Решение по делу № 2-51/2024 от 13.02.2024

Резолютивная часть решения объявлена 04.04.2024

Полный текст решения изготовлен 05.04.2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

4 апреля 2024 года                                            пгт. Таксимо

Муйский районный суд Республики Бурятия в составе:

председательствующего судьи Будаевой В.М.,

при секретаре Свириденко А.А.,

с участием представителя истца Телкова Л.С.,

представителя ответчика Грынык О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-51/2024 по иску Лащилиной Ольги Викторовны к администрации муниципального образования «Муйский район» о признании распоряжения о снятии с учета незаконным, восстановлении в очереди,

УСТАНОВИЛ:

Истец Лащилина О.В. обратилась в суд с иском к администрации МО «Муйский район» о признании распоряжения о снятии с учета незаконным, восстановлении в очереди. Исковые требования мотивированы тем, что 22 марта 2023 г. в адрес Лащилиной О.В. от администрации МО «Муйский район» поступила информация о снятии ее с учета граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, в связи с предоставлением социальной выплаты на приобретение жилых помещений по муниципальной целевой программе «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне БАМа на территории Муйского района Республики Бурятия» на основании распоряжения администрации МО «Муйский район» № 405 от 06.07.2012г. Данное распоряжение считает незаконным и подлежащим отмене. Так, государственный сертификат на приобретение жилья Лащилиной О.В. не предоставлялся. Жилое помещение взамен аварийного приобретено в пгт. <адрес> Республики Бурятия, то есть цель переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не достигнута. Лащилина О.В., являясь пенсионером, получает пенсию по старости и не имея других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, не получавшая субсидий на цели переселения имеет право на единовременную социальную выплату за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения. Таким образом, основания для снятия Лащилиной О.В. в соответствии с п. 21 Положения отсутствовали. Просит признать распоряжение администрации МО «Муйский район» № 405 от 6 июля 2012 г. о снятии Лащилиной О.В. с учета граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии незаконным и отменить. Обязать администрацию МО «Муйский район» восстановить Лащилину О.В. в соответствующих списках граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в категории «пенсионеры».

В судебном заседании представитель истца Телков Л.С. исковые требования уточнил, просил кроме прочего, обязать ответчика восстановить Лащилину О.В. в списках с даты постановки на учет, то есть с 6 июня 1999 г., дополнил, что в настоящее время Лащилина О.В. не обеспечена жилым помещением для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенным за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Лащилина О.В. ранее получила социальную выплату на приобретение жилья на территории Республики Бурятия как гражданам, переселяемым из ветхого и аварийного жилого фонда. При этом, социальная выплата предоставлена в рамках Государственной программы Республики Бурятия «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия», утвержденной Постановлением Правительства Республики Бурятия от 02.08.2013 г. № 424, реализуется мероприятие «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМа, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов (помещений), признанных аварийными и не подлежащими реконструкции». На социальную выплату Лащилина О.В. приобрела жилое помещение в пгт. <адрес> Республики Бурятия, субсидию на цели переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не получала, таким образом истец не утратила право состоять в очередности на получение единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Просил исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика Грынык О.А. исковые требования не признала, суду пояснила, что Лащилина О.В. состояла на учете граждан, изъявивших желание выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий, выделяемых за счет федерального бюджета на приобретение жилья в соответствии с Федеральным законом №125-ФЗ от 25.10.2022 с 6 июня 1999 г. в категории пенсионеры с составом семьи 1 человек. Основанием для снятия Лащилиной О.В. явилось получение социальной выплаты для приобретения жилья заявителем или членом его семьи согласно п.п. «а» п. 21 Положения. В соответствии с пп. «г» п.22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, основанием для отказа в признании гражданина участником процессных мероприятий является реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета. Финансирование мероприятия «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали» осуществлялось за счет средств федерального бюджета 94,18%, средств республиканского бюджета 6,65 % и средств местного бюджета 0,17%. Таким образом, истец утратила право на получение субсидии из средств федерального бюджета, поскольку ранее получила социальную выплату. Кроме того, вопреки требованиям, истец заявления с целью подтверждения своего права быть участником мероприятия не подавала с 2009 г. Кроме того, истец обратилась с требованием о защите нарушенного права с пропуском трехлетнего срока исковой давности. Просила в удовлетворении иска отказать.

Определением суда от 27 февраля 2024 г. в качестве третьего лица привлечено Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия.

В судебное заседание не явились истец Лащилина О.В. и представитель третьего лица, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, установлено Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.

Условиями, влияющими на право получения жилищной субсидии по упомянутому Федеральному закону являются: отсутствие у лиц, претендующих на субсидию, других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или если жилые помещения имеются, то указанные лица должны являться нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Согласно статье 3 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления. Жилищная субсидия может быть предоставлена гражданину только один раз.

Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" либо право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат;) на приобретение жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" установлен Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года N 879 (далее - Положение).

Согласно подпункту "а" пункта 21 Положения граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в случае получения социальной выплаты для приобретения жилья заявителем или членом его семьи.

В целях реализации положений указанного закона и иных предусмотренных законом гарантий, регулирующих вопросы предоставления субсидий постановлением Правительства Российской Федерации утверждены федеральные целевые программы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, в состав которой вошла подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", предполагающая оказание финансовой поддержки гражданам Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, путем предоставления им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Во исполнение указанных целевых программ Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.2011 № 561) утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» (далее - Правила от 21.03.2006 № 153).

В силу пп. "г" п. 22 Правил от 21.03.2006 № 153 основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета.

При этом, подпунктом «з» пункта 5 названных Правил в круг лиц, обладающих правом на участие в указанной подпрограмме, включены граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, требование о предоставлении такой выплаты, как безвозмездная жилищная субсидия, непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. В силу чего федеральный законодатель, закрепляя право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии и определяя условия его возникновения, а также порядок реализации данного права, вправе, как это следует из ст. 37 (ч. 3), 40 и 71 (п. п. «в», «е», «з») Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе бюджетные средства, которые могут быть выделены для решения проблемы переселения, предусмотреть и специальные правила действия таких правовых норм во времени и по кругу лиц, что нельзя расценивать как нарушение конституционных прав граждан (Определения от 19 октября 2010 г. № 1333-О-О; от 14 июля 2011 г. № 902-О-О; от 29 сентября 2011 г. № 1097-О-О; от 25 января 2012 г. № 83-О-О и др.).

Муйский район Республики Бурятия на основании постановления РФ от 11 октября 1992 г. № 776 «О мерах по стабилизации социально-экономического положения в Республике Бурятия» включен в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.

Судом установлено и следует из материалов дела, Лащилина О.В. с 6 июня 1999 г. состояла в очереди на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 1998 г. № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (утратившего силу с 01 января 2003 г.), с 01 января 2003 г. в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 25.10.2002 № 125-ФЗ.

Распоряжением администрации МО «Муйский район» Республики Бурятия от 06.07.2012 № 405 Лащилина О.В. снята с учета граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии со ссылкой на пункт 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 879 в связи с предоставлением социальной выплаты на приобретение жилых помещений по муниципальной целевой программе «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне БАМа на территории Муйского района Республики Бурятия».

Одновременно, с 6 марта 2012 г. на основании заявления Лащилина О.В. по жилому помещению по адресу: <адрес> включена в муниципальную целевую программу «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне БАМа на территории Муйского района Республики Бурятия».

10 апреля 2012 г. Лащилиной О.В. выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья на территории Республики Бурятия гражданам, переселяемым из ветхого и аварийного жилого фонда на сумму 1 514 800 руб.

Лащилина О.В. на указанные денежные средства приобрела по договору купли-продажи жилое помещение, пригодное для проживания взамен аварийного по адресу: <адрес>. Право собственности зарегистрировано 3 мая 2012 г.

Субсидия, полученная в целях переселения из ветхого и аварийного жилого фонда по своим условиям отличается от жилищной субсидии, предусмотренной Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ.

При этом, приобретаемое жилое помещение по муниципальной целевой программе «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне БАМа на территории Муйского района Республики Бурятия» должно находиться исключительно на территории субъекта Российской Федерации, то есть Республики Бурятия.

С учетом того, что жилое помещение приобретено в пгт. <адрес> Республики Бурятия, то цель переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не достигнута.

Лащилина О.В. не имеет жилых помещений за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на данные цели жилищную субсидию не получала, таким образом вправе получить единовременную социальную выплату для приобретения жилого помещения.

Кроме того, суд принимает во внимание, что условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.

Таким образом, Лащилина О.В. в случае получения жилищной субсидии обязана сдать жилое помещение, принадлежащее на праве собственности в государственную или муниципальную собственность. В случае отчуждение жилого или жилых помещений, принадлежащих на праве собственности, размер предоставляемой жилищной субсидии будет уменьшен на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на величину кадастровой стоимости жилого помещения.

Тот факт, что Лащилина О.В. заявления с целью подтверждения своего права быть участником мероприятия не подавала с 2009 г. не является основанием для снятия ее с учета, такого основания Положение не содержит.

Относительно требований ответчика о применении срока исковой давности суд приходит к следующему.

Согласно п.1 ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации по общему правилу течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Судом установлено, что истец узнал о нарушении своего права, а именно о снятии ее с учета граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» при получении ответа начальника МКУ «Управление ЖКХ и муниципального имущества» Алесинской О.Н. № 447 от 27 марта 2023 г. Таким образом, общий срок исковой давности, в настоящее время, не истек. Доказательств того, что оспариваемое положение было вручено ранее Лащилиной О.В., не предоставлено. Оснований для отказа в иске при таких обстоятельствах нет.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Лащилиной Ольги Викторовны (ИНН ) к администрации муниципального образования «Муйский район» (ИНН удовлетворить.

     Признать распоряжение администрации МО «Муйский район» № 405 от 6 июля 2012 г. о снятии Лащилиной Ольги Викторовны с учета граждан, имеющих право на получение субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» незаконным.

    Обязать администрацию МО «Муйский район» восстановить Лащилину Ольгу Викторовну в Списках граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в категории «пенсионеры» с даты постановки на учет – 6 июня 1999 г.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Муйский районный суд Республики Бурятия.

Судья                                                   Будаева В.М.

2-51/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Лащилина Ольга Викторовна
Ответчики
Администрация МО "Муйский район"
Другие
Телков Лазарь Сергеевич
Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ
Суд
Муйский районный суд Республики Бурятия
Судья
Будаева В.М.
Дело на странице суда
muisky.bur.sudrf.ru
13.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.02.2024Передача материалов судье
13.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.02.2024Подготовка дела (собеседование)
27.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.03.2024Судебное заседание
04.04.2024Судебное заседание
05.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее