Дело № 2а-913/2021
УИД 56RS0024-01-2021-001455-29
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
19 июля 2021 года п. Новосергиевка
Новосергиевский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Абузяровой Д.Ф.,
при секретаре Поповой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Новосергиевского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Кулагинский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Новосергиевского района Оренбургской области обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, в обоснование требований указал, что прокуратурой Новосергиевского района проведена проверка соблюдения законодательства об использовании государственного и муниципального имущества, законодательства об охране объектов культурного наследия. В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования Кулагинский сельсовет находится объект культурного наследия, подлежащий охране как памятник истории и культуры регионального значения – могила первого председателя сельского Совета ФИО1, погибшего в ДД.ММ.ГГГГ от рук бандитов, расположенная по адресу: <адрес>.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, данный объект культурного наследия находится в собственности Кулагинского сельского поселения Новосергиевского района, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись № от ДД.ММ.ГГГГ.
По сообщению администрации Кулагинского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ в отношении указанного объекта культурного наследия проект зоны охраны объекта не разработан.
Просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Кулагинский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по обращению в уполномоченный орган исполнительной власти Оренбургской области в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия за разработкой проекта зоны охраны объекта культурного наследия - могилы первого председателя сельского Совета ФИО1, погибшего в ДД.ММ.ГГГГ от рук бандитов; обязать администрацию МО Кулагинский сельский совет в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти Оренбургской области в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия за разработкой проекта зоны охраны объекта культурного наследия – могилы первого председателя сельского Совета ФИО1, погибшего в ДД.ММ.ГГГГ от рук бандитов.
В судебном заседании прокурор участия не принимал, извещен надлежащим образом, направил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, требования поддержал.
Представитель административного ответчика, извещенный надлежащим образом, в судебном заседании участия не принимал, направил заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. Указал, что признает исковые требования в полном объеме.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что на участках местности, расположенных в границах муниципального образования Кулагинский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области находится объект культурного наследия, подлежащий охране как памятник истории и культуры регионального значения – могила первого председателя сельского Совета ФИО1, погибшего в ДД.ММ.ГГГГ от рук бандитов, расположенная по адресу: <адрес>.
В соответствии со ст. 9.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, отнесены: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований.
Данные полномочия как вопросы местного значения также закреплены за органами местного самоуправления сельских поселений п. 13 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», абз. 2 ст. 4 Закона Оренбургской области от 21 февраля 1996 года «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области».
Согласно подп. 3 п. 3 ст. 47.2 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 45 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 13 Закона Оренбургской области от 03 июля 2013 года № 1678/503-V-ОЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Оренбургской области» информационные надписи и обозначения на объекты культурного наследия, расположенные в Оренбургской области, устанавливаются в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 14 Закона Оренбургской области от 03 июля 2013 года № 1678/503-V-ОЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Оренбургской области» решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия, в том числе объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), принимаются, а требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются Правительством Оренбургской области на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении:
объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия;
объектов культурного наследия регионального значения;
объектов культурного наследия местного (муниципального) значения по согласованию с органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находятся объекты.
Проекты зон охраны объектов культурного наследия местного (муниципального) значения согласовываются органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находятся такие объекты, в срок не более 30 дней со дня направления их на согласование.
Исходя из системного толкования положений Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ и Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2015 года № 972 следует, что на находящиеся в собственности органов местного самоуправления объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) собственником должны быть утверждены проекты зон охраны объектов культурного наследия.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, данный объект культурного наследия находится в собственности Кулагинского сельского поселения Новосергиевского района, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись № от ДД.ММ.ГГГГ.
По сообщению администрации муниципального образования Кулагинский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении указанного объекта культурного наследия проект зоны охраны объекта не разработан.
Последствиями выявленных нарушений закона является создание реальной угрозы сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также нарушение конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры в РФ.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Таким образом, поскольку в нарушение вышеуказанных требований закона у администрации муниципального образования Кулагинский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области отсутствует проект зоны охраны данного объекта культурного наследия, то исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
административные исковые требования прокурора Новосергиевского района Оренбургской области – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Кулагинский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по обращению в уполномоченный орган исполнительной власти Оренбургской области в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия за разработкой проекта зоны охраны объекта культурного наследия – могилы первого председателя сельского Совета ФИО1, погибшего в ДД.ММ.ГГГГ от рук бандитов.
Обязать администрацию муниципального образования Кулагинский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти Оренбургской области в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия за разработкой проекта зоны охраны объекта культурного наследия – могилы первого председателя сельского Совета ФИО1, погибшего в ДД.ММ.ГГГГ от рук бандитов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Новосергиевский районный суд Оренбургской области в течение одного месяца со дня принятия решения.
Судья Д.Ф. Абузярова
Мотивированное решение составлено 23 июля 2021 года.
Судья Д.Ф. Абузярова