Дело №а-509/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 марта 2019 года г. Наро-Фоминск
Наро-Фоминский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Данилова ФИО7, при секретаре судебного заседания Дзюба ФИО8, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-509/2019 по административному исковому заявлению Шушаняна ФИО9 к Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области, Комитету по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги и обязании повторно рассмотреть заявление, -
УСТАНОВИЛ:
Шушанян ФИО10 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просят признать незаконным и отменить решение Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении Государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена» в отношении земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. местоположением: <адрес>, и обязать повторно рассмотреть заявление истца о предоставлении Государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена», в следующих границах и координатах:
Имя точки X, м Y, м
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В случае удовлетворения требований установить срок для исполнения решения суда и ответственность за неисполнение решение суда в соответствии с п. 1 ст. 308.3 ГК РФ.
Административные исковые требования обоснованы тем, что административный истец является инвалидом первой группы вследствие военной травмы и имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для инвалидов Отечественной войны. Обратившись к административному ответчику с заявлением (номер заявления: №) о предоставлении Государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» в отношении земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. местоположением: <адрес>, получил решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена». Причиной послужило, то, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Истец считает данный отказ незаконным, необоснованным, не соответствующий нормам действующего законодательства и судебной практики.
Согласно полученного ответа от ДД.ММ.ГГГГ, ответчик, признавая право истца на получение земельного участка, отказал в таком предоставлении, указывая, что истец имеет право на получение земельного участка только путем проведения торгов.
Указанный ответ администрации прямо противоречит п. 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в соответствии с которым при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства по договору купли-продажи торги не проводятся.
Таким образом, следует исходить из того, что истец относится к категории лиц, имеющих право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, поскольку действующее законодательство не ставит в зависимость право инвалидов на первоочередное получение земельного участка для указанных целей от наличия каких-либо условий.
Определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен Комитет по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области, в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство имущественных отношений Московской области.
Административный истец Шушанян ФИО14, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебном заседании отсутствовал.
Представитель административного истца Леденёв Д.А. в судебном заседании требования и доводы административного искового заявления поддержал в полном объеме, дополнительно пояснив, что государственная услуга предварительного согласования предоставления земельного участка предоставляется вне зависимости от указания на каком праве должен быть предоставлен испрашиваемый земельный участок.
Представители административных ответчиков Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области ФИО4 и Комитета по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области ФИО5 в судебном заседании административный иск не признали, просили в удовлетворении административных исковых требований отказать, указав при этом, что оспариваемое решение об отказе Шушаняну ФИО15 в предоставлении государственной услуги было принято законно и обоснованно, поскольку последний права на получение земельного участка в собственность бесплатно не имеет.
Представитель Комитета по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области представила письменные возражения, в которых указала, что Шушанян ФИО16 обратился в Администрацию Наро-Фоминского городского округа с заявлением о предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», с целью получения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., для <данные изъяты>, в собственность бесплатно. В качестве оснований Шушанян ФИО17 указывает наличие, по его мнению, права на бесплатное приобретение в собственность земельного участка на основании льгот, как участнику боевых действий, предоставляемых инвалиду 1 группы.
В своем заявлении Шушанян ФИО18 указал вид права, на котором он хочет обладать земельным участком – право собственности, кроме того указано, что земельный участок должен быть предоставлен заявителю бесплатно.
Заявителю разъяснено, что предоставление земельного участка в собственность бесплатно регламентируется положениями статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом у административного истца отсутствует какое-либо из оснований для предоставления земельного участка в собственность бесплатно, установленное статьей 39.5 ЗК РФ.
В случае согласования предоставления государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», утвержденным Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 21 декабря 2017 года № 13ВР-1906, административные ответчики обязаны будут предоставить земельный участок административному истцу в собственность бесплатно.
Таким образом, предоставление услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» и издание соответствующего постановления автоматически обязывает Администрацию Наро-Фоминского городского округа Московской области не только утвердить схему расположения цельного участка, но и издать следующее постановление о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.
Помимо этого, пунктом 6.1.5 Административного регламента предоставления государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» установлены основания для обращения и результаты предоставления Государственной услуги в собственность бесплатно. У административного истца такие основания отсутствуют.
Кроме того, согласно пункту 6.2. Административного регламента полный перечень оснований для обращения за получением Государственной услуги приведен в Приложении 5 к Административному регламенты, который практически полностью цитирует статью 39.5 ЗК РФ.
Представитель заинтересованного лица Министерство имущественных отношений Московской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебном заседании отсутствовал.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, административный истец Шушанян ФИО19 является инвалидом первой группы вследствие военной травмы и имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для инвалидов Отечественной войны, что подтверждается удостоверением № от ДД.ММ.ГГГГ и справкой № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
В соответствии с п. 17 Постановления Правительства РФ от 27.07.1996 г. № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
ДД.ММ.ГГГГ Шушанян ФИО20 обратился в Администрацию Наро-Фоминского городского округа Московской области с заявлением о предоставлении Государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, либо государственная собственность на которые не разграничена» с просьбой предварительно согласовать предоставление земельного участка <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность бесплатно (л.д. 55).
Решением Комитета по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № административному истцу было отказано в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» в связи с тем, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
При этом в оспариваемом решении разъяснено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно регламентируется положениями статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации. В представленных материалах дела отсутствуют основания, подтверждающие право на предоставление административному истцу земельного участка в собственность бесплатно.
Оценивая законность и обоснованность вышеуказанного решения № от ДД.ММ.ГГГГ, суд исходит из следующего.
Согласно ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления:
1) земельного участка, образованного в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии, лицу, с которым заключен этот договор;
2) земельного участка религиозной организации, имеющей в собственности здания или сооружения религиозного или благотворительного назначения, расположенные на таком земельном участке;
3) земельного участка, образованного в соответствии с проектом межевания территории и являющегося земельным участком общего назначения, расположенным в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, в общую долевую собственность лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах такой территории, пропорционально площади этих участков;
4) земельного участка гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием;
5) земельного участка гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием и работал по основному месту работы в муниципальном образовании и по специальности, которые определены законом субъекта Российской Федерации;
6) земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно;
7) земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;
8) земельного участка, предоставленного религиозной организации на праве постоянного (бессрочного) пользования и предназначенного для сельскохозяйственного производства, этой организации в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;
9) земельного участка гражданину в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
10) земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 г. №161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»;
11) земельного участка, включенного в границы территории инновационного научно-технологического центра, фонду, созданному в соответствии с Федеральным законом «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Таким образом, право административного истца, как инвалида первой группы, имеющего право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для инвалидов Отечественной войны, на получение земельного участка в собственность бесплатно положениями статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрено.
Стандарт предоставления государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» (далее – Государственная услуга), состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур по предоставлению Государственной услуги, требования к порядку их выполнения в Московской области установлен Административным регламентом предоставления государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», утвержденным Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 21 декабря 2017 года № 13ВР-1906 (далее – Административный регламент).
Согласно пункту 1.2. Административного регламента на этапе предварительного согласования предоставления земельного участка определяется возможность предоставления земельного участка без проведения торгов, а также вид права (собственность, аренда, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование), на котором участок будет предоставлен, если предварительное согласование предоставления земельного участка оформлено в виде постановления Администрации, то после внесения сведений о земельном участке в ЕГРН, дополнительных постановлений Администрации о предоставлении этого участка не требуется.
Постановление Администрации о предварительном согласовании предоставления действует в течение двух лет с момента издания и является основанием для внесения сведений о земельном участке в ЕГРН.
После внесения сведений о земельном участке в ЕГРН для завершения процедуры предоставления земельного участка и заключения соответствующего договора (кроме случаев предоставления земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование и собственность бесплатно) необходимо повторно подать документы через МФЦ или Региональный портал государственных или муниципальных услуг Московской области на предоставление одной из Государственных услуг: «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов», «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, в безвозмездное пользование», «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или государственная собственность на которые не разграничена, в собственность бесплатно», затем при получении соответствующего договора или постановления о предоставлении земельного участка, необходимо подать документы через МФЦ на государственную регистрацию прав в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.
Таким образом, вышеуказанные услуги вытекают из государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» и являются ее продолжением.
В связи с изложенным, суд не может согласиться с доводами представителя административного истца о том, что государственная услуга предварительного согласования предоставления земельного участка предоставляется вне зависимости от указания на каком праве должен быть предоставлен испрашиваемый земельный участок.
Более того, в своем заявлении Шушанян ФИО21 прямо указал, что просит предоставить ему земельный участок в собственность бесплатно.
Пунктом 6.1.5 Административного регламента установлены основания для обращения предоставления Государственной услуги для последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно:
- если испрашиваемый земельный участок образован в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии, предоставляется лицу, с которым заключен этот договор;
- если испрашиваемый земельный участок предоставляется религиозной организации, имеющей в собственности здания или сооружения религиозного, или благотворительного назначения, расположенные на таком земельном участке;
- если испрашиваемый земельный участок образован в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества и относящегося к имуществу общего пользования, предоставляется данной некоммерческой организации или в случаях, предусмотренных федеральным законом, в общую собственность членов данной некоммерческой организации;
- если испрашиваемый земельный участок предоставляется физическому лицу, собственнику жилого дома, право собственности на который возникло до 25.10.2001.
Кроме того, согласно пункту 6.2. Административного регламента полный перечень оснований для обращения за получением Государственной услуги приведен в Приложении 5, согласно которому:
Предварительное согласование предоставления земельного участка в собственность бесплатно:
В случаях предварительного согласования предоставления:
1) если испрашиваемый земельный участок образован в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии, лицу, с которым заключен этот договор;
2) если испрашиваемый земельный участок предоставляется религиозной организации, имеющей в собственности здания или сооружения религиозного, или благотворительного назначения, расположенные на таком земельном участке;
3) если испрашиваемый земельный участок образован в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества и относящегося к имуществу общего пользования, предоставляется данной некоммерческой организации или в случаях, предусмотренных федеральным законом, в общую собственность членов данной некоммерческой организации;
4) если испрашиваемый земельный участок предоставляется гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием;
5) если испрашиваемый земельный участок предоставляется гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием и работал по основному месту работы в муниципальном образовании и по специальности, которые определены законом субъекта Российской Федерации;
6) если испрашиваемый земельный участок предоставляется гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно;
7) земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 г. №161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»;
8) если испрашиваемый земельный участок предоставляется физическому лицу, собственнику жилого дома, право собственности на который возникло до 25.10.2001.
Проанализировав вышеуказанные обстоятельства и представленные доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд приходи к выводу о том, что у административного истца отсутствуют основания для получения Государственной услуги, предусмотренные вышеуказанными положениями Административного регламента.
Более того, поскольку административным истцом было подано заявление о предоставлении Государственной услуги с просьбой предварительно согласовать предоставление земельного участка в собственность бесплатно, однако такого права в соответствии со статьей 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации он не имеет, административным ответчиком в предоставлении указанной Государственной услуги было отказано правомерно.
При таких обстоятельствах, суд находит, что оспариваемое Решение Комитета по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе административному истцу Шушаняну ФИО22 в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, либо государственная собственность на которые не разграничена» является законным и обоснованным, в связи с чем административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Шушаняна ФИО23 к Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области, Комитету по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги и обязании повторно рассмотреть заявление отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья ФИО24Данилов