дело №2-2680/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 апреля 2014 года город Уфа
Октябрьский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Шафиковой Е.С.
при секретаре Аскаровой Е.Ф.
с участием заявителя – Севастьяновой О.В., представителя заявителя Герасимова В.В., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, представителей заинтересованного лица Администрации ГО г. Уфа РБ – Александровой О.П., действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, Галиевой Р.М., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Севастьяновой О.В. о признании незаконным решения Межведомственной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан об отказе в признании помещения непригодным для постоянного проживания, возложении обязанности устранить нарушения,
у с т а н о в и л:
Севастьянова О.В. в порядке главы 25 ГПК РФ обратилась в суд и просила признать решение Межведомственной комиссии Администрации городского округа г. Уфа об отказе в признании квартиры № по <адрес> помещением непригодным для постоянного проживания незаконным (недействительным); обязать Администрацию городского округа г. Уфа устранить допущение нарушение, возложить обязанность по принятию решения о признании квартир № по <адрес> помещением непригодным для постоянного проживания.
В обоснование требований указано, что Октябрьский районный суд г. Уфы РБ решением от 18 октября 2013 г., дело №, вступившим в законную силу 26 ноября 2013 г., обязал Администрацию ГО г. Уфа передать вопрос о признании квартиры № по <адрес> помещением непригодным для постоянного проживания на рассмотрение Межведомственной комиссии. Заверенный судом экземпляр данного документа 13 февраля 2014 г. заявитель направила в Администрацию ГО г. Уфа для исполнения.
27 февраля 2014 г. Севастьянова О.В. получила по почте из Администрации ГО г.Уфа выписку из протокола № заседания Межведомственной комиссии от 06 февраля 2014 г., что квартира № по <адрес> признана помещением пригодным для постоянного проживания.
Таким образом, Администрация ГО г. Уфы вопрос о признании квартиры № по <адрес> помещением непригодным для постоянного проживания на рассмотрение Межведомственной комиссии фактически не выносило в нарушение исполнения решения суда.
Администрацией ГО г. Уфа не учтено, что в квартире № по <адрес> имеется наличие неустранимых объёмно-планировочных дефектов, в полах квартиры устроены лазы техническое подполье, так как в доме отсутствует подвал и доступ в техническое подполье возможен только через саму квартиру, отдельного входа в техническое подполье нет.
Согласно Положению №47 квартира не соответствует требованиям к жилому помещению и данный факт проигнорирован руководством администрации (квартира является вспомогательным помещением для обслуживания, прохода к общедомовым инженерным коммуникациям, находящимся в техническом подполье под квартирой, и входящим в состав общего имущества многоквартирного дома.)
Имеет место также затопление технического подполья, которое продолжается до сих пор (последний раз это произошло 28.06.2013 г.), о чём составлен Акт ЖЭУ-24. В квартире постоянно присутствует запах сырости и вонь, развелись насекомые (двухвостки).
Согласно нормативным документам, техническое подполье, являющееся помещением вспомогательного общественного назначения должно иметь входы, изолированные от жилой части зданий. В данном случае вход в техническое подполье возможен только через саму квартиру, через лазы устроенные в полах квартиры, что считается не устранимым объемно-планировочным дефектом, и нарушает Постановление Главного Государственного Санитарного Врача Российской Федерации 2.1.2.2645-10 от 10.06.2010 г.
В судебном заседании заявитель Севастьянова О.В. и ее представитель поддержали требования по основаниям, изложенным в заявлении. Пояснили, что квартира находится в ее собственности и непригодна для проживания. Администрация ГО г. Уфа игнорирует наличие неустранимых дефектов квартиры.
Представители заинтересованного лица, чьи действия обжалуются, - Администрации ГО город Уфа РБ просили отказать в удовлетворении требований заявителя за необоснованностью, по основаниям, изложенным в письменном возражении.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 254 ГПК РФ граждане, организации вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу требований ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действие (бездействие) в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным, решения и действия (бездействия) незаконным являются одновременно как несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, так и нарушение в результате этого прав и законных интересов заявителя в указанной сфере деятельности.
Согласно части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.
В силу ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Судом установлено, что Севастьянова О.В. является собственником кв. № <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Решением Октябрьского районного суда г. Уфы РБ от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: признать незаконным отказ Межведомственной комиссии Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Севастьяновой О.В. в передаче вопроса о непригодности квартиры № по <адрес> для постоянного проживания на рассмотрение Межведомственной комиссии.
Возложить обязанность на Межведомственную комиссию Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан передать на рассмотрение Межведомственной комиссии вопрос о признании квартиры № по <адрес> помещением непригодным для постоянного проживания.
Межведомственная комиссия ГО г. Уфа РБ 06 февраля 2014 года, рассмотрев обращение Севастьяновой О.В.; решение Октябрьского районного суда г.Уфы от 18.10.2013г. по делу №; технический паспорт жилого помещения - квартиры № дома <адрес> по состоянию на 25.06.2013г.; заключение № (исх. № 6 от 06.04.2011г.) по определению рыночной стоимости жилой квартиры, выданное Торгово-промышленной палатой РБ, приняла решение о соответствии жилого помещения - <адрес> требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания.
В соответствии со ст. 20 ЖК РФ государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, независимо от его формы собственности, а также соответствием жилых помещений и коммунальных услуг установленным требованиям, осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с федеральным законом и иными нормативными актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. №47 предусмотрено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Пунктом 42, 43 названного Положения предусмотрено- комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
В соответствии с п.44 Положения- процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).
На основании п. 45 Положения - для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы: а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения; г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.
Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых и иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду. (ст. 2 ГПК РФ).
В силу ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.
Севастьяновой О.В. на рассмотрение МВК вместо заключения, предусмотренного под. «д» п. 45 вышеуказанного Положения - было представлено заключение № (исх. № 6 от 06.04.2011г.) по определению рыночной стоимости жилой квартиры, выданное Торгово-промышленной палатой РБ. Данное заключение подготовлено оценщиком, при этом в конце заключения указан вывод: основываясь на изученной информации, осмотром данной квартиры, и задачей поставленной перед оценщиком, определение стоимости жилой квартиры даст искаженный результат, не отражающий реальную (достоверную) рыночную стоимость данной квартиры.
Пунктом 44 Положения установлено, что признание комиссией жилого помещения непригодным для проживания может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование. В нарушение данного требования заявителем было предоставлено заключение оценщика по определению рыночной стоимости недвижимости.
Согласно абз. 4 п. 45 Положения для рассмотрения вопроса о признании жилого помещения непригодным на собственника жилого помещения возлагается обязанность представить для комиссии заключение специализированной организации, проводящей обследование дома.
Жилой дом № по <адрес> - 1960 года постройки, и наличие лаза в техническое подполье предусмотрено проектом дома при строительстве.
Указание заявителем на постановление Главного Государственного санитарного врача РФ 2.1.2.2645-10 от 10.06.2010г. №64 - «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям» о том, что наличие лаза в техническом подполье спорного жилого помещения относится к помещениям, общественного назначения, не может служить основанием для удовлетворения требований.
Заявителем не представлено допустимых доказательств, свидетельствующих о непригодности квартиры для проживания, а именно, заключение специализированной организации, проводящей обследование дома. При этом, такая обязанность в соответствии с Положением №47 возложена на заявителя.
Довод заявителя о том, что Администрация ГО г. Уфы в связи с вынесенным решением уклонилась от исполнения решения Октябрьского районного суда г. Уфы от 18 октября 2013 года является несостоятельным. Данным решением установлена обязанность лишь рассмотрения вопроса, поставленного Севастьяновой О.В. о непригодности ее квартиры для постоянного проживания. Поставленный вопрос Администрацией ГО г. Уфы РБ разрешен 06 февраля 2014 года и принято обоснованное решение в соответствии с представленными заявителем документами.
В силу ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, чтооспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
При названных обстоятельствах суд приходит к выводу, что действия органа государственной власти совершены в соответствии с законом в пределах предоставленных полномочий, нарушения прав и свобод заявителя со стороны Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан не имеется, препятствий по реализации гарантированных Конституцией РФ и другими федеральными законами прав заявителю не создано, а потому в удовлетворении требований Севастьяновой О.В. суд отказывает.
Руководствуясь ст.ст. 194-198,199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Севастьяновой О.В. о признании незаконным решения Межведомственной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан об отказе в признании помещения непригодным для постоянного проживания, возложении обязанности устранить нарушения - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.
Председательствующий Е.С. Шафикова