Дело № 2-97(2018)
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
19 апреля 2018 года Советский районный суд города Брянска в составе:
председательствующего Сухоруковой Л.В.
при секретаре Аверкиной О.Н.
рассмотрев РІ открытом судебном заседании гражданское дело РїРѕ РёСЃРєСѓ Аймалетдиновой Рў.Рќ. Рє Правительству Брянской области, Департаменту семьи, социальной Рё демографической политики Брянской области Рѕ признании права РЅР° получение компенсации Р·Р° утраченное имущество Рё включении РІ СЃРїРёСЃРѕРє граждан РЅР° получение компенсации Р·Р° утраченное имущество вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Аймалетдинова Рў.Рќ. обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє Правительству Брянской области, Департаменту строительства Брянской области Рѕ признании права РЅР° получение компенсации Р·Р° утраченное имущество вследствие катастрофы РЅР° Р§РђРРЎ, указывая, что решением РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РїРѕ рассмотрению заявлений Рё документов граждан РЅР° получение компенсации Р·Р° утраченное имущество вследствие катастрофы РЅР° Р§РђРРЎ Департамента строительства Рё архитектуры Брянской области ей отказано РІ выплате компенсации материального ущерба РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ утратой имущества – жилого РґРѕРјР°, расположенного <адрес>. Считая отказ необоснованным, истец просила СЃСѓРґ признать Р·Р° ней право РЅР° получение компенсации материального ущерба Р·Р° утраченное имущество вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ, расположенное <адрес>; обязать Департамент строительства Рё архитектуры Брянской области включить Аймалетдинову Рў.Рќ. РІ СЃРїРёСЃРѕРє граждан РЅР° получение компенсации Р·Р° утраченное имущество РІ размере 2 305 000 рублей.
Определением суда от 05 октября 2017 года по ходатайству представителя истца по делу была назначена судебная строительно-техническая экспертиза. Производство по делу приостановлено.
Определением суда от 21 декабря 2017 года производство по делу возобновлено.
Определением суда от 24 января 2018 года по делу назначена повторная судебная оценочная экспертиза.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 20 марта 2018 года определение Советского районного суда г. Брянска от 24 января 2018 года о назначении экспертизы и приостановлении производства по делу, отменено. Дело возвращено в районный суд для рассмотрения по существу.
Определением суда от 30 марта 2018 года производство по делу возобновлено.
Рстец Аймалетдинова Рў.Рќ. РІ судебное заседание РЅРµ явилась. Уведомлена надлежащим образом. Р’ материалах дела имеется заявление Рѕ рассмотрении дела РІ ее отсутствие.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Стефуришин А.Н. уточнил исковые требования, просил суд признать за истцом право на получение компенсации материального ущерба за утраченное имущество по <адрес>. Обязать Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области включить Аймалетдинову Т.Н. в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество в размере 1 195 000 рублей.
Представитель ответчика Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области по доверенности Костромова Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать, полагая, что оценка рыночной стоимости домовладения завышена.
Представитель ответчика Правительства Брянской области, Департамента строительства Брянской области, представитель третьего лица Министерство финансов РФ в лице УФК по Брянской области, представитель третьего лица Вышковская поселковая администрация Злынковского района Брянской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав показания эксперта В., данные в судебном заседании 09.01.2018 года, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Р’ силу Рї. 6 части 1 СЃС‚. 13 Закона Р Р¤ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎВ» Рє гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, РЅР° которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, эвакуированные (РІ том числе выехавшие добровольно) РІ 1986 РіРѕРґСѓ РёР· Р·РѕРЅС‹ отчуждения или переселенные (переселяемые), РІ том числе выехавшие добровольно, РёР· Р·РѕРЅС‹ отселения РІ 1986 РіРѕРґСѓ Рё РІ последующие РіРѕРґС‹, включая детей, РІ том числе детей, которые РІ момент эвакуации находились (находятся) РІ состоянии внутриутробного развития.
Возмещение вреда Рё меры социальной поддержки указанной категории граждан предусмотрены СЃС‚. 17 Закона Р Р¤ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎВ» РѕС‚ 15 мая 1991 в„– 1244-1 (СЃ последующими изменениями Рё дополнениями) РІ соответствии СЃ которой указанным гражданам гарантируется РІ том числе (Рї. 4), единовременная денежная компенсация материального ущерба РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ утратой имущества, включающая РІ себя стоимость: строений (жилые помещения, садовые РґРѕРјРёРєРё, дачи, гаражи, хозяйственные постройки), имевшихся Сѓ граждан РїРѕ состоянию РЅР° 1 января 1994 РіРѕРґР°; домашнего имущества, степень радиоактивного загрязнения которого РЅРµ позволяет перевезти его РЅР° РЅРѕРІРѕРµ место жительства; всех РІРёРґРѕРІ сельскохозяйственных животных, подлежащих вынужденному СѓР±РѕСЋ, Р° также утраченных садово-ягодных насаждений, посевов.
Гражданам, имевшим по состоянию на 1 января 1994 года садовые домики, дачи, садово-ягодные насаждения в зонах отчуждения и отселения, и гражданам, получившим в этих зонах имущество в порядке наследования, единовременная денежная компенсация в соответствии с настоящим пунктом выплачивается независимо от места их постоянного проживания.
В отношении имущества, за которое была выплачена единовременная денежная компенсация, предусмотренная настоящим пунктом, повторная выплата указанной денежной компенсации не осуществляется.
Порядок выплаты единовременной денежной компенсации устанавливается Правительством Российской Федерации. Стоимость данного имущества определяется в соответствии с федеральными стандартами оценки, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При этом, единовременная денежная компенсация материального ущерба в связи с утратой жилого помещения не может превышать его стоимость, рассчитанную исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в соответствующем субъекте Российской Федерации, определенной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, на момент обращения за указанной денежной компенсацией.
Согласно Постановлению Правительства Р Р¤ РѕС‚ 29 декабря 2004 в„– 869 "РћР± утверждении Правил выплаты гражданам единовременной денежной компенсации материального ущерба РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ утратой имущества вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ", орган исполнительной власти субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ течение месяца СЃРѕ РґРЅСЏ представления гражданином заявления Рё документов, указанных РІ пункте 3 настоящих Правил, принимает решение Рѕ выплате или РѕР± отказе РІ выплате компенсации, Рѕ чем информирует заявителя РІ письменной форме (Рї. 5). Орган исполнительной власти субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации формирует СЃРїРёСЃРѕРє граждан РЅР° получение компенсации, который подписывается руководителем этого органа, заверяется печатью Рё представляется РІ соответствующий территориальный орган Федерального казначейства (Рї. 6).
В соответствии с Федеральным законом № 428-ФЗ от 22.12.2014 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий в сфере социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочия по предоставлению, в том числе по доставке, гражданам компенсаций и других выплат. Средства на осуществление переданного в соответствии с частью первой настоящей статьи полномочия предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета. Порядок предоставления субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 4 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и бюджету г. Байконура субвенций на осуществление переданного полномочия РФ по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2014 № 1475 «О предоставлении субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и бюджету г. Байконура на осуществление переданного полномочия РФ по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации» перечисление субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Р’ соответствии СЃ Рї. 3 Постановления Правительства Брянской области РѕС‚ 29.12.2014 в„– 689-Рї «Об организации осуществления переданного полномочия РїРѕ предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации» главным распорядителем средств областного бюджета РІ части осуществления выплаты (включая доставку) компенсации материального ущерба РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ утратой имущества, предусмотренной пунктом 4 статьи 17 Закона Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 15 мая 1991 РіРѕРґР° N 1244-1 "Рћ социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ" определен Департамент строительства Рё архитектуры Брянской области.
В соответствии с Указом Губернатора Брянской области от 17.08.2017 № 139 (ред. от 04.09.2017) "О переименовании департамента строительства и архитектуры Брянской области и внесении изменения в Указ Губернатора Брянской области от 26 февраля 2013 года № 174 "О структуре исполнительных органов государственной власти Брянской области" департамент строительства и архитектуры Брянской области переименован в департамент строительства Брянской области с 7 ноября 2017 года.
Согласно Рї. 2.2 РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ задачей Департамента, является РІ том числе участие РІ организации совместного СЃ департаментом финансов Брянской области, управлением Федерального казначейства РїРѕ Брянской области контроля Р·Р° целевым использованием бюджетных средств, направляемых РЅР° преодоление последствий аварии РЅР° Чернобыльской РђРРЎ.
Р’ соответствии СЃ Указом Губернатора Брянской области РѕС‚ 16 февраля 2018 РіРѕРґР° в„–34 «О передаче функций Департамента строительства Брянской области РІ Департамент семьи, социальной Рё демографической политики Брянской области Рё внесении изменений РІ отдельные нормативные правовые акты Брянской области» СЃ 16 апреля 2018 РіРѕРґР° Департаменту семьи, социальной Рё демографической политики Брянской области переданы, РІ том числе, функции РїРѕ осуществлению организационно - технического обеспечения деятельности РєРѕРјРёСЃСЃРёР№ РїРѕ вопросам выплаты компенсации Р·Р° утраченное имущество, расположенное РЅР° радиоактивно загрязненной территории, Рё иным вопросам РІ сфере социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ; РїРѕ организации работы РїРѕ выплате гражданам компенсации материального ущерба РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ утратой имущества вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ; РїРѕ выдаче РІ пределах своей компетенции специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ, дающих право РЅР° получение мер социальной поддержки.
Судом установлено, что Аймалетдинова Т.Н. является собственником жилого дома, назначение: жилое, 1-этажный, общая площадь 83, 9 кв.м., расположенный <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРП от <дата>.
Право собственности зарегистрировано на основании свидетельства о праве на наследство по закону от <дата>, выданное нотариусом Злынковского нотариального округа Брянской области К.Н. <дата>, реестровый №....
Указанный жилой дом принадлежал наследодателю Л. на праве собственности на основании дубликата договора купли – продажи от 19 августа 1979 года, выданного главой Вышковской поселковой администрации Злынковского района Брянской области 26 октября 2016 года по реестру №1. Регистрация права не проводилась.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами наследственного дела после смерти Л.
Р’ соответствии СЃ постановлением Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 08 октября 2015 РіРѕРґР° в„–1074 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся РІ границах Р·РѕРЅ радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ, данный населенный РїСѓРЅРєС‚ отнесен Рє Р·РѕРЅРµ отселения.
Согласно справок от 02.02.2017 года за исх. №3464, от 09.01.2017 года за исх. №24 выданных главой Вышковской поселковой администрации Злынковского района Брянской области, Аймалетдинова Т.Н. проживала на территории с плотностью РЗ 29,58 ки/км. с 26.04.1986 года по 27.01.2017 года по <адрес>.
Согласно справок от 09.01.2017 года за №21, 22 выданных главой Вышковской поселковой администрации жилой дом <адрес> принадлежал на 01.01.1994 года Л. на праве частной собственности. Указанный жилой дом в Вышковскую поселковую администрацию по Чернобыльской программе не сдавался.
Согласно справки от 09.01.2017 года за исх. №23 в жилом доме <адрес> никто не зарегистрирован и не проживает. Как следует из справки от 09.01.2017 года выданной главой Хороменского сельского поселения Аймалетдинова Т.Н. зарегистрирована <адрес> с 27 января 2017 года по настоящее время. Село <адрес> области относится к статусу чистой зоны по радиоактивности загрязнения.
Согласно рапорту УУП ОП МО МВД России «Новозыбковский» от 20.09.2017 года о проведении проверки с выходом на место по <адрес>, в ходе проведения указанной проверки было установлено, что по данному адресу никто не проживает. В данном доме отсутствуют личные вещи кого – либо, что подтверждается объяснениями жителя д. Сенное К.В.
Согласно паспортным данным истца, Аймалетдинова Т.Н. с 30 января 2013 года по 27 января 2017 года зарегистрирована по <адрес>, с 27 января 2017 года зарегистрирована по <адрес>
Согласно объяснениям Рљ.Р›. данных РћРЈРЈРџ Рё ПДН отдела полиции «Климовский» РѕС‚ 11.09.2017 РіРѕРґР° следует, что Рљ.Р›. РїРѕ <адрес> проживает длительное время Рё является собственником указанного домовладения. РЎ 27.01.2017 РіРѕРґР° РІ указанном домовладении зарегистрирована Аймалетдинова Рў.Рќ. СЃ которой Рљ.Р›. знакома РЅР° протяжении длительного времени Рё поддерживает дружеские отношения. Регистрация Аймалетдиновой Рў.Рќ. РІ СЃРїРѕСЂРЅРѕРј домовладении происходила РІ здании РўРџ УФМС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Брянской области <адрес>, непосредственно РІ присутствии Рљ.Р›. Рё СЃ ее согласия. Целью регистрации послужил тот факт, что РІ настоящее время Аймалетдинова Рў.Рќ. сдает домовладение РїРѕ программе Р§РђРРЎ. РЎ момента регистрации РїРѕ настоящее время Аймалетдинова Рў.Рќ. проживает домовладении <адрес>
Таким образом, истец добровольно выехала из зоны отселения, что подтверждается удостоверением сер. №....
Таким образом, по статусу, установленному базовым законом, истец относятся к категории лиц, на которых распространяются гарантии, предусмотренные п. 4 ст. 17 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1.
Право граждан на получение компенсации за утраченное имущество предусмотрено законом. Однако наступление такого права связано непосредственно со сдачей утраченного имущества, т.е. после рассмотрения Комиссией заявления гражданина о выплате соответствующей компенсации на основании представленных гражданином документов и Отчете об оценке имущества.
Решением РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РїРѕ рассмотрению заявлений Рё документов граждан РЅР° получение компенсации Р·Р° утраченное имущество вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ (протокол в„– 137 РѕС‚ 21 февраля 2017 Рі.) истцу отказано РІ выплате компенсации Р·Р° утраченное имущество вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ завышением оценки имущества, РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· средней стоимости 1 квадратного метра жилья РЅР° территории Брянской области, определенной уполномоченным Правительством Р Р¤ федеральным органом исполнительной власти, РЅР° момент обращения Р·Р° указанной денежной компенсацией.
Правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей определяет Федеральный закон РФ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).
Согласно Отчету в„– 16Рќ - 11003 РїРѕ определению рыночной стоимости объекта недвижимого имущества, расположенного <адрес>, составленному РРџ Р›. «Бюро оценки «Регион» рыночная стоимость объекта оценки, СЃ учетом ограничительных условий Рё сделанных допущений, округленно составляет 2 305 000 рублей.
Суд соглашается с доводами ответчиков о завышении оценки имущества, исходя из средней стоимости 1 квадратного метра жилья на территории Брянской области.
Определением суда от 05 октября 2017 года по ходатайству представителя истца по делу была назначена судебная строительно-техническая экспертиза.
Согласно экспертному заключению РћРћРћ «Независимая Лаборатория Ркспертизы Рё Оценки» РѕС‚ 18.12.2017 РіРѕРґР° в„–35517 РћР¦, рыночная стоимость права собственности РЅР° жилой РґРѕРј, общей площадью 83, 9 РєРІ.Рј, без учета земельного участка, расположенного <адрес>, СЃ целью определения компенсации материального ущерба РІ соответствии СЃ Законом Р Р¤ РѕС‚ 15.05.1991 Рі. в„–1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎВ» составляет, округленно: 1 364 000 рубля.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 28 января 2006 года №47, эксперт не вправе ответить на поставленный вопрос №2. Однако возможно принять во внимание проведенные по постановленному вопросу исследования, изложенные в п. 9. 3.1 настоящего заключения эксперта. Физический износ жилого дома (Лит. А) и пристроек (Лит. А 1 и А2) определен и составляет 42, 33 %, 41, 53 %, 42, 88 % соответственно, что не превышает 65 %, т.е. жилой дом с пристройками не является ветхим согласно Постановлению Госстроя России от 20.02.2004 г. №10. Степень физического износа определена в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
Данные обстоятельства подтверждены экспертом в судебном заседании 09.01.2018 года.
Вместе с тем, учитывая год постройки жилого дома, процент его физического износа, суд полагает, что рыночная стоимость домовладения в размере 1 343 815 рублей, рассчитанная с применением сравнительного подхода отличается наибольшей достоверностью полученного результата, так как основывается на ценах сделок (предложений) аналогичных объектов.
Довод представителя ответчика Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области о том, что объекты-аналоги, использованные экспертом при расчете рыночной стоимости, отличаются от объекта оценки, не принимается судом, поскольку в заключении экспертизы учитывались сходные по характеристикам объекты оценки сельскохозяйственного назначения (площадь, вид разрешенного использования, месторасположения с учетом степени радиоактивного загрязнения и прочее). На основании решения Брянского облисполкома №193 от 13.04.1989 года, Злынковский район реорганизован из Новозыбковского района с 13.04.1989 года, в связи с чем, экспертом были приняты за основу объекты – аналоги наиболее близкие к оцениваемому объекту, находящиеся в г. Новозыбков.
Таким образом, СЃСѓРґРѕРј РЅРµ установлены нарушения экспертом положений пункта 10 ФСО в„– 3. Р’ тексте экспертного заключения присутствуют ссылки РЅР° источники информации, используемой РІ отчете, имеются приложения РІ РІРёРґРµ фотографий СЃРѕ всей информацией РѕР± объектах-аналогах, позволяющие делать выводы Рѕ получении информации РёР· общедоступных источников (сайт объявлений «Авито» РІ Рнтернете).
Между тем, РІ заключении РћРћРћ «Независимая Лаборатория Ркспертизы Рё Оценки» РѕС‚ 18.12.2017 РіРѕРґР° в„–35517 РћР¦ эксперт Р’. указывает, что объявленные цены должны быть подвергнуты корректировке РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ неизбежным процессом снижения цены РІРѕ время торгов (РїРѕ данным риэлтерских фирм реальная цена купли – продажи отличается РѕС‚ цены предложения РЅР° 5 -10 % РІ меньшую сторону. Ркспертом РІ расчетах данная корректировка принята РІ размере 5 % С‚.Рµ. минимальное значение показателя.
При вынесении судом на обсуждение данного обстоятельства, истцом уточнены исковые требования с учетом корректировки в размере 10% в меньшую сторону, на сумму 1195000 рублей.
Р’ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 67 ГПК Р Р¤, оценив представленные доказательства рыночной стоимости объекта оценки, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу, что указанное экспертное заключение соответствует ФЗ «Об оценочной деятельности РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» Рё Федеральным стандартам оценки в„– 1 «Общие понятия оценки, РїРѕРґС…РѕРґС‹ Рє оценке Рё требования Рє проведению оценки» (ФСО в„–1), утвержденного приказом Минэкономразвития Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ 20.07.2007 Рі. в„– 256; требованиям ФСО в„–3 «Требования Рє отчету РѕР± оценке» РїСѓРЅРєС‚ 4 раздела II «Требования Рє составлению отчета РѕР± оценке», утвержденного приказом Минэкономразвития Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ 20.07.2007 Рі. в„– 254. Оснований РЅРµ доверять выводам эксперта, обладающего специальными познаниями Рё давшего РїРѕРґРїРёСЃРєСѓ РѕР± уголовной ответственности Р·Р° дачу заведомо ложного заключения, Сѓ СЃСѓРґР° РЅРµ имеется. Каких-либо неясностей РІ выводах эксперта СЃСѓРґРѕРј установлено РЅРµ было. Заключение РЅРѕСЃРёС‚ утвердительный, Р° РЅРµ вероятностный характер. Квалификация эксперта подтверждена соответствующими документами, приложенными Рє экспертному заключению. Рксперт выезжал РЅР° исследование объекта оценки РІ Рґ. Сенное Злынковского района Брянской области, Рѕ чем РѕРЅ РїРѕСЏСЃРЅРёР» РІ судебном заседании 09.01.2018 РіРѕРґР°.
Р’ силу СЃС‚. 123 Конституции Р Р¤ Рё СЃС‚. 12 ГПК Р Р¤ судопроизводство осуществляется РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ состязательности Рё равноправия сторон. РСЃС…РѕРґСЏ РёР· этих конституционных положений, СЃС‚. 56 ГПК Р Р¤ определяет обязанности сторон Рё СЃСѓРґР° РІ состязательном процессе.
В соответствии со ст. ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности.
При уточнении иска, истец просил суд обязать Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области включить Аймалетдинову Т.Н. в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество в размере 1 195 000 рублей.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года № 23 «О судебном решении», заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным на обсуждение в соответствии с ч. 2 ст. 56 ГПК РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд находит подлежащими удовлетворению требования об обязании Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области включить Аймалетдинову Т.Н. в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество в размере 1 195 000 рублей.
С учетом того, что надлежащим ответчиком по заявленным требованиям является Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области, в удовлетворении исковых требований, заявленных к Департаменту строительства Брянской области, Правительству Брянской области, суд полагает необходимым олтказать.
В соответствии с п. 1 раздела 3 Порядка оприходования, учета и использования строений, поступивших от граждан в связи с выездом из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, утв. Постановлением администрации Брянской области № 224 от 23 июня 1998 года (в ред. Постановлений администрации Брянской области от 15.04.2004 N 241, от 26.07.2004 N 399) утраченное гражданами имущество принимается под охрану сельскими, поселковыми, городскими администрациями после получения гражданами компенсации за это имущество.
В связи с изложенным, при вынесении решения по делу, суд считает необходимым указать, что при получении компенсации за утраченное имущество истец обязан сдать соответствующее утраченное имущество органу местного самоуправления по месту нахождения такого имущества.
В соответствии со ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Следовательно, после получения истцом компенсации Р·Р° имущество, утраченное вследствие катастрофы РЅР° Р§РђРРЎ, право собственности РЅР° это имущество прекращается.
На основании изложенного, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШРР›:
Рсковые требования Аймалетдиновой Рў.Рќ. Рє Правительству Брянской области, Департаменту семьи, социальной Рё демографической политики Брянской области Рѕ признании права РЅР° получение компенсации Р·Р° утраченное имущество Рё включении РІ СЃРїРёСЃРѕРє граждан РЅР° получение компенсации Р·Р° утраченное имущество вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ, удовлетворить частично.
Признать Р·Р° Аймалетдиновой Рў.Рќ. право РЅР° получение компенсации Р·Р° утраченное имущество вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ, расположенное <адрес>.
Обязать Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области включить Аймалетдинову Т.Н. в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество в размере 1 195 000 рублей.
После получения Аймалетдиновой Т.Н. компенсации за утраченное имущество, право собственности Аймалетдиновой Т.Н. на имущество, расположенное <адрес> прекратить.
В части требований к Правительству Брянской области, Департаменту строительства Брянской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд города Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Сухорукова Л.В.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 24.04.2018 года.
РЎСѓРґСЊСЏ РЎСѓС…РѕСЂСѓРєРѕРІР° Р›.Р’.