Дело №12-192/16
РЕШЕНИЕ
15 августа 2016 года г. Саратов
Судья Фрунзенского районного суда г. Саратова Негласон А. А.
при секретаре Сакаевой А. С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя ЖСК «Универсал» Волкова А. И. на постановление государственного инспектора труда в Саратовской области Пахомова А.С. № № о признании ЖСК «Универсал» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил :
Постановлением государственного инспектора труда в Саратовской области Пахомова А.С. № от ДД.ММ.ГГГГ ЖСК «Универсал» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 90000 рублей.
Не согласившись с постановлением, представитель ЖСК «Универсал» обратился в суд с жалобой о его отмене, по тем основаниям, что при проведении проверки в ЖСК «Универсал» инспекцией было установлено, что трудовые договоры, заключенные с должностными лицами кооператива не содержат условий труда на рабочем месте. Условия труда - это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (ч. 2 ст. 209 ТК РФ). В соответствии со ст. 3 Федерального Закона «О специальной оценке условий труда», специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По условиям ФЗ № оценка условий труда производится специализированной организацией. В ЖСК «Универсал» оценка условий труда проведена ДД.ММ.ГГГГг. по результатам которой выдан отчет. Считает, что только после проведения оценки условий труда у работодателя возникает обязанность по приведению условий трудового договора в соответствии с требованиями, установленные ст. 57 ТК РФ.
В соответствии со ст. 57 ТК РФ если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.
ДД.ММ.ГГГГг. ЖСК «Универсал» со всеми работниками заключил дополнительные соглашения к трудовым договорам с дополнением условий труда на рабочем месте.
Более того, условия труда на рабочем месте отражены в трудовых договорах со штатным персоналом ЖСК «Универсал» в п. 1.8. Кроме того, при проведении проверки установлено, что экземпляр трудового договора, заключенный между работодателем и председателем ЖСК "Универсал" не содержит отметки о получении экземпляра договора работником. В ЖСК «Универсал» хранился экземпляр работника, а у работника - экземпляр работодателя. Указанные обстоятельства были устранены при проведении проверки.
Помимо этого, частью 1 статьи 4.1.1. КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Критерии отнесения юридического лица к субъекту малого и среднего предпринимательства установлены ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
В соответствии с постановлением Правительства Российской федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" установлены предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируемого по всем осуществляемым видам деятельности и применяемого по всем налоговым режимам, для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства: микропредприятия - 120 млн. рублей; малые предприятия - 800 млн. рублей; средние предприятия - 2 млрд. рублей.
В соответствии с уставом ЖСК «Универсал» является некоммерческой организацией, штатная численность утверждена решением правления ЖСК «Универсал» от ДД.ММ.ГГГГ и составляет 9 человек. В соответствии с бухгалтерским балансом за 2015г. доход кооператива от осуществления деятельности составил 266 рублей. Из указанного следует, что ЖСК «Универсал» является субъектом малого и среднего предпринимательства. В соответствии с ч. 1, 2 ст. 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
В судебном заседании представители ЖСК «Универсал» поддержали доводы жалобы.
Государственный инспектор труда в Саратовской области Пахомов А.С. и представитель инспекции возражали против удовлетворения жалобы, полагали, что факты нарушения трудового законодательства нашли свое подтверждение в судебном заседании, при этом, ЖСК «Универсал» не является субъектом малого или среднего предпринимательства.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
На основании ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно положений ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждения за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно положений ст. 362 ТК РФ руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели - физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами (ст. 419 ТК РФ).
В судебном заседании установлено, что Государственной инспекцией труда в Саратовской области в период времени с 21.03.2016г. по 22.03.2016г. проведена документарная внеплановая проверка в отношении ЖСК «Универсал», в ходе которой установлено, что в нарушении п. 8 ч. 2 ст. 57 ТК РФ на момент проверки в трудовом договоре № от 2016 г. с Волковым А.И. не указаны условия труда на рабочем месте согласно карте специальной оценки условий труда. В нарушении ст. 67 ТК РФ на момент проверки в трудовом договоре № от 23.01.2016г. с Волковым А.И. отсутствует подпись подтверждающая получение второго экземпляра. В нарушении п. 8 ч. 2 ст. 57 ТК РФ на момент проверки в трудовом договоре № от ДД.ММ.ГГГГ с Абрамовой Е.А. не указаны условия труда на рабочем месте согласно карте специальной оценки условий труда. В нарушении п. 8 ч. 2 ст. 57 ТК РФ на момент проверки в трудовом договоре № от ДД.ММ.ГГГГ с Левиной А.В. не указаны условия труда на рабочем месте согласно карте специальной оценки условий труда.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Согласно ст. 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» с ДД.ММ.ГГГГ в ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса РФ введено новое правило, согласно которому включение в трудовой договор сведений об условиях труда на рабочем месте является обязательным.
Положениями ч. 3 ст. 57 ТК РФ предусмотрено, что если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, то трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.
В соответствии с ч. 2 ст. 209 ТК РФ понятие «условия труда» объединяет совокупность факторов трудового процесса и производственной среды, которые влияют на работоспособность и здоровье работника.
Так, согласно ст. 14 ФЗ «О специальной оценке условий труда» условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда. Исходя из смысла принятых изменений в трудовом законодательстве с ДД.ММ.ГГГГ условия труда на рабочем месте должны соответствовать требованиям действующего законодательства в сфере охраны труда, поэтому и прописываться они должны в соответствии с законодательством.
Следовательно, для определения условий труда на рабочем месте должна быть проведена специальная оценка условий труда.
Нарушением норм трудового законодательства явилось отсутствие в трудовых договорах обязательного условия для включения в трудовой договор - условий труда на рабочем месте согласно карте специальной оценки условий труда, что является нарушением требований ч.2 абз.8 ст. 57 Трудового кодекса РФ и отсутствие подтверждения факта вручения второго экземпляра трудового договора работнику.
Факт совершения ЖСК «Универсал» административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ, и его вина подтверждаются совокупностью доказательств, полученных в соответствии с требованиями КоАП РФ и исследованными в судебном заседании, а именно: протоколом об административном правонарушении актом проверки, предписанием.
Согласно ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
При этом, ЖСК «Универсал» не является субъектом среднего либо малого предпринимательства, поскольку в соответствии со ст. 110 ЖК РФ указанное юридическое лицо является некоммерческой организацией, доказательств, подтверждающих систематическое получение прибыли в результате предпринимательской деятельности в суд представлено не было.
Однако, при назначении административного наказания должностным лицом не было учтено, что ЖСК «Универсал» является некоммерческой организацией, прибыли от ведения предпринимательской деятельности не имеет, большая часть нарушений устранена при проверке, тяжких последствий в результате нарушения норм трудового законодательства не наступило, впервые привлекается к административной ответственности, что следует отнести к смягчающим ответственность обстоятельствам (ст. 4.2 КоАП РФ), отягчающих ответственность обстоятельств по делу не установлено, в связи с чем, судья полает возможным изменить назначенное наказание, снизив размер штрафа до 50000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 4.2, п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил :
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. № ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 3 ░░. 5.27 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ 90 000 ░░░░░░ ░░ 50 000 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░