ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
УИД № |
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
18 июля 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи | Любобратцевой Н.И., |
судей | Готовкиной Т.С.,Чистяковой Т.И., |
при секретаре | Устиновой А.Е., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Симферополе гражданское дело по иску прокурора Советского района Республики Крым в интересах малолетнего М.М.Э. оглы к ГБУЗ РК «Советская районная больница», Министерству здравоохранения Республики Крым, третье лицо Совет министров Республики Крым, о возложении обязанности по обеспечению в необходимом объеме на постоянной основе (пожизненно) назначенным по жизненным показаниям лекарственным препаратом и медицинскими изделиями, взыскании расходов на приобретение медицинских изделий,
по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Республики Крым на решение Советского районного суда Республики Крым от 01 февраля 2022 года,
У С Т А Н О В И Л А :
29 ноября 2021 года прокурор Советского района Республики Крым обратился в суд с иском в интересах малолетнего М.М.Э. оглы, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к ГБУЗ РК «Советская районная больница», Министерству здравоохранения Республики Крым о возложении обязанности по обеспечению в необходимом объеме на постоянной основе (пожизненно) назначенным по жизненным показаниям лекарственным препаратом и медицинскими изделиями, взыскании расходов на приобретение медицинских изделий, мотивируя свои требования тем, что малолетнему М.М.Э. оглы поставлен диагноз: «<данные изъяты>», ДД.ММ.ГГГГ ребенку установлена инвалидность. Согласно выписке из медицинской карты от ДД.ММ.ГГГГ специалистами отделения муковисцидоза ГБУЗ МО «Детский клинический многопрофильный центр Московской области» ребенку рекомендованы ингаляции <данные изъяты>», по 3 мл 2 раза в день. Протоколами врачебной комиссии ГБУЗ РК «Советская районная больница» установлена нуждаемость ребенка по жизненным показаниям в указанном медпрепарате по 3 мл 2 раза в день с последующей <данные изъяты>. Министерством здравоохранения Республики Крым в письме от ДД.ММ.ГГГГ в обеспечении М.М.Э. оглы лекарственным препаратом «Гианеб» отказано. Прокурор просил обязать Министерство здравоохранения Республики Крым, ГБУЗ РК «Советская районная больница» обеспечить ребенка-инвалида М.М.Э. оглы лекарственным препаратом «<данные изъяты> на весь период его нуждаемости в полном объеме, с учетом заболевания и назначения по медицинским показаниям до момента отмены его применения; взыскать с Министерства здравоохранения Республики Крым в пользу законного представителя малолетнего М.М.Э. оглы А.С.Р. расходы, связанные с приобретением медицинских изделий в сумме 30729 руб. за свой счет; решение суда в части возложения обязанности по обеспечению малолетнего М.М.Э. оглы лекарственным препаратом, медицинскими изделиями допустить к немедленному исполнению.
Решением Советского районного суда Республики Крым от 01 февраля 2022 года исковые требования прокурора Советского района Республики Крым в интересах малолетнего М.М.Э. оглы удовлетворены.
На ГБУЗ РК «Советская районная больница», Министерство здравоохранения Республики Крым возложена обязанность обеспечить ребенка-инвалида М.М.Э. оглы, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственным препаратом «<данные изъяты> на весь период его нуждаемости в полном объеме, с учетом заболевания и назначения по медицинским показаниям до момента отмены его применения.
С Министерства здравоохранения Республики Крым в пользу законного представителя малолетнего М.М.Э. оглы - А.С.Р. взысканы расходы на приобретение медицинских изделий в сумме 30729 рублей.
Решение в части возложения обязанности на ГБУЗ РК «Советская районная больница», Министерство здравоохранения Республики Крым обеспечить малолетнего М.М.Э. оглы лекарственным препаратом и медицинскими изделиями допущено к немедленному исполнению.
С ГБУЗ РК «Советская районная больница» в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 3000 рублей.
Не согласившись с указанным решением суда, 10.03.2022 г. (сдана на почту для пересылки 09.03.2022 г.) ГБУЗ РК «Советская районная больница» подана апелляционная жалоба (л.д.169-173, 174), которая определением Советского районного суда Республики Крым от 11 марта 2022 г, оставлена без движения, апеллянту в десятидневный срок с момента получения копии указанного определения предложено устранить недостатки, а именно предоставить доказательства направления копии апелляционной жалобы с приложенными к ней документами другим лицам, участвующим в деле (л.д.176).
16 марта 2022 года Министерством здравоохранения Республики Крым подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска прокурора Советского района Республики Крым в интересах малолетнего М.М.Э. оглы в полном объеме. Доводы жалобы сводятся к тому, что основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют, поскольку право на лекарственное обеспечение малолетнего М.М.Э. оглы не нарушено, организована работа по закупке лекарственных препаратов и медицинских изделий для обеспечения М.М.Э. оглы. Кроме того, небулайзерные камеры, тренажер дыхания не входят в Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2018 года №3053-Р, а также в Перечень бесплатных медицинских изделий, утвержденный Постановлением №890.
Определением Советского районного суда Республики Крым от 31 марта 2022 года Министерству здравоохранения Республики Крым восстановлен срок на подачу апелляционной жалобы на решение Советского районного суда Республики Крым от 01 февраля 2022 года (т.1 л.д.224).
Определением Советского районного суда Республики Крым от 31 марта 2022 г. апелляционная жалоба ГБУЗ РК «Советская районная больница» на решение Советского районного суда Республики Крым от 01.02.2022 г. возвращена апеллянту, поскольку в установленный судом срок не все недостатки, указанные в определении суда об оставлении апелляционной жалобы без движения, были устранены (т.1 л.д.225).
В возражениях на апелляционную жалобу и.о. прокурора Советского района Республики Крым Р.Н.В. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, так как обжалуемое судебное постановление постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 01.06.2022 г. суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде 1 инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечено ГУП РК «Крым-фармация» (т.2 л.д.15-19).
14.07.2022 г. прокурор Советского района республики Крым в порядке ст. 39 ГПК РФ изменил исковые требования и просил взыскать с Министерства здравоохранения Республики Крым в пользу представителя несовершеннолетнего М.М.Э. оглы – А.С.Р. расходы на приобретение медицинских изделий в сумме 14091 руб., мотивируя свои требования тем, что ребенку-инвалиду по жизненным показаниям рекомендовано лечение медицинскими препаратами, введение которых возможно только с использованием медицинских изделий определенной модификации, обеспечивающей максимальную эффективность терапии, а именно: небулайзеры с возможностью замены каждые три месяца комплекта распылителя, трубок воздуховода, фильтра <данные изъяты> система – 1 шт. Поскольку указанными медицинскими изделиями ребенок обеспечен не был, законным представителем М.М.Э. оглы вынужденно приобретено за счет собственных средств:
- согласно кассового чека № от ДД.ММ.ГГГГ небулайзер <данные изъяты> - 2 шт. на сумму 3466 руб.;
- согласно кассового чека № от ДД.ММ.ГГГГ небулайзер <данные изъяты> - 1 шт. на сумму 1800 руб.;
- согласно кассового чека № от ДД.ММ.ГГГГ тренажер дыхания <данные изъяты> (вдох/выдох) – 2 шт. на сумму 2330 руб., небулайзерная камера <данные изъяты> BABY размер 3 – 1 шт. на сумму 2925 руб., небудайзерная камера <данные изъяты> - 2 шт. на сумму 3570 руб., всего на общую сумму 14091 руб., которую истец просил взыскать с Министерства здравоохранения Республики Крым в пользу А.С.Р.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор, действующий в интересах малолетнего ребенка-инвалида М.М.Э. оглы, исковые требования к ГБУЗ РК «Советская районная больница» не поддержал, поскольку указанное медицинское учреждение возложенные на него обязанности по назначению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, оформлению рецепта, информированию законного представителя больного ребенка об организации, осуществляющей отпуск лекарственных препаратов, выполнило. В части взыскания суммы убытков, подлежащих взысканию с Министерства здравоохранения республики Крым, прокурор увеличил требования до 22 342,20 руб., которые просил взыскать в пользу законного представителя несовершеннолетнего М.М.Э.-оглы – А.С.Р.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились:
- представитель ГБУЗ РК «Советская районная больница», о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще путем направления через организацию почтовой связи заказной корреспонденцией судебной повестки-извещения, которая адресатом получена ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовым уведомлением;
- представитель Министерства здравоохранения Республики Крым, о рассмотрении дела 18.07.2022 г. в 14:00 час. извещен надлежаще путем вручения судебной повестки-извещения ДД.ММ.ГГГГ, направленной заказной корреспонденцией;
- представитель третьего лица – Совета министров Республики Крым, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, судебная повестка-извещения, направленная через организацию почтовой связи вручена ДД.ММ.ГГГГ;
- представитель третьего лица – ГУП РК «Крым-Фармация», о времени и месте рассмотрения дела 18.07.2022 г. в 14:00 час. извещен надлежаще, о чем свидетельствует расписка (т.2 л.д.41).
Информация о назначении дела к рассмотрению судом апелляционной инстанции на 18,07.2022 г. на 14:00 час. опубликована заблаговременно 05.07.2022 г. на официальном сайте Верховного Суда Республики Крым в информационно-телекоммуникационной системе Интернет.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания и не известивших суд о причинах своей неявки.
Рассматривая дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, судебной коллегией установлены следующие обстоятельства.
Так, базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в силу статьи 4 которого охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации
Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 указанного Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Согласно ст. ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ "О государственной социальной помощи" инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения. Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с п. 1 ч. 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.
В силу ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации передан ряд полномочий Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К таким полномочиям отнесены организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, заключение по итогам размещения государственных контрактов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов, организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.
Из приведенных нормативных положений федерального законодательства следует, что одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относится оказание инвалидам, страдающим заболеваниями, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи без взимания платы лекарственными препаратами. При этом такие инвалиды подлежат обеспечению необходимыми им лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам бесплатно, вне зависимости от наименования и стоимости препарата. Обеспечение же лекарственными препаратами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, должно осуществляться на основе государственных контрактов, заключаемых уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с организациями, выигравшими в каждом конкретном субъекте Российской Федерации конкурс на заключение государственных контрактов на обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи. Организации, выигравшие конкурс на заключение государственных контрактов на поставку лекарственных препаратов в каждом конкретном субъекте Российской Федерации или иным способом уполномоченные субъектом Российской Федерации на реализацию лекарственных препаратов, осуществляют непосредствен-ное обеспечение граждан, имеющих право на получение социальной помощи, необходимыми им лекарственными препаратами, указанными в рецепте, выписанном врачом на бесплатной основе.
Частью 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ определено, что порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. №890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне. Указанным постановлением Правительства Российской Федерации установлено, что дети первых трех лет жизни и дети-инвалиды в возрасте до 18 лет обеспечиваются всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2018 г. №1416 (ред. от 26.06.2021 г.) утверждены «Правила организации обеспечения лекарственными препаратами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополиспхаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), Х (стюарта-Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей», в соответствии с которыми источником финансирования организации обеспечения больных лекарственными препаратами являются бюджетные ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете Министерству здравоохранения Российской Федерации и перечисляемые федеральному казенному учреждению "Федеральный центр планирования и организации лекарственного обеспечения граждан" (далее - Федеральный центр) для организации и проведения закупок лекарственных препаратов.
Право больного на обеспечение лекарственными препаратами возникает со дня включения сведений о нем в региональный сегмент Федерального регистра лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта - Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей (далее - Федеральный регистр).
В целях обеспечения больных лекарственными препаратами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляется назначение лекарственных препаратов и оформление рецептов на лекарственные препараты (п. 18. Правил).
При назначении больному лекарственных препаратов лечащий врач информирует его о возможности получения им соответствующих лекарственных препаратов без взимания платы в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 19. Правил).
В целях динамического наблюдения за больным и соблюдения периодичности посещения им медицинской организации лечащим врачом определяется количество лекарственного препарата, единовременно оформленного на рецептурном бланке в соответствии с рекомендованной среднесуточной курсовой дозой и сроком, назначенным для посещения (п. 20. Правил).
Медицинская организация предоставляет больному или его законному представителю информацию об организациях, расположенных в границах муниципального образования по месту жительства или месту пребывания (в случае если срок пребывания превышает 6 месяцев) больного и осуществляющих бесплатный отпуск лекарственных препаратов, назначенных лечащим врачом (п. 21 Правил).
После включения больного в региональный сегмент Федерального регистра назначение и отпуск ему или его законному представителю лекарственных препаратов осуществляется в срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня включения (п. 22 Правил).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 30 декабря 2020 года № 904 утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Крым на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, которая устанавливает перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также определяет порядок и условия предоставления медицинской помощи, критерии доступности и качества медицинской помощи.
В соответствии с п. 5.3 указанной Территориальной программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение закупки лекарственных препаратов, предназначенных для лечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта - Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей, по перечню лекарственных препаратов, сформированному в установленном порядке и утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Порядка обеспечения граждан лекарственными препаратами, а также медицинскими изделиями, включенными в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, лечебным питанием, в том числе специализированными продуктами лечебного питания, по назначению врача, а также донорской кровью и ее компонентами по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи с учетом видов, условий и форм оказания медицинской помощи, за исключением лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания (по желанию пациента) (Приложение 4 к Территориальной программе на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 годов) установлен перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, в котором под номером 9 указаны дети-инвалиды.
В соответствии с п.3 вышеуказанного Порядка лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для обеспечения отдельных категорий граждан закупаются за счет субвенций из федерального бюджета бюджету Республики Крым.
В соответствии с п.5 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года № 149, в сфере охраны здоровья граждан Министерство осуществляет полномочия, в частности, по разработке и реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя программу обязательного медицинского страхования; организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения Республики Крым от 15.02.2019 г. №215 утвержден «Порядок организации обеспечения лекарственными препаратами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, лиц после трансплантации органов и (или) тканей на территории Республики Крым" (далее Порядок №215).
Указанный Порядок №215 устанавливает процедуру ведения Регионального сегмента Федерального регистра больных по программе высокозатратных; формирования заявок на лекарственные препараты для медицинского применения, предназначенные для лечения заболеваний, включенных в программу высокозатратных нозологий; обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, предназначенными для лечения заболеваний, включенных в программу высокозатратных нозологий; учета лекарственных препаратов для медицинского применения, предназначенных для лечения заболеваний, включенных в программу высокозатратных нозологий.
В соответствии с Разделом 3 Порядка №215 Министерство здравоохранения Республики Крым является оператором информационной системы Регистратора на территории Республики Крым.
Министерство здравоохранения Республики Крым:
- не позднее 1 ноября текущего года предоставляет в Министерство здравоохранения Российской Федерации заявки на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения по форме, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, с приложением обоснований по их объему, а также перечень организаций, имеющих лицензию на осуществление медицинской и (или) фармацевтической деятельности (далее - организации-получатели), в целях поставки организациям-получателям лекарственных препаратов (п.3.2.1 Порядка №215);
- определяет потребность (объем поставки) в лекарственных препаратах с учетом клинических рекомендаций (протоколов лечения), среднекурсовой дозы лекарственного препарата, ежемесячной фактической потребности лиц, страдающих заболеваниями, включенными в программу высокозатратных нозологий, в соответствии со сведениями Регистра и необходимостью формирования запаса лекарственных препаратов на 15 месяцев (п.3.2.2 Порядка №215).
Министерство здравоохранения Российской Федерации в установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществляет закупку лекарственных препаратов с учетом решения комиссии в соответствии с объемами поставок лекарственных препаратов, утвержденных Министерством здравоохранения Республики Крым (п.3.2.4); в течение 10 рабочих дней со дня поступления акта приема-передачи принимает на учет лекарственные препараты и издает распорядительные акты о передаче лекарственных препаратов Министерству здравоохранения Республики, с указанием номенклатуры, количества и стоимости лекарственных препаратов.
Министерство здравоохранения Республики Крым на основании акта приема-передачи принимает на учет лекарственные препараты и в течение 5 рабочих дней со дня получения акта приема-передачи издает распорядительный акт о передаче лекарственных препаратов ГУП РК "Крым-Фармация" с указанием номенклатуры, количества и стоимости лекарственных препаратов в отношении каждой организации-получателя (п.3.27 Порядка №215).
Таким образом, на Министерство здравоохранения Республики Крым возложена обязанность по организации бесплатного обеспечения малолетнего М.М.Э.-оглы лекарственным препаратом «Гианеб» и изделиями медицинского назначения.
В соответствии с Порядком №215 на медицинскую организацию возложена обязанность по предоставлению больному или его законному представителю информации о возможности получения соответствующих лекарственных препаратов без взимания платы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (п.4.9 Порядка №215); об организациях, осуществляющих отпуск лекарственных препаратов, расположенных по месту жительства или месту пребывания больного и осуществляющих бесплатный отпуск лекарственных препаратов, назначенных лечащим врачом (п.4.7 Порядка №215). Лечащим врачом определяется количество лекарственного препарата, единовременно оформленного на рецептурном бланке, в соответствии с рекомендованной среднесуточной курсовой дозой и сроком, назначенным для посещения (п.4.10 Порядка №215). Лечащий врач (фельдшер) на основании рекомендации и разнарядки осуществляет выписку рецепта по международному непатентованному наименованию лекарственного препарата на рецептурном бланке по форме №148-1/у-06(л), утвержденной приказом Минздрава РФ от 20.12.2012 г. №1175н "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения", с указанием кода льготы, указанного в разнарядке (п.4.18 Порядка №215).
Из материалов дела следует, что малолетнему М.М.Э. оглы, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставлен диагноз: «<данные изъяты>», что подтверждается выпиской из медицинской карты (т.1 л.д.14-16). ДД.ММ.ГГГГ ребенку установлена инвалидность.
Согласно выписке из медицинской карты от ДД.ММ.ГГГГ специалистами отделения муковисцидоза ГБУЗ МО «Детский клинический многопрофильный центр Московской области» ребенку М.М.Э.-оглы рекомендованы ингаляции NaCl 7% с гиалуроновой кислотой по 3 мл 2 раза в день. Ребенку также показаны ингаляции через небулайзер. Оптимальным небулайзером для данного пациента является ингаляционный прибор с низкопоточным компрессором (уровень потока сжатого воздуха до 6 л/мин), с производительностью 450 мг/мин, снабженный системой контроля инспираторного потока и системой клапанов вдоха и выдоха, позволяющей сократить потери медикамента в окружающую среду, обеспечивающий максимальную эффективность терапии, приспособленный к химической и термической дезинфекции и автоклавированию. Небулайзер должен быть индивидуальный с возможностью замены каждые 3 месяца комплекта распылителя, трубки воздуховода и фильтра (т.1 л.д.14-16).
Врачебной комиссией ГБУЗ РК «Советская районная больница» (протокол от ДД.ММ.ГГГГ №) решено: М.М.Э.-оглы - заявка на 2022 год. Препарат назначен по жизненным показаниям на длительную терапию «NaCl 7% с гиалуроновой кислотой» по торговому наименованию «Гианеб» по 3 мл 2 раза в день с последующей кинезитерапией. По 1 небуле дважды в день, 60 небул в месяц, 780 небул в год – 26 коробок. Препарат «Гианеб» не входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 г. №2406-р и распоряжением Правительства РФ от 23.11.2020 г. №3073 (т.1 л.д.19-20).
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ персонифицированные данные М.М.Э.-оглы внесены в Единый реестр льготополучателей Крыма по программе РЛО, ОНЛП, ВЗН и в соответствии со ст.6.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» ребенок имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (т.1 л.д.43).
ДД.ММ.ГГГГ в Аптечном пункте № ГУП РК «Крым-Фармация» для ребенка-инвалида М.М.Э.-оглы его законным представителем А.С.Р., получено 3 упаковки лекарственного препарата «Гианеб», на ДД.ММ.ГГГГ пациент М.М.Э.-оглы не имеет выписанных необеспеченных и находящихся на отсроченном обеспечении рецептов (т.1 л.д.35,36-оборот-37).
Поскольку медицинская организация возложенные на нее Порядком организации обеспечения лекарственными препаратами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, лиц после трансплантации органов и (или) тканей на территории Республики Крым" (Порядок №215) обязанности по определению количества лекарственного препарата в соответствии с рекомендованной среднесуточной курсовой дозе, выписке рецепта, предоставлении необходимой информации об организации, осуществляющей отпуск лекарственного препарата, выполнила, судебная коллегия находит, что оснований для удовлетворения требований к ГБУЗ РК «Советская районная больница» не имеется, в связи с чем в этой части в иске следует отказать.
Вместе с тем, врачебной комиссией ГБУЗ РК «Советская районная больница» (протокол от ДД.ММ.ГГГГ №) установлено, что для проведения ингаляции ребенок-инвалид М.М.Э.-оглы нуждается в индивидуальном небулайзере с возможностью замены каждые 3 месяца комплекта распылителя, трубки воздуховода и фильтра. Оптимальным небулайзером для данного пациента является ингаляционный прибор с низкопоточным компрессором (уровень потока сжатого воздуха до 6 л/мин), с производительностью 450 мг/мин, снабженный системой контроля инспираторного потока и системой клапанов вдоха и выдоха, позволяющей сократить потери медикамента в окружающую среду, обеспечивающий максимальную эффективность терапии, приспособленный к химической и термической дезинфекции и автоклавированию. Данным требованиям отвечают медицинские изделия:
- <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> 1 шт. (т.1 л.д.63-64).
Указанными медицинскими изделиями, рекомендованными врачебной комиссией по жизненным показаниям, ребенок-инвалид М.М.Э.-оглы обеспечен не был, что нарушает его право на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи. При этом судебная коллегия исходит из того, что обеспечение ребенка лекарственным препаратом «Гианеб» подразумевает, в том числе, и обеспечение расходными материалами к данному лекарственному препарату, поскольку по медицинским показаниям малолетнему М.М.Э.-оглы рекомендованы ингаляции через небулайзер определенного типа, с низкопоточным компрессором, проведение которых без ингаляционного оборудования и расходных материалов к нему само по себе невозможно.
А.С.Р. - законным представителем ребенка-инвалида - за счет собственных средств были приобретены:
- по кассовому чеку от ДД.ММ.ГГГГ - небулайзер <данные изъяты> (заменный) на сумму 1800 руб.;
- по кассовому чеку от ДД.ММ.ГГГГ - 3 небулайзера <данные изъяты> Junior (заменных) по цене по 1840 руб. на общую сумму 5520 руб.;
- по кассовому чеку от ДД.ММ.ГГГГ - 2 небулайзера <данные изъяты> (заменных) по цене по 1766 руб. на общую сумму 3466 руб.;
- по товарному чеку № от ДД.ММ.ГГГГ - силиконовые маски 2 шт. по цене 1600 руб. на общую сумму 3200 руб.; маска Бэби из силикона размер 3 с переходником 2 шт. по цене 1369 руб. на общую сумму 2738 руб.; комплект ежегодной замены к ингалятору Pari BOY SX (в составе: небулайзер <данные изъяты> годовой комплект (с синей и красной насадкой) дыхательный тренажер PARI PEP S) стоимостью 2380 руб., всего на сумму с учетом стоимости доставки 300 руб. – 8618 руб.;
- по кассовому чеку № от ДД.ММ.ГГГГ – 2 тренажера дыхания <данные изъяты> (вдох/выдох) по цене 1165 руб. на сумму 2330 руб.; небулайзерная камера <данные изъяты> размер 3 стоимостью 2925 руб.; 2 небулайзерные камеры PARI LС SPRINT Junior год. комплект по цене 1785 руб. на общую сумме 3570 руб., всего по чеку на сумму 8825 руб.;
- по товарному чеку № от ДД.ММ.ГГГГ – 2 силиконовые маски по цене 1400 руб., на общую сумму 2800 руб., а с учетом стоимости доставки 300 руб. на сумму 3100 руб.
По вышеуказанным платежным документам А.С.Р. приобретено медицинских изделий по жизненным показаниям для ребенка-инвалида М.М.Э.-оглы на общую сумму 31 329 руб. (в том числе небулайзеров в количестве 9 штук, тренажеров дыхания – в количестве 3 штук).
Вместе с тем, статьей 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ "О государственной социальной помощи" установлено, что бесплатное обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года №61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", осуществляется по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями - по рецептам на медицинские изделия.
В соответствии с протоколом от ДД.ММ.ГГГГ № врачебной комиссии ГБУЗ РК «Советская районная больница» ребенку-инвалиду М.М.Э.-оглы рекомендовано для проведения ингаляций небулайзер Pari Junior BOY SX - 2 шт., небулайзер PARI LC SPRINT Junior -2 шт., небулайзер PARI LС SPRINT BABY размер 3-2 шт., тренажер дыхания PARI PEP S - 1 шт., в связи с чем взыскание стоимости сверх рекомендованного количества медицинских изделий противоречит требованиям действующего законодательства.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия, установив совокупность юридически значимых обстоятельств, а именно: наличие у ребенка М.М.Э.-оглы, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заболевания <данные изъяты>; наличие у ребенка-инвалида права на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями; неполучение ребенком необходимых ему по жизненным показаниям медицинских изделий, рекомендованных врачебной комиссией; вину Минздрава здравоохранения Республики Крым, не обеспечившего ребенка необходимыми медицинскими изделиями, и наступившими в результате такого бездействия ответчика последствиями – приобретение необходимых для лечения ребенка-инвалида медицинских изделий законным представителем ребенка за счет собственных средств, находит иск прокурора подлежащим удовлетворению.
Так, в соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Судом апелляционной инстанции установлено, что законными представителями малолетнего ребенка-инвалида М.М.Э.-оглы согласно платежным документам за счет собственных средств приобретено небулайзеров рекомендованной врачебной комиссией модификации в количестве 9 шт. по различным ценам за одно медицинское изделие, что превышает количество медицинских изделий, указанных в рецепте врачебной комиссии – 6 шт.
Поскольку между сторонами сложились правоотношения по возмещению причиненных убытков, судебная коллегия, определяя их размер, подлежащий возмещению, исходит из нижеследующего:
- законными представителя ребенка-инвалида М.М.Э.-оглы небулазеры приобретались по цене 1800 руб.,1840 руб., 1766 руб., 1785 руб., 2925 руб. за 1 шт. (т.2 л.д.32-36). Таким образом, средняя цена одного небулайзера составляет 2023,20 руб. (1800 руб. + 1840 руб. + 1766 руб. + 1785 руб. + 2925 руб. = 10116 руб. : 5 шт.)
Врачебной комиссией ребенку рекомендовано 6 небулайзеров, в связи с чем исходя из средней стоимости 1 небулайзера, взысканию в пользу истца подлежит 12 139,20 руб. (2023,20 руб. х 6 шт.).
Также по рецепту врачебной комиссии М.М.Э.-оглы рекомендован тренажер дыхания PARI PEP S – 1 шт., который приобретен родителями ребенка за 1165 руб.
Стоимость расходных материалов, которые в соответствии с рекомендаци░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ 3 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░:
- ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 2 ░░. – ░░ ░░░░░ 3200 ░░░., ░░░░░ ░░░░ 3 ░ ░░░░░░░░░░░░ 2 ░░. ░░ ░░░░░ 2738 ░░░.;
- ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 2 ░░. ░░ ░░░░░ 2800 ░░░., ░░░░░░░░ 300 ░░░., ░░░░░ ░░ ░░░░░ 3100 ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░ ░.░.░.-░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ 22 342,20 ░░░. (12 139,20 ░░░. + 1165 ░░░. + 3200 ░░░. + 2738 ░░░. + 3100 ░░░.), ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░.░.░. – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 31.12.2018 ░. №3053-░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ №890, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░.
░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 21.11.2011 ░. №323-░░ «░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░.░., ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 30.07.1994 ░. №890 «░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» (░ ░░░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 21.09.2000 ░. №707) ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░ ░░ 6 ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░-░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ 18 ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░.░.-░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 327, 327.1, 328, 329, 330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░,
░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░.░. ░░░░ - ░.░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 22 342,20 ░░░.
░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░ ░.░.