УИД 11RS0001-01-2021-017380-91 Дело №2а-1874/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Койковой Т.А.,
при секретаре Дикгаут К.В.,
с участием административного истца Пухачева И.Е., представителя административных ответчиков ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, Российской Федерации в лице ФСИН России, заинтересованного лица УФСИН России по Республике Коми Морозовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 09 июня 2022 года посредством видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Пухачева Игоря Евгеньевича к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, Российской Федерации в лице ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-16 ФСИН России о признании действий (бездействий) по ненадлежащему оказанию медицинской помощи незаконными, взыскании компенсации за ненадлежащее оказание медицинских услуг, возложении обязанности,
установил:
Пухечев И.Е. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-16 ФСИН России, ФСИН России о признании действий (бездействий) по ненадлежащему оказанию медицинских услуг незаконными, взыскании компенсации за ненадлежащее оказание медицинских услуг в размере 1 000 000 рублей, возложении обязанности по проведению обследования и лечения зубов и десен.
В обоснование заявленных требований указал, что с ...
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми.
В судебном заседании, назначенном посредством видеоконференц-связи административный истец на удовлетворении иска настаивал, по изложенным в нем основаниям, указав, что длительное непредоставление ему надлежащих медицинских услуг привело в тому, что у него почти не осталось зубов, в связи с чем в настоящее время у него возникают трудности с употреблением пищи.
Представитель ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, Российской Федерации в лице ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми Морозова М.А. исковые требования не признала, указав, что административному истцу медицинская помощь оказывалась в полном объеме, просила в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
Иные лица, привлеченные судом к участию в деле, надлежаще извещенные о дате, времени и месте рассмотрения административного иска, представителей для участия в деле не направили.
Суд определил, рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
Заслушав административного истца, представителя ответчиков, заинтересованного лица, эксперта, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Права и свободы человека и гражданина, согласно статье 18 Конституции Российской Федерации, являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе, право на личную безопасность и охрану здоровья.
Согласно разъяснениям в пункте 17 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, при рассмотрении административных дел, связанных с не предоставлением или ненадлежащим оказанием лишенному свободы лицу медицинской помощи, судам с учетом конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь следует принимать во внимание законодательство об охране здоровья граждан, а также исходить из того, что качество необходимого медицинского обслуживания, предоставляемого в местах принудительного содержания, должно быть надлежащего уровня с учетом режима мест принудительного содержания и соответствовать порядкам оказания медицинской помощи, обязательным для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, и стандартам медицинской помощи.
Суд, оценивая соответствие медицинского обслуживания лишенных свободы лиц установленным требованиям, с учетом принципов охраны здоровья граждан может принимать во внимание, в частности, доступность такого обслуживания (обеспеченность лекарственными препаратами с надлежащими сроками годности), своевременность, правильность диагностики, тождественность оказания медицинской помощи состоянию здоровья, лечебную и профилактическую направленность, последовательность, регулярность и непрерывность лечения, конфиденциальность, информированность пациента, документированность, профессиональную компетентность медицинских работников, обеспечение лишенного свободы лица техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (статья 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», часть 7 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека и ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, признается право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно положениям п. п. 3, 7, 8 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», некачественное оказание медицинской помощи - оказание медицинской помощи с нарушениями медицинских технологий и правильности их проведения.
Одним из видов оказания застрахованному медицинской помощи ненадлежащего качества является невыполнение, несвоевременное или некачественное выполнение необходимых пациенту диагностических, лечебных, профилактических, реабилитационных мероприятий (исследования, консультации, операции, процедуры, манипуляции, трансфузии, медикаментозные назначения и т.д.).
В Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1, 3, 7 ст.26).
Согласно ч. 6 ст. 12 УИК осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях.
Правила организации медицинской помощи лицам, заключенным под стражу в следственных изоляторах, а также осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы регламентируется в настоящее время Приказом Министерства юстиции РФ от 28.12.2017 «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы», ранее содержались в Приказе Минздравсоцразвития и Минюста № 640/190 от 17.10.2005 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенных под стражу».
Для оказания медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным в Учреждении организуется медицинская часть, которая является структурным подразделением Учреждения: следственного изолятора, исправительного учреждения, в том числе исправительной колонии, лечебного исправительного учреждения, воспитательной колонии, тюрьмы либо филиалом лечебно-профилактического учреждения (п. 13 Порядка).
Основная цель деятельности медицинской части - гарантированное обеспечение оказания первичной медицинской помощи лицам, содержащимся в Учреждении. В зависимости от местных условий, вида Учреждения, экономической целесообразности и иных обстоятельств медицинская часть может обеспечивать оказание некоторых видов специализированной медицинской помощи (п. 14 Порядка).
Приказом Министерства юстиции от 28.12.2017 № 285 утвержден новый Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с п. 2 Порядка оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России, а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения.
В период содержания осужденного в учреждении УИС осуществляется динамическое наблюдение за состоянием его здоровья, включающее ежегодное лабораторное исследование (общий анализ крови, мочи), осмотр врача-терапевта (врача общей практики) или фельдшера, которые проводятся один раз в год, а также флюорографию легких или рентгенографию органов грудной клетки (легких), которые проводятся не реже одного раза в шесть месяцев в рамках проведения профилактических медицинских осмотров в целях выявления туберкулеза (п. 31 Порядка).
Медицинские осмотры и диспансерное наблюдение осужденных осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья (п. 32 Порядка).
Медицинская помощь в амбулаторных условиях осужденным оказывается в соответствии с режимом работы медицинской части (здравпункта) по предварительной записи (п. 33 Порядка).
В силу пунктов 2, 3 и 9 части 5 статьи 19 Закона об основах охраны здоровья граждан пациент имеет право на профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организация в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, получение консультаций врачей-специалистов, а также на возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи.
При этом в статье 2 того же Закона указано, что диагностика – это комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий.
Лечение – это комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни
Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
Установлено, что Пухачев И.Е. с ... года по настоящее время отбывает наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, прибыв из ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Республике Татарстан.
Медицинское обслуживание исправительного учреждения ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми осуществляет ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, медицинское обслуживание исправительного учреждения ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Республике Татарстан осуществляет ФКУЗ МСЧ-16 ФСИН России.
Для оценки доводов и возражений сторон относительно оказания административному истцу медицинской помощи судом назначалась судебно-медицинская экспертиза, проведение которой поручено экспертам ...
Из экспертного заключения №... (п) следует, что по данным представленной медицинской документации у Пухачева И.Е. были диагностированы следующие заболевания ...
...
...
...
Таким образом, диагноз «...» у Пухачева И.Е. в настоящее время не подтвержден достаточными объективными данными. Для подтверждения или исключения диагноза и определения дальнейшей тактики лечения в настоящее время истцу показано вышеуказанное обследование.
По данным представленной медицинской документации ухудшения состояния здоровья истца в связи с выявленными дефектами не зафиксировано: состояние пациента соответствует характеру и тяжести имеющихся заболеваний, при динамическом наблюдении у пациента не зафиксировано развития принципиально новых заболеваний и состояний, которые могли бы явиться прямым следствием выявленных дефектов медицинской помощи, также у истца не зафиксировано потенциально предотвратимого прогрессирования имеющихся хронических заболеваний. Степень тяжести вреда здоровью оценке не подлежит в связи с невозможностью установить сущность вреда.
Поскольку экспертиза проведена лицами, обладающими специальными познаниями для разрешения поставленных перед ними вопросов, исследованию подвергнута вся представленная медицинская документация, свидетельствующая о состоянии здоровья Пухачева И.Е., эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, у суда отсутствуют сомнения в достоверности выводов заключения экспертов ...
Также в ходе рассмотрения дела по ходатайству Пухачева И.Е. допрошен эксперт – ...
Эксперт ... указала, что проводила экспертизу в части, касающейся ...
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что при содержании административного истца в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми ...
...
Аналогичные сведения содержатся в ответе МСЧ-11 ФСИН России от 30.12.2020 года на обращение Пухачева И.Е. о том, что по имеющейся медицинской документации обращений с жалобами на «...» не зафиксированы.
Также из указанного ответа следует, что приглашение врача-... с целью консультации и дальнейшего ... возможно в условиях медицинской части. В связи с чем необходимо написать заявление на имя начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми. Дату и время оказания медицинской помощи сторонним специалистом необходимо согласовывать с начальником медицинской части.
В соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» в силу частей 2 и 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, учитывая, что экспертным заключением установлено наличие неполного и несвоевременного оказания медицинской помощи Пухачеву И.Е., что безусловно причинило последнему нравственные и физические страдания, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца о взыскании компенсации, причиненной ненадлежащим оказанием медицинской помощи при обращении с жалобами на заболевания зубов и десен, за счет казны Российской Федерации компенсации в соответствии со статьей 12.1 УИК РФ и статьей 227.1 КАС РФ.
При рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 4 ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ).
В соответствии с подп. 12.1 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств и согласно пункту 3 указанной статьи выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Согласно подп. 6 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Таким образом, надлежащим административным ответчиком по выплате компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении является ФСИН России.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает обстоятельства данного дела, характер и степень нравственных страданий истца, период ненадлежащего оказания медицинской помощи с 16.12.2012 года по 03.03.2017 года, отсутствие на момент рассмотрения дела объективных данных об ухудшении состояния здоровья административного истца вследствие установленных в ходе судебного разбирательства дефектов оказания медицинской помощи, а также отсутствие у Пухачева И.Е. объективной возможности получить требуемую медицинскую помощь, минуя исправительное учреждение ФСИН России, в котором он содержится, в связи с чем полагаю возможным взыскать в пользу административного истца компенсацию в размере 12 000 рублей.
Оснований для взыскания такой компенсации с ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-16 ФСИН России не имеется.
В удовлетворении требований о возложении обязанности ... в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми осужденный не обращался.
Руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 227.1 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Пухачева Игоря Евгеньевича удовлетворить частично.
Признать незаконными действия (бездействия) ФКУЗ МСЧ-16 ФСИН России по ненадлежащему оказанию медицинской помощи.
Взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Пухачева Игоря Евгеньевича компенсацию за ненадлежащее оказание медицинской помощи в размере 12 000 (двенадцать тысяч) рублей.
В удовлетворении исковых требований Пухачеву Игорю Евгеньевичу к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФСИН России о признании действий по ненадлежащему оказанию медицинской помощи незаконными – отказать.
В удовлетворении исковых требований Пухачеву Игорю Евгеньевичу к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-16 ФСИН России о взыскании компенсации за ненадлежащее оказание медицинской помощи, возложении обязанности – отказать.
Исполнение решения в части взыскания денежных средств произвести путем безналичного перевода на банковский счет Пухачева Игоря Евгеньевича по следующим реквизитам:
...
...
Назначение платежа: личные деньги Пухачева Игоря Евгеньевича, ...
Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Т.А. Койкова
Мотивированное решение изготовлено 23.06.2022 года.