№ 33а-5721/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Оренбург 25 июля 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Кудряшова В.К.,
судей Хакимовой О.В., Чуриковой Е.В.
при секретаре Кумпееве Ч.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области на решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 15 мая 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Швецова Виталия Геннадьевича к администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К., судебная коллегия
установила:
Швецов В.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области о признании решения незаконным, указав, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в юго-западной части кадастрового квартала № в пос. Весенний Весеннего сельсовета Оренбургского района Оренбургской области. Вид разрешенного использования: для строительства индивидуального жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства, категория земель: земли населенных пунктов. Земельный участок приобретен им в январе 2019 года для строительства индивидуального жилого дома.
В начале 2019 года между ним и уполномоченными компаниями были заключены договоры на подключение дома к системам жизнеобеспечения.
19 февраля 2019 года административный истец, приложив все необходимые документы, обратился в администрацию МО Оренбургский район Оренбургской области с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства (далее – объект ИЖС) на принадлежащем ему земельном участке.
27 февраля 2019 года он получил уведомление о недопустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке, поскольку он находится в водоохранной зоне рек и ручьев согласно карте градостроительного зонирования и границ зон с особыми условиями использования территории МО Весенний сельсовет, приложена ссылка на письмо МО Весенний сельсовет от 27 февраля 2019 года № 02-01-26/90, согласно которому участок подвержен подтоплению паводковыми водами в весенний период.
Истец не согласен с таким решением, поскольку нарушается его права, как собственника земельного участка, на строительство объекта ИЖС, в государственном кадастре отсутствуют сведения о наличии зон подтопления на территории вблизи указанного земельного участка и отсутствуют ограничения на использование земельного участка, поэтому государственные и муниципальные органы не вправе ссылаться на имеющиеся ограничения.
Административный истец просил суд признать незаконным уведомление № 1-2/1/3-16 от 27 февраля 2019 года, выданное отделом архитектуры и градостроительства администрации МО Оренбургский район Оренбургской области о недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном в юго-западной части кадастрового квартала № в пос. Весенний Весеннего сельсовета Оренбургского района Оренбургской области и обязать администрацию МО Оренбургский район Оренбургской области повторно рассмотреть его уведомление о планируемом строительстве объекта ИЖС на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном в юго-западной части кадастрового квартала № в пос. Весенний Весеннего сельсовета Оренбургского района Оренбургской области.
Решением Оренбургского районного суда Оренбургской области от 15 мая 2019 года административное исковое заявление Швецова Г.В. удовлетворено.
Суд признал незаконным уведомление № 1-2/1/3-16 от 27 февраля 2019 года администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства; обязал администрацию муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области повторно рассмотреть уведомление № 1-2/1/3-16 от 27 февраля 2019 года о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером № с учетом Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № 360.
С таким решением администрация муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области не согласилась, в апелляционной жалобе просит его отменить.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Абушахмина Т.И. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель административного истца Чабанова С.Н. возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Другие лица, участвующие в рассмотрении дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о явке в суд извещены надлежащим образом. Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения представителей сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Швецов В.Г. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Оренбургская (адрес) вид разрешенного использования: для строительства индивидуального жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства, категория земель: земли населенных пунктов, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 25.01.2019 года.
19 февраля 2019 года Швецов В.Г., приложив необходимые документы, обратился в администрацию МО Оренбургский район Оренбургской области с уведомлением о планируемом строительстве объекта ИЖС на принадлежащем ему земельном участке.
27 февраля 2019 года Швецовым В.Г. от администрации МО Оренбургский район получено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства № 1-2/1/3-16.
Администрация МО Оренбургский район уведомила Швецова В.Г. о том, что объект ИЖС не соответствует параметрам, указанным в уведомлении, предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства и недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке по основанию, что он находится в водоохранной зоне рек и ручьев согласно карте градостроительного зонирования и границ зон с особыми условиями использования территории МО Весенний сельсовет, ссылаясь на письмо МО Весенний сельсовет от 27 февраля 2019 года № 02-01-26/90, согласно которому участок подвержен подтоплению паводковыми водами в весенний период.
Однако, как следует из сообщения Нижне-Волжского бассейнового управления Федерального агентства водных ресурсов от 8 апреля 2019 года № СР-06/350, согласно Распоряжению Губернатора Оренбургской области от 1 февраля 2016 года № 13-р «О внесении изменения в распоряжение Губернатора Оренбургской области от 6 ноября 2012 года № 408-р» «Об утверждении реестра населенных пунктов, расположенных на территории Оренбургской области, подверженных угрозе подтопления (затопления) в паводковый период», поселок Весенний не входит в реестр населенных пунктов, расположенных на территории Оренбургской области и подверженных угрозе подтопления (затопления) в паводковый период.
Из сообщения Главного управления МЧС России по Оренбургской области от 15 апреля 2019 года № 142-1-30 также следует, что населенный пункт Весенний не входит в реестр населенных пунктов, подверженных угрозе подтопления (затопления) в паводковый период, утвержденный Распоряжением Губернатора Оренбургской области от 6 ноября 2012 года № 408-р» «Об утверждении реестра населенных пунктов, расположенных на территории Оренбургской области, подверженных угрозе подтопления (затопления) в паводковый период». Фактов подтопления (затопления) территории земельного участка в п. Весенний Оренбургского района с кадастровым номером № в Главном управлении МЧС России по Оренбургской области не зарегистрировано.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что территория земельного участка Швецова В.Г., используемого для ИЖС, в зону затопления (подтопления) паводковыми водами не входит, доказательства обратного в материалы административного дела не представлены. Земельный участок административного истца относится к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства. Кроме того, сведения о зонах с соответствующими условиями использования земельного участка не содержатся в государственном кадастре недвижимости. Таким образом, уведомление административному истцу о несоответствии возведенного объекта ИЖС установленным параметрам является незаконным.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он мотивирован, соответствует содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывает у судебной коллегии сомнений в законности и обоснованности.
Согласно части 5 статьи 67 Водного кодекса Российской Федерации решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № 360 Правил определения границ зон затопления, подтопления (далее - Правила определения границ), указанные границы территорий определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления.
Сведения должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости (пункт 3 Правил определения границ).
Зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах (пункт 5 Правил определения границ).
После определения границ зон затопления, подтопления Федеральное агентство водных ресурсов направляет документы, необходимые для внесения сведений о границах зон затопления, подтопления в государственный кадастр недвижимости, в порядке и в сроки, которые определены Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии; вносит сведения о зонах затопления, подтопления в государственный водный реестр; представляет сведения о зонах затопления, подтопления в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пункт 17 Правил определения границ).
По окончании указанных процедур границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (пункт 18 Правил определения границ).
В случае внесения изменений в документы территориального планирования, градостроительного зонирования и документацию по планировке территорий границы зон затопления, подтопления могут быть изменены, но в порядке, предусмотренном данными Правилами (подпункт «б» пункта 19 Правил определения границ).
Таким образом, органы местного самоуправления полномочиями по определению и утверждению координат границ зон затопления, подтопления законом не наделены.
Из материалов дела следует, что какая-либо документация по установлению зон подтопления, затопления на территории муниципального образования Весенний сельсовет Оренбургского района Оренбургской области в Федеральное агентство водных ресурсов (территориальный орган) не поступала и соответствующие зоны в порядке, установленном Правилами, не устанавливались. Сведения о нахождении земельного участка, принадлежащего административному истцу, в зонах подтопления, затопления в государственных реестрах отсутствуют.
При таких обстоятельствах границы зон затопления, подтопления территории муниципального образования Весенний сельсовет Оренбургского района Оренбургской области в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № 360, до настоящего времени не определены.
Таким образом, ссылка административного ответчика на документы градостроительного зонирования МО Весенний сельсовет Оренбургского района является несостоятельной, поскольку установление границ зон с особыми условиями использования территории осуществлено в нарушение порядка, установленного статьёй 67.1 Водного кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № 360.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены принятого решения, не опровергают обоснованность выводов суда первой инстанции.
Решение суда является законным, оно принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного спора, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, существенных нарушений процессуального права и неправильного применения норм материального права не допущено.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 15 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: