципального контроля за состоянием дорожного покрытия, по непринятию должных мер по устранению дефектов проезжей части, отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня провозглашения.
Председательствующий