УИД: 66RS0028-01-2022-001058-95
№ 2-892/2022 (33-16967/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург |
09.11.2022 |
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда
в составе:
председательствующего Ивановой Т.С.,
судей Редозубовой Т.Л., Кокшарова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Волковым К.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем аудиозаписи хода судебного заседания и видеоконференц-связи в помещении суда гражданское дело по иску Полежанкиной О.Г., Ивановой Т.В., Кайгородовой Т.В., Шевелева Э.В. к государственному автономному учреждению здравоохранения Свердловской области «Ирбитская центральная городская больница» о взыскании дополнительных выплат,
по апелляционной жалобе истцов
на решение Ирбитского районного суда Свердловской области от 28.07.2022.
Заслушав доклад судьи Ивановой Т.С., объяснения истцов Полежанкиной О.Г., Шевелева Э.В., Кайгородовой Т.В., поддержавших апелляционную жалобу; объяснения представителя ответчика Холодовой Н.Л. и представителя третьего лица государственного учреждения – Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Колесникова А.С., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
28.04.2022 истцы Полежанкина О.Г., Иванова Т.В., Кайгородова Т.В., Шевелев Э.В. обратились с исками к государственному автономному учреждению здравоохранения Свердловской области «Ирбитская центральная городская больница» о взыскании денежных средств, предусмотренных пп. «а» п. 2 постановления Правительства Российской Федерации № 1762 от 30.10.2020 «О государственной социальной поддержке в 2020 - 2022 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации».
В обоснование иска указали, что работают у ответчика в должностях фельдшеров и медицинских сестер по приему вызовов и передаче их выездной бригаде скорой медицинской помощи.
Согласно подп. «а» п. 2 постановления Правительства Российской Федерации № 1762 от 30.10.2020 «О государственной социальной поддержке в 2020-2021 медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинское помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID-19, медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19» им была установлена специальная социальная выплата в размере 600 руб. 00 коп. за одну нормативную смену в период с 01.11.2020 по 31.12.2022.
До 30.05.2021 выплата им производилась. Выплату за май 2021 года они получили в июне 2021 года.
С июня 2021 года ответчик перестал выплачивать указанную выплату со ссылкой на постановление Правительства Свердловской области от 04.02.2021 № 52ПП «Об установлении меры социальной поддержки в форме дополнительных выплат медицинским и иным работникам государственных медицинских организаций, медицинских организаций частной системы здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, и работникам организаций, осуществляющих предоставление транспортных услуг при оказании скорой медицинской помощи лицам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция».
Прекращение выплат ответчик обосновывал тем, что фельдшер по приему вызовов и передаче их выездной бригаде не участвует в оказании медицинской помощи новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Обращаясь в суд, истцы указывали, что ответчик неверно толкует положения постановления Правительства Российской Федерации № 1762 от 30.10.2020 и постановления Правительства Свердловской области от 04.02.2021 № 52ПП. Постановление Правительства Российской Федерации № 1762 от 30.10.2020, имеющее высшую юридическую силу предусматривает, что меры социальной поддержки распространяются на должность фельдшеров по приему вызовов и передаче их выездной бригаде, что необоснованно не учтено ответчиком.
По мнению истцов, ответчик нарушил их трудовые права и просили взыскать с ответчика в их пользу специальную социальную выплату в размере 600 руб. 00 коп. за одну нормативную смену за фактически отработанное время с июня 2021 года по 17.04.2022. Истец Шевелев Э.В. просил взыскать 137471 руб. 00 коп., истец Полежанкина О.Г. - 176853 руб. 00 коп., истец Иванова Т.В. - 152160 руб. 00 коп.
Определением суда первой инстанции от 24.06.2022 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора к участию в деле привлечен Фонд социального страхования Российской Федерации.
Обосновывая исковые требования, истцы указывали, что их работа заключается в приеме вызовов, передаче вызовов бригаде скорой помощи; непосредственно больным медицинскую помощь больным они не оказывают, не ставят диагноз, но они общаются с больными по телефону, собирают анамнез, тем самым участвуя в оказании медицинской помощи, обеспечении оказании медицинской помощи по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции. Фельдшер осуществляет дистанционно по телефону прием вызова от пациента, сбор анамнеза по памятке (жалобы, симптомы, контакты), передает собранную информации выездным бригадам дистанционно, оперативно руководит выездными бригадами, контролирует исполнение вызова.
Представитель ответчика против удовлетворения исковых требований возражал, указал на то, что установленная постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 № 1762 специальная социальная выплата согласно п. 3 указанного постановления осуществляется не ответчиком (работодателем), а Фондом социального страхования Российской Федерации, в связи с чем работодатель является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
Кроме того, представитель ответчика возражал против удовлетворения исковых требований по существу, указывая на то, что постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 № 1762 предусмотрена государственная социальная поддержка медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказанием медицинской помощи) по диагностике и лечению новой короновирусной инфекции, медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой короновирусной инфекции (СОVID-19). Истцы к таким работникам не относятся.
Представитель третьего лица государственного учреждения – Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, возражая против удовлетворения исковых требований, указал, что в соответствии с п. 3 Правил, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 № 1762, Фондом социального страхования Российской Федерации производится специальная социальная выплата только медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой короновирусной инфекции, медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой короновирусной инфекции.
Решением Ирбитского районного суда Свердловской области от 28.07.2022 в удовлетворении исковых требований отказано, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
С таким решением не согласились истцы, принесли на решение суда апелляционную жалобу, в которой указали, что не согласны с решением суда в связи с неправильным применением норм материального права.
В заседание суда апелляционной инстанции явились:
- истцы Полежанкина О.Г., Шевелев Э.В., Кайгородова Т.В., поддержавшие апелляционную жалобу;
- представитель ответчика Холодова Н.Л., возражавшая против удовлетворения апелляционной жалобы;
- представителя третьего лица государственного учреждения – Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Колесников А.С., возражавший против удовлетворения апелляционной жалобы.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле (судебные извещения, размещение информации о месте и времени рассмотрения дела на официальном сайте Свердловского областного суда), руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в ее пределах (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда, ввиду следующего.
Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применены нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, на основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сделан обоснованный вывод об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации № 1762 от 30.10.2020.
Фактические обстоятельства рассматриваемого гражданского дела судом первой инстанции установлены полно и верно, на основе совокупности представленных в материалы дела доказательств.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, оценив по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации совокупность представленных в материалы дела доказательств, руководствуясь положениями постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 № 1762, руководствуясь также разъяснениями по применению постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 № 1762, утвержденными приказом Минтруда России от 15.12.2020 № 894н, п.п. 1.3 п. 1 приложения № 2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2020 № 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19», пришел к правильному выводу о том, что истцы в состав специализированных выездных бригад для оказания неотложной медицинской помощи по вызову к пациентам с ОРВИ, подозрением на внебольничную пневмонию, коронавирусную инфекцию СOVID-19 не входили, в силу возложенных на них должностных обязанностей медицинскую помощь (участие в оказании, обеспечение оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID-19 не оказывали, сбор биологического материала для лабораторных исследований на наличие СOVID-19 не осуществляли, с пациентами у которых выявлена коронавирусная инфекция (или имеет риск ее выявления) не контактировали.
Суд первой инстанции установил, что характер работы истцов заключается в дистанционной работе по приему вызовов от пациентов, обратившихся за медицинской помощью и передаче дистанционным способом данных вызовов специализированной выездной бригаде.
То обстоятельство, что истцы в силу функциональных обязанностей имели контакт с сотрудниками специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи, как обоснованно указал в решении суд первой инстанции, по смыслу постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 № 1762, не дает оснований для назначения им специальных социальных выплат.
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Постановлением Правительством Российской Федерации от 30.10.2020 № 1762 предусмотрена государственная социальная поддержка медицинских и иных работников, медицинских и иных организаций, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказанием медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Положениями п.п. «а» п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 № 1762 в целях государственной социальной поддержки медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (за исключением организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная или приравненная к ней служба) установлено производить ежемесячно в период с 01.11.2020 по 31.12.2022 специальные социальные выплаты за нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации работникам, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в частности фельдшерам (медицинским сестрам) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи - 600 руб. 00 коп. за одну нормативную смену.
В соответствии с п.п. 1.3 п. 1 приложения № 2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2020 № 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19» руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и руководителям медицинских организаций и их структурных подразделений, оказывающих скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь (далее - медицинские организации, оказывающие скорую помощь) поручено определить общепрофильные выездные бригады скорой медицинской помощи, направляемые на вызов к пациентам с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонией, к пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 (далее - специализированные выездные бригады скорой медицинской помощи) и для отбора биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также выездные бригады скорой медицинской помощи, осуществляющие медицинскую эвакуацию пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
Пунктом 4 разъяснений по применению постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 № 1762, утвержденных приказом Минтруда России от 15.12.2020 № 894н установлено, что специальные социальные выплаты в соответствии с п.п. «а» п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 № 1762 устанавливаются медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2020 № 198н.
В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) от 17.02.2021 № 3 Верховный Суд Российской Федерации разъяснил, что право на получение специальной социальной выплаты, помимо медицинских и иных работников медицинских и иных организаций, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании медицинской помощи, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), имеют медицинские работники, которые непосредственно оказанием медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) не занимаются, но при выполнении должностных обязанностей контактируют с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Как верно указано судом первой инстанции в решении, условием для назначения специальных социальных выплат, предусмотренных п.п. «а» п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 № 1762 является оказание медицинской помощи по диагностике и лечению коронавирусной инфекции, либо осуществление контакта с больным коронавирусной инфекцией.
Во исполнение приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2020 № 198н, постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 № 1762, ответчиком изданы приказы:
- от 06.05.2020 № 260 «Об организации дополнительной специализированной бригады скорой медицинской помощи для оказания неотложной и экстренной медицинской помощи пациентам с ОРВИ, подозрением на внебольничную пневмонию, COVID-19»;
- от 25.11.2020 № 691 «Об организации кабинета неотложной медицинской помощи в здании поликлиники № 1 по адресу <адрес>»;
- от 30.10.2020 № 644/2 «Об утверждении Перечня подразделений и должностей, работа в которых дает право на установление специальных социальных выплат медицинским и иным работникам, оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID-19, медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 при выполнении должностных обязанностей».
В соответствии с п. «а» Приложения № 1 к Перечню, право на установление специальной социальной выплаты имеют медицинские и иные работники, оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID-19», в том числе:
- отделение скорой медицинской помощи (фельдшер выездной бригады, медицинская сестра (брат) выездной бригады, водитель автомобиля);
- специализированная бригада (для оказания неотложной медицинской помощи по вызову к пациентам с ОРВИ, подозрением на внебольничную пневмонию, коронавирусную инфекцию COVID-19 (<адрес>) (фельдшер выездной бригады, медицинская сестра (брат) выездной бригады, водитель автомобиля).
Согласно п. «б» Приложения № 1 к Перечню право на установление специальной социальной выплаты имеют медицинские работники, не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID-19, но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 при выполнении должностных обязанностей: врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским образованием), средний медицинский персонал, младший медицинский персонал.
Судом первой инстанции установлено, что ответчиком создана специализированная выездная бригада скорой медицинской помощи, указанная п.п. 1.3 п. 1 приложения № 2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2020 № 198н.
Фельдшер (медицинская сестра) по приему вызовов и передаче их выездным бригадам в соответствии с приказом Минздрава России от 20.06.2013 № 388н не входит в состав выездной бригады скорой медицинской помощи.
Согласно Приложению № 1 Временного порядка организации оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2020 № 198н, основная функция фельдшера (медицинской сестры) по приему вызовов и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи заключается в приеме вызовов скорой медицинской помощи.
В соответствии с Приложением № 2 Временного порядка оказание скорой медицинской помощи пациентам с COVID-19 и отбор биологического материала для лабораторных исследований на наличие COVID-19 осуществляется выездными бригадами.
Из правильно установленных судом первой инстанции обстоятельств следует, что истцы в состав специализированных выездных бригад для оказания неотложной медицинской помощи по вызову к пациентам с ОРВИ, подозрением на внебольничную пневмонию, коронавирусную инфекцию СOVID-19 не входили, в силу возложенных на них должностных обязанностей медицинскую помощь (участие в оказании, обеспечение оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID-19 не оказывали, сбор биологического материала для лабораторных исследований на наличие СOVID-19 не осуществляли, с гражданами у которых выявлена коронавирусная инфекция (или имеет риск ее выявления) не контактировали.
Доводы апелляционной жалобы истцов об осуществлении трудовой функции в условиях, соответствующих условиям, указанным в п.п. «а» п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 № 1762, дающих право на получение специальных социальных выплат, не опровергают выводов суда, которые являлись предметом исследования и оценки судом первой инстанции, их необоснованность отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.
По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований и с учетом того, что работодатель (ответчик) не является лицом, осуществляющим спорные выплаты.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, обоснованно исходил из того, что в соответствии с п. 2 Правил осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020 - 2021 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 № 1762, специальная социальная выплата производится территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Решение суда мотивировано, отвечает требованиям ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Выводы суда, изложенные в вынесенном решении, подтверждаются материалами дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ирбитского районного суда Свердловской области от 28.07.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.С. Иванова |
Судьи |
Е.В. Кокшаров |
Т.Л. Редозубова |