ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело 91RS0009-01-2023-003034-94 №2-2030/2023 №33-2589/2024 | Председательствующий судья первой инстанции | <данные изъяты> Маркина Т.И. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
6 марта 2024 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Готовкиной Т.С.,
судей Курской А.Г., Сафонцевой Ю.А.,
при секретаре Андрейченко М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Симферополе гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации г.Евпатории Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, администрация города Евпатории Республики Крым, Государственное казенное учреждение Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым» о признании решения незаконным,
по апелляционной жалобе Департамента труда и социальной защиты населения администрации г.Евпатории Республики Крым на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 28 ноября 2023 года, -
УСТАНОВИЛА:
В сентябре 2023 года ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации г.Евпатории Республики Крым о признании незаконным отказа от 21.06.2022г.
Заявленные требования мотивированы тем, что истец обратился к ответчику с заявлением об оказании государственной социальной помощи в виде социального контракта, по результатам рассмотрения которого 21 июня 2023 года отказано в заключение социального контракта.
По мнению истца, такой отказ является незаконным, в связи с чем он обратился в суд с соответствующим иском.
Определением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 25.10.2023г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, администрация города Евпатории Республики Крым, Государственное казенное учреждение Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым» (л.д.121-122).
Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 28 ноября 2023 года исковые требования удовлетворены; признано незаконным решение Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым об отказе в назначении ФИО1 государственной социальной помощи на основании социального контракта, оформленное протоколом от 21 июня 2022 года.
Не согласившись с таким решением суда, Департаментом труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым в лице начальника ФИО2 подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Доводы жалобы сводятся к несоответствию выводов суда фактическим обстоятельствам по делу, неправильному применению норм материального права.
Автор жалобы указывает, что Департамент при вынесении решения об отказе ФИО1 в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта основывался на отрицательном заключении межведомственной комиссии, тогда как в силу положений действующего законодательства государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается на основании заключения межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Судом при разрешении спора не учтено, что на заседании комиссии истцом не доказано, что планируемое им собственное дело по изготовлению сувенирной продукции обеспечит ему стабильный доход и поможет выйти из трудной жизненной ситуации. Эскизы и образцы индивидуального мастерства заявителем предоставлены не были, а предоставленная продукция – изготовлена иным лицом.
Автор жалобы указывает, что ФИО1 на заседании комиссии грубо нарушил регламент предоставленного времени на обсуждение программы социальной адаптации, допустил некорректное и вызывающее поведение в отношении членов комиссии, в том числе допуская оскорбления.
Выводы суда об отказе Департаментом истцу в заключении социального контракта по мотиву, который отсутствует в перечне законных оснований, установленных ст.9 Закона Республики Крым от 27.11.20014г. №-ЗРК/2014, являются необоснованными.
При разрешении спора судом не учтено, что ранее ФИО1 предоставлялась государственная социальная помощь на основании социального контракта, по истечении срока действия контракта истец не смог выйти из трудной жизненной ситуации, вновь став безработным.
В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.
Истцом ФИО1 и представителем ответчика в адрес судебной коллегии направлены ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате и времени судебного заседания в порядке с.167 ГПК РФ.
Судебная коллегия, проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к нижеследующему.
Из материалов дела следует и судом установлено, что 07.06.2022г. года ФИО1 обратился в Департамент труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории Республики Крым с заявлением о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта (л.д. 4, 24).
Департаментом труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории Республики Крым 07.06.2022г. года была подготовлена программа социальной адаптации получателя государственной социальной помощи на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (л.д. 32).
Согласно выписки из протокола межведомственной комиссии по вопросу оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта (протокол № от 21.06.2022г.) Комиссия пришла к выводу о невозможности заключения социального контракта и назначении государственной социальной помощи на основании социального контракт ФИО1, 10.12.1967г.р., в связи с отсутствием опыта работы, образования, навыков в данном направлении, плана реализации продукции; заявителю рекомендовано обратиться для заключения социального контракта по поиску работы по квалификации инженер-программист (л.д.33).
Согласно протоколу об отказе в назначении «Государственная социальная помощь на основании социального контракта (ГСП) – единовременно – с 2021г.» от 21.06.2022г. № ФИО1 отказано в назначении соответствующей государственной помощи; причиной отказа указаны п.п.10, 27 Порядка предоставления гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта в Республике Крым, принятым постановлением Совета Министров Республики Крым от 13.10.2015г. № (л.д.35), о чем ФИО1 уведомлен 22.06.2022г. (л.д.36).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона Республики Крым от 24.12.2014 года № 10-ЗРК/2014 «О государственной социальной помощи в Республике Крым», Порядка предоставления гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта в Республике Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 13.10.2015 № 612, приказа Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от 05.06.2019 № 302 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по назначению и выплате государственной социальной помощи на основании социального контракта и признании утратившим силу приказа Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от 22.06.2017 № 334», пришел к выводу, что Комиссии не выполнила свои обязанности по организации системного и комплексного изучения обстоятельств, связанных с предоставлением ФИО1 государственной социальной помощи на основании социального контракта; выводы комиссии основаны на субъективном мнении членов комиссии и не имеют ссылки на основания для отказа, предусмотренные законом, потому признал решение Департамента об отказе в назначении государственной социальной помощи незаконным.
С такими выводами соглашается судебная коллегия, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам по делу и основаны на нормах материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям.
Так, Правовые и организационные основы оказания государственнойсоциальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одинокопроживающим гражданам и иным категориям граждан установленыФедеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственнойсоциальной помощи" (далее - Федеральный закон "О государственнойсоциальной помощи").
Государственная социальная помощь - это предоставлениемалоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, атакже иным категориям граждан, указанным в названном федеральномзаконе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий,социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи1 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Статьей 3 Федерального закона "О государственной социальнойпомощи" определены цели оказания государственной социальной помощи.В их числе - поддержание уровня жизни малоимущих семей, а такжемалоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доходкоторых ниже величины прожиточного минимума, установленного всоответствующем субъекте Российской Федерации; снижение уровнясоциального неравенства; повышение доходов населения.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона "Огосударственной социальной помощи" органы государственной властисубъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативныеправовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения ивыплаты государственной социальной помощи, в том числе на основаниисоциального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одинокопроживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам,признанным пострадавшими от политических репрессий, и инымкатегориям граждан, предусмотренным названным законом, всоответствии с целями, установленными этим законом, а такжеразрабатывают и реализуют государственные региональные программыоказания гражданам, проживающим на территории субъекта РоссийскойФедерации, государственной социальной помощи в виде наборасоциальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона "О государственнойсоциальной помощи" получателями государственной социальной помощимогут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающиеграждане и иные категории граждан, предусмотренные даннымфедеральным законом, которые по независящим от них причинам имеютсреднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума,установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Государственная социальная помощь, в том числе на основаниисоциального контракта, назначается решением органа социальной защитынаселения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущейсемьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Порядок назначения государственной социальной помощи,оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, атакже форма социального контракта устанавливаются органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации (абзацчетвертый части 2 статьи 8 Федерального закона "О государственнойсоциальной помощи").
Отношения в сфере предоставления мер социальной поддержки исоциальной помощи отдельным категориям граждан в Республике Крымрегулируются Законом Республики Крым от 24.12.2014 года № 10-ЗРК/2014 «О государственной социальной помощи в Республике Крым»,Порядком предоставления гражданам государственной социальнойпомощи на основании социального контракта в Республике Крым,утвержденным Постановлением Совета министров Республики Крым от13.10.2015 № 612, приказом Министерства труда и социальной защитыРеспублики Крым от 05.06.2019 № 302 «Об утвержденииАдминистративного регламента предоставления государственной услугипо назначению и выплате государственной социальной помощи наосновании социального контракта и признании утратившим силу приказаМинистерства труда и социальной защиты Республики Крым от 22.06.2017№ 334».
Согласно абз.3 п.2 Порядка предоставления гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта в Республике Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 13.10.2015 № 612 (далее – Порядок) социальный контракт - соглашение, заключенное между гражданином и органом труда и социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина (далее - орган труда и социальной защиты населения) и в соответствии с которым орган труда и социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - исполнить положения социального контракта в полном объеме, включая программу социальной адаптации.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Республики Крым, из числа малоимущих семей, малоимущих одиноко проживающих граждан, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Крым (п.3 Порядка).
Согласно п.10 Порядка государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается решением органа труда и социальной защиты населения на основании заключения межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - межведомственная комиссия).
Государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается органом труда и социальной защиты населения исходя из содержания программы социальной адаптации.
Программа социальной адаптации предусматривает обязательные для реализации мероприятия: 1) по поиску работы; 2) по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности; 3) по ведению личного подсобного хозяйства; 4) по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
Под иными мероприятиями понимаются мероприятия, направленные на оказание государственной социальной помощи, предусмотренной абзацем вторым части 1 статьи 12 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в целях удовлетворения текущих потребностей граждан в приобретении товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, в лечении, профилактическом медицинском осмотре, в целях стимулирования ведения здорового образа жизни, а также для обеспечения потребности семей в товарах и услугах дошкольного и школьного образования (п.11 Порядка).
Оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта осуществляется в виде денежных выплат и возмещения расходов, связанных с реализацией мероприятий программы социальной адаптации (п.12 Порядка).
Согласно п.14 Порядка при реализации мероприятий, направленных на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, гражданину: 1) предоставляется единовременная денежная выплата не более 350000 рублей на одного предпринимателя или самозанятого гражданина для ведения предпринимательской деятельности, в том числе закупки оборудования, создания и оснащения дополнительных рабочих мест, при условии соблюдения требований федеральных законов от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", исходя из сметы затрат, предусмотренных программой социальной адаптации (на индивидуальную предпринимательскую деятельность); 2) возмещаются расходы, связанные с постановкой на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика, налога на профессиональный доход в размере фактически понесенных расходов, но не более 5% от суммы, выделенной гражданину в рамках социального контракта.
Орган труда и социальной защиты населения по мероприятиям, указанным в подпункте 1 - 3 пункта 11 настоящего Порядка, в течение двух рабочих дней со дня получения заявления направляет в орган занятости населения запрос о проведении профессиональной консультации заявителя в целях выявления у него факторов мотивации к выбору вида профессиональной (трудовой, служебной, предпринимательской) деятельности; профессии (специальности) для профессионального обучения или дополнительного профессионального образования; профессиональных устремлений, предпочтений, способностей, физических и (или) психологических качеств гражданина и подбора (определения) для малоимущей семьи (малоимущего гражданина) мероприятий, необходимых для включения в программу социальной адаптации (далее - профессиональная консультация) (п.24 Порядка).
Согласно п.п.25-26 Порядка орган занятости населения в течение двух рабочих дней со дня получения запроса органа труда и социальной защиты населения проводит профессиональную консультацию, по результатам которой разрабатывает и направляет в орган труда и социальной защиты населения предложения по мероприятиям, необходимым для включения в программу социальной адаптации.
Программа социальной адаптации рассматривается на заседании межведомственной комиссии.
В силу п.27 Порядка по результатам рассмотрения программы социальной адаптации межведомственная комиссия дает заключение о возможности (невозможности) заключения социального контракта.
Заключение межведомственной комиссии оформляется в виде протокола, в котором отражается результат рассмотрения программы социальной адаптации. Протокол утверждается председательствующим межведомственной комиссии.
Социальный контракт с прилагаемой к нему программой социальной адаптации, согласованной межведомственной комиссией, подписывается заявителем и руководителем органа труда и социальной защиты населения.
В случае отказа в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта в решении органа труда и социальной защиты населения указывается причина отказа.
Уведомление о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта или об отказе в ее назначении направляется в письменной форме согласно приложению 7 к настоящему Порядку заявителю не позднее десяти календарных дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов. При проведении дополнительной проверки (комиссионного обследования) представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) орган труда и социальной защиты населения в указанный срок уведомляет заявителя о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ дается заявителю не позднее чем через тридцать календарных дней после подачи им заявления.
Исходя из содержания указанных выше пунктов 10 и 27 Порядка, органутруда и социальной защиты предоставляется право на отказ впредоставлении государственной социальной помощи на основаниизаключения межведомственной комиссии.
При этом норма закона, предусматривающая основания для отказа впредоставлении государственной социальной помощи, в протоколе неуказана, заключение межведомственной комиссии, на которое ссылалсяответчик как на основание для отказа в предоставлении государственнойсоциальной помощи, к протоколу Департамента от 21.06.2022г. неприложено; указаний на соответствующее заключение межведомственной комиссии в протоколе Департамента от 21.06.2022г. также не содержится.
Основания для отказа заявителю в назначении государственнойсоциальной помощи указаны в ст.9 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которыми являютсяпредоставление заявителем неполных и (или) недостоверных сведений осоставе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе направе собственности.
Аналогичные основания для отказа в предоставлении социальнойпомощи содержатся в ст.9 Закона Республики Крым от 24.12.2014 года №10-ЗРК/2014 «О государственной социальной помощи в РеспубликеКрым», в п.14 Административного регламента предоставлениягосударственной услуги по назначению и выплате государственнойсоциальной помощи на основании социального контракта, утвержденногоПриказом Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от05.06.2019 №302.
Также решение об отказе в предоставлении государственнойсоциальной помощи на основании социального контракта принимается вслучае неявки заявителя для разработки программы социальнойадаптации или для подписания социального контракта (п.п.36,38 Порядка),в случае нахождения заявителя в государственных стационарныхучреждениях социального обслуживания (п.5 Порядка), а также в случае,если у заявителя или членов семьи заявителя уже есть действующийсоциальный контракт (п. 64 Порядка).
Согласно вышеуказанным нормативным актам перечень основанийдля отказа в предоставлении государственной социальной помощиявляется исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит,соответственно, одно либо несколько оснований, предусмотренныхзаконом, Департамент должен был указать в своем протоколе от 21.06.2022г., однако такие основания ответчик не указал.
Доводы апелляционной жалобы, что основания для отказа в предоставлении государственной услуги, указанные в ст.9 Закона 10-ЗРК, п.14 Административного регламента предоставления государственной услуги по назначению и выплате государственной социальной помощи на основании социального контракта, являются обязательными при приеме заявления и прилагаемых к нему документов и не могут влиять на принятие решений межведомственной комиссией отклоняются судебной коллегией как необоснованные, поскольку основаны на неверном толковании и применении указанных выше норм.
Постановлением администрации г. Евпатория Республики Крым от12.03.2021 № 327-п утверждено Положение и состав межведомственнойкомиссии по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлениемгосударственной социальной помощи на основании социального контрактапри администрации г. Евпатория (л.д.75-79).
В соответствии с п. 1.4 Положения о межведомственной комиссии,основной целью работы комиссии является предоставление заключения овозможности (невозможности) заключения социального контракта вдепартамент труда и социальной защиты населения администрации г.Евпатория для принятия решения о назначении или об отказе в назначениигосударственной социальной помощи на основании социального контрактаграждан, обратившимся от имени своей семьи и одиноко проживающимгражданам Российской Федерации, проживающим на территориимуниципального образования городской округ Евпатория РеспубликиКрым.
Основными задачами межведомственной комиссии являетсярассмотрение программы социальной адаптации и документы гражданпроживающих на территории муниципального образования городскойокруг Евпатория Республики Крым, обратившихся в Департамент дляпредоставления государственной социальной помощи на основаниисоциального контракта. Так же комиссия в течение пяти дней послепоступления в межведомственную комиссию программы социальнойадаптации и документов граждан, обратившихся в департамент дляпредоставления государственной социальной помощи на основаниисоциального контракта, формирует и направляет в Департаментзаключение для принятия решения о предоставлении или об отказе впредоставлении государственной социальной помощи на основаниисоциального контракта в соответствии с Постановлением СоветаМинистров Республики Крым от 13.10.2015 года № 612 (п.п.2.1.1, 2.1.2Положения о межведомственной комиссии).
В соответствии с п.п.2.2.1, 2.2.2 Положения о межведомственнойкомиссии, данная комиссия организует системное и комплексное изучениеобстоятельств, связанных с предоставлением государственной социальнойпомощи на основании социального контракта гражданам, обратившимсяот имени своей семьи и одиноко проживающим гражданам, вноситпредложения и рекомендации по мероприятиям программы социальнойадаптации, которая является неотъемлемой частью социального контракта.Заключение межведомственной комиссии оформляется в видепротокола, в котором отражается результат рассмотрения программысоциальной адаптации, протокол утверждается председательствующиммежведомственной комиссии (п.27 Порядка).
Орган социальной защиты населения по месту жительства или меступребывания заявителя с учетом рекомендаций Комиссии принимаетрешение о назначении и размере государственной социальной помощи ввиде социального пособия на основании социального контракта, либо оботказе в назначении государственной социальной помощи в видесоциального пособия на основании социального контракта и направляетзаявителю уведомление о назначении государственной социальнойпомощи на основании социального контракта, в котором указываютсядата, время и место для подписания социального контракта, либо об отказев назначении государственной социальной помощи на основаниисоциального контракта (п.27 Порядка).
По результатам рассмотрения заявления ФИО1 от07.06.2022г. и приложенных к нему документов, межведомственнаякомиссия, согласно протоколу № от 17.06.2022г. приняла решение оботказе в назначении ФИО1 государственной социальной помощина основании социального контракта из-за отсутствия опыта работы,образования, навыков в данном направлении, отсутствия плана пореализации продукции.
Делая соответствующие выводы, комиссия не представила каких-либо обосновывающих такие выводы документов.
Указывая на отсутствие у ФИО1 образования, навыков и опыта работы по производству сувенирной продукции комиссия не учла, что вцелях реализации мероприятий по осуществлению предпринимательскойдеятельности, орган социальной защиты оказывает содействие гражданинув получении профессионального обучения или дополнительногопрофессионального образования. При этом направление обучениярекомендуется выбирать с учетом той специальности, по которойгражданин в дальнейшем планирует осуществлять предпринимательскуюдеятельность (п.38 Приказа Минтруда России от 03.08.202Нода №«Методические рекомендации по оказанию государственной социальнойпомощи на основании социального контракта»).
С учетом изложенного выше, необоснованными также являются доводы жалобы о недоказанности ФИО1, что планируемое им собственное дело по изготовлению сувенирной продукции обеспечит ему стабильный доход и поможет выйти из трудной жизненной ситуации; эскизы и образцы индивидуального мастерства заявителем предоставлены не были, а предоставленная продукция – изготовлена иным лицом, нормативного обоснования наличия у заявителя такой обязанности ответчиком не приведено.
Также по основному мероприятию «осуществление индивидуальнойпредпринимательской деятельности» орган социальной защиты населенияпри необходимости включает в программу социальной адаптациирегистрацию гражданина на Портале Бизнес-навигатор МСП АО«Федеральная корпорация по развитию малого и среднегопредпринимательства» с целью использования образовательныхматериалов портала для ведения гражданином предпринимательскойдеятельности, в том числе, шаблонов бизнес-планов, маркетинговыхисследований и т.д. Орган социальной защиты населения такженаправляет гражданина на прохождения тестирования в целях определенияготовности к ведению предпринимательской деятельности, а такжепоследующего обучения в рамках программ АО "Корпорация "МСП" наплощадках инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднегопредпринимательства в соответствующем субъекте РоссийскойФедерации. Для осуществления указанных действий орган социальнойзащиты населения формирует и направляет в адрес Центра "Мой бизнес" сучетом региональной принадлежности и в адрес АО "Корпорация "МСП",заявку в свободной форме на прохождение гражданином тестирования и(или) обучения по основному мероприятию "осуществлениеиндивидуальной предпринимательской деятельности". При полученииположительного решения со стороны АО "Корпорация "МСП" органсоциальной защиты населения направляет гражданина на обучение (п.38Приказа Минтруда России от 03.08.202Нода № «Методическиерекомендации по оказанию государственной социальной помощи наосновании социального контракта»).
Доказательств того, что комиссия выполнила свои обязанности,предусмотренные п.п. 2.2.1, 2.2.2 Положения о межведомственнойкомиссии, по организации системного и комплексного изученияобстоятельств, связанных с предоставлением ФИО1государственной социальной помощи на основании социальногоконтракта, в материалах дела не имеется.
Учитывая изложенное, суд пришел к обоснованному выводу, с которым соглашается судебная коллегия, что выводы комиссии носят предположительных характер, основанные на субъективном мнении членов комиссии и не имеют ссылки на основания для отказа, предусмотренные законом.
Доводы апелляционной жалобы, что Департаментом принято решение об отказе ФИО1 в назначении государственной социально помощи на основании социального контракта в связи с отрицательным заключением межведомственной комиссии отклоняются судебной коллегией как необоснованные, поскольку судом при разрешении спора на основании исследованных в их совокупности доказательств установлено, что выводы межведомственной комиссии основаны на предположениях; при этом, межведомственная комиссия не выполнила свои обязанности,предусмотренные п.п. 2.2.1, 2.2.2 Положения о межведомственнойкомиссии, по организации системного и комплексного изученияобстоятельств, связанных с предоставлением ФИО1государственной социальной помощи на основании социальногоконтракта.
Доводы апелляционной жалобы относительно некорректного поведения ФИО1 на заседании межведомственной комиссии и нарушения последним регламента предоставленного времени на обсуждение программы социальной адаптации отклоняются судебной коллегией как необоснованные, поскольку некорректное поведение заявителя может повлечь для него иные неблагоприятные последствия в виде мер соответствующего реагирования, установленных действующим законодательством, однако не может служить основанием к отказу в предоставлении государственной социальной помощи при отсутствии к тому законных оснований.
Доводы апелляционной жалобы в части, касающейся предоставления ФИО1 ранее в 2021 году государственной социальной помощи на основании социального контракта и невозможность истца выйти из трудной жизненной ситуации; не реализации, по мнению автора жалобы, истцом мер, для которых предоставлена социальная помощь, отклоняются судебной коллегией как необоснованные, поскольку указанные обстоятельства не явились основанием для отказа в назначении истцу государственной социальной помощи, что прямо следует из содержания оспариваемого истцом решения Департамента от 21.06.2022г.
Иные доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств, которым судом даны надлежащий анализ и правильная оценка по правилам статьи 67 ГПК РФ, и не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения, поскольку повторяют правовую позицию, выраженную в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 28 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента труда и социальной защиты населения администрации г.Евпатории Республики Крым – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12.03.2024.
Председательствующий: Т.С. Готовкина
Судьи: А.Г. Курская
Ю.А. Сафонцева