№2-404/2024
№58RS0018-01-2024-000051-95
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Пенза 29 февраля 2024 года
Ленинский районный суд г. Пензы в составе
председательствующего судьи Егоровой И.Б.
при секретаре Чуватовой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района города Пензы, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя школа №11 города Пензы о понуждении к производству работ по укомплектованию оконных блоков замками безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района города Пензы, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился с названным иском в суд, указав, что прокуратурой Ленинского района города Пензы проведена проверка соблюдения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних в МБОУ СОШ №11 г. Пензы, в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства.
Как следует из искового заявления, 30 оконных блоков не оборудованы замками безопасности, что повышает риск неправомерного проникновения посторонних на объект, не обеспечивает безопасность пребывания несовершеннолетних в учреждении.
Прокурор Ленинского района города Пензы просит обязать МБОУ СОШ №11 г. Пензы провести работы по укомплектованию 30 оконных блоков замками безопасности в здании школы в соответствии с требованиями «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель истца прокурора Ленинского района города Пензы по доверенности Бойко О.Н. в судебном заседании уточнила исковые требования в части срока исполнения заявленных требований, просила обязать ответчика принять меры по укомплектованию 30 оконных блоков замками безопасности в здании школы в срок до 31 января 2025 года.
Представитель ответчика МБОУ СОШ №11 г. Пензы – директор Симбирева С.Н. в судебном заседании с учетом увеличения срока исполнения обязательства признала исковые требования.
Представитель третьего лица Управления образования города Пензы по доверенности Щербакова-Шанина Ю.В. в судебном заседании не возражала против удовлетворения уточненных истцом исковых требований.
Представители третьих лиц финансового управления города Пензы и Управления муниципального имущества города Пензы в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Ленинского района города Пензы в ходе проверки соблюдения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних в МБОУ СОШ №11 г. Пензы выявлены нарушения действующего законодательства, а именно отсутствия замков безопасности на 30 оконных блоках, что повышает риск неправомерного проникновения посторонних на объект, не обеспечивает безопасность пребывания несовершеннолетних в учреждении (л.д.9,10).
Также установлено, что здание, в котором располагается учреждение, находится в собственности муниципального образования город Пенза.
На основании договора №10-ШУ от 14 сентября 1999 года указанное имущество закреплено на праве оперативного управления за МБОУ СОШ №11 г. Пензы (л.д.44-47).
Данные обстоятельства подтверждаются материалами настоящего дела и не оспаривались сторонами в судебном заседании.
Положениями ст.ст. 41, 43 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья и на образование.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются, в том числе, осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в числе прочих, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации (ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ).
В силу положений п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Частью 7 ст. 28 указанного Федерального закона предусмотрено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий (пп. 8, 10 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ).
Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве 2 декабря 1999 года принят действующий на территории Российской Федерации «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия».
Согласно п. 5.1.1 указанного ГОСТ 23166-99 оконные блоки должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, стандартов на конкретные виды изделий и изготавливаться по конструкторской и технологической документации, утвержденной в установленном порядке.
В соответствии с п. 5.1.8 ГОСТ 23166-99 изделия должны быть безопасными в эксплуатации и обслуживании. Для обеспечения безопасности, в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон в детских, дошкольных и школьных учреждениях, а также в жилых домах оконные блоки должны быть укомплектованы замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок.
С учетом установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу о нарушении МБОУ СОШ №11 г. Пензы законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних в части отсутствия замков безопасности на 30 оконных блоках, что повышает риск неправомерного проникновения посторонних на объект, не обеспечивает безопасность пребывания несовершеннолетних в учреждении.
Учитывая вышеприведенные положения действующего законодательства применительно к установленным по настоящему делу обстоятельствам, подтвержденным соответствующими доказательствами, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора о необходимости оборудования оконных блоков в МБОУ СОШ №11 г. Пензы замками безопасности в соответствии с требованиями «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия» являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание положения части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, учитывая характер и объем действий, которые следует совершить ответчику в целях исполнения решения суда, считает возможным установить срок для исполнения решения суда до 31 января 2025 года, считая его разумным и достаточным.
Частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В связи с тем, что прокурор при подаче настоящего иска освобожден от уплаты государственной пошлины, в силу требований статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, с ответчика в бюджет муниципального образования город Пенза подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Ленинского района города Пензы, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя школа №11 города Пензы удовлетворить.
Возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №11 города Пензы (ИНН 5836200080, ОГРН 1025801367514) обязанность по укомплектованию 30 оконных блоков в здании образовательного учреждения замками безопасности в соответствии с «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия» в срок до 31 января 2025 года.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя школа №11 города Пензы (ИНН 5836200080, ОГРН 1025801367514) в бюджет муниципального образования город Пенза государственную пошлину в размере 300 (трехсот) руб.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение одного месяца.
Судья И.Б. Егорова