Дело № 2-854/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Козьмодемьянск |
23 августа 2011 года |
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Савинцевой Н.В.,
при секретаре судебных заседаний Тимяковой И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Паранина А.А. к Министерству социальной защиты населения и труда РМЭ о признании права на улучшение жилищных условий и о понуждении включения в список получателей субсидии на улучшение жилищных условий в соответствии с Законом РФ «О ветеранах»,
У С Т А Н О В ИЛ:
Паранина А.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском к Министерству социальной защиты населения и труда РМЭ о признании права на улучшение жилищных условий и о понуждении включения в список получателей субсидии на улучшение жилищных условий в соответствии с Законом РФ «О ветеранах» с ДД.ММ.ГГГГ, в обосновании доводов иска указала, что является инвалидом второй группы по общему заболеванию и является вдовой умершего участника ВОВ, в связи с чем имеет право на получение субсидии на улучшение жилищных условий.
Постановлением № сельской администрации МО «Пайгусовской сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ она была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Решением Министерства социальной защиты населения и труда РМЭ от ДД.ММ.ГГГГ № ей было отказало во включении в список получателей субсидии в связи с выявлением факта намеренного ухудшения жилья и неправомерных действий должностных лиц администрации МО «Пайгусовское сельское поселение» по принятию на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Полагает, что решение Министерства социальной защиты не основано на законе, просит его отменить, обязать ответчика восстановить ее в списке получателей субсидии на улучшение жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ.
Паранина А.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
Представитель истца Артюшкин А.М. , действующий на основании доверенности, исковые требования своего доверителя поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, суду пояснил, что Паранина А.А. имеет на праве собственности жилой дом общей площадью 44,98 кв.м., дом старый, отсутствует канализация, водопровод, газоснабжение; отопление печное. В указанном доме кроме доверителя зарегистрированы: внук ФИО1, его бывшая супруга ФИО2 и сноха ФИО3. Полагает, что в связи с тем, что дом старый, а норма жилой площади на одного члена семьи составляют ниже учетной нормы предусмотренной ЖК РФ, истцу, как вдове умершего участника, инвалида и ветерана Великой ФИО4 Войны в соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» должно быть предоставлено право на получение жилого помещения. Действий по ухудшению жилищных условий истец не совершала, в связи с необходимостью постороннего ухода в октябре 2010 года прописала по месту своего жительства ФИО3, кроме того, для дополнительного обогрева дома в зимний период времени была построена галанки (голладской печи) и размер площади дома уменьшился.
Представитель ответчика Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл в судебное заседание не явился, о времени месте судебного заседания извещен, представил отзыв, в котором просил в удовлетворении исковых требований Паранина А.А. отказать, поскольку на момент постановки на учет (ДД.ММ.ГГГГ) в жилом доме, общей площадью 45,7 кв.м., принадлежащем истцу на праве собственности, и расположенном по адресу: <адрес> Эл, <адрес>, <данные изъяты> <адрес>, кроме истца были зарегистрированы ФИО1 и ФИО2, в связи с чем размер занимаемого жилого помещения превышал установленную учетную норму (15 кв.м.), правовых оснований для признания их нуждающимися в улучшении жилья не имелось. Последующем, зарегистрировав ДД.ММ.ГГГГ в указанном жилом помещении ФИО3 истец намеренно ухудшила свои жилищные условия и в силу норм ст.53 ЖК РФ не могла быть принята на учет в качестве нуждающейся не ранее через пять лет со дня совершения указанных действий. Кроме того, комиссией отдела социальной защиты населения и труда в <адрес> РМЭ, созданной для проведения проверки учетных дел ветеранов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обнаружены иные факты приведших к ухудшению жилищных условий. Паранина А.А. представила повторное свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выданное взамен свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, по которому общая <данные изъяты> Просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Третьи лица ФИО1 и ФИО3 в судебном заседании с доводами иска Паранина А.А. согласились, просили удовлетворить.
ФИО1 в судебном заседании пояснил, что проживает с Паранина А.А.(бабушкой по линии отца) с 1991 года, основанием для регистрации послужил уход за престарелой, в 2003 году с согласия Паранина А.А. в указанном доме была зарегистрирована его супруга ФИО2. В 2009 году брак между супругами расторгнут, бывшая супруга ездит на заработки в <адрес>, фактически проживают совместно. С учетом сложной обстановки в семье, отсутствием работы, а также злоупотреблением спиртных напитков уход за бабушкой им не осуществлялся, в связи с чем возникла необходимость для регистрации ФИО3
ФИО3 в судебном заседании суду пояснила, что ни внук ФИО1, ни его бывшая супруга ФИО2 уход за престарелой Паранина А.А. не осуществляли, в связи с чем она зарегистрировалась в указанном доме; периодически ездит по месту предыдущего места жительства: <адрес> Эл, <адрес>, д. <данные изъяты> где проживает ее супруг.
Третье лицо ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена, о причинах неявки и уважительности причин неявки суд не сообщила.
Суд в силу норм ст.167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся участников судебного заседания, использовавших свое право на участие в судебном заседании, предусмотренное ст.35 ГПК РФ по своему усмотрению.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы учетного дела Паранина А.А. о постановке на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, материалы гражданского дела, суд приходит к следующему:
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации <данные изъяты> право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ «О ветеранах».
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Судом установлено, что Паранина А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является вдовой умершего участника, инвалида и ветерана Великой ФИО4 Геннадия Григорьевича и имеет право на льготы, предусмотренные ст. 21 Федерального закона «О ветеранах». Паранина А.А. проживает в жилом доме по адресу: <адрес> Эл, <адрес>, <данные изъяты>, <адрес>, который принадлежит ей на праве собственности.
ДД.ММ.ГГГГ Паранина А.А. обратилась с заявлением в сельскую администрацию МО «Пайгусовское сельское поселение» о принятии на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий.
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ сельской администрации МО « Пайгусовской сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ она была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл № 256 от 6 декабря 2006 года утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, который предусматривает порядок обеспечения жильем, в том числе и на основании статей 14 - 19, 21 и 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах».
Согласно данным Правилам Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл формирует списки граждан-получателей мер социальной поддержки.
В соответствии с пунктом 2.3. указанных Правил граждане, включенные в сводные списки, или их законные представители подают в территориальный орган следующие документы, подтверждающие их право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем:
справку, выданную уполномоченным лицом администрации муниципального образования, заверенную печатью администрации муниципального образования, о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. (для лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1.2 и пункте 1.3 настоящего Порядка) и нуждаемости в улучшении жилищных условий на дату выдачи справки, а для лиц, указанных в подпункте 2 пункта 1.2 настоящего Порядка, - справку о признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий по основаниям, указанным в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, и нуждаемости в улучшении жилищных условий на дату выдачи справки;
заявление по форме согласно приложению N 2 к Порядку;
паспорт (свидетельство о рождении) и его ксерокопию;
документы установленного образца, подтверждающие отнесение гражданина к лицам, указанным в пункте 1.2 Порядка (удостоверение, справка об инвалидности, справка из военного комиссариата), и их ксерокопию;
документ, подтверждающий страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования, и его ксерокопию.
Паранина А.А. обратилась к ответчику с заявлением о включении ее в список на получение безвозмездной субсидии для обеспечения жильем, на основании статьи 21 ФЗ «О ветеранах», к которому приложила документы, установленные пунктом 2.3. Указанного выше Порядка.
Уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ Паранина А.А. было отказано во включении ее в список получателей безвозмездной субсидии в связи с тем, что из представленных документов выявлен факт намеренного ухудшения жилья и неправомерные действия должностных лиц администрации муниципального образования «Пайгусовское сельское поселение» по постановке на учет нуждающихся в улучшении жилья.
Не согласившись с указанным уведомлением, ДД.ММ.ГГГГ Паранина А.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском,
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ч. 7 ст. 52 ЖК РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Закона Республики Марий Эл от 11 мая 2005 г. № 13-З «О регулировании отдельных жилищных отношений в Республике Марий Эл» (с изменениями и дополнениями): Для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждане (законные представители недееспособных лиц) подают в орган местного самоуправления по месту своего жительства заявление о принятии на учет по форме, утвержденной органом местного самоуправления. В случае и порядке, которые установлены федеральным законодательством, граждане могут подать заявление о принятии на учет не по месту своего жительства. К заявлению прилагаются: копия поквартирной карточки или выписка из домовой книги; копия финансового лицевого счета; справка органа технической инвентаризации; документы, подтверждающие состав семьи; решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим (для граждан, встающих на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда); справка органа государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии или отсутствии у гражданина и членов его семьи жилых помещений на праве собственности.
Судом установлено, что в жилом доме, общей площадью 45,7 (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ), по адресу: <адрес> Эл, <адрес>, <данные изъяты>, <адрес>, зарегистрированы и проживают: Паранина А.А.,<данные изъяты>, собственница жилого дома, зарегистрирована -ДД.ММ.ГГГГ; внук - ФИО1, 1970 года рождения зарегистрирован- ДД.ММ.ГГГГ; сноха-ФИО2, <данные изъяты>
Площадь жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> Эл, <адрес>, д<данные изъяты>, <адрес>, на момент постановки на учет (ДД.ММ.ГГГГ) составляла 45,7 кв.м., что подтверждается свидетельством о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и техническим паспортом указанного помещения.
ДД.ММ.ГГГГ истом был получен новый техпаспорт, и повторное свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ в связи с изменением площади жилого помещения - 44,9 кв.м. Как установлено судом и не оспаривается сторонами, площадь дома была уменьшена в мае 2011 года вследствие дополнительной постройки голландской печи, площадью 0,7 кв.м. (0,68х1,15), что подтверждается техническим паспортом указанного помещения от ДД.ММ.ГГГГ.
Какие либо жилые помещения в собственности ФИО3, ФИО1 и <данные изъяты> отсутствуют, что подтверждается материалами дела.
В силу норм ст.288 ГК РФ Паранина А.А., являясь собственницей жилого помещения, по своему усмотрению осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ей жилым помещением в соответствии с его назначением.
Из заявления Паранина А.А. на имя главы администрации Пайгусовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что она просит зарегистрировать сноху -ФИО3, <данные изъяты> рождения по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, <адрес>, где она является главой хозяйства, так как нуждается в постоянном уходе. При этом указывает, что жилое помещение предоставляет ФИО2 для совместного проживания в связи с регистрацией брака с ФИО1
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ брак между ФИО1 и ФИО2 прекращен, сведений о ее выселении, о признании утратившей право пользования указанным помещений истцом не представлено.
Довод представителя истца о том, что Паранина А.А. нуждается в постороннем уходе в связи с чем зарегистрировала ФИО3 в своем жилом помещении, суд признает несостоятельным, поскольку в соответствии со ст.95 СК РФ истец, как нетрудоспособная нуждающаяся в помощи бабушка, вправе требовать обязанность по содержанию от своего трудоспособного совершеннолетнего внука - ФИО1, зарегистрированного по ее месту жительства для осуществления непосредственного ухода за ней.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Паранина А.А. не имея права быть принятой на учет в качестве нуждающиеся в жилом помещении с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении зарегистрировала ДД.ММ.ГГГГ в своем доме ФИО3<данные изъяты> рождения.
Довод представителя истца об уменьшении площади жилого помещения в связи с необходимостью установки галанки, площадью 0,782 кв.м. (0,68х1,15) признан судом несостоятельным, так как, за минусом площади построенной вновь печи (0,7 кв.), размер помещения составил 45 кв.м, связи с чем соответствовал установленной учетной норме(15 кв.м.х3), правовое значение имеет тот факт, что на момент постановки и на день вынесения постановления Пайгусовской сельской администрацией муниципального образования «Пайгусовское сельское поселение» - ДД.ММ.ГГГГ истец уже совершила действия по ухудшению своих жилищных условий, зарегистрировав по месту жительства ФИО3
Таким образом, у администрации сельского поселения МО « Пайгусовское сельское поселение» не имелось достаточных оснований для принятия Паранина А.А. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации № 714 от 07 мая 2008 года.
Согласно пп. «г» п.2.7 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного постановлением Правительства РМЭ от 06 декабря 2006 года №256, в случае выявления в представленных гражданином-получателем субсидии документов сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для включения в список получателей субсидий, а также неправомерных действий должностных лиц органа местного самоуправления, ответственных за представление сведений, Министерством социальной защиты населения и труда РМЭ принимается решение об отказе во включении гражданина в список получателей субсидий.
Согласно п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный ст. 53 настоящего Кодекса срок.
В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Таким образом, с учетом исследованных в судебном заседании доказательств, суд считает требования истца Паранина А.А. не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 9 ГК РФ граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Иных требований, иных доказательств, кроме изложенного выше, суду не представлено.
В соответствии со ст. 196 ГПК РФ суд разрешил спор в пределах заявленного.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Паранина А.А. к Министерству социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл о признании права на улучшение жилищных условий и о понуждении включения в список получателей субсидии на улучшение жилищных условий на основании ст.21 Федерального закона «О ветеранах» как вдову погибшего (умершего) участника, инвалида и ветерана Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов с ДД.ММ.ГГГГ оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий Н.В. Савинцева
Мотивированное решение составлено 29 августа 2011 года.