Дело №12-450/2019

РЕШЕНИЕ

г. Калининград 09 декабря 2019 года

    Судья Ленинградского районного суда г.Калининграда (г.Калининград, ул.А.Невского, 29) Подушкин О.В., при секретаре Антошиной В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Открытого Акционерного Общества «Первыйхлебозавод» на постановление начальника отдела федерального государственного экологического надзора и лицензионного контроля Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калининградской области – старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Калининградской области Шукшиной М. С. от 10.06.2019 №04-276-2019,

УСТАНОВИЛ:

    ОАО «Первый хлебозавод» обратилось в суд с жалобой на постановление начальника отдела федерального государственного экологического надзора и лицензионного контроля Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калининградской области – старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Калининградской области Шукшиной М.С. от 10.06.2019 №04-276-2019, указав, что оспариваемым постановлением Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей. Заявитель полагает постановление незаконным и подлежащим отмене по тем основаниям, что ОАО «Первый хлебозавод» был заключен договор с ГП КО «ЕСОО» на обезвреживание отходов III класса опасности № 464/о от 19.06.2017, а именно отходов отработанных масел. 08.09.2017 Управлением для ГП КО «ЕСОО» была выдана переоформленная лицензия № (39) - 4360 - СТУРБ на деятельность по сбору, транспортированию, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов III - IV классов опасности, в том числе на выполнение работ по сбору и обезвреживанию отработанных масел, действующая бессрочно. До 08.09.2017 ГП КО «ЕСОО» осуществлял деятельность по обращению с отходами на основании лицензии №39-00082 от 26.02.2016, также действовавшей бессрочно. Вместе с тем действия ОАО «Первый хлебозавод» были квалифицированы Управлением как нарушение требований действующего законодательства по обращению с отходами производства и потребления. По мнению Управления, из смысла пунктов 3.8.3, 3.8.1 «ТР ТС 030/2012. Технический регламент Таможенного союза. О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям» следует, что отходы отработанных масел и их смеси запрещается обезвреживать; данные отходы подлежат лишь переработке (утилизации). Пунктом 3.8.3 Технического регламента установлены запреты при обращении с отработанными смазочными материалами, отработанными маслами и отработанными специальными жидкостями, утратившими эксплуатационные свойства, в том числе слитые из рабочих систем, классифицируемые как отходы и подлежащие переработке (утилизации) с целью получения смазочных материалов, масел и специальных жидкостей (далее - отработанная продукция). В число запретов входят сброс (слив) в водоемы, на почву и в канализационные сети общего пользования; вывоз на полигоны для бытовых и промышленных отходов с последующим захоронением: смешение с нефтью (газовым конденсатом), бензином, керосином, топливом (дизельным, судовым, котельно-печным, мазутом) с целью получения топлива, предназначенного для энергетических установок, за исключением случаев, разрешенных компетентными органами государств-членов Таможенного союза в области природопользования и охраны окружающей среды; смешение с продукцией, содержащей галогенорганические соединения; применение в качестве антиадгезионных материалов и средств для пропитки строительных материалов.

Таким образом, в перечне запретов, установленных пунктом 3.8.3 Технического регламента, отсутствует запрет на сжигание отходов отработанных масел и их смесей на специализированных установка, то есть обезвреживание, которое осуществлялось в рассматриваемом случае ГП КО «ЕСОО». Также полагает, что Управлением допущено неверное толкование действующего законодательства и необоснованное привлечение Заявителя к административной ответственности. Технический регламент был принят Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июля 2012 года №59 и вступил в силу с 01 марта 2014 года. Положения Технического регламента не раскрывают понятие «обращение отработанной продукции», указывая лишь на то, что это «этапы сбора и переработки (утилизации) отработанной продукции». В свою очередь согласно Техническому регламенту, переработка (утилизация) отработанной продукции - процессы завершения жизненного цикла отработанной продукции с целью получения новой продукции. Вместе с тем, в Федеральном законе от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции действующей на момент вступления в силу Технического регламента) было указано, что обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. При этом понятие «утилизация» было введено в действие в вышеуказанном федеральным законе лишь с 01 января 2015 года. Согласно действующей редакции Закона № 89-ФЗ, обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Также и в соответствии с положениями ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. 01 мая 2018 года был введен в действие Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 57703-2017 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Ликвидация отработанных нефтепродуктов» (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 сентября 2017 года № 1207-ст). Данный Национальный стандарт был разработан с учетом действующего федерального и международного законодательства, в том числе с учетом положений Технического регламента. В соответствии с п. 3.8 Национального стандарта, утилизация предполагает использование продукции после снятия ее с эксплуатации, а также отходов на последнем этапе их технологического цикла при избавлении от них с осуществлением обезвреживания, промышленной переработки и (или) вторичного использования сырья, веществ и материалов. Таким образом, вышеуказанный Национальный стандарт внес разъяснения в части трактования процесса переработки (утилизации), применяемого в Техническом регламенте. Кроме того Национальный стандарт дает определение «Обезвреживанию отработанных нефтепродуктов» - сжигание отработанных нефтепродуктов или нефтепродуктов, непригодных для переработки, в целях исключения возможности их дальнейшего использования и предотвращения или снижения антропогенной нагрузки на окружающую среду (Таблица А. 1 Национального стандарта). Следовательно полагает, что при применении Технического регламента следует учитывать, что запрет в части обращения с отработанной продукцией распространяется лишь на один вид обращения с отходами из установленных в Законе №89-ФЗ, а именно на захоронение отходов. Также запрет распространяется на сброс в водные объекты, рельеф и отдельные способы утилизации. Статьей 1 Технического регламента определено, что данный документ применим не ко всем отработанным маслами, а лишь к отработанной продукции. Согласно статье 2 Технического регламента отработанная продукция - это отработанные смазочные материалы, отработанные масла и отработанные специальные жидкости, утратившие эксплуатационное свойства, в том числе слитые из рабочих систем, классифицируемые как отходы и подлежащие переработке (утилизации) с целью получения смазочных материалов, масел и специальных жидкостей. В соответствии с п. 3.8.1 Технического регламента отработанная продукция подлежит сдаче на пункты сбора отработанной продукции для подготовки к последующей переработке (утилизации).Таким образом, полагает, что Технический регламент не предписывает в обязательном порядке сдавать на пункты сбора все образующиеся в организации отходы отработанных масел. Пунктом 3.8.2 Технического регламента определено, что отработанная продукция, поставляемая с пунктов сбора отработанной продукции на переработку (утилизацию) либо подготовленная к самостоятельной переработке (утилизации) организацией-производителем отработанной продукции, должна сопровождаться паспортом качества и соответствовать требованиям, изложенным в Приложении 3 к настоящему техническому регламенту. Требования настоящего технического регламента, изложенные в Приложении 3 к настоящему техническому регламенту, на отработанную продукцию, сдаваемую на пункты сбора отработанной продукции, не распространяются. Полагает, что из смысла вышеизложенного следует, что к отработанной продукции относятся не все отходы отработанных масел, а лишь подлежащие переработке. И можно сделать вывод, что сам хозяйствующий субъект принимает решение, подлежат его отработанные масла переработке или нет, сдавать их в пункты сбора отработанной продукции для дальнейшей переработки или не сдавать, так как указаний на иное Технический регламент не содержит (т.е. в Техническом регламенте не сказано, что отработанные масла передаются на переработку по решению надзорного либо иного контролирующего органа).

Кроме того, полагает, что из смысла вышеизложенных положений Технического регламента и Национального стандарта в их совокупности следует, что отработанная продукция, поступившая в пункты сбора, но которую в процессе подготовки не удалось привести в соответствие с требованиями Приложения 3 Технического регламента, подлежит обезвреживанию - сжиганию в целях исключения возможности ее дальнейшего использования и предотвращения или снижения антропогенной нагрузки на окружающую среду. Таким образом, обезвреживание является неотъемлемым этапом обращения отработанной продукции и может применяться в процессе подготовки отработанной продукции к последующей переработке (утилизации). На основании вышеизложенного полагает, что обезвреживание ОАО «Первый хлебозавод» отходов отработанных масел путем заключения соответствующего договора с организацией ГП КО «ЕСОО», имеющей лицензию на выполнение работ по обезвреживанию отработанных масел, не нарушает требований действующего законодательства РФ и требований Технического регламента. Частями 1, 2, 7, 9 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ определено, что производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными Правительством Российской Федерации. Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом возможных социально-экономических последствий, а также уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду, связанного с утратой потребительских свойств такими товарами. Производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены статьей 24.5 Закона 89-ФЗ. Обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной:

    -со дня представления отчетности о выполнении нормативов утилизации;

    -со дня уплаты экологического сбора.

    Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р утвержден перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, который включает в том числе, группу № 17 «Нефтепродукты», куда входят масла моторные, индустриальные, гидравлические, компрессорные, трансмиссионные и пр. Производители, импортеры нефтепродуктов обязаны обеспечить утилизацию отработанных нефтепродуктов в соответствии с нормативами утилизации, установленными распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2971-р, либо уплатить экологических сбор. Распоряжением от 28.12.2017 № 2971-р для группы товаров № 17 «Нефтепродукты» был установлен нормативы утилизации отходов от использования нефтепродуктов на 2018 год в размере 15%. Следовательно, полагает, что на законодательном уровне установлено, что в 2018 году оставшиеся 85% отходов от использования нефтепродуктов допускается обезвредить на специализированных установках. При этом даже эти 15% отходов от использования нефтепродуктов хозяйствующий субъект может по своему усмотрению либо утилизировать, либо уплатить за это количество экологический сбор. Кроме того, возможность обезвреживания масел подтверждается фактом наличия у ГП КО «ЕСОО» лицензии № (39) - 4360 - СТУРБ от 08.09.2017 на деятельность по сбору, транспортированию, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов III - IV классов опасности, в том числе на выполнение работ по сбору и обезвреживанию отработанных масел, действующая бессрочно и выданной после введения в действие Технического регламента. Просит признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калининградской области от 10.06.2019 № 04-276-2019 о привлечении юридического лица ОАО «Первый хлебозавод» к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, производство по делу прекратить.

    В судебном заседании представитель ОАО «Первый хлебозавод» Смирнов С.В. доводы жалобы поддержал, дал аналогичные пояснения, просил жалобу, удовлетворить.

    Заслушав представителя Заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

    Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность. Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. ст. 2.1, 2.4 КоАП РФ).

    В соответствии с положениями ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

    В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ административная ответственность наступает за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

    Как усматривается из материалов дела постановлением начальника отдела федерального государственного экологического надзора и лицензионного контроля Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калининградской области – старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Калининградской области Шукшиной М.С. от 10.06.2019 №04-276-2019 ОАО «Первый хлебозавод» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

    Основанием для привлечения к указанной административной ответственности послужило то обстоятельство, что согласно Отчетности, в течение 2018 года у ОАО «Первый хлебозавод» в осуществления деятельности образовалось 1,265 т отхода «Отходы минеральных масел моторных», 0,010 т отхода «Отходы минеральных масел гидравлических, не содержащих галогены», 0,005 т отхода «Отходы минеральных масел индустриальных», 0,025 т отхода «Отходы минеральных масел трансмиссионных», 0,041 т отхода «Отходы минеральных масел компрессорных», при этом все количество указанных отходов было передано ГП КО «ЕСОО» для обезвреживания, а согласно пунктов 3.8,3, 3.8.1 «ТР ТС 030/2012. Технический регламент Таможенного союза. О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям» (далее - Технический регламент) следует, что отходы отработанных масел и их смеси запрещается обезвреживать; данные отходы подлежат лишь переработке (утилизации).

    Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В силу ст. 8.2 КоАП РФ в редакции, действующей на момент совершения правонарушения и составления протокола, административная ответственность наступает за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

    В соответствии с положениями ст. 51 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, вступившего в силу с 1 января 2015 года, одним из принципов технического регулирования в рамках Союза является установление единых обязательных требований в технических регламентах Союза или национальных обязательных требований в законодательстве государств - членов Союза к продукции, включенной в единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Союза.

    С 1 марта 2014 года введен в действие Технический регламент Таможенного союза (далее -ТР ТС 030/2012) "О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям" (принят Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 № 59).

    Согласно п. 7 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", отношения в области охраны окружающей среды, возникающие при установлении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, регулируются законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

    Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21 статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, предусмотрена статьей 14.43 КоАП РФ.

    Кроме того, Лицензия № (39)-4360-СТУРБ от 08.09.2019, выданная Управлением Росприроднадзором по Калининградской области ГП КО «ЕСОО» предоставлена на сбор отходов III, IV классов опасности, транспортирование отходов III, IV классов опасности, утилизацию отходов III, IV классов опасности, обезвреживание отходов III, IV классов опасности, размещение отходов III, IV классов опасности.

    Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее -Федеральный закон N 89-ФЗ), лицензирующей деятельности - положениями Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон № 99-ФЗ).

    В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ обезвреживанием отходов является уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

    Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона № 99-ФЗ лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом. При этом, в соответствии с ч. 1.1 ст. 15 Федерального закона № 99-ФЗ приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1 - IV классов опасности и сама лицензия имеют приложение, в котором на основании заявления о предоставлении лицензии или заявления о переоформлении лицензии, предусмотренных соответственно статьями 13 и 18 настоящего Федерального закона, указываются виды отходов I -IVклассов опасности и (или) группы, подгруппы отходов I - IV классов опасности с указанием классов опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах, в отношении которых предоставляется лицензия, и соответствующие видам отходов и (или) группам, подгруппам отходов виды деятельности.

    Согласно п.п. "б" п. 3 Положения о лицензировании, с целью подтверждения соответствия лицензионным требованиям, хозяйствующий субъект для работ по обезвреживанию отходов должен подтвердить наличие оборудования (в том числе специального) и специализированных установок, необходимых для выполнения заявленного вида работ.

    В связи с чем, ГП КО "ЕСОО" имеет право осуществления работ, составляющих лицензируемый вид деятельности, в соответствии с лицензией, выданной по результатам положительных решений, установленных в ходе лицензионного контроля, подтверждающего соответствие хозяйствующего субъекта лицензионным требованиям.

    ОАО «Первый хлебозавод» был заключен договор с ГП КО «ЕСОО» на обезвреживание отходов III класса опасности № 464/о от 19.06.2017.

    Учитывая то обстоятельство, что согласно Отчетности, в течение 2018 года ОАО «Первый хлебозавод» образовавшиеся у него отходы были переданы лицу имеющему лицензию на обезвреживание таких отходов в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

    Положениями п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ установлено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: при отсутствии состава административного правонарушения.

    При указанных обстоятельствах постановление начальника отдела федерального государственного экологического надзора и лицензионного контроля Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калининградской области Шукшиной М.С. от 10 июня 2019года о назначении административного наказания по статье ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ОАО «Первый хлебозавод» подлежит отмене, с прекращением производства по делу об административном правонарушении.

    Руководствуясь ст.ст. 30.5-30.8 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

    ░░░░░░ ░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░░░░» - ░░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ 10 ░░░░ 2019░░░░ № 04-276-2019 ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░ ░░.8.2 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

12-450/2019

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
ОАО "Первый хлебозавод"
Суд
Ленинградский районный суд г. Калининград
Судья
Подушкин О.В.
Дело на сайте суда
leningradsky.kln.sudrf.ru
28.01.2020Материалы переданы в производство судье
28.01.2020Истребованы материалы
28.01.2020Поступили истребованные материалы
28.01.2020Судебное заседание
28.01.2020Судебное заседание
08.11.2019Судебное заседание
09.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее