Дело № 2а-818/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 февраля 2018 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Поляковой С.И.,
при секретаре Бобылевой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай к Тен Г.И. о взыскании налоговой задолженности и задолженности по страховым взносам,
УСТАНОВИЛ:
УФНС по Республике Алтай обратилось в суд с административным иском к Тен Г.И. о взыскании задолженности по штрафу за нарушение законодательства о налогах в сумме 2 200 рублей и задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование – пени за просрочку их уплаты в общей сумме 21 597 рублей 47 копеек. Требования мотивированы тем, что Тен Г.И. выступала страхователем и была зарегистрирована в Управлении в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию. Исходя из фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование пропорционально количеству месяцев осуществления предпринимательской деятельности за расчетный период, задолженность Тен Г.И. по страховым взносам составила: 19 046 рублей 88 копеек – на финансирование страховой части трудовой пенсии (сумма пени), 2 550 рублей 59 копеек – на финансирование платежей в федеральный фонд обязательного медицинского страхования (сумма пени). Согласно актам камеральной налоговой проверки ДД.ММ.ГГГГ года Тен Г.И. представила единую (упрощенную) налоговую декларацию за полугодие 2011 года, за 9 месяцев 2011 года, за 2011 год, за первый квартал 2012 года, за полугодие 2012 года, за 9 месяцев 2012 года, за 2012 год, за 1 квартал 2013 года, за полугодие 2013 года, за 9 месяцев 2013 год, за 2013 год, за 1 квартал 2014 года с нарушением установленного законом срока, за что была привлечена к налоговой ответственности в виде наложения штрафа. Между тем, задолженность по штрафу и страховым взносам к настоящему моменту не погашена и числится за административным ответчиком, в связи с чем заявлена ко взысканию в судебном порядке. Административный истец также просит восстановить срок обращения в суд за взысканием задолженности.
Административные истец и ответчик, в судебное заседание, о времени и месте которого были извещены надлежащим образом, не явились. На основании положений ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующему.
С момента вступления в силу Федерального закона № 243-ФЗ от 03.07.2016 года «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», т.е. с 01.01.2017 года, вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулируются нормами гл. 34 Налогового кодекса РФ.
До 01.01.2017 года порядок уплаты и принудительного взыскания страховых взносов регламентировался нормами Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 года «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», согласно ч. 8 ст. 16 которого в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
В силу положений ст. 25 указанного закона исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями – установленной денежной суммой, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законом сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств плательщика страховых взносов на счетах в банке, а также за счет иного имущества плательщика страховых взносов в порядке, предусмотренном для взыскания недоимки по страховым взносам.
В соответствии со ст. 21 названного закона при неисполнения плательщиком страховых взносов – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи органом контроля за уплатой страховых взносов заявления о взыскании в суд. Заявление о взыскании подается в суд, если общая сумма страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 500 рублей, за исключением случая, когда в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, учитываемого органом контроля за уплатой страховых взносов при расчете общей суммы страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма страховых взносов, пеней и штрафов превысила 500 рублей, – тогда орган контроля за уплатой страховых взносов обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 500 рублей.
Нормой ч. 15 ст. 15 закона определено, что в случае прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода плательщик страховых взносов обязан до дня подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя представить в орган контроля за уплатой страховых взносов расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно.
На основании положений ст. ст. 216, 227, 229 НК РФ в случае прекращения деятельности физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, до конца налогового периода (календарного года), налогоплательщики обязаны в пятнадцатидневный срок со дня прекращения деятельности представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.
Нормой ч. 2 ст. 22 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» определено, что требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено ч. 3 статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В соответствии с ч. 3 ст. 22 закона требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.Судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года Тен Г.И. осуществляла предпринимательскую деятельность (ИНН №), в связи с чем должна была уплачивать страховые взносы.
На момент прекращения Тен Г.И. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя действовали нормы ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», в связи с чем выявление недоимки по страховым взносам, направление требования о ее уплате, а также ее взыскание должно было производиться в предусмотренном данным законом порядке.
Как указывает административный истец, к настоящему моменту за Тен Г.И. числится задолженность по страховым взносам в общей сумме 21 597 рублей 47 копеек, из которых: 19 046 рублей 88 копеек – пени по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии, 2 550 рублей 59 копеек – пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование.
Требованием налогового органа № № Тен Г.И. указано на необходимость уплаты задолженности по страховым взносам в общей сумме 22 590 рублей 10 копеек в срок до 01.04.2017 года.
Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства выявления у Тен Г.И. недоимки по страховым взносам – соответствующая справка о выявлении недоимки (форма утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ № 957н от 07.12.2009 года «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов», а впоследующем – Приказом ФСС РФ № 2 от 11.01.2016 года «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов»), либо решение по результатам проведенной проверки, предусмотренные ч. ч. 2, 3 ст. 22 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», в деле отсутствуют.
Сами по себе таблицы расчета пени по страховым взносам доказательством наличия недоимки не являются.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона № 243-ФЗ от 03.07.2016 года «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что ранее, до 01.01.2017 года, органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации принимались какие-либо меры ко взысканию с Тен Г.И. недоимки по страховым взносам.
При этом суд отмечает, что обязанность по уплате пеней производна от основного обязательства – они уплачиваются и взыскиваются вместе с основной недоимкой по страховым взносам, либо уже после полного исполнения лицом обязанности по уплате страховых взносов (ст. 25 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»), а потому пени не могут заявляться ко взысканию сами по себе – без привязки к основному обязательству по уплате (взысканию) недоимки.
Таким образом, поскольку в деле отсутствуют доказательства существования и выявления недоимки по страховым взносам после прекращения Тен Г.И. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, отсутствуют доказательства принудительного взыскания или уплаты ею в добровольном порядке такой недоимки, суд находит соответствующие требования УФНС по РА необоснованными и подлежащими оставлению без удовлетворения.
Кроме того, административным истцом заявлены ко взысканию с Тен Г.И. суммы штрафов за нарушение законодательства о налогах.
Решениями заместителя начальника МИФНС России № 5 по Республике Алтай Зяблицкой Н.В. № №, № №, № №, № №, № №, № №, № №, № №, № №, № №, № № от ДД.ММ.ГГГГ года Тен Г.И. привлечена к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных п. 1 ст. 126 НК РФ, по фактам того, что представила единые (упрощенные) налоговые декларации за 9 месяцев 2011 года, за 2011 год, за первый квартал 2012 года, за полугодие 2012 года, за 9 месяцев 2012 года, за 2012 год, за 1 квартал 2013 года, за полугодие 2013 года, за 9 месяцев 2013 год, за 2013 год, за 1 квартал 2014 года позже установленного законом срока – 28.04.2014 года, в то время как п. 2 ст. 80 НК РФ срок предоставления единой (упрощенной) налоговой декларации установлен не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Решениями налогового органа на Тен Г.И. наложены штрафы в размере по 200 рублей каждый, всего в сумме 2 200 рублей.
Требованиями налогового органа № №, № №, № №, № №, № №, № №, № №, № №, № №, № №, № № Тен Г.И. указано на необходимость уплаты штрафов в сумме по 200 рублей каждый в срок до 02.12.2014 года.
Сумма общей задолженности по обязательным платежам и санкциям превысила 3 000 рублей с момента направления Тен Г.И. требования налогового органа № №, в котором справочно указано, что по состоянию на 09.01.2017 года за ней числится задолженность по штрафам в сумме 2 200 рублей. Срок исполнения данного требования истек 01.04.2017 года. В связи с чем, налоговый орган был вправе обратиться к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание задолженности вплоть до 01.10.2017 года (включительно).
Заявление о выдаче судебного приказа на взыскание задолженности было направлено мировому судье судебного участка № 3 г. Горно-Алтайска лишь в ноябре 2017 года и определением мирового судьи от 20.11.2017 года возвращено в связи с отсутствием документов, подтверждающих заявленные требования. Впоследующем, определением мирового судьи от 14.12.2017 года отказано в принятии повторно предъявленного налоговым органом заявления о выдаче судебного приказа – в связи с установлением обстоятельств того, что требования не являются бесспорными.
Заявление о взыскании с Тен Г.И. задолженности в исковом порядке предъявлено УФНС по Республике Алтай в суд лишь 01.02.2018 года.
При таких обстоятельствах, свидетельствующих о несвоевременном предъявлении заявлений о выдаче судебных приказов и административного иска, при отсутствии доказательств, свидетельствующих о невозможности предъявления требований в более ранний срок, суд приходит к выводу, что законных оснований для восстановления такого срока не имеется, в связи с чем требования о взыскании задолженности по штрафам за нарушением налогового законодательства также оставляет без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай к Тен Г.И. о взыскании налоговой задолженности и задолженности по страховым взносам отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.
Судья С. И. Полякова