Дело №
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
«26» марта 2024 г.
Балашихинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Гришаковой Н.Б.,
при секретаре ФИО2,
при участии представителя истца ФИО3, представителя ответчика ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации городского округа Балашиха к ФИО1 о запрете осуществлять деятельность по организации коммерческого дома престарелых, обязании использовать земельный участок в соответствии с видом разрешенного использования,
установил:
Истец Администрация г.о. Балашиха обратилась в суд с иском к ответчику ФИО1 указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ лицами муниципального земельного контроля Комитета по управлению имуществом Администрации г.о. Балашиха ДД.ММ.ГГГГ был проведен визуальный осмотр земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1317 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, по адресу: <адрес>, <адрес>, находящегося в собственности ФИО1, в результате которого выявлены нарушения требований ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в части использования земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и видом разрешенного использования.
Осматриваемый земельный участок огорожен единым забором из металлического профиля с № которые находятся в едином пользовании. Доступ на земельный участок ограничен. Земельный участок представляет собой спланированную благоустроенную территорию, в границах которой размещено трехэтажное строение жилого типа с КН № находящееся в собственности ФИО1 Согласно информации, размещенной в сети Интернет и сервисе <данные изъяты>, на указанном земельном участке ведется деятельность по организации коммерческого дома престарелых (http://pansionatreka/ru)
ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 вынесено предостережение №-П, которым ответчику было предложено прекратить ведение коммерческой деятельности и приведение вида разрешенного использования в соответствии с фактически осуществляемой деятельностью, которое было оставлено без ответа.
В соответствии с Актом от ДД.ММ.ГГГГ №, входе повторного осмотра спорного земельного участка было установлено, что нарушения не устранены, и ведется коммерческая деятельность.
В связи с изложенным, истец просит суд запретить ФИО1 осуществлять деятельность по организации коммерческого дома престарелых в жилом доме с КН № расположенном на земельном участке с № по адресу: <адрес>А, и обязать ФИО1 использовать земельный участок с № по адресу: <адрес>А в соответствии с видом разрешенного использования.
Представитель истца по доверенности ФИО3, представляющая также интересы 3-его лица Комитета по управлению имуществом Администрации г.о. Балашиха, в судебное заседание явилась, заявленный иск просила удовлетворить.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, обеспечил явку своего представителя по доверенности ФИО7, который против иска возражал.
Третье лицо ФИО6 в судебное заседание не явился, извещен.
Суд, определивший рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре; прекращения или изменения правоотношения; иными способами, предусмотренными законом, что установлено ст. 12 ГК РФ.
В соответствии со ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (п. 1 ст. 83 3К РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Разрешенное использование земельных участков, установленное до утверждения в соответствии с Земельным кодексом РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Согласно Приказу Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ N П/0412 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 61482), такой вид разрешенного использования земельного участка, как «для ведения личного подсобного хозяйства» предусматривает размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение гаражей для собственных нужд и хозяйственных построек, а также производство сельскохозяйственной продукции; размещение иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных
Статьей 72 ЗК РФ предусмотрено, что муниципальный земельный контроль осуществляется органами местного самоуправления.
Статьей 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно п. 1 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
Пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) определяет, что градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (п. 1 ст. 36 ГрК РФ).
В силу п. 2 ст. 36 ГрК рФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: 1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; 2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; 3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; 4) видов территориальных зон; 5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Согласно пп. 1 - 3 п. 1 ст. 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 2 ст. 37 ГрК РФ).
Под нецелевым использованием земельного участка понимается такое использование участка, которое не связано с его принадлежностью к той или иной категории земель.
В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами муниципального земельного контроля Комитета по управлению имуществом Администрации г.о. Балашиха ДД.ММ.ГГГГ был проведен визуальный осмотр земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1317 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, по адресу: <адрес>, <адрес> находящегося в собственности ФИО1, в результате которого выявлены нарушения требований ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в части использования земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и видом разрешенного использования.
Осматриваемый земельный участок огорожен единым забором из металлического профиля с КН № которые находятся в едином пользовании. Доступ на земельный участок ограничен. Земельный участок представляет собой спланированную благоустроенную территорию, в границах которой размещено трехэтажное строение жилого типа №, находящееся в собственности ФИО1 Согласно информации, размещенной в сети Интернет и сервисе Google maps, на указанном земельном участке ведется деятельность по организации коммерческого дома престарелых (http://pansionatreka/ru)
ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 вынесено предостережение №-П, которым ответчику было предложено прекратить ведение коммерческой деятельности и приведение вида разрешенного использования в соответствии с фактически осуществляемой деятельностью, которое было оставлено без ответа.
В соответствии с Актом от ДД.ММ.ГГГГ №, входе повторного осмотра спорного земельного участка было установлено, что нарушения не устранены, и ведется коммерческая деятельность.
Представителем истца представлены в дело фотографические материалы с изображением строения расположенного на обследуемом земельном участке с кадастровым номером №
К материалам дела приобщен скриншот с сайта pansionstreka.ru, где размещена реклама Пансионата для пожилых «Река жизни», с указанием перечня услуг для проживающих: организация питания, наблюдение врачей и специалистов, обслуживание инвалидов-колясочников и лежачих больных, и пр.
При изложенных обстоятельствах рассматривая требование Администрации г.о. Балашиха о запрете по осуществлению коммерческой деятельности, суд находит их обоснованными и подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
В силу ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся, в числе прочего, установлен с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Одним из основных принципов земельного законодательства в силу подп. 8 п. 1 ст. 1, абз. 1 п. 2 ст. 7 ЗК РФ является деление и использование земель по целевому назначению. Данными нормами материального права произведено подразделение земель на категории и определено, что они используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. При этом правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
При этом, общий порядок проведения зонирования территорий определяется нормами главы 4 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского округа <адрес> в редакции Постановления Администрации городского округа Балашиха №-ПА от ДД.ММ.ГГГГ спорный земельный участок с кадастровым номером № расположен в территориальной зоне Ж-2. В указанной территориальной зоне одним из основных видов разрешенного использования земельного участка является «для ведения личного подсобного хозяйства», что соответствует сведениям ЕГРН о спорном земельном участке; одним из вспомогательных видов разрешенного использования – «Социальное обслуживание» (код 3.2.). Данный вид вспомогательного вида разрешенного использования в отношении спорного земельного участка, в соответствии со сведениями ЕГРН, не установлен.
В соответствии с Приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ N П/0412 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 61482), вид разрешенного использования земельного участка с ко<адрес>.2 подразумевает размещение зданий, предназначенных для оказания гражданам социальной помощи. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 3.2.1 - 3.2.4. Код 3.2.1 Классификатора «Дома социального обслуживания», подразумевает размещение зданий, предназначенных для размещения домов престарелых, домов ребенка, детских домов, пунктов ночлега для бездомных граждан; размещение объектов капитального строительства для временного размещения вынужденных переселенцев, лиц, признанных беженцами.
В соответствии со ст.ст. 1 и 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 442-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", настоящий Федеральный закон устанавливает:
1) правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации;
2) полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан;
3) права и обязанности получателей социальных услуг;
4) права и обязанности поставщиков социальных услуг.
Действие настоящего Федерального закона распространяется на граждан Российской Федерации, на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, беженцев (далее - граждане, гражданин), а также на юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание граждан.
Правовое регулирование социального обслуживания граждан осуществляется на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии «Правилами организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 940н), настоящие Правила определяют порядок организации деятельности организаций социального обслуживания и их структурных подразделений предоставляющих социальные услуги в сфере социального обслуживания (далее соответственно - организации социального обслуживания, социальные услуги), рекомендуемые нормативы штатной численности и перечень необходимого оборудования для оснащения организаций социального обслуживания (их структурных подразделений), оказывающих социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания.
Социальное обслуживание осуществляется юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и (или) индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по предоставлению социальных услуг, предусматривающую действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
Деятельность организаций социального обслуживания осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 7007; 2014, N 30, ст. 4257) (далее - Федеральный закон), Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательными и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что на принадлежащем ФИО1 земельном участке с кадастровым номером № площадью 1317 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов; основной вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, расположен жилой дом, количество этажей 4, в том числе подземных 1, который используется под размещение пансионата для пожилых людей, с оказанием платных услуг, что предполагает осуществление коммерческой деятельности по предоставлению услуг временного проживания, социальных услуг, размещения в номерах, питания неограниченного круга лиц за плату, однако в настоящее время - без соответствующего соблюдения санитарно-гигиенических требований и оснащения указанных помещений дополнительным оборудованием, за плату.
Таким образом, к организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений; планировке и оборудованию помещений, соблюдению санитарных требований к водоснабжению, вентиляции, освещенности, внутренней отделке помещений, к организации питания, содержанию территории, созданию барьерной среды для граждан, оснащение средствами противопожарной безопасности, средствами для уборки и санитарной очистки номеров и т.д. предъявляются специальные требования, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 442-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"; СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-16, СП 5.13130.2013, СП 3.13120.2009, Правилами противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №; Правилами организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 940н).
Несоблюдение указанных требований может повлечь за собой нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, которые по тем или иным причинам посещают или будут посещать данный пансионат.
Стороной ответчика в материалы дела не представлено достаточных относимых и допустимых доказательств того, что спорный жилой дом предназначен для размещения в нем пансионата для ухода за престарелыми людьми, и он отвечает всем необходимым требованиям законодательства об организации деятельности подобных организаций социального обслуживания.
При этом, суд критично относится к доводам ответчика о том, что спорный жилой дом сдается по договору аренды ФИО6, который он использует для проживания членов своей семьи, так как наличие такого договора не опровергает доводов истца, подтвержденных материалами дела. Притом, что в ходе рассмотрения дела, ответчик возражал против проведения осмотра спорного жилого дома, с целью установления обстоятельств, имеющих значение для дела: проживание в спорном доме семьи ФИО6, или размещение дома престарелых, что подтверждается письмом заместителя председателя Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа ФИО4 Мельниковой.
До настоящего времени в нарушение действующих норм земельного законодательства ответчик не прекратил эксплуатацию земельного участка с кадастровым номером № площадью 1317 кв.м., по адресу: <адрес>, в коммерческих целях, вид разрешенного использования земельного участка на соответствующий фактическому также не изменен.
В связи с вышеизложенным, суд, исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, принимая во внимание, что ответчиком не представлено достаточных относимых и допустимых доказательств, опровергающих доводы истца, подтвержденных материалами дела, а также, что ответчиком не представлено достаточных относимых и допустимых доказательств того, что спорный жилой дом предназначен для размещения в нем пансионата для ухода за престарелыми людьми, и он отвечает всем необходимым требованиям законодательства об организации деятельности подобных организаций социального обслуживания, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Запретить ФИО1 осуществлять деятельность по организации коммерческого дома престарелых в жилом доме с №, расположенном на земельном участке с № по адресу: <адрес>.
Обязать ФИО1 использовать земельный участок с № по адресу: <адрес>, <адрес> в соответствии с видом разрешенного использования.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения
Федеральный судья Н.Б. Гришакова
Мотивированное решение изготовлено 22.04.2024г.
Федеральный судья Н.Б. Гришакова