Дело № 2-1881/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
20 ноября 2018 года г. Феодосия
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Чибижековой Н.В.,
с участием секретаря Аблязовой Э.Р.,
представителя истца Степановой Л.Н.,
третьего лица Захарьевой Т.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гущенко ФИО11 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (третьи лица – Общество с ограниченной ответственностью «КАДАСТР-СЕРВИС.РУ», кадастровый инженер Морева ФИО12, Департамент архитектуры и градостроительства города Феодосии, Карпенко ФИО13, Пицкова ФИО14, Марцовенко ФИО15, Захарьева ФИО16) о внесении изменений в кадастровый учет в части конфигурации земельного участка, -
УСТАНОВИЛ:
Гущенко В.Г. обратился в суд с иском к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, в котором просит произвести государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости в части изменения конфигурации земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с графическими материалами межевого плана от 29 января 2018 года, составленного кадастровым инженером Моревой А.Н., с указанными в межевом плане сведениями о характерных точках границ уточняемого земельного участка.
В обоснование требований указал, что на основании Государственного акта на право собственности на земельный участок серии ЯД № от 22 мая 2007 года, он является собственником земельного участка площадью 0,0358 га, расположенного по адресу: <адрес>, с целевым назначением (использованием) – для строительства и обслуживания жилого дома. Сведения об указанном земельном участке 30 августа 2016 года внесены в Единый государственный реестр недвижимости как актуальные, ранее учтенные, и данному объекту присвоен кадастровый №. В 2018 году по его заказу были проведены кадастровые работы по уточнению границ земельного участка, и 29 января 2018 года был изготовлен межевой план, из заключения кадастрового инженера в котором следует, что при проведении кадастровых работ было выявлено несоответствие контура уточняемого земельного участка, сведения о котором содержатся в ГКН, с фактической ситуацией на местности, а именно существующий в ГКН контур со статусом ранее учтенный не совпадает с конфигурацией зданий с кадастровыми номерами № и №, расположенных на уточняемом земельном участке для обслуживания которых и выделялся данный земельный участок. В связи с тем, что на здание имеется свидетельство о государственной регистрации права, конфигурация которого была подтверждена техническим паспортом БТИ, было проведено уточнение границ земельного участка по существующим объектам на местности в соответствии с описанием прохождения границ, в результате чего точки 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 были уточнены. Местоположение границ уточняемого земельного участка с кадастровым номером № согласовано с собственником земельного участка и со всеми заинтересованными лицами, а также Департаментом архитектуры г. Феодосии. Он обращался в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственном учете изменений данного земельного участка, однако решением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ему было отказано ввиду того, что конфигурация принадлежащего ему земельного участка, указанная в Государственном акте на право собственности на земельный участок серии ЯД № от 22 мая 2007 года, и фактические границы земельного участка, указанные в межевом плане, разнятся.
Ссылаясь на вышеприведенное, на положения Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», указывая, что в настоящее время внести изменения в государственный кадастровый учет в ином, кроме, как в судебном порядке, не представляется возможным, спор о праве на земельный участок и местоположении границ отсутствует, просил исковые требования удовлетворить.
В соответствии со статьей 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определением Феодосийского городского суда Республики Крым к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент архитектуры и градостроительства города Феодосии, Карпенко ФИО17, Пицкова ФИО18, Марцовенко ФИО19 и Захарьева ФИО20 (протокол судебного заседания от 25 октября 2018 года).
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель истца – Степанова Л.Н., действующая на основании ордера, исковые требования поддержала в полном объеме и дала суду пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Ответчик – Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, его представителем – Кганом Р.М., действующим на основании доверенности, поданы возражения, в которых он просит исключить Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым из числа ответчиков и привлечь к участию в деле в качестве третьего лица, и рассмотреть дело в отсутствие представителя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
Третье лицо – Захарьева Т.Д. в судебном заседании исковые требования Гущенко В.Г. просила удовлетворить.
Третьи лица – ООО «КАДАСТР-СЕРВИС.РУ», кадастровый инженер Морева А.Н., Департамент архитектуры и градостроительства города Феодосии, Карпенко В.И., Пицкова И.Л. и Марцовенко Л.В. о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах их неявки суду не сообщили.
Заслушав представителя истца, третье лицо, исследовав материалы дела, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства и оценив представленные доказательства, имеющие значение для рассмотрения дела и разрешения спора по сути, суд полагает, что иск подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании решения 10 сессии 5 созыва Феодосийского городского совета от 27 октября 2006 года № 418, Гущенко В.Г. 22 мая 2007 года был выдан Государственный акт на право собственности на земельный участок серии ЯД №, согласно которому он является собственником земельного участка площадью 0,0358 га, кадастровый номер – №, расположенного по адресу: <адрес>, с целевым назначением (использованием) – для строительства и обслуживания жилого дома. Указанный акт зарегистрирован в Книге записей регистрации государственных актов на право собственности на землю и на право постоянного пользования землей, договоров аренды земли за №.
План границ земельного участка с кадастровым номером – № указан в Государственном акте на право собственности на земельный участок серии ЯД № от 22 мая 2007 года, согласно которому земельный участок имеет форму неправильного многоугольника. Координаты точек в Государственном акте на право собственности на земельный участок не указаны.
18 марта 2014 года подписан и 21 марта 2014 года ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (далее – Договор).
С даты подписания Договора, то есть с 18 марта 2014 года, Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию (статья 1 Договора), и на основании части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательные и иные нормативные акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию и образования в составе Российской федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено названным Федеральным конституционным законом.
В соответствии с положениями статьи 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Как следует из выписок из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 27 ноября 2017 года, выданных Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, право собственности на земельный участок площадью 358 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктом, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, зарегистрировано за Гущенко В.Г. Сведения об указанном земельном участке внесены как актуальные, ранее учтенные; данному земельному участку 30 августа 2016 года присвоен кадастровый №; границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Указанный земельный участок граничит с земельными участками, принадлежащими: по линии н1-н4 – Карпенко В.И., по адресу: <адрес>/<адрес>; по линии н4-н6 – Администрации <адрес> Республики Крым земли общего пользования (<адрес>); н6-н7 – Пицковой И.Л., по адресу: <адрес>; по линии н7-н8 – Марцовенко Л.В., по адресу: <адрес>; по линии н8-н1 – Захарьевой Т.Д., по адресу: <адрес>, <адрес> (наименования линий указаны по межевому плану 2018 года).
Согласно межевому плану, подготовленному 29 января 2018 года в результате выполнения кадастровых работ, в связи с уточнением месторасположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес> по заказу Гущенко В.Г. кадастровым инженером Моревой А.Н., работающей в ООО «КАДАСТР-СЕРВИС.РУ» площадь земельного участка составляет 358 кв.м. Сведения о характерных точках границ уточняемого земельного участка указаны как:
Обозначение характерных | Координаты, м | |
точек | Х | У |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
В заключении кадастрового инженера, содержащегося в межевом плане, отражено, что углы поворота границ земельного участка установлены по фактическому землепользованию с учетом сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, и закреплены на местности следующим образом: точка н1 и н2 – приходятся на углы существующего забора, далее точка н3 приходится на стык забора и существующего здания (сарая) с кадастровым номером № и граница н3-н4 проходит вдоль его стены, точки н4 и н5 приходятся на металлические штыри и граница н4-н5 определена аналитически исходя из сведений содержащихся в графической части правоустанавливающего документа, точка н6 приходится на стык существующего забора и здания с кадастровым номером №, точка н 7 приходится на угол существующего здания с кадастровым номером №, и граница н6-н7 проходит вдоль стен этих зданий, далее точка н8 приходится на стык существующего угла здания, расположенного на соседнем земельном участке, сведения о котором в Государственном кадастре недвижимости отсутствуют, точка границы н8-н1 проходит вдоль существующего забора. При проведении кадастровых работ было выявлено несоответствие контура уточняемого земельного участка, сведения о котором содержатся в Государственном кадастре недвижимости, с фактической ситуацией на местности, а именно существующий в Государственном кадастре недвижимости контур, со статусом ранее учтенный, не совпадает с конфигурацией зданий с кадастровыми номерами № и №, расположенных на уточняемом земельном участке для обслуживания которых и выделялся данный земельный участок. В связи с тем, что на здание имеется свидетельство о государственной регистрации права, конфигурация которого была подтверждена техническим паспортом БТИ, было проведено уточнение границ земельного участка по существующим объектам на местности в соответствии с описанием прохождения границ, в результате чего точки 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 были уточнены. Местоположение границ уточняемого земельного участка с кадастровым номером № согласовано с собственником земельного участка и со всеми заинтересованными лицами, а также Департаментом архитектуры г. Феодосии (согласование представлено в межевом плане в виде акта согласования местоположения границ земельного участка).
Решением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым № 90-01/2018-62881 от 15 мая 2018 года было отказано в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости – спорного земельного участка с учетом изменений.
В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества – внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также – объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее – государственный кадастровый учет).
На момент внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о спорном земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, порядок внесения таких сведений был урегулирован Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», согласно пункту 3 статьи 1 которого государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН) сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
В силу пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Постановлением Совета министров Республики Крым № 301 от 01 сентября 2014 года утвержден порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов об объектах недвижимости, расположенных на территории Республики Крым.
В соответствии с пунктом 4 раздела 1 указанного порядка, источниками для включения в ГКН сведений о ранее учтенных объектах недвижимого имущества (объекты, учтенные на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя») являются составленные в соответствии с действовавшими до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» требованиями: документы, подтверждающие техническую инвентаризацию объектов технического учета, государственную регистрацию прав на ранее учтенные объекты недвижимости, осуществленные до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (в том числе технические паспорта объектов технического учета, регистрационные дела), хранящиеся в архивах органа кадастрового учета, организаций технической инвентаризации, а в случае передачи указанных архивов в ведение иных органов (организаций) – хранящиеся в архивах соответствующих органов (организаций); документы, устанавливающие или подтверждающие в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» права на ранее учтенные объекты недвижимости, перечень которых утвержден Постановлением Совета министров Республики Крым № 313 от 02 сентября 2014 года.
В соответствии с пунктом 9 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно пункту 67 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 ноября 2008 № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков» выполнение кадастровых работ но уточнению местоположения границы земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в части 9 статьи 38 Закона. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите «1» раздела «Исходные данные».
В силу части 2 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к основным сведениям об объекте недвижимости относится уточнение местоположения границ земельных участков.
Пунктом 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 35 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и настоящего Федерального закона договора подряда па выполнение кадастровых работ.
Кадастровый инженер несет ответственность, за качество выполняемых кадастровых работ, а за внесение заведомо ложных сведений в межевой план, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, несет административную ответственность (часть 4 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) либо уголовную ответственность, за внесение заведомо ложных сведений в межевой план (статья 170.2 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Конфигурация спорного земельного участка, указанная в Государственном акте на право собственности на земельный участок серии ЯД № от 22 мая 2007 года, и фактические границы земельного участка указанные в межевом плане, разнятся, в связи с чем Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым было принято решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости, вследствие чего истец вынужден был обратиться в суд.
Проанализировав вышеизложенное, приняв во внимание вышеприведенные правовые нормы и их системное толкование, дав надлежащую юридическую оценку правоотношениям по настоящему гражданскому делу, исследовав имеющиеся в деле доказательства, подтверждающие, что во внесудебном порядке, внести изменения в государственный кадастровый учет истцу не представилось возможным, спора о праве на земельный участок, спора о месторасположении границ земельного участка не установлено, оценив их относимость, допустимость, достоверность, а также достаточность и взаимосвязь в их совокупности, установив фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения исковых требований Гущенко В.Г.
Мотивированное решение изготовлено 23 ноября 2018 года.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд -
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░ ░░░21 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░ 358 ░░.░., ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░:
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ | ░░░░░░░░░░ | |
░░░░░ | ░ | ░ |
<░░░░░░ ░░░░░░> | <░░░░░░ ░░░░░░> | <░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> | <░░░░░░ ░░░░░░> | <░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> | <░░░░░░ ░░░░░░> | <░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> | <░░░░░░ ░░░░░░> | <░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> | <░░░░░░ ░░░░░░> | <░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> | <░░░░░░ ░░░░░░> | <░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> | <░░░░░░ ░░░░░░> | <░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> | <░░░░░░ ░░░░░░> | <░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> | <░░░░░░ ░░░░░░> | <░░░░░░ ░░░░░░> |
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░22 – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: (░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░.░.