Решение по делу № 21-31/2022 (21-510/2021;) от 28.12.2021

Лакский районный суд

Судья Абдурахманов А.В.

Дело №21-20/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

РЕШЕНИЕ

от 16 марта 2022 г. № 21-31/22 г. Махачкала

Судья Верховного Суда Республики Дагестан Магомедов М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление № 2 военного комиссара Лакского и Кулинского района от 25 октября 2021 года и решение судьи Лакского районного суда от 17 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 21.5 КоАП РФ, в отношении ФИО1,

установил:

постановлением № 2 военного комиссара Лакского и <адрес> от 25 октября 2021 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 21.5 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей.

Решением судьи Лакского районного суда от 17 декабря 2021 года указанное постановление судьей районного суда оставлено без изменения, жалоба ФИО1 - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Дагестан ФИО1 просит об отмене решения судьи районного суда и прекращении производства по делу, указывает, что привлечение его к административной ответственности по ст. 21.5 КоАП РФ неправомерно, не указаны обстоятельства, установленные при составлении протокола об административном правонарушении. Просит вынести частное определение о привлечении к уголовной ответственности военного комиссара Лакского и Кулинского района ФИО4

В судебном заседании ФИО1, доводы, изложенные в жалобе, поддержал, просил решение суда отменить, ФИО4 просил в удовлетворении жалобы отказать.

Изучив доводы жалобы, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, просившего отменить постановление должностного лица и решение районного судьи, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

На основании ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, помимо иных обстоятельств, влияющих на его правильное разрешение, выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Административная ответственность по ст. 21.5 КоАП РФ наступает за неявку гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.

Из материалов дела усматривается, что военным комиссаром Лакского и Кулинского районов РД ФИО4 установлено, что ФИО1, 10.12.1988 года рождения, в нарушение ст.10 ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе» не явился по повестке, для исполнения мероприятия, указанного в повестке, совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное ст. 21.5 КоАП РФ.

В обоснование вывода о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения положен протокол об административном правонарушении от 25 октября 2021 года, из которого следует, что ФИО1 нарушил ст.21.5 КоАП РФ, обстоятельства дела не указаны.

При рассмотрении жалобы ФИО1 на постановление должностного лица судья районного суда согласился с выводом о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 21.5 КоАП РФ, и доказанности факта его совершения.

При этом судья районного суда не учел следующее.

Исходя из положений ст. 26.11 и ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судье надлежит проверить все доводы жалобы, которые должны быть оговорены в судебном акте, вынесенном по результатам ее рассмотрения.

В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан осуществляется Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ).

На основании подп. «а» п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не пребывающие в запасе).

В соответствии с п. 1 ст. 31 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование и профессиональный психологический отбор, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований (п. 2 ст. 31 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ).

В силу п. 4 ст. 31 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ в случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные названным Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

В нарушение требований КоАП РФ, приведенные доводы не проверялись судьей районного суда и не получили надлежащей оценки в решении.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что при рассмотрении жалобы ФИО1, судьей районного суда были допущены существенные нарушения требований КоАП РФ, не позволившие ему объективно, полно и всесторонне выяснить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьей 51 Конституции Российской Федерации.

Из копии протокола об административном правонарушении, представленной заявителем с настоящей жалобой, усматривается, что в соответствующей графе об ознакомлении с положениями указанных статей подпись ФИО1 отсутствует.

В связи с изложенным, с учетом доводов жалобы о том, что ФИО1 в нарушение требований действующего законодательства сотрудниками военкомата не были разъяснены положения статьи 51 Конституции РФ и статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сделать однозначный вывод об ознакомлении ФИО1 об объеме предоставленных ему процессуальных прав не представляется возможным.

Протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не содержит необходимые сведения, которые должны быть отражены в данном процессуальном документе в силу части 2 указанной статьи, в том числе относительно обстоятельств административного правонарушения.

Событие административного правонарушения не описано в протоколе надлежащим образом с учетом диспозиции 25.1 КоАП РФ названного кодекса и с указанием на все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах постановление № 2 военного комиссара Лакского и Кулинского района от 25 октября 2021 года и решение судьи Лакского районного суда от 17 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1, подлежат отмене.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление должностного лица.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

жалобу ФИО1 удовлетворить.

Постановление военного комиссара Лакского и Кулинского района от 25 октября 2021 года и решение судьи Лакского районного суда от 17 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Судья Верховного Суда

Республики Дагестан М.А. Магомедов

Лакский районный суд

Судья Абдурахманов А.В.

Дело №21-20/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

РЕШЕНИЕ

от 16 марта 2022 г. № 21-31/22 г. Махачкала

Судья Верховного Суда Республики Дагестан Магомедов М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление № 2 военного комиссара Лакского и Кулинского района от 25 октября 2021 года и решение судьи Лакского районного суда от 17 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 21.5 КоАП РФ, в отношении ФИО1,

установил:

постановлением № 2 военного комиссара Лакского и <адрес> от 25 октября 2021 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 21.5 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей.

Решением судьи Лакского районного суда от 17 декабря 2021 года указанное постановление судьей районного суда оставлено без изменения, жалоба ФИО1 - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Дагестан ФИО1 просит об отмене решения судьи районного суда и прекращении производства по делу, указывает, что привлечение его к административной ответственности по ст. 21.5 КоАП РФ неправомерно, не указаны обстоятельства, установленные при составлении протокола об административном правонарушении. Просит вынести частное определение о привлечении к уголовной ответственности военного комиссара Лакского и Кулинского района ФИО4

В судебном заседании ФИО1, доводы, изложенные в жалобе, поддержал, просил решение суда отменить, ФИО4 просил в удовлетворении жалобы отказать.

Изучив доводы жалобы, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, просившего отменить постановление должностного лица и решение районного судьи, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

На основании ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, помимо иных обстоятельств, влияющих на его правильное разрешение, выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Административная ответственность по ст. 21.5 КоАП РФ наступает за неявку гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.

Из материалов дела усматривается, что военным комиссаром Лакского и Кулинского районов РД ФИО4 установлено, что ФИО1, 10.12.1988 года рождения, в нарушение ст.10 ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе» не явился по повестке, для исполнения мероприятия, указанного в повестке, совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное ст. 21.5 КоАП РФ.

В обоснование вывода о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения положен протокол об административном правонарушении от 25 октября 2021 года, из которого следует, что ФИО1 нарушил ст.21.5 КоАП РФ, обстоятельства дела не указаны.

При рассмотрении жалобы ФИО1 на постановление должностного лица судья районного суда согласился с выводом о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 21.5 КоАП РФ, и доказанности факта его совершения.

При этом судья районного суда не учел следующее.

Исходя из положений ст. 26.11 и ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судье надлежит проверить все доводы жалобы, которые должны быть оговорены в судебном акте, вынесенном по результатам ее рассмотрения.

В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан осуществляется Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ).

На основании подп. «а» п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не пребывающие в запасе).

В соответствии с п. 1 ст. 31 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование и профессиональный психологический отбор, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований (п. 2 ст. 31 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ).

В силу п. 4 ст. 31 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ в случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные названным Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

В нарушение требований КоАП РФ, приведенные доводы не проверялись судьей районного суда и не получили надлежащей оценки в решении.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что при рассмотрении жалобы ФИО1, судьей районного суда были допущены существенные нарушения требований КоАП РФ, не позволившие ему объективно, полно и всесторонне выяснить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьей 51 Конституции Российской Федерации.

Из копии протокола об административном правонарушении, представленной заявителем с настоящей жалобой, усматривается, что в соответствующей графе об ознакомлении с положениями указанных статей подпись ФИО1 отсутствует.

В связи с изложенным, с учетом доводов жалобы о том, что ФИО1 в нарушение требований действующего законодательства сотрудниками военкомата не были разъяснены положения статьи 51 Конституции РФ и статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сделать однозначный вывод об ознакомлении ФИО1 об объеме предоставленных ему процессуальных прав не представляется возможным.

Протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не содержит необходимые сведения, которые должны быть отражены в данном процессуальном документе в силу части 2 указанной статьи, в том числе относительно обстоятельств административного правонарушения.

Событие административного правонарушения не описано в протоколе надлежащим образом с учетом диспозиции 25.1 КоАП РФ названного кодекса и с указанием на все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах постановление № 2 военного комиссара Лакского и Кулинского района от 25 октября 2021 года и решение судьи Лакского районного суда от 17 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1, подлежат отмене.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление должностного лица.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

жалобу ФИО1 удовлетворить.

Постановление военного комиссара Лакского и Кулинского района от 25 октября 2021 года и решение судьи Лакского районного суда от 17 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Судья Верховного Суда

Республики Дагестан М.А. Магомедов

21-31/2022 (21-510/2021;)

Категория:
Административные
Ответчики
Кубатаев Заур Юсупович
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Статьи

21.5

Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
28.12.2021Материалы переданы в производство судье
16.03.2022Судебное заседание
16.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее