Дело №2-971/2024
УИД 04RS0020-01-2024-001196-38
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 октября 2024 года г. Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Дроздовой Ю.А., при секретаре Карагаевой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ЭкоАльянс» к Жуковой Г.К. о взыскании задолженности за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными расходами, пени,
УСТАНОВИЛ:
ООО «ЭкоАльянс» в лице представителя Макеевского А.П. обратилось в суд с иском к Жуковой Г.К., указывая, что с 01.04.2019 года является региональным оператором по организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Бурятия. Ответчик Жукова Г.К. является собственником нежилого помещения по адресу: <адрес>.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным в силу требований ФЗ№89 от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления», а также Правил обращения с твердыми коммунальными отходами. При этом расчет коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исхода из норматива накопления ТКО; количества и объема контейнеров для накопления ТКО.
До мая 2020 года включительно нормативы определены Постановлением Правительства РБ от 16.10.2017 года № 502, с июня 2020 года в соответствии с внесенными изменениями в этот нормативно-правовой акт.
Ответчику оказывалась услуга, но обязанность по ее оплате не исполнена. Размер задолженности за оказанные услуги с апреля 2019 года по июнь 2024 года составляет 162 684,99 руб., неустойка за неисполнение обязательств за период с 14.05.2019 г. по 31.07.2024 г. составляет 96258,9 руб.
Просит суд взыскать с Жуковой Г.К. задолженность за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с апреля 2019 года по июнь 2024 года составляет 162 684,99 руб., неустойка за неисполнение обязательств за период с 14.05.2019 г. по 31.07.2024 г. составляет 96258,9 руб. с последующим начислением до даты фактической оплаты, а также расходы по оплате государственной пошлины.
В судебное заседание представитель истца Макеевский А.П. не явился, будучи надлежаще извещен, направил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Ответчик Жукова Г.К. в судебном заседании отсутствовала, будучи извещенной о времени и месте рассмотрения дела, направила в суд заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие. Ранее в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что с 24.06.2014 г. являлась собственником 1/2 доли нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с 08.06.2023 г. - собственником 1/4 доли. Фактически по данному адресу какую-либо деятельность она не осуществляет, поскольку помещения сданы в аренду третьим лицам. Арендаторы обязаны были самостоятельно заключить договор в ООО «ЭкоАльянс». В частности ИП Власова А.А. заключила договор с истцом еще в 2022 году. Просила применить срок исковой давности, в удовлетворении исковых требований отказать.
Третье лицо ИП Данилов А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, направил в суд заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие. Ранее в судебном заседании суду пояснил, что арендует помещение у Жуковой Г.К. по адресу: <адрес>, 40 кв.м. по договору аренды от 11.01.2022 г. С указанного времени договор с ООО «ЭкоАльянс» он не заключал, отходы, образуемые по данному адресу вывозил на контейнерную площадку по месту своего жительства. В настоящее время им подана заявка на заключение с истцом договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Третье лицо ИП Власова А.А. в судебное заседание не явила, извещена надлежаще, направила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие. Ранее в судебном заседании суду пояснила, что арендует у ответчика помещение площадью 25 кв.м. на основании договора аренды от 01.02.2022 г. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключен ею с ответчиком 10.03.2023 г., оплата по договору производится своевременно, задолженность отсутствует.
Представитель ООО «Братск Трейд» в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
С учетом надлежащего извещения участников процесса, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон №89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно статье 1 Закона №89-ФЗ к твердым коммунальным отходам (далее также - ТКО) относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В соответствии со статьей 24.6 Закона №89-ФЗ обращение с ТКО обеспечивается региональными операторами.
Судом установлено, что ООО «ЭкоАльянс» присвоен статус регионального оператора сроком на 10 лет. С 01.04.2019 ООО «ЭкоАльянс» приступил к организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Бурятии.
Из пункта 1 статьи 24.7 Закона №89-ФЗ следует, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона №89-ФЗ).
Пунктом 4 статьи 24.7 Закона №89-ФЗ установлено, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с Типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона №89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 №458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее - Закон №458-ФЗ), обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 №641» утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами и типовая форма договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила обращения с ТКО, Постановление №1156).
Согласно пункту 8(17) Правил обращения с ТКО, региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
На основании пункта 8(4) Правил обращения с ТКО основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В соответствии с пунктом 8(18) Правил обращения с ТКО до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Незаключение сторонами договора в письменной форме не освобождает лиц, обязанных заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, от оплаты соответствующих услуг с даты начала их фактического исполнения на указанных в типовом договоре условиях в отношении принадлежащих ему объектов (пункт 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 №14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров», пункт 3 статьи 438, статья 781 ГК РФ).
Согласно п.1 ст.779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу части 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Системный анализ нормативных правовых актов позволяет прийти к выводу, что правоотношение по возмездному оказанию региональным оператором собственнику ТКО по обращению с этими отходами построено законодателем по модели абонентского договора (ст. 429.4 ГК РФ). Согласно п.2 ст.429.4 ГК РФ абонент обязан вносить платежи или предоставлять иное исполнение по абонентскому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. 4 Правил обращения с ТКО в деятельность по обращению с ТКО входит: сбор, транспортирование, обработка, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе принятие ТКО в местах сбора и накопления ответчика.
В соответствии с ч.1 ст.24.10 Федерального закона №89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 24.10 Закона №89-ФЗ в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 настоящей статьи. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Согласно п.5 Постановления Правительства РФ от 03.06.2016 №505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) твердых коммунальных отходов» коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: расчетным путем исходя из: норматива накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Исходя из положений ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаям иными обычно предъявляемыми требованиями.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Жукова Г.К. с 24.06.2014 г. являлась собственником 1/2 доли нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. (согласно доли в праве ? - 343,9 кв.м.); с 08.06.2023 г. - собственником 1/4 доли (площадь 171,95 кв.м.).
Жуковой Г.К. заключены договоры аренды помещений со следующим лицами: с ООО «Братск Трейд Лимитед» от 10.07.2021 г. №09/2021, по которому в аренду передано помещение площадью 91,1 кв.м.; с ИП Власовой А.А. от 01.02.2022 г. на аренду помещения площадью 25 кв.м.; с ИП Даниловым А.А. от 11.01.2022 г. о передаче в аренду помещения площадью 40 кв.м.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами Жуковой Г.К. с ООО «ЭкоАльянс» не заключался, заявка на заключение договора не подавалась.
Между ООО «Братск Трейд» и ООО «ЭкоАльянс» заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.07.2024 г. №330000001947.
ИП Власовой А.А. договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключен с ООО «ЭкоАльянс» 10.03.2022 г. №330150002158. Согласно представленному третьим лицом акту сверки взаимных расчетов задолженность по договору отсутствует.
Сведений о заключении ИП Даниловым А.А. договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ООО «ЭкоАльянс» не имеется, в материалы дела сторонами не представлено. Из пояснений третьего лица следует, что в настоящее время им направлена заявка на заключение данного договора.
Из пояснений свидетеля Т. являющейся работником ООО «Братск Трейд», следует, что организация занимает помещения по адресу: <адрес>, площадью 91,1 кв.м. на основании договора аренды, заключенного с Жуковой Г.К. Договор с ООО «ЭкоАльянс» не был заключен, так как образуемые отходы вывозились в г. Братск, где был заключен договор с региональным оператором ООО «Региональный Северный оператор» от 01.01.2021 г. №Бр1-03441/20. С 01.07.2024 г. договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключен с ООО «ЭкоАльянс».
Свидетель Л. дала суду аналогичные показания.
Судом установлено, что между ООО «Братск Трейд Лимитед» и ООО «Региональный Северный оператор» заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2021 г. №Бр1-03441/20. Приложением 1 к данному договору определены места накопления ТКО, при этом адрес места накопления ТКО: <адрес> не указан.
Руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд приходит к выводу, что наличие заключенных между Жуковой Г.К. и ООО «Братск Трейд», ИП Даниловым А.А., ИП Власовой А.А. договоров аренды помещений не освобождает ответчика от обязанности вносить плату за оказание услуг по вывозу ТКО. Региональный оператор не имеет возможности осуществлять контроль за тем, какое лицо фактически пользуется помещениями, в том числе на основании договора аренды, если такое лицо само не обратится к нему с заявкой о заключении договора. Следовательно, по общему правилу, региональный оператор вправе при направлении имущественных притязаний об оплате оказанных услуг ориентироваться на данные публично достоверного ЕГРН о собственнике имущества (статья 210 ГК РФ).
Факт неисполнения ответчиком обязанности об оплате услуг по вывозу ТКО ответчиком не отрицался.
При таких обстоятельствах суд находит требования истца о взыскании с ответчика задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обоснованными.
Оказание региональным оператором услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов всем без исключения образователям отходов предполагает, пока не доказано иное, что данной услугой пользуются все образователи. Региональный оператор не обязан доказывать факт и объем оказания услуг в отношении каждого абонента, расположенного на закрепленной за региональным оператором территории, учитывая, что вполне допустима ситуация использования абонентом любых контейнеров для сбора ТКО, расположенных на указанной территории, а не только тех, которые находятся в непосредственной близости от него. Однако, ответчик не лишен возможности относимыми и допустимыми доказательствами подтвердить наличие со стороны регионального оператора злоупотреблений, явно направленных на уклонение от полагающихся потребителям услуг по вывозу ТКО. Такие доказательства в материалах дела отсутствуют. В данном случае доказательств явного уклонения регионального оператора от оказания услуг, испрашиваемых ответчиком, некачественного оказания таких услуг региональным оператором, или неосуществления деятельности ответчик не доказал.
В судебном заседании ответчиком заявлено о пропуске истцом срока исковой давности обращения в суд.
Суд находит указанный факт заслуживающим внимания в связи со следующим.
Согласно ст. 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В соответствии со ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Положения п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 г. № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», течение исковой давности по требованию юридического лица начинается со дня, когда лицо, обладающее правом самостоятельно или совместно с иными лицами действовать от имени юридического лица, узнало или должно было узнать о нарушении права юридического лица, о том, кто является надлежащим ответчиком (п.1ст.200 ГК РФ).
Истцом заявлен ко взысканию период задолженности апрель 2019 г. – июнь 2024 г. Исковое заявление направлено в суд 19.08.2024 г., что подтверждается штампом на конверте. С учетом вышеприведенных норм права суд приходит к выводу, что истец обратился в суд по истечении срока исковой давности в части взыскания задолженности за период с апреля 2019 г. по июль 2021 г.
Определяя размер задолженности, подлежащей взысканию, суд находит подлежащим взысканию задолженность по вывозу ТКО за период с августа 2021 года по июнь 2024 года. Проверяя представленный стороной истца расчет задолженности, суд признает его верным, поскольку он произведен с учетом размера площади, рассчитанной на долю ответчика в праве на нежилое помещение, а также площади, переданной в аренду ИП Власовой А.А., поскольку последней заключен договор в ООО «ЭкоАльянс». За указанный период с ответчика в пользу истца подлежит взысканию задолженность за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период август 2021 г. – июнь 2024 г. в размере 90292,97 руб.
Разрешая требование истца о взыскании неустойки, суд находит данное требование обоснованным, поскольку в соответствии со ст. 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой.
Согласно ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В соответствии с п. 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 года №7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса РФ об ответственности за нарушение обязательств» по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи то завершения работ). Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства.
Расчет суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, осуществляется в процессе исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (часть 1 статьи 7, статья 8, пункт 16 части 1 статьи 64 и часть 2 статьи 70 Закона об исполнительном производстве). В случае неясности судебный пристав-исполнитель, иные лица, исполняющие судебный акт, вправе обратиться в суд за разъяснением его исполнения, в том числе по вопросу о том, какая именно сумма подлежит взысканию с должника (статья 202 ГПК РФ, статья 179 АПК РФ).
При этом день фактического исполнения нарушенного обязательства, в частности, день уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета неустойки.
Следовательно, сумма неустойки, подлежащей взысканию, рассчитанная в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, за неисполнение обязательств по договору, за период 13.09.2021 г. – 31.07.2024 г. составит 35368,01 руб. При этом неустойка подлежит взысканию с ответчика по день фактической оплаты.
Исходя из изложенного, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении иска частично в размере 125660,98 руб. (90292,97 руб. задолженность +35368,01 руб. неустойка).
В соответствии со ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если иск удовлетворен частично, то судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. Поскольку суд пришел к выводу о частичном удовлетворении требований иска, то, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма государственной пошлины пропорционально суммы удовлетворенных требований в размере 2808,82 руб.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «ЭкоАльянс» к Жуковой Г.К. о взыскании задолженности за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, пени, расходов по оплате государственной пошлины удовлетворить частично.
Взыскать с Жуковой Г.К. <данные изъяты>) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «ЭкоАльянс» (ИНН 3808182124; ОГРН 1083808010846) задолженность за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с августа 2021 г. по июнь 2024 г. в размере 90292 руб. 97 коп., неустойку за просрочку платежа за период с 13.09.2021 г. по 31.07.2024 г. в размере 35368 руб. 01 коп. с последующим начислением до даты фактической оплаты, расходы по оплате государственной пошлины в размере 2808 руб. 82 коп.
В удовлетворении остальной части иска – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Ю.А. Дроздова
Решение принято в мотивированной форме 15 октября 2024 года.