Решение по делу № 8Г-1678/2023 [88-5170/2023] от 12.01.2023

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                               Дело № 88-5170/2023

48RS0001-01-2022-000365-78

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Саратов                                                                                       7 марта 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Макаровой Н.А.,

судей Шеховцовой Ю.В., Вишневской В.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 7 марта 2023 года гражданское дело № 2-1148/2022 по иску Дмитриевой Светланы Дмитриевны к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области о признании тождественности должностей, включении в специальный стаж периодов работы, досрочном назначении страховой пенсии по старости

по кассационной жалобе Дмитриевой Светланы Дмитриевны

на решение Советского районного суда г. Липецка от 28 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 10 октября 2022 года,

заслушав доклад судьи Шеховцовой Ю.В.,

установила:

Дмитриева С.Д. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области о признании занимаемой в период работы с 13 сентября 1995 года по 2 октября 2000 года в <данные изъяты> должности «педагог дополнительного образования» тождественной должности «организатор внеклассной и внешкольной работы», обязании засчитать в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью периоды работы: с 13 сентября 1995 года по 2 октября 2000 года в <данные изъяты> в должности педагога дополнительного образования; с 2 октября 2000 года по 1 сентября 2009 года в <данные изъяты> в должности педагога дополнительного образования; с 1 сентября 2009 года по 31 октября 2012 года в <данные изъяты> в должности педагога дополнительного образования, досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 31 мая 2021 года.

Решением Советского районного суда г. Липецка от 28 июня 2022 года в удовлетворении исковых требований Дмитриевой С.Д. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 10 октября 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба                          Дмитриевой С.Д. без удовлетворения.

В поданной кассационной жалобе Дмитриева С.Д. просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, в отсутствие сведений об объективных причинах невозможности явиться в суд, и в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой, неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены вынесенных по делу судебных постановлений.

В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, в период с 13 сентября 1995 года по 2 октября 2000 года Дмитриева С.Д. работала в должности педагога дополнительного образования в <данные изъяты>.

Согласно постановлению главы администрации г. Липецка от 31 августа 1992 года № 907 <данные изъяты> реорганизован в <данные изъяты>.

Пунктом 2 данного постановления постановлено руководствоваться в работе директору <данные изъяты> Временным положением об учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 23 февраля 1991 года № 119: создать все необходимые жилищно-бытовые условия, максимально приближенные к условиям семьи, на 1 сентября 1992 года открыть три группы-семьи и др.

В соответствии с Уставом <данные изъяты>, принятым общим собранием <данные изъяты> и утвержденным в установленном законом порядке 21 июля 2000 года, данное учреждение является образовательным для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и реализует общеобразовательные программы школьного образования, начального обучения основного общего, среднего (полного и неполного) общего образования.

Согласно штатному расписанию <данные изъяты>, утвержденному начальником управления, за весь спорный период работы истца, в штате учреждения имелись 3 должности педагога дополнительного образования, должность «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми» не была предусмотрена, надбавок по должности, занимаемой Дмитриевой С.Д., не имелось.

2 октября 2000 года истец уволена с занимаемой должности в связи с переводом в <данные изъяты>, где по 31 августа 2009 года работала в должности педагога дополнительного образования в <данные изъяты>, который 21 октября 2003 года был переименован в <данные изъяты>.

1 января 2008 года <данные изъяты> передано по подведомственности от Департамента по физической культуре и спорту администрации г. Липецка Департаменту образования администрации г.Липецка.

С 1 сентября 2009 года по 31 октября 2012 года истец работала в <данные изъяты> в должности педагога дополнительного образования.

31 мая 2021 года истец Дмитриева С.Д. обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью.

Решением от 24 августа 2021 года ГУ - ОПФР по Липецкой области отказано в установлении пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа – 25 лет. Учтенный ответчиком специальный педагогический стаж Дмитриевой С.Д. составил 9 лет 8 месяцев 5 дней.

В специальный стаж Дмитриевой С.Д. пенсионный орган не засчитал спорные периоды ее работы.

Дмитриева С.Д. зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования 10 ноября 1998 года, индивидуальные сведения за периоды работы истца с 1 января 1998 года по 2 октября 2000 года, с 2 октября 2000 года по 31 августа 2009 года, с 1 сентября 2009 года по 31 октября 2012 года представлены страхователем без указания кода в графе «условия для досрочного назначения страховой пенсии».

Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении исковых требований Дмитриевой С.Д. о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периодов работы с 13 сентября 1995 года по 2 октября 2000 года в должности педагога дополнительного образования в <данные изъяты>; с 2 октября 2000 года по 1 сентября 2009 года в должности педагога дополнительного образования в <данные изъяты>; с 1 сентября 2009 года по 31 октября 2012 года в должности педагога дополнительного образования в <данные изъяты>, суд первой инстанции, исследовав юридически значимые обстоятельства, дав оценку представленным доказательствам в их совокупности, пришел к выводу, что оснований для включения спорных периодов в специальный стаж не имеется, поскольку до 1 ноября 1999 года должность педагога дополнительного образования Списком №463 от 6 сентября 1991 года не была предусмотрена, а начиная с 1 ноября 1999 года истец работала в должности педагога дополнительного образования в учреждениях, не предусмотренных разделом 2 «Наименование учреждений» Списка №781 от 29 октября 2002 года, а также указал на то, что по состоянию на 1 января 2001 года специальный стаж истца составил менее 16 лет 8 месяцев.

Суд первой инстанции также отметил, что в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица отсутствует основание (код) для досрочного назначения истцу страховой пенсии по старости, и доказательств недостоверности этих сведений не имеется.

Отказывая в удовлетворении требований о признании занимаемой Дмитриевой С.Д. с 13 сентября 1995 года по 2 октября 2000 года должности педагога дополнительного образования в <данные изъяты> тождественной должности «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми», суд первой инстанции исходил из того, что указанные должности являются различными, занимаемая Дмитриевой С.Д. в спорный период должность педагога дополнительного образования указана в штатных расписаниях, тарификационных списках работников образования и поименована работодателем правильно, при этом, должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми в <данные изъяты> отсутствовала.

Суд апелляционной инстанции согласился с этими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнив их суждением о том, что ранее действующими Списками должность педагога дополнительного образования предусмотрена не была, возможность включения работы в должности педагога дополнительного образования в стаж, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, предусмотрена только начиная с 1 ноября 1999 года. Однако в период с 1 ноября 1999 года истец работала педагогом дополнительного образования в учреждениях, не предусмотренных разделом 2 «Наименование учреждений».

В судебных актах приведено правильное толкование норм материального права (статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», пункта 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет»), разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств, по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены материалами дела. Основания и мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к таким выводам, а также доказательства принятые судами во внимание, подробно приведены в оспариваемых судебных постановлениях.

Доводы кассационной жалобы о необходимости установления тождественности должностей «педагог дополнительного образования» и «организатор внеклассной и внешкольной работы», мотивированно отклонены судами, как не основанные на нормах закона, поскольку в силу положений части 2 статьи 30 Федерального закона от дата 28 декабря 2003 года № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Таким образом, суд, являясь правоприменительным органом, в силу приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации не уполномочен устанавливать тождественность различных наименований работ, профессий и должностей. Вопрос же о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть решен судом только в случае неправильного наименования работодателем должностей истца, которые не содержатся в нормативно-правовых актах.

Доводы кассационной жалобы о том, что спорные периоды работы истца в должности педагога дополнительного образования подлежат включению в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, несостоятельны по следующим основаниям.

Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463, Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, должность педагога дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей не предусмотрена.

Должность педагога дополнительного образования впервые была включена в Списки, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067, вступившим в силу с 1 ноября 1999 г., до указанной даты должность педагог дополнительного образования ранее действующими списками предусмотрена не была.

Согласно же пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.

Таким образом, в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 в соответствии с утвержденным им Списком подлежат зачету в специальный стаж лишь периоды работы после 1 ноября 1999 года.

С принятием постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 г. № 79 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067» работа в должности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей за периоды с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. включалась в специальный стаж без ограничений, а начиная с 1 января 2001 г. - при условии наличия у гражданина выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в данной должности в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781, в пункте 2 поименован педагог дополнительного образования, в разделе 2 - учреждения дополнительного образования (внешкольные учреждения) поименованы: центр развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детско-юношеский, детского творчества, детский (подростковый, внешкольной работы, детский экологический оздоровительно-экологический, эколого-биологический), детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детский морской, детский (юношеский), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детский оздоровительно-образовательный (профильный); Дворец детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества воспитания) детей, детский культуры (искусств); Дом детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детский культуры (искусств); станция юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества научно-технического, юных техников), детская экологическая (эколого-биологическая), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов); детская школа искусств, в том числе по виду (видам) искусств; детско-юношеские спортивные школы всех наименований; специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва; детско-юношеские спортивно-адаптивные школы всех наименований.

Пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, предусмотрено, что в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее именуется - список). При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

Согласно пункту 4 указанных Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке засчитываются в стаж независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы, за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.

Пунктом 12 Правил N 781 определено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

Аналогичный порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, был предусмотрен и абзацем 3 пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067.

Отказывая в удовлетворении требований Дмитриевой С.Д. о включении в специальный стаж, периодов ее работы с 13 сентября 1995 года по 2 октября 2000 года в должности педагога дополнительного образования в <данные изъяты>; с 2 октября 2000 года по 1 сентября 2009 года в должности педагога дополнительного образования в <данные изъяты>; с 1 сентября 2009 года по 31 октября 2012 года в должности педагога дополнительного образования в <данные изъяты>, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что ранее действующими Списками должность педагога дополнительного образования предусмотрена не была, возможность включения работы в должности педагога дополнительного образования в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, предусмотрена только начиная с 1 ноября 1999 г. При этом в спорные периоды истец работала педагогом дополнительного образования в учреждениях, не предусмотренных разделом 2 "Наименование учреждений".

Доводы кассационной жалобы истца о том, что в спорные периоды она осуществляла педагогическую деятельность, в связи с чем они подлежат включению в специальный стаж, не состоятельны, поскольку абз. 7 пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что периоды работы в должности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования для детей с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года на основании ранее действовавших Постановлений Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» и от 1 февраля 2001 года № 79 «О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067» включались в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, без каких-либо ограничений, а начиная с 1 января 2001 года засчитываются только при наличии условий, предусмотренных в вышеприведенном пункте 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.

Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам

определила:

решение Советского районного суда г. Липецка от 28 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 10 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Дмитриевой Светланы Дмитриевны – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

8Г-1678/2023 [88-5170/2023]

Категория:
Гражданские
Истцы
Дмитриева Светлана Дмитриевна
Ответчики
ГУ - ОПФР по Липецкой области
Суд
Первый кассационный суд общей юрисдикции
Дело на странице суда
1kas.sudrf.ru
07.03.2023Судебное заседание
07.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее