УИД: 11RS0001-01-2022-016219-98
Дело № 2-11120/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Баженовой Т.С.,
при секретаре Гейнерт К.А.,
с участием представителя ответчика Фроловой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре Республики Коми 15 ноября 2022 года гражданское дело по иску Ворсиной Родики Афанасьевны в интересах несовершеннолетнего Я. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми о признании решения незаконным, возложении обязанности назначить ежемесячные денежные выплаты,
установил:
Ворсина Р.А., действующая в интересах несовершеннолетнего Я., ** ** ** года рождения, обратилась в суд к ГУ-ОПФР по Республике Коми с иском о признании решения № 73830/22 от 05.04.2022 незаконным, возложении обязанности назначить Я. ежемесячные денежные выплаты в соответствии с пунктом 9 статьи 27.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», указав в обоснование, что данный Закон предусматривает осуществление социальной защиты не только граждан, которые непосредственно подвергались радиационному воздействию, но и их детей первого и последующего поколений.
В судебном заседании представитель ответчика иск не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Истец в судебное заседание не явилась, извещалась судом о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом по адресу, указанному в исковом заявлении, судебная корреспонденция возвращена в адрес суда с отметкой почтового отделения об истечении срока его хранения.
Пунктом 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Как разъяснено в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
При изложенных обстоятельствах, истец считается извещенной о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела и, оценив в совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации все представленные суду доказательства, суд находит требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Установлено, что Н., ** ** ** года рождения, является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Я., ** ** ** года рождения, является внуком Н. (родителями Я. являются С. (сын Н..) и Ворсина Р.А.).
02.04.2022 Ворсина Р.А., как законный представитель Я. ** ** ** года рождения, обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты несовершеннолетнему, как внуку ликвидатора аварии на ЧАЭС, в соответствии с пунктом 9 статьи 27.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС».
Решением ГУ-ОПФР по Республике Коми от 05.04.2022 № 73830/22, отказано в назначении денежной выплаты Я., ** ** ** года рождения, в связи с непредставлением оформленного на С. (отца Я. и сына Н. удостоверения, подтверждающего его принадлежность к числу граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, поскольку необходимым условием для приобретения права на ЕДВ детьми второго поколения (внуками), является факт радиоактивного облучения вследствие Чернобыльской катастрофы одного из родителей ребенка.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон) отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих данному закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними.
Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы (статья 1).
Как следует из положений статьи 3 названного Закона гражданам гарантируются возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 13 Закона, к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона, отнесены двенадцать категорий граждан, в число которых входят в том числе: граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (пункт 1); инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы (пункт 2); граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 г. лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений (пункт 3); граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития (пункт 6).
Законом для каждой категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе их детей, родившихся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы указанных граждан, предусмотрены соответствующие меры социальной поддержки исходя из степени риска вследствие их проживания и работы на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, определяемому в зависимости от радиационной обстановки и ее влияния на здоровье людей.
Таким образом, Законом установлен дифференцированный подход к определению объема предоставляемых мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
По смыслу положений части четвертой статьи 15 и части одиннадцатой статьи 24 Закона, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выдаются соответствующие удостоверения, подтверждающие их статус, установленный им в соответствии с частью первой статьи 13 данного закона, и право на меры социальной поддержки.
Гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов; гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 Закона, имеющим право на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом, выдаются специальные удостоверения единого образца.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 27.1 вышеуказанного Закона, право на ежемесячную денежную выплату имеют дети и подростки в возрасте до 18 лет, проживающие в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение, эвакуированные и переселенные из зон отчуждения, отселения, проживания с правом на отселение, включая тех, которые на день эвакуации находились во внутриутробном состоянии, а также дети первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 данного Закона, родившиеся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.2021 № 54-П «По делу о проверке конституционности пункта 9 части первой статьи 27.1 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с жалобой гражданки А.Н. Меджидовой», пункт 9 части первой статьи 27.1 Закона Российской Федерации «"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2) и 42, в той мере, в какой данное положение в силу неопределенности нормативного содержания, порождающей на практике неоднозначное его истолкование, допускает в системе действующего правового регулирования различный подход к решению вопроса о праве внуков граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 данного Закона, на ежемесячную денежную выплату.
Федеральному законодателю предписано исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в данном Постановлении, принять меры по устранению неопределенности нормативного содержания пункта 9 части первой статьи 27.1 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Впредь до внесения соответствующих изменений в действующее правовое регулирование ежемесячная денежная выплата на основании пункта 9 части первой статьи 27.1 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» детям второго поколения (внукам) граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 данного Закона, подлежит назначению при условии подтверждения факта радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей таких детей.
После вступления в силу соответствующих изменений вопрос о назначении ежемесячной денежной выплаты детям второго поколения (внукам) граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», решается на их основании.
Назначенная детям второго поколения (внукам) граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», до вступления в силу данного Постановления ежемесячная денежная выплата продолжает выплачиваться до наступления оснований прекращения ее выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, исковые требования Ворсиной А.Р., действующей в интересах Я., основаны на истолковании положений пункта 9 части первой статьи 27.1 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», расходящимся с истолкованием названных положений, данным Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 23.12.2021 № 54-П.
Положения пункта 9 части первой статьи 27.1 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в соответствии с конституционным принципом равенства граждан перед законом обусловливают право детей второго и последующих поколений указанных граждан на получение мер социальной поддержки обязательным наличием радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей.
Истолкование названных положений Закона в пользу предоставления права на меры социальной поддержки неограниченному кругу детей вне зависимости от риска причинения вреда вследствие радиоактивного облучения в результате чернобыльской катастрофы их родителей не соответствует самой концепции Закона № 1244-1.
В силу части 5 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», с момента вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации, которым нормативный акт или отдельные его положения признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, либо постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании нормативного акта либо отдельных его положений соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании не допускается применение либо реализация каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений, признанных таким постановлением Конституционного Суда Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, равно как и применение либо реализация каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом Российской Федерации в этом постановлении истолкованием. Суды общей юрисдикции, арбитражные суды при рассмотрении дел после вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации (включая дела, производство по которым возбуждено и решения предшествующих судебных инстанций состоялись до вступления в силу этого постановления Конституционного Суда Российской Федерации) не вправе руководствоваться нормативным актом или отдельными его положениями, признанными этим постановлением Конституционного Суда Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, либо применять нормативный акт или отдельные его положения в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом Российской Федерации в этом постановлении истолкованием.
Учитывая изложенное, и принимая во внимание, что факт радиоактивного облучения одного из родителей несовершеннолетнего Я. не подтвержден: соответствующих доказательств истцом ни в пенсионный орган, ни суду в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено, правовых оснований для признания незаконным решения ГУ-ОПФР по Республике Коми № 73830/22 от 05.04.2022, возложении обязанности назначить Я. ежемесячные денежные выплаты в соответствии с пунктом 9 статьи 27.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не имеется, в удовлетворении рассматриваемых исковых требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Ворсиной Родики Афанасьевны (...) в интересах несовершеннолетнего Я. (...) к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми (ИНН 1101471400, ОГРН 1021100513774) о признании решения незаконным, возложении обязанности назначить ежемесячные денежные выплаты отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 15 ноября 2022 года.
Председательствующий Т.С. Баженова