РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июня 2019 года г.Суджа
Суджанский районный суд Курской области в составе председательствующего судьи Селихова И.В., при секретаре Понариной Т.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО7 к Администрации Суджанского района Курской области о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии Администрации Суджанского района Курской области об отказе в постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении и возложении обязанности признания нуждающимися в жилом помещении,
УСТАНОВИЛ:
ФИО7 обратилась в суд с иском, впоследствии уточнённым, к Администрации Суджанского района Курской области о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии Администрации Суджанского района Курской области об отказе в постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении и возложении обязанности признания нуждающимися в жилом помещении.
В обоснование указывает, что в марте 2019 года ФИО7 обратилась с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении её и ей семьи в составе 4 человек: ФИО7, <данные изъяты>, ФИО3, <данные изъяты>, ФИО5, <данные изъяты> и ФИО1, <данные изъяты>, с целью стать участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.
Решением жилищно-бытовой комиссии при Администрации Суджанского района Курской области ФИО7 отказано в признании нуждающейся в жилых помещениях, так как не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок со дня ухудшения жилищных условий, поскольку, как следует из ответа Администрации, по адресу: <адрес>, была зарегистрирована ФИО2, <данные изъяты>, имеющая в собственности дом по адресу: <адрес> общей площадью 83,3 кв.м.
Опираясь на положения ст. 31, ч.2 ст.51 ЖК РФ, считает действия ответчика незаконными. При этом указывает, что она с супругом и ребенком с 2010 года по 2017 год проживали по адресу: <адрес> в доме, принадлежащем на основании договора купли-продажи от 1986 года бабушке супруга ФИО11
До вселения в июле 2010 года истца с семьей в дом, состоящий из двух комнат и расположенный по адресу: <адрес>, в нём проживали дочь ФИО11 - ФИО2 с мужем ФИО12 и сыном ФИО13, которые в июне 2010 года, достроив свой дом на соседней усадьбе по адресу: <адрес>, перешли в него проживать.
Семья истца в период времени с 2010 года по 2017 год, поскольку собственное жилье отсутствовало, была зарегистрирована и проживала по адресу: <адрес>, в одной из комнат жилого помещения общей площадью 45,8 кв.м., что ниже учётной нормы, на основании договора безвозмездного пользования жилым помещением с собственником ФИО11, с которой они не вели совместного хозяйства и бюджет был разным. Не являлись они также членами семьи ФИО2, совместного хозяйства с нею не вели, общего бюджета не имели, проживали в доме другого собственника.
Считает, что ФИО2 не подлежит учету в составе молодой семьи, и принадлежащее ей жилое помещение не должно учитываться при определении обеспеченности жилой площадью ФИО7 Факт регистрации ФИО2 в доме ФИО11 вместе с ФИО7 не может свидетельствовать о семейных отношениях и обеспеченности жилым помещением ФИО7 за счет жилого помещения, находящегося в собственности ФИО2
Молодая семья истца является самостоятельным субъектом права, поскольку имеет свой состав. Членами семьи ФИО2 после создания своей семьи они не являлась, а проживали по договору безвозмездного пользования в доме, собственником которого была бабушка ФИО11
Полагает, что ответчик фактически принуждает ФИО7 и членов ее семьи к семейным отношениям со свекровью и свекром, в доме которых они никогда не проживали и членами их семьи не были. Тогда как регистрация по месту жительства может служить доказательством факта совместного проживания наряду с другими доказательствами, однако не является при этом определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании лица в качестве члена семьи, с учётом Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации». У неё никогда не было умысла на ухудшение жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в очереди нуждающихся в таком улучшении.
Считает, что Администрация Суджанского района Курской области нарушила методику подсчета норм обеспечения общей площадью жилого помещения на одного человека, согласно которой учетная норма в 12 кв.м по Суджанскому району превышает норму обеспечения общей жилой площадью граждан, проживающих по адресу: <адрес>, и её выводы не основаны на нормах Жилищного Кодекса РФ.
Просит суд признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии Администрации Суджанского района Курской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет ФИО7 и ее семьи в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Возложить на Администрацию Суджанского района Курской области обязанность признать семью ФИО7, состоящую из 4-х человек: ФИО7, <данные изъяты>, ФИО3, <данные изъяты>, ФИО5, <данные изъяты> и ФИО1, <данные изъяты>, нуждающимися в жилых помещениях.
Истец ФИО7, надлежащим образом извещенная о дате месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, реализовав своё право на участие в рассмотрении дела в лице представителя – адвоката ФИО14
Представитель истца ФИО7 – адвокат ФИО14 в судебном заседании поддержала уточнённые исковые требования в полном объёме по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить, признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии Администрации Суджанского района Курской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет ФИО7 и ее семьи в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Возложить на Администрацию Суджанского района Курской области обязанность признать семью ФИО7, состоящую из 4-х человек, нуждающимися в жилых помещениях. Дополнительно пояснила, что семья истца в период времени с 2010 года по март 2017 год была зарегистрирована и проживала по адресу: <адрес>, в одной из комнат жилого помещения общей площадью 45,8 кв.м., что ниже учётной нормы, на основании договора безвозмездного пользования жилым помещением с собственником ФИО11, с которой они не вели совместного хозяйства и бюджет был разным. ФИО2 является свекровью ФИО7 и была до 2017 года зарегистрирована в доме своей матери Горбатой. В 1999 г. она получила разрешение на строительство жилого дома по адресу: <адрес>. Строительство дома было завершено в июне 2010 года, после чего она с мужем ФИО12 и сыном ФИО13 вселилась в него и до настоящего времени проживает в нем. В 2010 году её сын ФИО3 женился и вместе с женой по договору безвозмездного пользования стал проживать с бабушкой ФИО11 Они вели раздельное хозяйство, имели разный бюджет. Несмотря на то, что ФИО2 оставалась зарегистрированной в жилом помещении своей матери, с 2010 года и до настоящего времени фактически проживала со своей семьёй в собственном доме, то есть никогда не являлась членом семьи ФИО7, не вела с ней общее хозяйство. ФИО2 воспользовалась своим конституционным правом на свободу выбора места жительства и регистрации. Без учета данного обстоятельства ДД.ММ.ГГГГ ответчиком был сделан вывод об ухудшении ФИО7 преднамеренно своих жилищных условий и отказано в постановке на учёт семьи ФИО7 в качестве нуждающейся в жилом помещении. Полагала решение жилищно-бытовой комиссии Администрации Суджанского района Курской области незаконным, поскольку последняя при определении площади жилого помещения семьи ФИО7, без учёта свободы выбора регистрации и фактического проживания, незаконно включила в неё площадь жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, нарушив методику подсчета норм обеспечения общей площадью жилого помещения и сделав вывод о намеренном ухудшении жилищных условий истца.
Представители ответчика Администрации Суджанского района Курской области ФИО23 и ФИО15 в судебном заседании возражали против удовлетворения уточнённых исковых требований. Дополнительно пояснили, что в ходе рассмотрения жилищно-бытовой комиссией при администрации Суджанского района Курской области ДД.ММ.ГГГГ заявления ФИО7 о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий установлено намеренное ухудшение ею и членами её семьи своих жилищных условий, в связи с чем они не ранее, чем через пять со дня совершения указанных действий в соответствии с п.2 ст. 51 ЖК РФ могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Намеренное ухудшение истцом своих жилищных условий выразилось в том, что на момент регистрации семьи ФИО7, проживавшей там до ДД.ММ.ГГГГ, в жилом помещении по адресу: <адрес> была зарегистрирована её свекровь ФИО2, которая имеет в собственности жилой дом по адресу: <адрес>, д. <адрес>, общей площадью 83,3 кв.м, что нарушает положения ст. 53 ЖК РФ и приведет к нецелевому использованию бюджетных средств. По указанным основаниям ДД.ММ.ГГГГ жилищно-бытовой комиссией семье ФИО7 отказано в постановке на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, ФИО2, в судебном заседании считала подлежащими удовлетворению уточнённые требования иска по основаниям, изложенным в отзыве. Полагала решение жилищно-бытовой комиссии Администрации Суджанского района Курской области незаконным, поскольку последняя при определении площади жилого помещения семьи истца, без учёта фактического проживания свекрови в её жилом доме по адресу: <адрес>, незаконно включила в неё площадь указанного жилого помещения, сделав вывод о намеренном ухудшении жилищных условий ФИО7 Дополнительно указала, что проживала со своей матерью ФИО11 до 2010 года, а с указанного года перешла жить в построенный ею и мужем собственный дом с детьми, оставаясь зарегистрированной в доме матери. То, что она осталась зарегистрированной в доме матери до марта 2017 г. считает несущественным, так как это её право, где быть зарегистрированной, поскольку фактически она проживала в другом доме со своей семьёй и общего хозяйства не вела ни с сыном ФИО8, ни с матерью. После женитьбы сын с женой ФИО7 перешёл жить к ФИО11, поскольку отец по законам своей религии не пустил его в новый дом, так как новая созданная семья должна проживать отдельно от родителей. Сын и невестка с ФИО11 совместного хозяйства не вели, членами её семьи не являлись, она их просто пустила пожить, пока не приобретут своё жильё. Дом бабушка завещала своему сыну, который за ней ухаживает.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика, ОКУ «Дирекция по жилищным субсидиям», привлечённого для участия в деле, надлежащим образом извещенного о дате месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в заявлении просил рассмотреть дело без его участия, в связи с чем суд находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие согласно ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав представителей сторон, третье лицо, учитывая мнение представителя третьего лица, допросив свидетеля, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Статья 40 Конституции Российской Федерации, признавая право каждого на жилище, возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность создания условий для его осуществления и предусматривает возможность предоставления жилища малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в нем, бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 N 1710 (ред. от 07.05.2019) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" молодым семьям предоставляется возможность улучшения жилищных условий путём получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.
Основной целью программы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Для участия в программе молодые семьи представляют в орган местного самоуправления Курской области документы: заявление на участие в мероприятии, копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи; копию свидетельства о браке; документ, подтверждающий признание семьи нуждающейся в жилом помещении; документы, подтверждающие признание молодой семьи как семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Одним из обязательных условий является нуждаемость молодой семьи в улучшении жилищных условий.
Под семьей понимаются лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство (статья 1 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации").
Принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с нормами Жилищного Кодекса Российской Федерации, Законом Курской области от 20.10.2005 г. №70-ЗКО «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».
В соответствии с настоящим ЗКО к документам, подтверждающим право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, относятся: документы, подтверждающие состав семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), судебное решение о признании членом семьи и другие документы); выписка из домовой книги по месту жительства гражданина; копия лицевого счета; документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения и т.п.); справка органов государственной регистрации о наличии (или отсутствии) жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства членов семьи, предоставляемая на всех членов семьи заявителя, встающего на учет; выписка из технического паспорта БТИ с поэтажным планом (при наличии) и экспликацией; документы, подтверждающие право на внеочередное предоставление жилого помещения в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Малоимущие граждане, кроме того, представляют документы, необходимые для признания гражданина малоимущим, в соответствии с законодательством Курской области. При этом решение органа, осуществляющего принятие на учет, об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на основания отказа, предусмотренные частью 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей ст. 50 ЖК РФ определено понятие учётной нормы площади жилого помещения, которой является минимальный размер площади жилого помещения исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При том учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Решением Представительного Собрания Суджанского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена учетная норма общей площади жилого помещения, определяющего уровень обеспеченности жильём на территории муниципального района «Суджанский район» Курской области для решения вопросов о принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 12 кв.м на одного человека.
В соответствии со статьей 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. То есть, кроме малоимущих граждан, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеют право категории граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как следует из ч. 2 ст. 51 ЖК РФ, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в орган местного самоуправления по месту своего жительства, что следует из ч.3 ст. 52 ЖК РФ.
Согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Добровольным ухудшением жилищных условий являются следующие действия: вселение в жилое помещение других граждан в качестве членов своей семьи; переселение в специализированное жилое помещение либо на жилую площадь на условиях поднайма или в качестве члена семьи собственника; отчуждение пригодного для проживания жилого помещения, принадлежавшего гражданину на праве собственности; неравноценный обмен жилого помещения, принадлежащего гражданину на праве собственности.
Отказ в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, в том числе, если не истек предусмотренный статьёй 53 настоящего Кодекса срок (п. 3 ч. 1 с.54 ЖК РФ).
По смыслу данной нормы отказ в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до истечения установленного срока возможен в случае доказанности совершения заявителем таких умышленных и недобросовестных действий, которые свидетельствуют об очевидном намерении приобрести право состоять на учете.
При этом, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 24 ноября 2016 г. N 2459-О ограничения в постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия органов государственной власти и органов местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации должно осуществляться в системе действующего правового регулирования, в частности во взаимосвязи с пунктом 5 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО4 и ФИО22 (до брака Коханой) ФИО7 заключен брак, что следует из повторного свидетельства о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного отделом ЗАГС администрации Суджанского района Курской области.
От совместного брака имеются дети: ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ рождения, свидетельство о рождении серия I-ЖТ № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного администрацией Гоголевского сельсовета <адрес>; ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, свидетельство о рождении серия I-ЖТ № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного отделом ЗАГС Администрации <адрес>.
Как установлено в судебном заседании, в Администрацию Суджанского района Курской области ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ было подано заявление и документы для признания молодой семьи ФИО22 нуждающейся в жилых помещениях с целью последующего участия в государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации". При этом указан её состав семьи: отец ФИО16 ДД.ММ.ГГГГ рождения, мать ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ рождения, муж ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, дочь ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ рождения, сын ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения.
К заявлению истцом были приложены необходимые для муниципальной услуги документы, в том числе выписка из технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, согласно которому общая площадь объекта составила 56,1 кв.м. Жилой дом и земельный участок являются общей совместной собственностью в ? доле каждого ФИО16 и ФИО17, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия 46-АВ № и 46-АВ №, выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, в ЕГРН не содержится сведений о наличии в собственности жилых помещений у ФИО7, ФИО3, ФИО18, ФИО1
Решением жилищно-бытовой комиссии при Администрации Суджанского района Курской области №, оформленным протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7 и членам её семьи, зарегистрированным по адресу: <адрес>, отказано в постановке на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, так как не истек предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации срок.
Как следует из материалов дела и объяснений представителя истца, исходя из числа зарегистрированных по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО7, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО19, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время собственника жилого помещения ФИО11 в жилом помещении общей площадью 45,8 кв.м, до ДД.ММ.ГГГГ обеспеченность общей площадью на каждого члена семьи составляла 11,25 кв. м, без учёта ФИО2, которая фактически с 2010 года там не проживала, то есть ниже учетной нормы в 12 кв. м, установленной решением Представительного Собрания Суджанского района Курской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении норматива (учетной нормы) общей площади помещения, определяющего уровень обеспеченности жильём на территории муниципального района «Суджанский район» Курской области и социальной нормы площади жилого помещения».
По пояснениям представителей ответчика в судебном заседании ФИО7 намеренно ухудшила свои жилищные условия, поскольку в жилом доме, принадлежащем ФИО11, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована ФИО2, имеющая в собственности жилое помещение по адресу: <адрес> площадью 83,3 кв.м. После регистрации ДД.ММ.ГГГГ в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью 54,8 кв.м исходя из площади, принадлежащей родителям истца, обеспеченность истца и членов ее семьи составляет 9,35 кв. м, что свидетельствует об ухудшении жилищных условий, поскольку ранее общая площадь жилого помещения, где проживала ФИО7, составляла 129,1 кв.м ( 45,8 кв.м+83,3 кв.м).
Свидетель ФИО20 в судебном заседании показала, что является родственницей истца по линии мужа. В 2005 году она купила дом напротив ФИО11 При этом дочь Горбатой ФИО2 с мужем рядом начали строить свой дом, который достроили в 2010 году. Когда их сын, ФИО3, зимой 2010 года вернулся из армии, женился на ФИО7, то в этом же году переехал с ней проживать в д. Рубанщину к бабушке ФИО11 В августе 2010 года у ФИО22 родился ребенок. Они вместе с ребенком проживали в одной из двух комнат дома ФИО11, отдельно от неё питались и общее с ней хозяйство не вели, сажали и обрабатывали огород отдельно. Отношения у ФИО22 с бабушкой были натянутые, часто ругались. За бабушкой ухаживал её сын, который часто к ней приезжал, привозил продукты. Дочь ФИО11 – ФИО2 с 2010 года с ней не проживает, общее хозяйство не ведет, членом её семьи не является, проживает со своей семьёй отдельно в доме напротив.
Не доверять показаниям указанного свидетеля у суда не имеется оснований.
В силу ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно положениям СК РФ и ЖК РФ возможность признания в качестве члена семьи зависит от таких условий, как вселение в жилое помещение на постоянное жительство в качестве членов семьи, проживание в нем и совместное ведение общего хозяйства.
В соответствии с п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего: членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки. Судам также необходимо иметь в виду, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В ходе рассмотрения дела установлено, что истец и члены его семьи совместно с ФИО2 в доме ФИО11 не проживали, общее хозяйство с нею не вели, собственниками дома не являются, проживая в нем по договору безвозмедного пользования до ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании не нашло подтверждение то обстоятельство, что ФИО2 на момент регистрации истца с семьёй в доме ФИО11 являлась членом их семьи и фактически проживала там с ним одной семьей, вела с ним общее хозяйство, имела единый бюджет, совместно несла расходы по оплате занимаемого жилого помещения, фактически проживала в период с 2010 года по 2017 год в доме ФИО11 Стороной ответчика обратного суду не представлено.
В связи с чем суд полагает, что нет оснований считать, что молодая семья ФИО7 сознательно ухудшила свои жилищные условия в 2014 - 2017 году, после чего в 2019 году, до истечения 5-летнего срока, обратилась за постановкой их на учет нуждающихся в жилом помещении.
На основании исследованных доказательств и обстоятельств по делу в совокупности суд первой приходит к выводу о том, что решение жилищно-бытовой комиссии Администрации Суджанского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет ФИО7 и членов её семьи в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является незаконным, нарушает право истца на качественное получение муниципальной услуги, создает препятствие по осуществлению предусмотренных законом жилищных прав, опровергаются вышеприведёнными материалами дела и основаны на ошибочном толковании норм жилищного законодательства, поскольку доказательств совершения истцом умышленных действий по ухудшению жилищных условий в целях последующей постановки на жилищный учет, а также злоупотребления правом, ответчиком суду не представлено.
Таким образом, на момент обращения ФИО7 с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ и на момент судебного разбирательства обеспеченность семьи площадью жилого помещения составляет 56,1/6= 9,35 кв. м, что менее учётной нормы установленной в Суджанском районе.
Соответственно ФИО7 обеспечена площадью жилого помещения менее учетной нормы, установленной в Суджанском районе Курской области.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для отказа в постановке ФИО7 на учет нуждающихся в жилом помещении и имеющих право на государственную поддержку, у администрации Суджанского района Курской области не имелось, в связи с чем решение жилищно-бытовой комиссии Администрации Суджанского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует требованиям закона, и у ответчика не было оснований для отказа постановки ФИО7 и её семьи на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Оценивая взаимную связь доказательств в их совокупности в порядке ст. 67 ГПК РФ, фактические обстоятельства дела, суд полагает требования истца подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования истца ФИО7 удовлетворить.
Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии Администрации Суджанского района Курской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учёт ФИО7 и её семьи на очередь на улучшение жилищных условий.
Возложить на Администрацию Суджанского района Курской области обязанность признать семью ФИО7, состоящую из 4-х человек: ФИО7, <данные изъяты>, ФИО3, <данные изъяты>, ФИО5, <данные изъяты> и ФИО1, <данные изъяты>, нуждающимися в жилых помещениях.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Курский областной суд через Суджанский районный суд Курской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 01 июля 2019 года.
Судья Селихов И.В.