Решение по делу № 2а-690/2020 от 29.09.2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 2а-690/2020

УИД № 24RS0006-01-2020-000874-18

21 декабря 2020 года                                                        г. Боготол

Боготольский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи       Кирдяпиной Н.Г.,

при ведении протокола помощником судьи Никифоровой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 4 по Красноярскому краю к Томащук А.А. о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии, на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, пени,

в отсутствие:

представителя административного истца Межрайонной ИФНС России № 4 по Красноярскому краю,

административного ответчика Томащук А.А.,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 4 по Красноярскому краю обратилась в суд с административным иском к Томащук А.А., в котором просила суд взыскать с административного ответчика денежные средства в сумме 36328,59 рублей, из них: страховые взносы за 2019 год на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части пенсии в сумме 29354 рубля, на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 6884 рубля; пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой части пенсии в сумме 73,38 рубля, на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в сумме 17,21 рублей.

Требования мотивированы тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Томащук А.А. была зарегистрирована в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя и, как следствие, в силу положений ст. 419, 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации являлась плательщиком страховых взносов.

В обоснование требований административный истец также указывает, что налоговым органом Томащук А.А. начислены страховые взносы за 2019 год на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой части пенсии, на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в общей сумме 36238 руб. по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку в установленный законом срок страховые взносы административным ответчиком уплачены не были, ответчику за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислены пени за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в сумме 73,38 руб., на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в сумме 17,21 руб., налоговым органом в адрес должника направлены требования об уплате страховых взносов и пеней, однако, в установленные сроки задолженность не оплачена. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании с Томащук А.А. задолженности по вышеуказанным страховым взносам и пеням, который в связи с поступлением от ответчика возражений определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ был отменен.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 4 по Красноярскому краю для участия в судебном заседании не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, в исковом заявлении содержится ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

Административный ответчик Томащук А.А. для участия в судебном заседании не явилась, судебные извещения о дате, времени и месте рассмотрения административного дела, направленные судом по указанному в административном иске адресу места жительства, совпадающему с адресом регистрации по месту жительства, что подтверждается адресной справкой, представленной по запросу суда, возвращены в суд по истечении срока хранения.

В силу положений ст. 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» по смыслу п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю.

Риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя несет гражданин. Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Изложенные правила подлежат применению, в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, регламентируя судебный процесс, наряду с правами его участников предполагает наличие у них определенных обязанностей, в том числе обязанности добросовестно пользоваться своими правами (ст. 45 КАС РФ), что означает, что реализация права на судебную защиту одних участников процесса не должна ставиться в зависимость от исполнения либо неисполнения своих прав и обязанностей другими участниками процесса.

С учетом приведенных выше норм права, суд признает административного ответчика извещенным надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.

В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте его рассмотрения, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Суд, изучив и исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, исходит из следующего.

В силу положений ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы, за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ст. 23 НК РФ).

Контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов осуществляют налоговые органы (п. 1 ст. 30 НК РФ), которые в силу пп. 9 п. 1 ст. 31 НК РФ в порядке ч. 1 ст. 286 КАС РФ полномочны взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 419, 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели.

Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 № 211-О, предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе, обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов.

При этом приобретение статуса индивидуального предпринимателя в силу действующего законодательства определяется наличием регистрации в соответствующем едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, а утрата статуса - исключением из такого реестра (ст.ст.22.1-22.3 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.

Учитывая, что указанные лица вправе в любой момент в заявительном порядке прекратить статус индивидуального предпринимателя и, соответственно, снять с себя обязанность по дальнейшей уплате указанных взносов, факт осуществления или неосуществления предпринимательской деятельности индивидуальными предпринимателями, равно как и результат предпринимательской деятельности - получение дохода либо его неполучение (по любым причинам) не влияют на обязанность по уплате страховых взносов.

Следовательно, обязанность индивидуального предпринимателя уплачивать страховые взносы не ставится в зависимость от факта ведения им предпринимательской деятельности и получения дохода. Обязательство по уплате страховых взносов возникает в силу закона и не изменяется из-за отсутствия денежных средств (дохода) у предпринимателя.

Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 44 НК РФ).

Как следует из материалов дела, административный ответчик Томащук А.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась индивидуальным предпринимателем, а значит, обязана была за указанный период платить страховые взносы и законом установленные налоги.

Правовые отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов с 2017 года регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации.

Под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования (п. 3 ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу положений ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели.

По правилам п. 1 ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации (абз. 2 п. 2 ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации).

Следовательно, не позднее ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик Томащук А.А. обязана была уплатить страховые взносы за 2019 год в полном объеме, в том числе: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии в сумме 29354 руб., на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в сумме 6884 руб. Однако, страховые взносы административным ответчиком уплачены не были.

Оснований для освобождения административного ответчика, как индивидуального предпринимателя, зарегистрировавшего свою деятельность, от уплаты названных выше установленных законом страховых взносов не имеется. Доказательств существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ли бы Томащук А.А. обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, суду не представлено.

Данную обязанность по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды плательщик обязан исполнить самостоятельно в установленный законом срок (п. 1 ст. 45 НК РФ).

Исполнение обязанности по уплате налогов, страховых взносов обеспечивается пенями, которые в порядке п. 1 ст. 72 Налогового кодекса Российской Федерации являются не только способом обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов, но и дополнительной обязанностью налогоплательщика.

Поскольку суммы страховых взносов административным ответчиком не были уплачены в установленный законодательством о налогах и сборах срок, Томащук А.А. начислены пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой части пенсии в сумме 73,38 руб., на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в сумме 17,21 руб.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате страховых взносов, налогов, пени является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования (абз. 3 п. 1ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

В связи с этим, в порядке ст. 69 Налогового Кодекса РФ налоговым органом в адрес Томащук А.А. направлено требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9) об уплате страховых взносов, налогов и пеней с установленным сроком добровольного исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, задолженность по страховым взносам, пени административным ответчиком Томащук А.А. уплачена не была, в связи с чем Межрайонная ИФНС России № 4 по Красноярскому краю обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа (л.д. 45), ДД.ММ.ГГГГ налоговому органу выдан судебный приказ . (л.д. 43).

Поскольку от должника Томащук А.А. поступили письменные возражения относительно исполнения судебного приказа, определением мирового судьи судебного участка № 11 в г.Боготоле и Боготольском районе Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ.2019 (л.д. 57) судебный приказ . был отменен, взыскателю разъяснено право на предъявление требования о взыскании задолженности в порядке, установленном главой 32 КАС РФ.

Однако, до настоящего времени задолженность по страховым взносам, пени административным ответчиком не уплачена, что послужило основанием для обращения ДД.ММ.ГГГГ МИФНС России № 4 по Красноярскому краю в Боготольский районный суд с административным исковым заявлением в порядке главы 32 КАС РФ (л.д. 23).

С учетом приведенных выше обстоятельств, порядок принудительного взыскания с Томащук А.А. налоговым органом соблюден, основания его взыскания с административного ответчика подтверждены документально, установленный ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок обращения в суд с административным иском административным истцом не пропущен.

Суд, проверив представленные административным истцом расчеты задолженности по страховым взносам и пени, находит их верными, данных о том, что административным ответчиком уплачена данная задолженность или о том, что размер задолженности является завышенным, произведен без учета внесенных административным ответчиком платежей, в материалах дела не содержится.

Оснований не согласиться с представленным расчетом у суда не имеется, доказательств обратного в ходе судебного разбирательства по делу административным ответчиком суду не представлено. Административный ответчик данный расчет не оспорил, сумму задолженности не опровергла, контррасчет по административному иску не представила, доказательств надлежащего исполнения возложенной на нее в силу закона обязанности по уплате страховых взносов, налогов, не представила, в связи с чем административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 4 по Красноярскому краю являются обоснованными.

При таких обстоятельствах, административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 4 по Красноярскому краю к Томащук А.А. о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии, на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, пени подлежат удовлетворению.

В силу положений п. 1 ст. 114 КАС РФ, п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ, с учетом разъяснений, изложенных в абз. 2 п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в местный бюджет.

Поскольку при подаче административного иска административный истец был освобожден от уплаты госпошлины, которая согласно ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, исходя из требований имущественного характера, составит 1289,86 рублей, то с учетом удовлетворения исковых требований в полном объеме, госпошлина подлежит взысканию с административного ответчика в доход местного бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 4 по Красноярскому краю к Томащук А.А. о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии, на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, пени удовлетворить.

Взыскать с Томащук А.А., зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 4 по Красноярскому краю денежные средства в сумме 36328,59 рублей, из них:

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части пенсии за 2019 год в сумме 29354 рубля, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 73,38 рубля;

страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2019 год в сумме 6884 рубля, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 17,21 рублей.

Взыскать с Томащук А.А. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1289,86 рублей.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Боготольский районный суд Красноярского края в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                       Н.Г. Кирдяпина

Резолютивная часть решения объявлена         21.12.2020

Мотивированное решение составлено             25.12.2020

2а-690/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
МИ ФНС России № 4 по Красноярскому краю (Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Красноярскому краю)
Ответчики
Томащук Анна Александровна
Другие
Устинова Ольга Викторовна
Суд
Боготольский районный суд Красноярского края
Судья
Кирдяпина Наталья Григорьевна
Дело на странице суда
bogotol.krk.sudrf.ru
29.09.2020Регистрация административного искового заявления
29.09.2020Передача материалов судье
01.10.2020Решение вопроса о принятии к производству
01.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.10.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.11.2020Предварительное судебное заседание
21.12.2020Судебное заседание
25.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.01.2021Дело оформлено
21.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее