УИД 58RS0028-01-2021-000718-38
Дело №2а-425/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«20» апреля 2021 года с.Кондоль
Пензенский районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Толстенкова А.Б.,
при секретаре Багреевой Л.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Пензенского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Большееланского сельсовета Пензенского района Пензенской области о признании незаконным бездействия администрации по непринятию мер по размещению на официальном сайте реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Большееланского сельсовета и возложении обязанности разместить на официальном сайте реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Большееланского сельсовета,
у с т а н о в и л:
Прокурор Пензенского района обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указывая на то, что прокуратурой района в марте 2021 года проведена проверка соблюдения администрацией Большееланского сельсовета Пензенского района Пензенской области (далее – администрация, орган местного самоуправления) требований законодательства в сфере обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, в ходе которой установлено, что на территории Большееланского сельсовета организована и осуществляется работа по сбору и транспортировке твердых коммунальных отходов. Постановлением администрации Большееланского сельсовета от 15.04.2019 №39а утвержден реестр и схемы размещения мест (площадок) накопления твердых отходов коммунальных отходов на территории Большееланского сельсовета. Вместе с тем, должностными лицами органа местного самоуправления по прошествии 1 год 11 месяцев с момента утверждения указанного реестра не принято каких-либо мер для его размещения на официальном сайте администрации (http://bolsheelan.pnz.pnzreg.ru), что подтверждается актом проверки интернет источника. Отсутствие указанной информации прямо нарушает принцип открытости и доступности информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Продолжающееся на протяжении длительного времени бездействие администрации, влекущее умаление права неопределенного круга лиц на получение достоверной информации о деятельности органа местного самоуправления (в части сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов), обуславливает обращение прокурора в суд с настоящим исковым заявлением.
На основании изложенного, прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации Большееланского сельсовета Пензенского района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по размещению на официальном сайте (http://bolsheelan.pnz.pnzreg.ru ) реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Большееланского сельсовета. Обязать администрацию Большееланского сельсовета разместить на официальном сайте (http://bolsheelan.pnz.pnzreg.ru ) реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Большееланского сельсовета.
В судебном заседании прокурор Пензенского района Пензенской области Оникиенко Д.С. исковые требования поддержал, просил удовлетворить их по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика – администрации Большееланского сельсовета Пензенского района Пензенской области в судебное заседание не явился, будучи извещенным о дате, времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом и своевременно, возражений на административный иск не предоставил, письменным заявлением представитель Администрации Большееланского сельсовета Пензенского района Пензенской области глава администрации Осин А.А. просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, с исковыми требованиями прокурора согласен.
Суд считает возможным, рассмотреть дело в отсутствии представителя административного ответчика, по имеющимся доказательствам, которые судом признаны достаточными.
Заслушав прокурора Пензенского района Оникиенко Д.С., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
К вопросам местного значения городского, сельского поселения относиться участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов (п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»)
Согласно статье 8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон №89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
- создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
- определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
- организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (ст.13.4 Закон №89-ФЗ).
Обозначенный Реестр должен включать в себя:
- данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;- данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
- данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
- данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии со статьей 1 Закона Пензенской области от 16.10.2014 №2626-ЗПО «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пензенской области» за сельскими поселениями Пензенской области закреплены вопросы местного значения, в том числе предусмотренные пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Статьей 3 постановления Правительства РФ от 31.08.2018 №1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» определено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В течение 10 рабочих дней со дня вынесения в реестр сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов такие сведения размещаются уполномоченным органом на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а при его отсутствии - на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Указанные сведения должны быть доступны для ознакомления неограниченному кругу лиц без взимания платы (п.13 постановления Правительства РФ от 31.08.2018 №1039).
Действие Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее – Закон №8) распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информации к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Статьей 4 Закона №8-ФЗ определены основные принципы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, к которым относятся:
1) открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;
2) достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления;
3) свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом;
4) соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет» признается как один из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления ( п.2 ст.6 Закона №8-ФЗ).
В судебном заседании установлено, что прокуратурой района была проведена проверка соблюдения администрацией Большееланского сельсовета Пензенского района Пензенской области (далее – администрация Большееланского сельсовета) требований законодательства в сфере обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, которой установлено, что на территории Большееланского сельсовета организована и осуществляется работа по сбору и транспортировке твердых коммунальных отходов. Постановлением администрации Большееланского сельсовета от 15.04.2019 №39а утвержден реестр и схемы размещения мест (площадок) накопления твердых отходов коммунальных отходов на территории Большееланского сельсовета. Вместе с тем, должностными лицами органа местного самоуправления по прошествии 1 года 11 месяцев с момента утверждения указанного реестра не принято каких-либо мер для его размещения на официальном сайте администрации (http:// bolsheelan.pnz.pnzreg.ru), что подтверждается актом проверки интернет источника.
Таким образом, судом установлено, что бездействие администрации, приводит к невозможности получения достоверной информации о деятельности органа местного самоуправления (в части сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов).
При указанных обстоятельствах требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление прокурора Пензенского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Большееланского сельсовета Пензенского района Пензенской области о признании незаконным бездействия администрации по непринятию мер по размещению на официальном сайте реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Большееланского сельсовета и возложении обязанности разместить на официальном сайте реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Большееланского сельсовета, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Большееланского сельсовета Пензенского района Пензенской области выразившееся в непринятие мер по размещению на официальном сайте (http://bolsheelan.pnz.pnzreg.ru) реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Большееланского сельсовета.
Обязать администрацию Большееланского сельсовета Пензенского района Пензенской области разместить на официальном сайте (http://bolsheelan.pnz.pnzreg.ru) реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Большееланского сельсовета.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Пензенский районный суд Пензенской области в течение месяца с момента принятия.
Председательствующий