Решение по делу № 2-4267/2018 от 20.09.2018

Дело №2-4267/2018

(УИД 24RS0017-01-2018-003897-34)

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

23 ноября 2018 года      г. Красноярск

Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе: председательствующего судьи Медведева И.Г., при секретаре Зуевой К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Производственное объединение «Красноярский завод комбайнов» о наложении обязанности устранить нарушения законодательства о промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Железнодорожного района г. Красноярска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «ПО «КЗК» о наложении обязанности устранить нарушения законодательства о промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта. Требования мотивированы тем, что ответчик является собственником участка тепловой сети <адрес>, квалифицирующегося как опасный производственный объект 3 класса опасности. В августе 2018 года прокуратурой района с привлечением специалиста Енисейского управления Ростехнадзора была проведена проверка исполнения ОАО «ПО «КЗК» законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов, в ходе которой выявлен ряд допущенных ответчиком нарушений требований Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» при эксплуатации указанных тепловых сетей. При этом, поскольку спорная тепловая сеть является магистральной, через нее осуществляется теплоснабжение потребителей Октябрьского, Железнодорожного и Центрального районов г. Красноярска, в связи с чем, допущенные ответчиком нарушения действующего законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов могут привести к прекращению подачи горячей воды и отопления в многоквартирные дома, а также объекты социальной инфраструктуры (школы, больницы, детские сады), а также могут повлечь за собой возникновение угрозы жизни и здоровью жителей многоквартирных домов, иных лиц, находящихся в учреждениях социальной инфраструктуры. На основании изложенного прокурор просит обязать ОАО «ПО «КЗК» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения требований промышленной безопасности опасного производственного объекта - тепловой сети <адрес> (иные наименования: объект незавершённого строительства - участок теплотрассы (дюкер) «Перемычка Левобережная», протяжённостью 1 394,90 п.м., по адресу: <адрес>; участок теплотрассы (дюкер) «Перемычка Левобережная», проходящий по территории комбайнового завода по <адрес>), а именно: представить в Енисейское управление Ростехнадзора заявление о регистрации трубопроводов тепловой сети в государственном реестре опасных производственных объектов; направить в лицензирующий орган заявление о получении лицензии на осуществление вида деятельности: эксплуатация взрывопожарных и химически опасных производственных объектов I, II, III. классов опасности; укомплектовать штат работников опасного производственного объекта; провести подготовку и аттестацию работников в области промышленной безопасности; организовать производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечить проведение экспертизы промышленной безопасности здании и сооружений, предназначенных для осуществления технологических процессов с использованием оборудования под давлением (трубопроводов тепловой сети); обеспечить проведение экспертизы промышленной безопасности оборудования под давлением (трубопроводов тепловой сети); обеспечить проведение технического освидетельствования трубопроводов тепловой сети; разработать нормативные правовые акты, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте; организовать учёт аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; назначить лицо, ответственное за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования под давлением; назначить лицо, ответственное за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением; организовать контроль состояния оборудования под давлением (в том числе металла) в процессе его эксплуатации в соответствии с требованиями ФНП ОРПД; нанести на арматуре названия и номера согласно технологическим -схемам трубопроводов; восстановить частично разрушенную изоляцию трубопроводов |тепловой сети; восстановить частично разрушенное металлическое покрытие изоляции трубопроводов тепловой сети, расположенных на открытом воздухе.

В зале суда процессуальный истец в лице помощника прокурора Железнодорожного района г. Красноярска Самусевой Т.А. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме по вышеизложенным основаниям.

Представитель ответчика ОАО «ПО «КЗК» Харитонова Д.И. (доверенность имеется в материалах дела) с требованиями прокурора не согласилась, ссылаясь на то, что ответчик не является организацией, эксплуатирующей спорный опасный производственный объект, поскольку в соответствии с договором аренды от 10.07.2013, заключенным между ОАО «ПО «КЗК» (арендодатель) и ООО УСК «Сибиряк» (арендатор), данный участок теплотрассы передан в пользование арендатора. На основании вышеуказанного договора аренды ООО УСК «Сибиряк» заключило с АО «Красноярская теплотранспортная компания» договор о подключении к системам теплоснабжения, по условиям которого точкой подключения являются магистральные тепловые сети , проходящие транзитом через территорию «Красноярского завода комбайнов» по <адрес>, трубами расчетного диаметра - то есть подключение произведено через участок теплотрассы (дюкер) «Перемычка Левобережная». Кроме того, в соответствии с письмом ООО УСК «Сибиряк» от 30.08.2018 года, направленным в адрес прокуратуры Железнодорожного района г. Красноярска были представлены: проект теплового пункта, паспорт теплового пункта, договоры с внешними потребителями теплоэнергии, разрешение на ввод теплового пункта в эксплуатацию. Наличие данных документов подтверждает факт использования спорных теплосетей именно ООО УСК «Сибиряк». Доводы ООО УСК «Сибиряк» о том, что договор аренды от 10.07.2013 года был расторгнут в 2015 году являются несостоятельными, поскольку несмотря на направление 30.10.2015 года в адрес ОАО «ПО «ПЗК» уведомления о расторжении данного договора, ООО УСК «Сибиряк» фактически продолжило пользоваться арендованным имуществом и вносить арендные платежи, что подтверждается представленным Актом сверки взаимных расчетов. Таким образом, на сегодняшний день договор аренды не расторгнут, спорное имущество ОАО «ПО «КЗК» не возвращено, в связи с чем, надлежащим ответчиком по делу должен выступать ООО УСК «Сибиряк», осуществляющее эксплуатацию опасного производственного объекта - участка тепловых сетей.

Представитель третьего лица ООО УСК «Сибиряк» Абрамидзе А.С. (доверенность в деле) в судебном заседании пояснил, что договор аренды от 10.07.2013г. в отношении спорного участка теплотрассы, заключенный между ОАО «ПО «КЗК» и ООО УСК «Сибиряк», расторгнут арендатором в одностороннем порядке путем направления соответствующего письма-уведомления от 30.10.2015г. . После расторжения договора аренды все правоотношения сторон по указанного договору прекратились, опасный производственный объект в эксплуатации третьего лица не находится, вопреки доводам ответчика ООО УСК «Сибиряк» никаких арендных платежей после 2015 года не осуществляло. Представленный ОАО ПО «КЗК» акт сверки является односторонним, ООО УСК «Сибиряк» его не подписывало и не согласно с содержащейся в нем информацией. Помимо вышеуказанного, довод ответчика о нахождении спорных опасных производственных объектов во владении ООО УСК «Сибиряк» опровергается фактом подписания сторонами 28.02.2017 договора купли-продажи , по условиям которого продавец (ОАО ПО «КЗК») принял на себя обязательства передать покупателю (ООО УСК «Сибиряк»), в том числе спорное сооружение - объект незавершенного строительства (дюкер) «Перемычка Левобережная», расположенное на земельном участке с кадастровым номером , наряду с другими объектами. В случае реального нахождения спорного объекта в пользовании третьего лица, необходимости включения в указанный договор условий о его передаче от продавца покупателю не имелось. В дальнейшем названный договор купли-продажи между сторонами исполнен не был, правом собственности на опасный производственный объект до настоящего времени обладает именно ОАО «ПО «КЗК» которое обязано исполнять требования Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в отношении спорного участка теплотрассы.

Представитель третьего лица АО «Красноярская теплотранспортная компания» Горшкова Е.Н. (полномочия проверены) заявленные прокурором требования полагала обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Третьи лица – Енисейское управление Ростехнадзора, ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» в зал суда своих представителей не направили, о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении слушания дела не просили, в связи с чем, суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в их отсутствие.

Заслушав доводы участников процесса, исследовав доказательства, содержащиеся в материалах дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно преамбуле к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - федеральный закон № 116-ФЗ) положения указанного Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

В соответствии с ч. 1, ч. 2, ч. 3, ч. 5 ст. 2 Федерального закона № 116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с Федеральным законом № 116-ФЗ являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ.

Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности: I класс опасности - опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности; II класс опасности - опасные производственные объекты высокой опасности; III класс опасности - опасные производственные объекты средней опасности; IV класс опасности - опасные производственные объекты низкой опасности.

Руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные    объекты, несёт ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ, если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности: до начала применения на опасном производственном объекте; по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем; при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет; после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.

Согласно п. 2 Приложения N 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используется оборудование работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: а) пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии); б) воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия; в) иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля.

В соответствии с пунктом 5 Приложением 2 к ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" для опасных производственных объектов, указанных в пункте 2 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, устанавливаются следующие классы опасности: 1) III класс опасности - для опасных производственных объектов, осуществляющих теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, а также иных опасных производственных объектов, на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением 1,6 мегапаскаля и более или при температуре рабочей среды 250 градусов Цельсия и более; 2) IV класс опасности - для опасных производственных объектов, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта.

Как следует из положений, ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте.

Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 N 116 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением" (далее ФНП).

Пунктом 218 ФНП установлена обязанность организации, осуществляющей эксплуатацию оборудования под давлением (эксплуатирующая организация), обеспечить содержание оборудования под давлением в исправном состоянии и безопасные условия его эксплуатации, для чего необходимо в том, числе:

б) назначить приказом из числа специалистов, состоящих в штате эксплуатирующей организации, прошедших в соответствии с пунктом 224 настоящих ФНП аттестацию в области промышленной безопасности, ответственного (ответственных) за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования под давлением, а также ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением. Ответственный за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования под давлением не может совмещать обязанности ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением;

в) назначить необходимое количество лиц обслуживающего оборудование персонала (рабочих), состоящего в штате эксплуатирующей организации, не моложе восемнадцатилетнего возраста, удовлетворяющего квалификационным требованиям, не имеющего медицинских противопоказаний к указанной работе и допущенного в установленном порядке к самостоятельной работе;

д) утвердить перечень нормативных документов, применяемых в эксплуатирующей организации для обеспечения требований промышленной безопасности, установленных законодательством Российской Федерации и настоящими ФНП;

з) обеспечить порядок и периодичность аттестации в области промышленной безопасности специалистов, связанных с эксплуатацией оборудования под давлением, а также - проверки знаний рабочих в объеме производственных инструкций и допуска их к работе. Для этих целей назначить комиссию по аттестации из числа руководителей и главных специалистов, аттестованных в комиссии Ростехнадзора в порядке, установленном положением об аттестации. В состав комиссии по проверке знаний рабочих включают специалистов, ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию, прошедших аттестацию в аттестационной комиссии эксплуатирующей организации;

и) обеспечить проведение работ по техническому освидетельствованию, техническому диагностированию, техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту оборудования под давлением в соответствии с требованиями настоящих ФНП, технической документации изготовителя, а также принятыми для применения в эксплуатирующей организации нормативными документами и системой проведения работ;

л) контролировать состояние оборудования под давлением (в том числе металла или другого материала, из которого изготовлено оборудование) в процессе его эксплуатации в соответствии с требованиями руководства (инструкции) по эксплуатации, принятых для применения в эксплуатирующей организации нормативных документов и настоящих ФНП;

н) обеспечить проведение экспертизы промышленной безопасности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности;

о) обеспечить осмотр, обслуживание, обследование, ремонт и экспертизу промышленной безопасности зданий и сооружений, предназначенных для осуществления технологических процессов с использованием оборудования под давлением, в соответствии с требованиями технических регламентов, иных федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;

р) распорядительным документом по организации установить порядок хранения и ведения технической (технологической и эксплуатационной) документации на оборудование под давлением и обеспечить его исполнение в соответствии с требованиями настоящих ФНП.

Пунктами 337, 349, 351, 360 ФНП установлены также требования к эксплуатации и тепловой изоляции трубопроводов.

Так, согласно п.360 ФНП оборудование под давлением, перечисленное в пункте 3 настоящих ФНП, в процессе эксплуатации должно подвергаться: а) техническому освидетельствованию: до ввода в эксплуатацию после монтажа (первичное техническое освидетельствование); периодически в процессе эксплуатации (периодическое техническое освидетельствование); до наступления срока периодического технического освидетельствования в случаях, установленных настоящими ФНП (внеочередное техническое освидетельствование); б) техническому диагностированию с целью контроля состояния оборудования или отдельных его элементов при проведении технического освидетельствования для установления характера и размеров выявленных при этом дефектов, а также в случаях, установленных руководством (инструкцией) по эксплуатации оборудования и нормативными документами, принятыми для применения в эксплуатирующей организации; в) экспертизе промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 7 Федерального закона N 116-ФЗ.

Эксплуатационный контроль металла основных элементов котлов и трубопроводов тепловых электростанций осуществляется в соответствии с Типовой инструкцией по контролю металла и продлению срока службы основных элементов котлов, турбин и трубопроводов тепловых электростанций, утвержденной постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 18 июня 2003 г. N 94 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 19 июня 2003 г., регистрационный N 4748).

На основании пункта 410 ФНП здания и сооружения на опасных производственных объектах, предназначенные для осуществления технологических процессов с использованием оборудования под давлением, подлежат экспертизе промышленной безопасности, в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией; в случае отсутствия проектной документации либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения; после аварии на ОПО, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений; по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы

Согласно п. 411 ФНП оборудование под давлением, используемое на ОПО, подлежит экспертизе промышленной безопасности, если иная форма оценки его соответствия не установлена техническими регламентами, в следующих случаях: до начала применения на ОПО оборудования под давлением, требования к которому не установлены ТР ТС 032/2013; по истечении срока службы, расчетного ресурса или при превышении количества циклов нагрузки оборудования, указанных в технической документации или в заключении экспертизы промышленной безопасности; при отсутствии в технической документации данных о сроке службы оборудования, если фактический срок его службы превысил 20 лет, или при отсутствии технической документации; после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала основных элементов оборудования под давлением, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на ОПО, в результате которых было повреждено оборудование под давлением.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 02.08.2018 года прокуратурой Железнодорожного района г. Красноярска с участием специалистов Енисейского управления Ростехнадзора, представителя ООО УСК «Сибиряк» был произведен осмотр трубопроводов тепловой сети <адрес> (иные наименования: объект незавершенного строительства - участок теплотрассы (дюкер) «Перемычка Левобережная» протяженностью 1 394,90 п.м. по адресу: <адрес>; участок теплотрассы (дюкер) «Перемычка Левобережная», проходящий по территории комбайнового завода по <адрес>), в ходе которой выявлен ряд нарушений, допущенных при эксплуатации данной тепловой сети, а именно:

1. Трубопроводы тепловых сетей не зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов (ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 116-ФЗ);

2. Отсутствует лицензия на осуществление вида деятельности - эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности (ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ);

3. Не обеспечена укомплектованность штата работников опасного производственного объекта (ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пп. «В» п. 218 ФНП ОРПД);

4. Не обеспечено проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности (ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 116- ФЗ, пп. «3» п. 218 ФНП ОРПД);

5. Не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности (ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ);

6. Не обеспечено проведение экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений, предназначенных для осуществления технологических процессов с использованием оборудования под давлением (трубопроводов тепловой сети) (ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пп. «О» п. 218, п. 410 ФНП ОРПД);

7. Не обеспечено проведение экспертизы промышленной безопасности оборудования под давлением (трубопроводов тепловой сети) (ч. 2 ст. 7, ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пп. «Н» п. 218, п. 360 ФНП ОРПД);

8. Не проводится техническое освидетельствование трубопроводов тепловой сети (ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пп. «И» п. 218, п. 360 ФНП ОРПД);

9. На опасном производственном объекте отсутствуют нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте (ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пп. «Д» и пп. «Р» п. 218 ФНП ОРПД);

10. Не заключён договор обязательного страхования гражданской Ответственности за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте (ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ);

11. Не ведётся учёт аварий и инцидентов на опасном производственном объекте (ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ);

12. Не соблюдаются требования законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности (пп. «А» п. 218 ФНП ОРПД);

13. Не назначен ответственный за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования под давлением (пп. «Б» п. 218 ФНП ОРПД);

14. Не назначены ответственные за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением (пп. «Б» п. 218 ФНП ОРПД);

15. Не контролируется состояние оборудования под давлением (в том числе металла) в процессе его эксплуатации в соответствии с требованиями ФНП ОРПД (пп. «Л» п. 218 ФНП ОРПД);

16. На арматуре отсутствуют названия и номера, нанесённые согласно технологическим схемам трубопроводов (п. 337 ФНП ОРПД);

17. Частично разрушена изоляция трубопроводов тепловой сети (п. 329 ФНП ОРПД);

18. Частично разрушено металлическое покрытие изоляции трубопроводов тепловой сети, расположенных на открытом воздухе (п. 351 ФНП ОРПД).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 28.07.2003 года ОАО «ПО «КЗК» на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 18.06.2003 года является собственником объекта незавершенного строительства – участка теплотрассы (дюкер) «Перемычка Левобережная» протяженностью 1 394,90 п.м. по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 161).

Частью 1 ст. 56 ГПК РФ предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В нарушение вышеприведенных норм закона, ответчиком, как собственником спорных тепловых сетей, в ходе рассмотрения данного дела не предоставлены достоверные доказательства выполнения всех вышеуказанных требований закона, как и доказательства того, что эксплуатацией его тепловых сетей занимается иное лицо.

При этом допущенные ответчиком вышеперечисленные нарушения требований промышленной безопасности опасного производственного объекта, а также отсутствие разработанных им мероприятий по подготовке к отопительному сезону создают угрозу прекращения подачи населению города Красноярска горячей воды и отопления через спорный участок магистрального трубопровода, а также возникновения чрезвычайных ситуаций на указанном опасном производственном объекте, что может привести к нарушению прав неопределённого круга лиц на получение коммунальных услуг надлежащего качества, а также воспрепятствовать муниципальному образованию «город Красноярск» в реализации полномочий по организации в границах городского округа надлежащего и бесперебойного тепло- и водоснабжения населения, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Доводы ответчика о том, что ответственность за нарушение требований Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 N 116 лежит не на собственнике ОАО ПО «КЗК», а на ООО УСК «Сибиряк», эксплуатирующем спорные тепловые сети по договору аренды от 10.07.2013 года, суд находит несостоятельными ввиду следующего.

Из материалов дела следует, что 10.07.2013 года между ОАО «ПО «КЗК» (арендодатель) и ООО УСК «Сибиряк» (арендатор) был заключен договор аренды недвижимого имущества и оборудования, по условиям которого арендодатель передал арендатору в срочное возмездное пользование недвижимое имущество и оборудование, находящееся по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 53-58).

Перечень передаваемого арендатору имущества и оборудования определен в приложении к вышеуказанному договору, где в п. 53 указан, в том числе, объект незавершенного строительства - участок теплотрассы (дюкер) «Перемычка Левобережная» протяженностью 1 394,90 п.м. по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 59-83).

Пунктом 4.1 Договора аренды установлено, что началом срока действия договора является дата подписания сторонами акта приема-передачи имущества в аренду. При этом, общий срок аренды условиями указанного договора не определен.

Согласно ч. 2 ст. 610 ГК РФ, если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.

30.10.2015 года ООО УСК «Сибиряк» направило в адрес ОАО «ПО «КЗК» письменное уведомление о расторжении вышеуказанного договора аренды (т.1, л.д.142-143).

Таким образом, заключенный сторонами на неопределенный срок договор аренды земельного участка от 10.03.2013 года является расторгнутым с 30.01.2016 года, т.е. по истечении установленного законом трехмесячного срока с момента направления арендатором в адрес арендодателя уведомления о его расторжении.

Доводы ответчика о том, что вышеуказанный договор фактически сторонами расторгнут не был, поскольку ООО УСК «Сибиряк» до настоящего времени продолжает эксплуатировать спорные тепловые сети, осуществляет по нему арендные платежи, суд также находит несостоятельными, поскольку каких-либо доказательств этому в нарушение требований ст.56 ГПК РФ сторонами представлено не было.

Предъявленный ответчиком акт сверки взаимных расчетов между ОАО ПО «КЗК» и ООО УСК «Сибиряк» за период с 10.07.2013 года по 20.11.2018 года не может с достоверностью свидетельствовать о наличии между сторонами каких-либо договорных обязательств по вопросу аренды и эксплуатации спорных тепловых сетей, поскольку данный документ составлен самим ответчиком в одностороннем порядке и второй стороной (ООО УСК «Сибиряк») не подписан; представитель третьего лица в ходе рассмотрения дела категорически отрицал внесение каких-либо арендных платежей по вышеназванному договору аренды; первичные платежные документы, подтверждающую приведенную в акте сверки информацию, суду представлены не были.

Кроме того из материалов дела видно, что 28.02.2017 года между ОАО «ПО «КЗК» (продавец) и ООО УСК «Сибиряк» (покупатель) был подписан договор купли-продажи (т. 1 л.д. 127-141), по условиям которого продавец обязался передать покупателю по акту приема-передачи земельный участок общей площадью 112 727 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером вместе с расположенными на нем объектами недвижимого имущества, в том числе - участком теплотрассы (дюкером) «Перемычка Левобережная» протяженностью 1 394,90 п.м. (п. 3 Приложения к договору).

Таким образом, принятие ответчиком в рамках вышеуказанного договора на себя обязанности передать спорный опасный производственный объект в адрес ООО УСК «Сибиряк», опровергает доводы ОАО «ПО «КЗК» о том, что это имущество с 2013 года непрерывно находится в эксплуатации у ООО УСК «Сибиряк». Как пояснили стороны в ходе рассмотрения дела, в дальнейшем договор купли-продажи ими исполнен не был; право собственности на спорный опасный производственный момент до настоящего времени зарегистрировано именно за ответчиком.

Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Исходя из указанных норм обязанность по соблюдению требований промышленной безопасности опасного производственного объекта лежит на ОАО «ПО «КЗК», поскольку именно ответчик осуществляет полномочия собственника в отношении спорных тепловых сетей, независимо от того, кому передан данный объект в пользование и на каком основании.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора к ОАО «ПО «КЗК» о наложении обязанности устранить нарушения требований промышленной безопасности опасного производственного объекта заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные в решении суда действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом конкретных обстоятельств дела, в частности необходимости обеспечения исполнимости принимаемого решения, суд полагает возможным установить для ОАО «ПО «КЗК» шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу для исполнения возложенных на него обязанностей, принимая во внимание разумность его пределов.

Кроме того, в силу ст. 103 ГПК РФ, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета госпошлину в соответствии с положениями ст.333.19 НК РФ в сумме 300 рублей.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать открытое акционерное общество «Производственное объединение «Красноярский завод комбайнов» в срок не позднее 6 месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу устранить нарушения требований промышленной безопасности опасного производственного объекта – тепловой сети <адрес> (иные наименования: объект незавершенного строительства - участок теплотрассы (дюкер) «Перемычка Левобережная» протяженностью 1 394,90 п.м. по адресу: Россия, <адрес>; участок теплотрассы (дюкер) «Перемычка Левобережная», проходящий по территории комбайнового завода по <адрес>), а именно:

представить в Енисейское управление Ростехнадзора заявление о регистрации трубопроводов тепловой сети в государственном реестре опасных производственных объектов;

направить в лицензирующий орган заявление о получении лицензии на осуществление вида деятельности: эксплуатация взрывопожарных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности;

укомплектовать штат работников опасного производственного объекта;

провести подготовку и аттестацию работников в области промышленной безопасности;

организовать производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;

обеспечить проведение экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений, предназначенных для осуществления технологических процессов с использованием оборудования под давлением (трубопроводов тепловой сети);

обеспечить проведение экспертизы промышленной безопасности оборудования под давлением (трубопроводов тепловой сети);

обеспечить проведение технического освидетельствования трубопроводов тепловой сети;

разработать нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте;

заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на опасном промышленном объекте;

организовать учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте;

назначить лицо, ответственное за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования под давлением;

назначить лицо, ответственное за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением;

организовать контроль состояния оборудования под давлением (в том числе металла) в процессе его эксплуатации в соответствии с требованиями Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.03.2014 №116;

нанести на арматуре названия и номера согласно технологическим схемам трубопроводов;

восстановить частично разрушенную изоляцию трубопроводов тепловой сети;

восстановить частично разрушенное металлическое покрытие изоляции трубопроводов тепловой сети, расположенных на открытом воздухе.

Взыскать с открытого акционерного общества «Производственное объединение «Красноярский завод комбайнов» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца с момента его изготовления в полном объеме, путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Железнодорожного районного суда г. Красноярска.

Решение изготовлено в полном объеме 29 ноября 2018 года.

Судья И.Г. Медведев

2-4267/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Железнодорожного района г. Красноярка
Ответчики
ОАО "Производственное объединение "Красноярский завод комбайнов"
Другие
ГК "Банк развития и внешнеэкономической деятельности"
Ростехнадзор
ООО УК "СИБИРЯК"
Суд
Железнодорожный районный суд г. Красноярск
Дело на сайте суда
geldor.krk.sudrf.ru
20.09.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.09.2018Передача материалов судье
24.09.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.09.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.09.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
23.10.2018Предварительное судебное заседание
23.10.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
23.11.2018Предварительное судебное заседание
23.11.2018Судебное заседание
29.11.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.05.2020Передача материалов судье
13.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.05.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.05.2020Предварительное судебное заседание
13.05.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.05.2020Предварительное судебное заседание
13.05.2020Судебное заседание
13.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.05.2020Дело оформлено
13.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее