22RS0047-01-2024-000061-10
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
с. Солонешное 22 марта 2024г.
Судья Солонешенского районного суда Алтайского края Смирнова В.В.,
при секретаре Батукаевой М.Ю.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении:
Мелешкиной Елены Сергеевны, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженки <данные изъяты>, проживающей по адресу: <адрес>, <данные изъяты>,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении от 22.03.2024 г. №, составленному начальником МП ПП по Солонешенскому району МО МВД России «Петропавловский» М.В. Кузьменковой, 22.03.2024г. в 07 час. 10 мин. по адресу: <адрес>, выявлена гражданка <данные изъяты> Мелешкина Елена Сергеевна, ДД.ММ.ГГГГ рождения, которая пребывает на территории Российской Федерации незаконно, так как не имеет документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации. Согласно учетов УВМ ГУ МВД РФ по Алтайскому краю гражданка <данные изъяты> Мелешкина Е.С. 18.07.2010 года въехала в РФ через КПП «<данные изъяты>» с целью «частная». 22.11.2010 года получила разрешение на временное проживание в РФ №, сроком до 22.11.2013 г. 18.11.2013 г. получила вид на жительство в РФ № (Решение ГУ МВД России по Алтайскому краю от 18.10.2013), сроком до 18.10.2018 г.
В период с 26.11.2020 г. по 14.03.2021 г. состояла на миграционном учете по месту пребывания в <адрес>.
В настоящее время документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, не имеет.
Тем самым Мелешкина Е.С. совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
В судебном заседании Мелешкина Е.С. вину в совершении правонарушении признала, в содеянном раскаялась, суду пояснила, что с протоколом по делу об административном правонарушении ознакомлена. Хотела прописываться, но ей сказали, что надо сначала выехать. Выезжать некуда, в <адрес> никого не осталось. В настоящее время ее родной брат ФИО1 находится в <данные изъяты>, сожитель ФИО2 также с 27.02.2024 г. находится в <данные изъяты>, <данные изъяты>, их местонахождения не знает. Пояснила, как только поступят на карту денежные средства, будут оплачены все штрафы, Мелешкина Е.С. выедет, чтобы въехать на территорию РФ и оформить документы, <данные изъяты> и регистрацию. <данные изъяты>.
Брак, зарегистрированный с ФИО3, не расторгнут по причине того, что Мелешкина Е.С. не может его найти, нашла его родную сестру ФИО4, которая пояснила, что с ним не общается, где он живет, она не знает. По месту прежней работы ФИО3 уволился около полутора лет назад.
Живет Мелешкина Е.С. на помощь, которую оказывают родители сожителя ФИО2
В Миграционной службе ей разъяснили порядок оформления документов, просила не выдворять из Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
На основании ч.1 ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту и на условиях, которые установлены в соответствии с данным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации определяет, в частности, Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". В силу п.1, п.2 ст.5 данного Федерального закона срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вина Мелешкиной Е.С. в совершении административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 22.03.2024 г., объяснениями Мелешкиной Е.С., согласно которым 18.07.2010 г. она прибыла на территорию Российской Федерации из <адрес> с целью проживания. В 2012 г. заключила брак с ФИО3, гражданином РФ. С 2021 года сожительствовала с ФИО2 Брак с ФИО3 не расторгнут. На территории РФ у нее проживают брат ФИО1, ДД.ММ.ГГГГр., гражданин РФ, в настоящее время <данные изъяты>, постоянно проживает в <адрес>; иными материалами дела.
Таким образом, подтверждается вина Мелешкиной Е.С. в совершении вышеуказанного административного правонарушения.
Законных оснований пребывания Мелешкиной Е.С. на территории Российской Федерации не установлено.
Суд квалифицирует действия Мелешкиной Е.С. по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ как нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, суд признает и учитывает Мелешкиной Е.С. признание вины.
Обстоятельством, отягчающим административную ответственность Мелешкиной Е.С., суд признает и учитывает совершение однородного административного правонарушения.
Оснований для освобождения Мелешкиной Е.С. от административной ответственности не имеется.
Вместе с тем, при назначении административного наказания необходимо учитывать следующее.
Согласно части 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 года) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
При рассмотрении настоящего дела установлено, что на территории Российской Федерации у Мелешкиной Е.С. проживает супруг ФИО3 – гражданин РФ, с которым она состоит в зарегистрированном браке. В настоящее время Мелешкина Е.С. сожительствует с ФИО2 Также, из объяснения Мелешкиной Е.С. следует, что на территории РФ у нее в <адрес> живет родной брат ФИО1, который в настоящее время <данные изъяты>.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 г. N 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 мая 2008 г. N 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В Постановлении от 14 февраля 2013 г. N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. N 3-П, от 13 марта 2008 г. N 5-П, от 27 мая 2008 г. N 8-П, от 13 июля 2010 г. N 15-П, от 17 января 2013 г. N 1-П и др.).
С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела назначение Мелешкиной Е.С. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Принимая во внимание выраженную в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 г. N 1-П и от 14 февраля 2013 г. N 4-П правовую позицию о возможности с учетом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Мелешкиной Е.С. следует назначить административное наказание в виде административного штрафа, без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Если при назначении административного наказания в случае, при котором санкция применяемой статьи предусматривает обязательное назначение наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных частями 3.6 и 3.7 настоящей статьи, а также административных правонарушений, предусмотренных частями 5 - 8 статьи 6.21, частями 3 и 4 статьи 6.21.1, частями 3 и 4 статьи 6.21.2, частью 3 статьи 20.25 настоящего Кодекса), судья, учитывая продолжительность проживания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате налогов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в гражданство Российской Федерации и другие обстоятельства, придет к выводу, что административное выдворение за пределы Российской Федерации является чрезмерным ограничением права на уважение частной жизни и несоразмерно целям административного наказания, а также в случае отсутствия государства, готового принять на своей территории лицо без гражданства, назначается административное наказание в виде административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо обязательных работ на срок от ста пятидесяти до двухсот часов (ч. 3.8 ст. 4.1 КоАП РФ).
На основании изложенного, принимая во внимание все обстоятельства дела, руководствуясь ст.ст. 29.7, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Мелешкину Елену Сергеевну признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей.
Штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления данного постановления в законную силу путем внесения или перечисления суммы штрафа в банк или иную кредитную организацию по следующим реквизитам:
Наименование получателя: УФК по Алтайскому краю (ОП по Солонешенскому району Алтайского края)
КПП 226401001
ИНН 2264012203 ОП по Солонешенскому району Алтайского края
ОКТМО 01633000
Счет получателя платежа: 03100643000000011700 Отделение Барнаул Банка России/УФК по Алтайскому краю г. Барнаул
БИК 010173001
Кор/сч: 40102810045370000009
Наименование платежа: штраф
КБК: 18811601181019000140
УИН 18890322240000048107
Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, должно направить судье, вынесшему постановление.
Постановление может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья В.В. Смирнова