Дело (УИД) 42RS0033-01-2020-000089-07
№ 2-334/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд города Прокопьевска Кемеровской области
в составе судьи Тихоновой Л.Г.,
при секретаре Кузнецовой Е.А.,
с участием представителя истца Денисовой Т.В. –Адамонис А.А., действующей на основании доверенности,
представителя ответчика- администрации города Прокопьевска Щур С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Прокопьевске
5 марта 2020 года
гражданское дело по иску Денисовой ФИО8, Денисова ФИО9, Денисова ФИО10 к администрации города Прокопьевска о включении в список граждан, подлежащих переселению, заключении договора о предоставлении социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с искомк администрации города Прокопьевска о включении их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ООО «Шахта им. Ворошилова» и заключении с ними договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, направляемых на снос ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ООО «Шахта им. Ворошилова»,мотивировав тем, что они проживают в квартире по <адрес> в <адрес> на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ. Жилой дом признан непригодным для проживания, находится на территории подработанной и ООО «Шахта им. Ворошилова», однако они, проживающие в данном доме, не включены в список граждан, подлежащих переселению с территории горного отвода и ответчик отказывает им в заключении договора о предоставлении социальной выплаты. Поскольку другого жилья они не имеют, а проживание в данном жилом помещении представляет угрозу их жизни и здоровью, просят удовлетворить их требования.
Истцы в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель истца Денисовой Т.В. Адамонис А.А., действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности, в судебном заседании исковые требования подержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Представитель ответчика - администрации города Прокопьевска Щур С.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснила, что в соответствии с постановлением Правительства РФ № 428 социальная выплата предоставляется гражданам, которые на момент принятия решения о ликвидации (консервации) шахты проживали в доме, подлежащем сносу по критериям безопасности, дом должен находиться на горном отводе шахты, он должен был подвергаться влиянию горных работ, признан ветхим. При этом должны быть соблюдены условия: наличие права на занимаемое жилое помещение на день принятия решения о ликвидации шахты; признание жилого помещения непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемом угольном предприятии; нуждаемость граждан, проживающих в таком жилье, в жилом помещении, т.е. не обеспеченных иным жильем. Совокупность данных обстоятельств должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации, консервации угольного предприятия. Жилой дом по <адрес> расположен на территории горного отвода ООО «Шахта им. Ворошилова»,подлежит сносу, что установлено экспертным заключением СФ ОАО ВНИМИ от 25.04.2016г. Жители дома подлежат переселению в территории горного отвода, в марте 2018 года ответчиком был составлен дополнительный список граждан, подлежащих с территории горного отвода и направлен на рассмотрение в департамент угольной и торфяной промышленности Минэнерго РФ, но на сегодняшний день ответ не получен. Вместе с тем, жилой дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу решением МВК от ДД.ММ.ГГГГ. Просит отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, представитель Министерства Топлива и энергетики РФв судебное заседание не явились, о дне слушания извещены.
Суд на основании ст. 167 ГПК РФ определил рассматривать дело при данной явке.
Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Согласно статье 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В п. 5 постановления Пленума ВС РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» указано, что суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами. Заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 ГПК РФ.
Также согласно ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В силу положений статей 55, 68 ГПК РФ, объяснения сторон являются доказательствами по делу и подлежат оценке наряду с другими доказательствами.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Суд считает, что между сторонами возникли правоотношения, регулируемые законодательством о реструктуризации угольной отрасли, которая получает государственную поддержку в форме финансирования сноса ветхого подработанного жилья и приобретения взамен другого.
Спорные правоотношения урегулированы Федеральным законом от 20.06.1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности», ст. 2 которого предусматривает, что законодательство об особенностях социальной защиты работников организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) основывается на Конституции РФ и Гражданском кодексе РФ, а также принятыми в его развитие Постановлениями Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 и от 13.06.2005 № 428.
Так, названным Федеральным законом предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности, под которыми понимается комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также по решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера (ст. 1). Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством РФ (ст. 5).
В частности, п.п. «б» п. 8 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840, в качестве одного из направлений программы местного развития шахтерских городов и поселков предусмотрено содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
В соответствии с пунктами 5, 8 Правил межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий, в том числе, снос многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, и (или) жилых домов (жилых помещений), признанных непригодными для проживания, ставших аварийными или непригодными для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированных до 1 января 2012 г. угольных (сланцевых) шахтах, а также на ликвидированных с 1 января 2012 г. шахтах в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область) (далее - ветхое жилье); содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, …. осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
Как указано в определении Конституционного суда РФ от 07.02.2008 № 266-О-О и следует из приведенных положений, социальные выплаты в рамках указанных мероприятий направлены на обеспечение и защиту интересов граждан, переселяемых на определенных основаниях из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.
Поскольку Конституционные цели социальной политики РФ, обусловленные признанием высшей ценностью человека, а также его прав и свобод, которыми определяется смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и которые обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18 Конституции РФ), предполагают такое правовое регулирование отношений по владению и пользованию объектами жилищного фонда, которое гарантировало бы каждому реализацию конституционного права на жилище, суд при рассмотрении спора о праве на получение вышеназванных социальных выплат должен исследовать и оценивать, в частности, основания приобретения права пользования жилым помещением лицом, претендующим на их получение, а также все другие конкретные обстоятельства дела с целью недопущения не основанного на законе ограничения прав граждан на социальную поддержку со стороны государства при реализации мероприятий по переселению граждан из ветхого жилищного фонда в рамках реструктуризации угольной промышленности.
Размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению, а также списков граждан, подлежащих переселению в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область), и муниципальных программ создания новых рабочих мест (п. 6 Правил в ред. 02.04.2015).
В п. 8 перечислены основания для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, перечень которых является исчерпывающим (п. 8 в ред. от 28.09.2016).
В судебном заседании было установлено, что истцы на основании ордера № от 19.07.1989г. занимают квартиру по <адрес> в <адрес>, где все зарегистрированы по месту жительства.
Как следует из информации представленной ответчиком, в 2015 году утверждена Комплексная программа поэтапной ликвидации убыточных шахт, расположенных на территории городов Прокопьевска., Киселевска и Анжеро-Судженска и переселения жителей с подработанных территорий. Жилой дом по <адрес> программу, т.к. находится за пределами горных отводов ликвидируемых шахт. В 2016 году по заявке ООО «Сибэнергоуголь» проведено обследование домов, находящихся за пределами горного отвода ООО «Шахта им. Ворошилова», но, предположительно, подработанных горными работами данной шахты. На основании экспертного заключения СФ ОАО ВНИМИ от ДД.ММ.ГГГГ №администрацией <адрес> утвержден дополнительный список жителей, подлежащих переселению с территории горного отвода ООО «Шахта им. Ворошилова», который в марте 2018 года был направлен на рассмотрение в департамент угольной и торфяной промышленности Министерства энергетики РФ, однако администрацией <адрес> до настоящего времени ответ не получен.
Вместе с тем, в соответствии с экспертным заключением СФ ОАО ВНИМИ от ДД.ММ.ГГГГ № дом по <адрес>, 1930 года постройки, подрабатывался в 1988 году горными работами шахты, имеет износ 81% и рекомендован к сносу как подработанный ветхий, т.е. дом подлежит сносу по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ООО «Шахта им. Ворошилова».
В списке граждан, подлежащих переселениюс территории горного отвода ООО «Шахта им. Ворошилова», истцы не значатся.
Как было указано выше, пунктами 6, 8 Правил предусмотрено, что размер межбюджетных трансфертов, направляемых на содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, определяется Министерством энергетики РФ по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению, а также списков граждан, подлежащих переселению в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область).
Списки граждан, подлежащих переселению, составляются на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности, утверждаются органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков, подлежат ежегодному уточнению и согласовываются с Министерством энергетики Российской Федерации.
Таким образом, исключительным правом формирования, уточнения списков граждан, подлежащих переселению, обладает орган местного самоуправления, в данном случае администрация города Прокопьевска.
Поскольку как на дату принятия решения о ликвидации (консервации) ООО «Шахта им. Ворошилова», так и на дату выдачи заключения СФ ОАО ВНИМИ истцы постоянно проживалии продолжают проживать в спорном жилом помещении, иного жилого помещения в собственности не имеют, право пользования иным жилым помещением, пригодным для проживания, не приобрели, то они подлежат включению в список граждан, подлежащих переселению.
Социальная выплата предоставляется гражданам, включенным в список граждан, подлежащих переселению, нуждающимся в социальной поддержке государства, как не обеспеченных иным жилым помещением, пригодным для проживания.
Меры социальной помощи носят целевой характер; являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживавшим на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и продолжающим проживать до настоящего времени в жилых домах, ставших непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах, сохраняют в нем регистрацию по месту жительства и не имеют другого жилого помещения, при этом совокупность данных обстоятельств, должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты. Отсутствие совокупности данных обстоятельств является безусловным основанием для отказа в предоставлении социальной выплаты.
Истцы подлежат включению в список граждан, подлежащих переселению, включены ответчиком в данный список, который не согласован Минэнерго РФ,однако с ними должен быть заключен договор о предоставлении социальной выплаты, поскольку истцы нуждаются в социальной поддержке государства.
Таким образом, суд удовлетворяет заявленные исковые требования в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Денисовой ФИО11, Денисова ФИО12, Денисова ФИО13 к администрации города Прокопьевска о включении в список граждан, подлежащих переселению, заключении договора о предоставлении социальной выплатыудовлетворить.
Обязать администрацию города Прокопьевска включить Денисову ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, Денисова ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, Денисова ФИО16,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ООО «Шахта им. Ворошилова».
Обязать администрацию города Прокопьевска заключить с Денисовой ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, Денисовым ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>, Денисовым ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес> договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств федерального бюджета, направляемых на содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего не пригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ООО «Шахта им. Ворошилова».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья (подпись) Л.Г. Тихонова
Мотивированное решение изготовлено 10.03.2020 года.
Судья (подпись) Л.Г. Тихонова