Дело № 2а-55/2021
88а-7763/2021
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Владивосток 27 октября 2021 года
Кассационное определение изготовлено в окончательной форме 10 ноября 2021 года.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.,
судей Зайцевой О.А., Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя заинтересованного лица Министерства социальной защиты населения Хабаровского края Процко Е.А. на решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Кравец <данные изъяты> к КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Хабаровскому краю» об оспаривании отказа в присвоении звания «Ветеран труда».
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кравец О.В. обратилась в суд с административным иском к КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Хабаровскому району» о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» и возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о присвоении звания.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что оспариваемым решением административного ответчика ей отказано в присвоении звания «Ветеран труда» со ссылкой на непредставление документов, подтверждающих регистрацию по месту жительства на территории Хабаровского края, или решения суда об установлении факта проживания на территории Хабаровского края.
С данным решением она не согласна, считает его незаконным, поскольку, несмотря на регистрацию по месту жительства в другом субъекте, ей были представлены документы, подтверждающие преимущественное проживание на территории Хабаровского края по месту военной службы в квартире, расположенной в <адрес>. Указанное помещение является служебным, предоставлено ей до окончания военной службы.
Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, требования Кравец О.В. удовлетворены, признано незаконным решение (уведомление) КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Хабаровскому району» от ДД.ММ.ГГГГ (регистрационный № от ДД.ММ.ГГГГ) об отказе в приеме документов на присвоение Кравец О.В. звания «Ветеран труда», на КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Хабаровскому району» возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Кравец О.В. о присвоении звания «Ветеран труда».
ДД.ММ.ГГГГ представителем заинтересованного лица Министерства социальной защиты населения Хабаровского края Процко Е.А. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции ДД.ММ.ГГГГ, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Кравец О.В. требований.
В кассационной жалобе заявитель указывает, что требование о необходимости представления документов, подтверждающих регистрацию по месту жительства на территории Хабаровского края, предусмотрено Порядком присвоения звания «Ветеран труда» в Хабаровском крае, утвержденным постановлением Губернатора Хабаровского края от 29 ноября 2019 года № 95, который является действующим и федеральному законодательству не противоречит. При этом центры социальной поддержки населения не наделены полномочиями по самостоятельному установлению факта постоянного проживания гражданина.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций не допущены нарушения, влекущие отмену принятых по делу судебных актов в кассационном порядке.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В Хабаровском крае Порядок присвоения звания «Ветеран труда» установлен постановлением Губернатора Хабаровского края от 29 ноября 2019 года № 95 (далее - Порядок).
Согласно подпункту 3 пункта 5 Порядка лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда», обращаются в краевое государственное казенное учреждение - центр социальной поддержки населения по месту жительства либо краевое государственное казенное учреждение «Оператор систем электронного правительства Хабаровского края, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» и представляют, в том числе, документ, удостоверяющий личность заявителя, подтверждающий регистрацию по месту жительства на территории Хабаровского края. В случае отсутствия регистрации по месту жительства на территории края представляется решение суда об установлении факта проживания.
В силу подпункта 1 пункта 9 Порядка основанием для отказа в приеме документов, необходимых для присвоения звания «Ветеран труда» является отсутствие документа, подтверждающего место жительства заявителя на территории Хабаровского края.
Основания для отказа в присвоении звания «Ветеран труда» определены в пункте 15 Порядка, который к таким основаниям относит: отсутствие права для присвоения звания «Ветеран труда»; непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 5 настоящего Порядка; представление документов, содержащих недостоверные сведения.
Судами установлено и из материалов административного дела следует, что Кравец О.В. проходит военную службу на территории Хабаровского края, в связи с чем постоянно проживает по адресу: <адрес>, зарегистрирована по данному адресу на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Кравец О.В. обратилась в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Хабаровскому району» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», представив документ, подтверждающий ее регистрацию на территории Хабаровского края.
По результатам рассмотрения обращения, ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком направлено Кравец О.В. уведомление об отказе в приеме документов и присвоении звания «Ветеран труда» (рег. № от ДД.ММ.ГГГГ) со ссылкой на пункт 9 Порядка присвоения звания «Ветеран труда» в связи с отсутствием права на присвоение звания «Ветеран труда», поскольку заявителем не представлены документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства на территории <адрес>, либо решение суда, подтверждающее факт постоянного проживания.
Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В абзаце восьмом статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон от 25 июня 1993 года № 5242-I) указано, что под местом жительства понимается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В силу абзаца второго статьи 2 указанного Закона регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - это государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных этим законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства.
Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 3 Закона от 25 июня 1993 года № 5242-I).
Из статьи 2 Закона от 25 июня 1993 года № 5242-I следует, что под местом пребывания и местом жительства подразумевается определенное юридическое состояние, возникающее при регистрационном учете граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства. При этом место жительства может означать как постоянное проживание, так и преимущественное проживание и, согласно названному Закону, не всегда совпадать с фактическим проживанием гражданина в жилых помещениях, определяемых как постоянное или преимущественное место жительства (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 ноября 1995 года № 14-П).
Также Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (постановления от 24 ноября 1995 года № 14-П, от 4 апреля 1996 года № 9-П, от 15 января 1998 года № 2-П, от 2 февраля 1998 года № 4-П, от 30 июня 2011 года № 13-П; определения от 13 июля 2000 года № 185-О, от 6 октября 2008 года № 619-О-П, от 13 октября 2009 года № 1309-О-О и др.).
Исходя из указанного, с учетом обстоятельств настоящего дела, подтверждающих прохождение Кравец О.В. военной службы и ее регистрацию на период службы в служебном жилом помещении (жилом помещении специализированного жилищного фонда) по адресу: <адрес>, следует, что на дату обращения к административному ответчику с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» Кравец О.В. преимущественно проживала на территории Хабаровского края по вышеуказанному адресу, что по смыслу статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации признается местом жительства.
Отличие места жительства как места постоянного или преимущественного проживания от места пребывания определяется не столько длительностью (сроком) проживания гражданина в соответствующем помещении, сколько видом помещения, в котором он проживает, и правовыми основаниями его вселения и пользования этим помещением, что находит выражение в режиме регистрации - по месту жительства или по месту пребывания. В данном случае материалы дела не свидетельствуют о регистрации Кравец О.В. на территории Хабаровского края по месту пребывания.
Таким образом, удовлетворяя требования административного истца, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришли к правильному выводу о том, что решение КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Хабаровскому краю» об отказе Кравец О.В. в приеме документов и присвоении звания «Ветеран труда» по основанию непредставления документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства на территории Хабаровского края, либо решения об установлении факта проживания на территории Хабаровского края, противоречит требованиям закона и нарушает права административного истца.
Доводы кассационной жалобы Министерства социальной защиты населения Хабаровского края основаны на неверном толковании закона и направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, а также представленных в материалы дела доказательств, в связи с чем не могут влечь отмену принятых по делу судебных актов в кассационном порядке.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения Хабаровского районного суда Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социальной защиты населения Хабаровского края – без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи