71RS0028-01-2022-002253-71
ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-27088/2023 (2-2145/2022)
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Саратов 04 октября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Асатиани Д.В.,
судей Коробченко Н.В., Гольман С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Тулы в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях об обязании привести в надлежащее состояние нежилое здание
по кассационной жалобе Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях
на решение Советского районного суда города Тулы от 14 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 10 мая 2023 года
заслушав доклад судьи Коробченко Н.В., выслушав прокурора Дедова ФИО8., полагавшего возможным перейти к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства,
установила:
Прокурор города Тулы в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях об обязании привести в надлежащее состояние нежилое здание.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что Российская Федерация является собственником земельного участка с кадастровым номером № и находящегося на нем нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>.
Прокуратурой г.Тулы по обращению заместителя начальника главного управления по благоустройству - начальника отдела по благоустройству главного управления администрации г.Тулы по Зареченскому территориальному округу, проведена проверка соблюдения требований законодательства собственником нежилого помещения по указанному адресу. При проведении проверки установлено, что по адресу: <адрес> расположено заброшенное 2-х этажное здание, которое находится в ненадлежащем, внешне неэстетичном, технически аварийном состоянии, захламлено мусором, бытовыми отходами. В здание имеется свободный доступ (двери не закрыты, находятся в разбитом состоянии, оконное остекление отсутствует). Вышеуказанное здание расположено в общественном месте, в открытом доступе, создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, нарушает право на благоприятную окружающую среду. Также данное здание представляет угрозу с точки зрения обеспечения общественной и антитеррористической безопасности, так как может использоваться для хранения оружия и взрывчатых веществ, что нарушает принципы противодействия терроризму в РФ, закрепленные Федеральным законом от 06 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму».
На основании изложенного и с учетом изменения иска истец просил суд обязать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда привести в надлежащее состояние принадлежащее ему на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером № литер №, расположенное по адресу: <адрес>, в соответствии с техническим регламентом о безопасности зданий, полностью исключить свободный несанкционированный доступ в здание.
Решением Советского районного суда города Тулы от 14 ноября 2022 года исковые требования прокурора города Тулы в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены. На Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда привести в надлежащее состояние принадлежащее ему на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером №, литер №, расположенное по адресу: <адрес>, в соответствии с техническим регламентом о безопасности зданий, полностью исключив свободный несанкционированный доступ в здание.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 10 мая 2023 года решение Советского районного суда города Тулы от 14 ноября 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях – без удовлетворения.
В кассационной жалобе МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях ставит вопрос об отмене судебных постановлений по основаниям нарушения норм материального и процессуального права.
Изучив обжалуемые судебные постановления, изложенные заявителем в кассационной жалобе доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании положений пункта 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
В силу части 1 статьи 39, части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований обратиться в суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Основными критериями определения порядка рассмотрения спора в гражданском либо административном порядке являются субъектный состав и характер спора, применяемые в совокупности.
Из существа иска и материалов дела следует, что прокурор г.Тулы обратился в суд с иском в связи с непринятием действенных мер Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях в рамках реализации административных и иных публично-властных полномочий в связи с ненадлежащим содержанием нежилого здания и исходит из обеспечения общественной и антитеррористической безопасности неопределенного круга лиц, защиты их прав и законных интересов, реализация которых обеспечивается в том числе содержанием данного имущества.
Таким образом, требования прокурора г. Тулы в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера, защищаемого в исковом производстве, поскольку спорные правоотношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон.
По общему правилу процессуального законодательства судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения и разрешения дела, совершения отдельных процессуальных действий (часть 3 статьи 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 5 статьи 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года № 17 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции», кассационный суд общей юрисдикции, установив в ходе производства по делу, рассматриваемому в порядке гражданского судопроизводства, что это дело подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, вправе вынести определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (часть 4 статьи 1, часть 3 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
После перехода к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства кассационный суд общей юрисдикции руководствуется положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При установленных обстоятельствах, судебная коллегия по гражданским делам полагает необходимым перейти к рассмотрению настоящего дела по правилам административного судопроизводства и передать дело в судебную коллегию по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции для рассмотрения кассационной жалобы Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях по существу.
Руководствуясь статьями 33.1, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
перейти к рассмотрению настоящего дела по иску прокурора города Тулы в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях об обязании привести в надлежащее состояние нежилое здание по правилам административного судопроизводства.
Передать настоящее дело в судебную коллегию по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции для рассмотрения по существу кассационной жалобы Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях на решение Советского районного суда города Тулы от 14 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 10 мая 2023 года по гражданском делу по иску прокурора города Тулы в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях об обязании привести в надлежащее состояние нежилое здание.
Председательствующий:
Судьи: