КОПИЯ
Дело № 2-160/2022
52RS0026-01-2022-000187-60
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 августа 2022 года г. Ветлуга
Ветлужский районный суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Анищенко А.П.,
при секретаре судебного заседания Дубняковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ветлужского района Нижегородской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Ветлужского муниципального района Нижегородской области о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Ветлужского района Нижегородской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Ветлужского муниципального района Нижегородской области о понуждении к совершению действий, указав в обоснование заявленных требований следующее.
Прокуратурой Ветлужского района по обращению В.А.С. проведена проверка исполнения требований земельного законодательства.
В ходе проверки установлено, что земельный участок, собственность на который не разграничена, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> 200 м на север от <адрес>, целевое назначение – земли сельскохозяйственного назначения, площадь земельного участка 20401 +/-50 кв.м, разрешенное использование земельного участка – для сельскохозяйственного производства, был передан администрацией Ветлужского муниципального района <адрес> в аренду на 10 лет М.И.В. на основе договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, срок аренды до ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе совместной проверки с сотрудниками территориального отдела Роспотребнадзора установлен факт размещения отходов лесопиления на земельном участке. Площадка для переработки отходов лесопиления не имеет твердого покрытия, опил не защищен от атмосферных осадков, что не соответствует требованиям СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
По фактам выявленных нарушений прокуратурой района 01.12.2021 главе местного самоуправления Ветлужского муниципального района внесено представление об устранении нарушений требований земельного законодательства.
По результатам рассмотрения представления администрация Ветлужского муниципального района сообщила о расторжении договора аренды земельного участка. Между тем, указанной администрацией не принято мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства, вследствие чего неустановленные лица продолжают осуществлять вывоз отходов на земельный участок.
Размещение на земельном участке отходов лесопиления (опил) не соответствует установленного для него виду разрешенного использования «обеспечение сельскохозяйственного производства, для сельскохозяйственного производства».
Кроме того, использование земельного участка в действующей редакции территориальной схемы обращения с отходами для размещения отходов не предусмотрено, как не предусматривалось его использование в таких целях и в ранее принятых редакциях территориальной схемы обращения с отходами.
Свалка не отвечает признакам специально оборудованного для этого сооружения и, следовательно, не может считаться санкционированной. Кроме того, несанкционированная свалка, на которой осуществляется хранение отходов в нарушение санитарных норм и правил, с учетом ее расположения вблизи населенного пункта ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц, создает опасность причинения вреда окружающей среде, в связи с чем подлежит ликвидации.
На основании ст. 45 ГПК РФ, прокурор просит суд обязать администрацию Ветлужского муниципального района Нижегородской области ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства, находящуюся на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> 200 м на север от дома № Установить срок для исполнения решения суда в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Ветлужского района Прямов М.А. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Ветлужского муниципального района Нижегородской области С.О.В. (действующая на основании доверенности) иск не признала по тем основаниям, что ответчик не является собственником земельного участка, отходы не принадлежат администрации. Нахождение отходов на указанном земельном участке ответчик не оспаривает.
Третье лицо администрация Крутцовского сельсовета Ветлужского муниципального района Нижегородской области извещено о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, представитель в суд не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Суд, с учетом мнения сторон, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело по существу при данной явке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Нарушение федерального законодательства является нарушением интересов неопределенного круга лиц, в связи с чем, заявление предъявлено в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранить природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания закреплено положениями ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды), ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).
В ст. 3 Закона об охране окружающей среды указано, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в частности, на основе соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В силу ст. 51 указанного Федерального закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (п.п. 1, 2).
Согласно ст. 22 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, в частности, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов (пункт 14 части 1 статьи 15).
Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления) предусмотрено, что организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 12 Закона об отходах производства и потребления объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 6). Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (часть 7).
Согласно п. 2 ст. 8 Закона об отходах производства и потребления к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов отнесена к полномочиям субъектов Российской Федерации (статья 6 Закон об отходах производства и потребления).
Под объектами размещения отходов понимаются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов (ст. 1 Закона об отходах производства и потребления).
При этом сооружение определяется как результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (подп. 23 п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).
ГОСТом 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» даны понятия объектов размещения отходов: Полигоны, шламохранилища, хвостохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на установленные сроки (п. 4.11), а также несанкционированные свалки отходов: Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов (п. 4.13).
Пунктом 1 ст. 11 Закона об отходах производства и потребления установлен запрет ввода в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, которые связаны с обращением с отходами и не оснащены техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов.
При этом определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (п. п. 2, 6, 7 ст. 12 Закона об отходах производства и потребления).
Пунктами 1 и 2 ст. 13 данного федерального закона установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с абз. 19 ст. 6, ч. 1 ст. 13.3 Закона об отходах производства и потребления в целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 18.11.2019 утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, на территории Нижегородской области.
Анализ приведенных выше законоположений позволяет сделать вывод о том, что размещение отходов возможно только на объектах размещения отходов, к которым относятся специальные сооружения, оборудованные в соответствии с действующими экологическими, санитарными и иными требованиями, которые должны быть внесены в Государственный реестр объектов размещения отходов и отвечать требованиям проектно-разрешительной документации и регламента эксплуатации такого объекта. Выброс и складирование отходов непосредственно на почву запрещается.
В силу ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов и не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Судом установлено, что прокуратурой Ветлужского района Нижегородской области проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства совместно с сотрудниками территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области, в ходе которой установлен факт размещения отходов лесопиления на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, 200 м на север от <адрес> площадью 20401 +/-50 кв.м. Указанный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеет разрешенное использование – обеспечение сельскохозяйственного производства.
Площадка для переработки отходов лесопиления не имеет твердого покрытия, опил не защищен от атмосферных осадков, что не соответствует требованиям СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
По фактам выявленных нарушений прокуратурой района 01.12.2021 главе местного самоуправления Ветлужского муниципального района внесено представление об устранении нарушений требований земельного законодательства.
По результатам рассмотрения представления администрация Ветлужского муниципального района сообщила о расторжении договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с М.И.В.
Однако администрацией не принято мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства, вследствие чего неустановленные лица продолжают осуществлять вывоз отходов на земельный участок, что подтверждается актом проверки от 24.05.2022, фотоматериалами.
Собственник отходов не установлен. Объект размещения отходов на спорном земельном участке в установленном законом порядке не создавался, в эксплуатацию не вводился, в Государственный реестр объектов размещения отходов не внесен, проектно-разрешительная документация, технический паспорт и регламент эксплуатации на него не составлялись.
Указанные обстоятельства ответчиком не оспаривались.
Таким образом, поскольку в ходе рассмотрения настоящего дела установлено наличие отходов на земельном участке сельскохозяйственного назначения, не предназначенном для указанных целей, спорный объект представляет собой несанкционированную свалку, на которой осуществляется хранение отходов в нарушение санитарных норм и правил, что с учетом её расположения вблизи населенного пункта ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц, создает опасность причинения вреда окружающей среде, суд полагает исковые требования прокурора о возложении на администрацию Ветлужского муниципального района Нижегородской области обязанности по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, 200 м на север от <адрес>, законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы ответчика о том, что администрация района не является собственником земельного участка и расположенных на нем отходов, являются несостоятельными и отклоняются судом.
В соответствии с положениями абз. 4, 8 ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса РФ).
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 Закона об отходах производства и потребления).
Доказательства, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на спорном земельном участке, суду не представлены. Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ спорный земельный участок был предоставлен в аренду М.И.В. по договору № аренды земельного участка, заключенному администрацией Ветлужского муниципального района <адрес> с М.И.В. Однако ДД.ММ.ГГГГ договор аренды земельного участка был расторгнут. Согласно акту приема-передачи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ на момент подписания акта передаваемый земельный участок находился в состоянии, пригодном для использования его по целевому назначению и виду разрешенного использования.
В силу п. 7.8 ГОСТа 30772-2001. «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» не является препятствием для распоряжения ими.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона об отходах производства и потребления территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Принимая во внимание, что собственник отходов не установлен, несанкционированная свалка отходов образовалась на земельном участке, расположенном на территории Ветлужского муниципального района Нижегородской области, которое в силу приведенных выше положений законодательства несет ответственность по его надлежащему содержанию, обязанность по ее ликвидации возлагается на администрацию Ветлужского муниципального района.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, судом устанавливается в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Обсуждая срок исполнения решения суда, суд, учитывая позицию участников процесса, полагает возможным установить срок исполнения решения в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Ветлужского района Нижегородской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Ветлужского муниципального района Нижегородской области о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Обязать администрацию Ветлужского муниципального района Нижегородской области (№) ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства, находящуюся на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, 200 м на север от <адрес>.
Установить администрации Ветлужского муниципального района Нижегородской области срок для исполнения решения суда в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалоб через Ветлужский районный суд Нижегородской области.
Судья /подпись/ А.П. Анищенко
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ
Копия верна.Судья А.П. Анищенко