Дело № 2-2555/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 декабря 2017 года г. Севастополь
Нахимовский районный суд города Севастополь в составе:
председательствующего Мох Е.М.,
при секретаре Балакиной К.С.,
с участием представителей истца Жовнир С.А.,Галанцева Г.В., Алексеенко А.П.,
представителей третьих лиц Чалого В.В., Лахина Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора – войсковой части 90935 в интересах Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного казенного учреждения «Крымское территориальное управление имущественных отношений» к Лепиховой ..., третьи лица Управление государственной регистрации права кадастра Севастополя, Правительство г. Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям о признании недействительным государственного акта на право собственности на земельный участок, признании недействительным кадастровый учет земельного участка, аннулировании записи в государственном кадастре недвижимости и истребовании имущества из чужого незаконного владения,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор – войсковая часть 90935 в интересах Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного казенного учреждения «Крымское территориальное управление имущественных отношений» обратился в суд с иском (с учетом уточнений) к Лепиховой Л.А. о признании недействительным государственного акта серии ..., выданного ответчику 17 мая 2010 года на право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: ..., признании недействительным кадастровый учет вышеуказанного земельного участка, аннулировании записи в государственном кадастре недвижимости и истребовании спорного земельного участка из чужого незаконного владения Лепиховой Л.А. Свои требования мотивировал тем, что проведенной военной прокуратурой – восковая часть 90935 проверкой было установлено, что государственный акт серии ..., выданный ответчику 17 мая 2010 года на право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: ... выдан Лепиховой Л.А. в нарушение действующего законодательства, так как распоряжением СГГА от 02.04.2010 г. № 943-Р земельный участок Лепиховой Л.А. не выделялся. Указанным распоряжением дано разрешение садовому товариществу «Шхуна» на разработку проекта землеустройства по отведению земельного участка ориентировочной площадью 0,06 га., расположенного в районе садового товарищества «Шхуна», для обслуживания существующей скважины. Указанный земельный участок перешел в собственность ответчика вопреки нормам законодательства. Земельный участок, площадью 4,48 га., в состав которого входит спорный земельный участок Лепиховой Л.А., согласно технической документации по инвентаризации земельных участков, которые используются Черноморским флотом Российской Федерации, находится на территории военного городка ..., расположенного по адресу: .... Военный городок использовался государством Украина для размещения Военно-медицинского клинического центра Крымского региона на основании Соглашения между Украиной и Россией о параметрах раздела Черноморского флота от 28 мая 1997 года, в связи с чем был отнесен к категории земель обороны. Решения об изъятии земель земельного участка, расположенного в ... из состава обороны соответствующими органами исполнительной власти не принималось, с органами исполнительной власти не согласовывалось. Таким образом, передача Лепиховой Л.А. земельного участка площадью 0,0925 га по адресу: ... на территории военного городка ... по адресу: ... для индивидуального дачного строительства является незаконной. ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны РФ обратилось в Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территорий. Согласно ответу Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 01 марта 2017 года в связи с накладкой земельных участков, переданных в частную собственность и учтенных в ГКН, представленная схема не может быть согласована и отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территорий. Таким образом, неправомерное предоставление земельного участка в собственность сторонним лицам причиняет ущерб экономическим интересам Министерства обороны РФ.
В судебном заседании старший помощник военного прокурора – войсковая часть 90935 Жовнир С.А., представитель Министерства обороны Российской Федерации Галанцев Г.В., действующий на основании доверенности, представитель ФГКУ «Крымское ТУИО» Алексеенко А.П., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержали, суду пояснили, что земельный участок, принадлежащий в соответствии с госактом на землю Лепиховой Л.А. и расположенный по адресу: ... находится в границах военного городка ..., переданного Министерству обороны РФ в лице ФГКУ «Крымское ТУИО» на основании распоряжения Правительства Севастополя от 20 марта 2015 года № 195-РП. Данные обстоятельства подтверждаются схемой расположения земельного участка, имеющейся в материалах инвентаризационного дела, из которой также видно, что площадь земельного участка военного городка ... составляет 4,48 га., Актом проверки соблюдения земельного законодательства Военно-медицинским клиническим центром Крымского региона Украины, а также решением Нахимовского районного суда г. Севастополя от 20 августа 2013 года.
Ответчик Лепихова Л.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался путем направления судебной корреспонденции.
Частью 1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
В соответствии со статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
При таких обстоятельствах, суд находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившегося ответчика в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, признавая уведомление его о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим.
Представитель третьего лица Правительства Севастополя Чалый В.В., действующий на основании доверенности, и представитель третьего лица Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя Лахин Д.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании полагали исковые требования подлежащими удовлетворению по основаниям, указанным в описательной части решения.
Третье лицо Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, будучи надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного заседания с использованием способов и средств, предусмотренных ст. 113 ГПК РФ.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
20 марта 2014 года Государственной Думой Российской Федерации, а 21 марта 2014 года Советом Федерации одобрен Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Федеральным Конституционным Законом от 21 марта 2014 года N 36-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов" ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов, подписанный в городе Москве 18 марта 2014 года.
Пунктом 3 Решения Севастопольского городского совета от 17 марта 2014 года N 7156 "О статусе города - героя Севастополя" установлено, что деятельность государственных органов Украины на территории города Севастополя прекращается, их полномочия, имущество и денежные средства переходят к органам, определенным Севастопольским городским советом.
В соответствии со статьей 1 Закона города Севастополя от 23 апреля 2014 года N 3-ЗС "О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя" все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на 17 марта 2014 года, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.
Истец, заявляя исковые требования, ссылался на то, что данный земельный участок передан в собственность ответчику вопреки нормам законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений.
В связи с тем, что спорные правоотношения возникли в период действия законодательства Украины, то к данным правоотношениям применяются нормы права, действовавшие на момент возникновения данных правоотношений.
Статьями 81 и 116 Земельного кодекса Украины (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) определено, что граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти либо органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом, либо по результату аукциона.
Таким образом, основанием к приобретению, прекращению, изменению право собственности на земельный участок является решение органа, который уполномочен передавать такие земельные участки в собственность.
В соответствии со ст. 324 ГК Украины земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности украинского народа. От имени Украинского народа права собственника осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах, установленных Конституцией Украины. Аналогичная норма содержится в ст. 214 ГК РФ.
Согласно ст. 20 Земельного Кодекса Украины изменение целевого назначения земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц осуществляется по инициативе собственников земельных участков в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Украины. В соответствии с ч.2 ст. 149 ЗК Украины изъятие земельных участков осуществляется с согласия землепользователей на основании решений Кабинета Министров Украины, Совета министров Автономной республики Крым, местных государственных администраций, сельских, поселковых, городских Советов в соответствии с их полномочиями.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок.
Лепихова Л.А. согласно государственному акту серии ..., выданному 18 мая 2010 года СГГА на основании распоряжения СГГА от 02 апреля 2010 года № 943-р, на праве частной собственности принадлежит земельный участок, площадью 0,0925 га., расположенный по адресу: ....
Согласно поступившему на запрос суда из архивного фонда Севастопольской городской государственной администрации за 2010 год распоряжения от 02 апреля 2010 года № 943-р, данным распоряжением дано разрешение Садовому товариществу «Шхуна» на разработку проекта землеустройства на выделение земельного участка, расположенного в районе СТ «Шхуна» для обслуживания существующей скважины, а также приложены документы, послужившие основанием для принятия данного распоряжения.
Из представленного ответа ГКУ «Архив города Севастополя» следует, что в документах архивного фонда Главного управления земельных ресурсов в г. Севастополе, переданных на хранение в ГКУ «Архив города Севастополя», кадастрового дела на земельный участок, расположенный по адресу: ..., а также документов, послуживших основанием для выдачи государственного акта не имеется.
В соответствии с Соглашением между Украиной и Российской Федерацией «О параметрах раздела Черноморского флота» от 28 мая 1997 года (приложение № 1) указанный военный городок находился в ведении Министерства обороны Украины. Военный городок ... использовался государством Украина для размещения Военно-медицинского клинического центра Крымского региона, недвижимое имущество военного городка ... являлось государственной собственностью Украины.
В соответствии с п. 6 решения Севастопольского городского Совета от 17 марта 2014 года № 7156 «О статусе города-героя Севастополя» государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего решения на территории города Севастополя, является собственностью города Севастополя.
Распоряжением Правительства Севастополя от 20 марта 2015 года № 195-р «О передаче имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность» передано безвозмездно из собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность недвижимое имущество, в том числе военный городок № 102. Расположенный по ул. Челюскинцев, 2, площадью 4,48 га.
Согласно ответу Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя в адрес начальника ФГКУ «Крымское ТУИО», схема расположения земельного участка по адресу: ... не может быть согласована в связи с выявлением следующих фактов: накладка на земельные участки, ранее переданные в частную собственность третьих лиц и учтенные в ГКН под кадастровыми номерами: ....
Согласно ситуационному плану, представленному из материалов инвентаризационного дела военного городка ..., площадь военного городка ... составляет 4,48 га.
Из ответа Севастопольской квартирно-эксплуатационной части следует, что в Севастопольскую КЭЧ какие-либо решения, сведения из Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Украины по вопросам отчуждения земельного участка площадью 0,0925 га., расположенного по адресу: ... не поступали. Соответствующие изменения границ не производились. В архивных и учетных документах сведения об изменениях отсутствуют.
Изложенное свидетельствует о том, что государственный акт серии ..., выданный ответчику 18 мая 2010 года на право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: ... выдан Лепиховой Л.А. в нарушение действующего законодательства, поскольку земельный участок, расположенный по вышеуказанному адресу, в собственность Лепиховой Л.А. не выделялся.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что земельный участок, расположенный по адресу: ... выбыл из государственной собственности без соответствующего правового основания, помимо воли его собственника.
Согласно ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Учитывая вышеизложенное, требования военного прокурора – войсковая часть 90935 об истребовании земельного участка, расположенного по адресу: ... из чужого незаконного владения Лепиховой Л.А. подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах, требования истца о недействительным государственного акта серии ..., выданного ответчику 18 мая 2010 года на право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: ..., признании недействительным кадастровый учет вышеуказанного земельного участка, аннулировании записи в государственном кадастре недвижимости, суд считает нецелесообразным разрешать в качестве отдельных исковых требований, поскольку все вышеуказанные требования поглощаются исковым требованием об истребовании имущества из чужого незаконного владения.
Кроме того, суд принимает во внимание, что решением Нахимовского районного суда г. Севастополя от 20 августа 2013 года установлено, что в отношении земельного участка, расположенного по адресу: ..., который также входит в состав массива, площадью 1,2 га., и являющегося смежным земельным участком с земельным участком ответчика, установлено, что данный земельный участок находится на территории земель обороны, что также свидетельствует о нахождении земельного участка ответчика на территории военного городка ....
В связи с вышеизложенным, руководствуясь ст. 194-199, Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Военного прокурора – войсковой части 90935 в интересах Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного казенного учреждения «Крымское территориальное управление имущественных отношений» к Лепиховой ..., третьи лица Управление государственной регистрации права кадастра Севастополя, Правительство г. Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям о признании недействительным государственного акта на право собственности на земельный участок, признании недействительным кадастровый учет земельного участка, аннулировании записи в государственном кадастре недвижимости и истребовании имущества из чужого незаконного владения удовлетворить частично.
Истребовать в пользу Министерства обороны Российской Федерации в лице Федерального государственного казенного учреждения «Крымское территориальное управление имущественных отношений» из незаконного владения Лепиховой ... земельный участок площадью 0,0925 га., расположенный по адресу ..., ранее присвоенный кадастровый номер ...
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Нахимовский районный суд, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий
Решение в окончательной форме изготовлено 18 декабря 2017 года.