Дело №2-2875/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 ноября 2021 года г. Серпухов, Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Фетисовой И.С., при секретаре судебного заседания Хисамутдиновой О.Д.,
С участием:
Представителя истцов Филипповой М.В., Филиппова С.Ю. по ордеру - адвоката Мурашова С.Е.,
Представителя ответчика – Администрации городского округа Серпухов Московской области по доверенности – Ефимовой О.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филипповой Марины Владимировны, Филиппова Сергея Юрьевича к Администрации городского округа Серпухов Московской области о признании незаконными постановлений по снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий
У с т а н о в и л :
Филиппова М.В. и Филиппов С.Ю. обратились в суд с иском, и с учетом дополнения заявленных требований в соответствии с положениями ст.39 ПК РФ просят признать незаконными Постановления Администрации городского округа Серпухов Московской области от 12.05.2021 № 2264-П "О снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях"; от 28.09.2021 № 4931-П «О внесении изменений в постановление Администрации городского округа Серпухов от 12.05.2021 № 2246-П «О снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях»; обязать администрацию городского округа Серпухов восстановить Филиппову марину Владимировну, Филиппова Сергея Юрьевича (номер очереди – 199) на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Свои требования истцы мотивируют тем, что Постановлением Главы города Серпухова от 05.03.1999 № 206 Ч., Филиппова М.В. и Филиппов С.Ю. были поставлены на общий учет для улучшения жилищных условий.
15.06.2021 истцами получено Постановление администрации городского округа Серпухов от 12.05.2021 № 2246-П, согласно которому Филиппова М.В. и Филиппов С.Ю. сняты с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (Ч. умерла ранее). Основанием для снятия с учета послужил пункт 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно то обстоятельство, что бывшая жена Филиппова С.Ю. – Е. является собственником жилого помещения, расположенного по <адрес>.
Истцы считают принятое администрацией городского округа Серпухов решение незаконным, ссылаясь на пункт 2 статьи 26 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», в соответствии с которым граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Истцы ссылаются на то, что были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий 05.03.1999, то есть до 1 марта 2005 года, вследствие чего не могут быть сняты с учета по основанию, предусмотренному пунктом 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку аналогичная позиция изложена в пункте 6 Обзора практики рассмотрения судами в 2013-2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
Истцы также указывают, что нахождение жилого помещения в собственности лица, не являющегося членом семьи лица, состоящего на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не может являться основанием для снятия граждан с такого учета, а Е. не является членом семьи Филиппова С.Ю. или Филипповой М.В.
Статья 32 Жилищного кодекса РСФСР (в редакции по состоянию на 05.03.1999) содержит основания для снятия с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с положениями данной статьи до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации ни изменение учетной нормы жилой площади, установленной для принятия граждан на учет, ни изменение состава семьи, ни смерть одного из граждан, состоящих на учете, также не могли и не могут быть основанием для снятия Филипповой М.В. и Филиппова С.Ю. с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Истцы Филиппова М.В. и Филиппов С.Ю. в судебное заседание не явились, извещены надлежаще о дате и месте рассмотрения дела.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся истцов в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Представитель истцов Филипповой М.В., Филиппова С.Ю. по ордеру - адвокат Мурашов С.Е. в судебном заседании настаивал на заявленных требованиях по основаниям, указанным в исковом заявлении, дополнил, что на момент постановки на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий истцы проживали в коммунальной квартире, что отражено в акте проверки жилищных условий на момент постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. На сегодняшний день статус занимаемого истцами жилого помещения не изменился – это также коммунальная квартира, в пользовании истцов две комнаты общей площадью 26.6 кв.м.
Представитель ответчика Администрации городского округа Серпухов Московской области по доверенности – Д. возражала против удовлетворения заявленных требований, так как на момент постановки на учет Ч., Филипповой М.В. и Филиппова С.Ю. в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий Администрация руководствовалась действовавшим ЖК РСФСР, а также решением Президиума Мособлисполкома и Президиума Московского областного Совета Профсоюзов от 29.12.1984 № 1728/24 «Об утверждении правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Московской области» с изменениями от 22.05.1986 № 848/20 и от 22.09.1988 № 1315/28. Статьей 38 ЖК РСФСР норма жилой площади устанавливалась в размере 12 кв.м. на одного человека. В приложении № 2 к решению Президиума Мособлисполкома и Президиума Московского областного Совета Профсоюзов от 29.12.1984 № 1728/24 «Об утверждении правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Московской области» с изменениями от 22.05.1986 № 848/20 и от 22.09.1988 № 1315/28 установлено, что граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь после этого на каждого члена семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (9 кв.м.) и отпали основания для предоставления жилого помещения. Снятие с учета осуществляется по решению органов, которыми граждане были приняты на учет. Принимая во внимание, что основанием принятия на учет семьи Ч. было наличие условия – жилая площадь на каждого члена семьи составляет менее размера, установленного для предоставления жилого помещения, и при условии, что семья проживала в жилых помещения в коммунальной квартире, жилая площадь которых составляла 26,6 кв.м., общая площадь – 35,9 кв.м., по нормам действующего в 1999 году законодательства принятие на учет семьи было законным и обоснованным.
Ч. составом семьи из трех человек поставлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с п.9.9 вышеуказанного решения Президиума Мособлисполкома и Президиума Московского областного Совета Профсоюзов, а именно: как граждане, проживающие в коммунальной квартире независимо от размера занимаемой ими жилой площади, если они постоянно проживают в данном городе (районе) не менее 30 лет и имеют общий трудовой стаж не мене 20 лет. В подтверждение данного довода в материалах дела имеется выписка из трудовой книжки Ч. и выписка из домовой книги, справка о проживании согласно ордеру в комнате в коммунальной квартире.
Согласно п.24 вышеуказанного решения Президиума Мособлисполкома и Президиума Московского областного Совета Профсоюзов право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных в настоящем пункте. Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь после этого на каждого члена с семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (9 кв.м). Таким образом, право состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется только при соблюдении двух совокупных условий: если площадь помещения менее 9 кв.м. на 1 человека и не отпали основания для предоставления жиль.
Представитель ответчика указывает, что учетная норма принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с решением Совета депутатов от 14.10.2015 № 9/2 «Об утверждении нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы общей площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма 15 кв.м. на каждого члена семьи, норма общей площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях 10 кв.м. на каждого члена семьи.
В связи со смертью в 2003 году Ч. семья утратила статус, так как оставшиеся члены семьи: Филиппова М.В. и Филиппов С.Ю. остались также занимать жилые помещения в коммунальной квартире, жилая площадь которых составляла 26,6 кв.м., общая площадь составляла 35,91 кв.м., а при перерасчете площади на состав семьи из двух человек жилая площадь на каждого члена семьи и составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (9 кв.м.) согласно решению Президиума Мособлисполкома и Президиума Московского областного Совета Профсоюзов от 29.12.1984 № 1728/24 «Об утверждении правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Московской области» и других оснований для принятия семьи на учет не было. Согласно ст.38 ЖК РСФСР норма жилой площади, установленной в размере 12 кв.м. на одного члена семьи также является превышенной для семьи.
Согласно норме действующего в настоящее время решения Совета депутатов от 14.10.2015 № 9/2 «Об утверждении нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы общей площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма 15 кв.м. на каждого члена семьи, норма общей площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях 10 кв.м. на каждого члена семьи. Указанные нормы также не дают оснований для признания семьи в настоящее время нуждающейся в постановке на учет в качестве нуждающихся. Таким образом, семья составом из двух человек после смерти Ч. утратила основания состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Граждане, ранее состоящие на учете и утратившие право состоять на учете, по итогам рассмотрения документов МУК «Отдел распределения жилой площади» Постановлением Администрации городского округа Серпухов Московской области снимаются с учета в качестве нуждающихся. В связи со смертью Ч. истцы утратили свой статус, исходя из того, что на учет семья была принята по заявлению Ч.., как лица, постоянно проживающего в городе не менее 30 лет и имеющего общий трудовой стаж не менее 20 лет.
Выслушав представителя истцов Филипповой М.В., Филиппова С.Ю. по ордеру - адвоката Мурашова С.Е., представителя ответчика Администрации городского округа Серпухов Московской области по доверенности – Д.,, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, на основании ордера <номер> от 04.08.1964, выданного на основании решения исполкома Серпуховского Совета депутатов трудящихся от 25.07.1964 № 302/4, Г. в составе семьи 3 человека (он, жена В. <дата>.р.), дочь Б. (<дата>.р.) был вселен в две комнаты площадью 26,8 кв.м, в квартире, расположенной по адресу: ул.2-я Революции д.5/39.
В материалы дела представлено свидетельство о регистрации брака <дата> Г. с В., которой после регистрации брака присвоена фамилия Ч.
22.02.1999 Ч. обратилась с заявлением на имя Главы г.Серпухова о постанове ее семь на учет для улучшения жилищных условий.
Актом от 27.01.1999 проверки жилищных условий заявителя Ч., проживающей по <адрес>, комиссией установлено, что заявитель занимает две комнаты площадью 26,6 кв.м., комнаты проходные, квартира коммунальная на 2 семьи. На данной площади проживают: с 1957 года Ч., с 1962 года – дочь Филиппова М.В., с 1984 года внук Филиппов С.Ю.
Согласно выписке из домовой книги (составленной 25.01.1999) по <адрес> (квартира коммунальная), зарегистрированы постоянно: Ч., Филиппова Марина Владимировна, Филиппов Сергей Юрьевич.
В материалы дела представлена выписка из трудовой книжки Ч. по состоянию на 26.01.1999, согласно записей в которой трудовой стаж Ч. исчисляется с 09.10.1957.
Постановлением Главы города Серпухова Московской области от 05.03.1999 № 206 Ч. составом семьи 3 человека (сама, дочь, внук) проживающая по <адрес>, в соответствии с ЖК РФ, Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Московской области, Законом МО «Местном самоуправлении в Московской области», по рекомендации общественной комиссии по жилищным вопросам от 24.02.1999, 03.03.1999 поставлена на общий учет для улучшения жилищных условий при администрации города.
Ч. умерла 14.08.2003, о чем составлена запись акта о смерти <номер> и выдано свидетельство о смерти от 14.08.2003 <номер>.
В соответствии с протоколом № 9 от 22.04.2021 заседания комиссии по жилищным вопросам при Администрации городского округа Серпухов по вопросу о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении А. и Филиппова С.Ю. предложено снять с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении в соответствии с п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ в связи с утратой оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма. Филиппова М.В. – заявитель, Филиппов С.Ю. – сын заявителя, Ж. – внучка заявителя, Е. – бывшая сноха заявителя зарегистрированы в жилом помещении, расположенном по <адрес>, общей площадью 35,9 кв.м. Е. является собственником жилого помещения, расположенного по <адрес>, площадью 30,70 кв.
Постановлением Администрации городского округа Серпухов Московской области от 12.05.2021 № 2246-П в соответствии с п.2 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», руководствуясь Законом Московской области от 12.12.2005 № 260/2005-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», на основании Устава муниципального образования «Городской округ Серпухов Московской области», согласно протоколу от 22.04.2021 № 9 заседания комиссии по жилищным вопросам при Администрации городского округа Серпухов, сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях Филиппова Марина Владимировна (регистрационный номер очереди – 199), составом семьи 2 человека (сама, сын – Филиппов Сергей Юрьевич) в связи с утратой оснований, дующих право на получение жилого помещения по договору социального найма (Филиппова Марина Владимировна – заявитель, Филиппов Сергей Юрьевич – сын заявителя, Ж. – внучка заявителя, Е. – бывшая сноха заявителя, зарегистрированы в жилом помещении, расположенном по <адрес>, общей площадью 35,9 кв.м.; Е. является собственником жилого помещения, расположенного по <адрес> площадью 30,70 кв.м.).
В ходе рассмотрения дела ответчиком представлена выписка из протокола № 18 от 02.09.2021 заседания комиссии по жилищным вопросам при Администрации городского округа Серпухов по вопросу о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении А. и Филиппова С.Ю., в соответствии с которым предложено снять с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении Филиппову М.В., Филиппова С.БЮ. в связи с утратой ими основания, которое до введения в действие Жилищного кодекса РФ давало им право на получение жилого помещения по договору социального найма, в связи со смертью Ч. обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи выше уровня нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Постановлением Администрации городского округа Серпухов Московской области от 28.09.2021 № 4931-П в постановление Администрации городского округа Серпухов от 12.05.2021 № 2246-П «ОР снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» внесены изменения, а именно: Преамбула постановления изложена в следующе редакции: «В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», руководствуясь Законом Московской области от 12.12.2005 № 260/2005-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договорам социального найма», на основании Устава муниципального образования «Городской округ Серпухов Московской области», свидетельства о смерти Ч. от 14.08.2003 <номер>, согласно протоколу от 02.09.2021 № 18 заседания комиссии по жилищным вопросам при Администрации городского округа Серпухов» (п. 1.1. Постановления). Пункт 1.1. Постановления изложить в следующей редакции: «1.1. Филиппову марину Владимировну (регистрационный номер очереди – 199), составом семьи два человека (сама, сын – Филиппов Сергей Юрьевич) в связи с утратой ими основания, которое до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давало им право на получение жилого помещения по договору социального мима (в связи со смертью Ч. обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи стала выше уровня нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма).» (п. 1.2. Постановления).
Постановлением Главы города Серпухова Московской области от 24.05.2004 № 660 в соответствии с Жилищным Кодексом РСФСР, Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений в Московской области… и по рекомендации общественной комиссии по жилищным вопросам от 21.04.2004, 28.04.2004 переведены учетные дела, в том числе Ч. (регистрационный номер очереди 1124/4910) на дочь Филиппову М.В. – 1962г.р., в связи со смертью матери.
15.11.2021 МУК «Правовое управление Администрации городского округа Серпухов» направило запрос Директору МКУ «Отдел распределения жилой площади городского округа Серпухов» о разъяснении вышеуказанного постановления от 24.05.2004 № 660, которым дан ответ, что в Правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Московской области от 1984 года не был регламентирован перевод учетного дела на другого члена семьи, поэтому перевод учетного дела на Филиппову М.В. постановлением Главы города Серпухова от 24.05.2004 № 660 не корректен.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, данный Кодекс применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 6 указанного Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 – 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случаях утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Таким образом, по смыслу части 2 статьи 6 Вводного закона гражданам, принятым на учет до 1 марта 2005 года, гарантировано сохранение права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма и предусмотрена возможность их снятия с учета (помимо оснований, указанных в пунктах 1, 3 – 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации) только при таких обстоятельствах, которые повлекли бы такое снятие по законодательству, действовавшему до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении от 1 декабря 2009 года № 1549-О-П по жалобе на нарушение прав частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», указанное положение не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.
Таким образом, в том числе учитывая ранее приведенные положения части 2 статьи 6 Вводного закона, гражданам, принятым на учет до 1 марта 2005 года, гарантировано сохранение права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма и предусмотрена возможность их снятия с учета (помимо оснований, указанных в пунктах 1, 3 – 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации) только при таких обстоятельствах, которые повлекли бы такое снятие по законодательству, действовавшему до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно статьям 28 и 29 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, граждане признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года № 335 были утверждены Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР. Пунктом 7 этих Правил был установлен ряд оснований признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий. Кроме того, согласно абзацу 2 того же пункта, с учетом местных условий могли быть предусмотрены дополнительные основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Во исполнение данного Постановления Совета Министров РСФСР решением Мособлисполкома и президиума Московского областного совета профсоюзов от 29 декабря 1984 года № 1728/24 были утверждены Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Московской области. В соответствии с пунктом 9.9 указанного документа нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в коммунальных квартирах независимо от размера занимаемой ими жилой площади, если они постоянно проживают в данном городе (районе) не менее 30 лет и имеют общий трудовой стаж не менее 20 лет.
Это же основание принятия на жилищный учет было сохранено и в Правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Московской области, утвержденных постановлением правительства Московской области от 5 февраля 2004 года № 51/46. Так в соответствии с п. 14.8 Правил нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане проживающие в коммунальных квартирах независимо от размера занимаемой жилой площади.
Согласно части 1 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.
Граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях: 1) улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; 2) выезда на другое постоянное место жительства; 3) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; 4) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации.
Согласно оспариваемого истцами Постановления Администрации городского округа Серпухов Московской области от 12.05.2021 № 2246-П «О снятии с учета граждан в качестве нуждающиеся в жилых помещениях» основанием для снятия их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях указа п.2 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно: наличие в собственности у бывшей снохи заявителя Филипповой М.В. в собственности жилого помещения.
Данное постановление по своему содержанию было полностью изменено ответчиком после обращения истцов в суд с настоящим иском, путем вынесения 28.09.2021 постановления № 4931-П «О внесении изменений в постановление Администрации городского округа Серпухов от 12.05.2021 № 2246-П «О снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», в соответствии с которым без ссылки на конкретную норму Жилищного кодекса РСФСР, так и Жилищного кодекса Российской Федерации.
На момент постановки Ч. и членов ее семьи – истцов по настоящему делу Филипповой М.В. и Филиппова С.Ю. на учет нуждающихся действовали нормы Жилищного кодекса РСФСР, которые закрепляли основания постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Соответственно, снятие истцов с учета, учитывая положения ч. 2 ст. 6 Федерального закона от <дата> № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», могло производиться при наличии оснований, указанных в статье 32 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент постановки их на учет. Перечень оснований для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусмотренный частью 2 статьи 32consultantplus://offline/ref=9AF2530C07DEC6AC175707C927D576F156C347C85C3B51726F77B0E7F47660AE56D24125B88718A6BE6165016813743BC50495AD44CF64qEU6M Жилищного кодекса РСФСР, являлся исчерпывающим.
Такое основание, как в связи с утратой основания, которое до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давало истцам право на получение жилого помещения по договору социального найма, в этом перечне отсутствует.
Кроме того, при внесении изменений в постановление Администрации городского округа Серпухов Московской области от 12.05.2021 № 2246-П «О снятии с учета граждан в качестве нуждающиеся в жилых помещениях» также оспариваемым истцами постановлением 28.09.2021 № 4931-П оснований снятия с учета дано пояснение утраты оснований стоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, а именно: в связи со смертью Ч. обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи стала выше уровня нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Однако в соответствии с пунктом 9.9 Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Московской области, утвержденных решением Мособлисполкома и президиума Московского областного совета профсоюзов от 29 декабря 1984 года № 1728/24, п.14.8 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Московской области, утвержденных Постановление Правительства МО от 05.02.2004 № 51/46, дей2ствовавших на дату вынесения постановления Главы города Серпухова от 24.05.2004 № 660, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, проживающие в коммунальных квартирах независимо от размера занимаемой ими жилой площади. Таким образом, истцы не могли утратить основания постановки на учет в качестве нуждающихся по основаниям, указанным в оспариваемом ими постановлении от 28.09.2021 № 4931-П..
В соответствии с пунктом «к» статьи 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Поэтому названные выше нормативные правовые акты РСФСР и Московской области, которые предусматривали принятие на жилищный учет граждан, проживающих в коммунальных квартирах, входили в общую систему нормативных правовых актов Российской Федерации и в полной мере распространялись на Ч. и членов ее семьи – Филиппову М.В., Филиппова С.Ю. в период постановки их на жилищный учет.
Не изменилось положение и с принятием в 2005 году Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно части 2 статьи 5 которого жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
После смерти Ч. учетной дело Постановлением Главы города Серпухова от 24.05.2004 № 660 «О постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» переведено на Филиппову М.В.
Изменений в жилищных условиях Филипповой М.В. и Филиппова С.Ю., в результате которых были бы утрачены основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма, не произошло, так как Филиппова М.В. и Филиппов С.Ю. как проживали в коммунальной квартире на дату постановки их в 1999 году на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, на дату перевода учетного дела на Филиппову М.В. в 2004 году, так и продолжают проживать в том же самом жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой.
Представленный в материалы дела ответ Директора МКУ «Отдел распределения жилой площади городского округа Серпухов» о разъяснении вышеуказанного постановления от 24.05.2004 № 660, не имеет правового значения, так как при переводе учетного дела действовали Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Московской области, утвержденных Постановление Правительства МО от 05.02.2004 № 51/46, в соответствии с которыми граждане, проживающие в коммунальных квартирах ставились на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Несостоятельна ссылка ответчика на пункт 24 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Московской области, утвержденных решением Мособлисполкома и президиума Московского областного совета профсоюзов от 29 декабря 1984 года № 1728/24, которые в настоящее время являются недействующими, поскольку утратили силу в соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 5 февраля 2004 г. № 51/46 «Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Московской области».
Оснований, предусмотренных статьей 32 Жилищного кодекса РСФСР, которые бы позволяли снять Филиппову М.В. и Филиппова С.Ю. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, судом не установлено, истцы не утратили права для получения жилого помещения по договору социального найма по тем основаниям, по которым они были поставлены на учет постановлением Главы города Серпухова Московской области от 05.03.1999 № 206.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Филипповой Марины Владимировны, Филиппова Сергея Юрьевича удовлетворить.
Признать незаконным постановление Администрации городского округа Серпухов Московской области от 12.05.2021 № 2246-П «О снятии с учета граждан в качестве нуждающиеся в жилых помещениях»; постановление Администрации городского округа Серпухов от 28.09.2021 № 4931-П «О внесении изменений в постановление Администрации городского округа Серпухов от 12.05.2021 № 2246-П «О снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» о снятии с учета Филипповой Марины Владимировны (регистрационный номер очереди – 199), составом семьи 2 человека (сама, сын Филиппов Сергей Юрьевич) в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Обязать Администрацию городского округа Серпухов Московской области восстановить Филиппову Марину Владимировну, Филиппова Сергея Юрьевича на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты принятия на учет.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: И.С. Фетисова
Мотивированное решение составлено 26 ноября 2021 года