Решение по делу № 2-160/2023 от 21.09.2023

УИД 46RS0009-01-2023-000200-21

Дело № 2-160/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    <адрес>    17 октября 2023 года

Конышевский районный суд Курской области в составе: председательствующего судьи Батуро С.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Клюевой С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Конышевского района Курской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к МКОУ «Кашарская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности обеспечить антитеррористическую защищенность объектов (территорий) учреждения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Конышевского района Курской области обратился в суд, в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц с иском к МКОУ «Кашарская средняя общеобразовательная школа» (далее МКОУ «Кашарская СОШ») о возложении обязанности обеспечить антитеррористическую защищенность объектов (территорий) учреждения. Исковые требования мотивирует тем, что в ходе проведенной прокуратурой проверки законодательства в сфере противодействия терроризму в деятельности МКОУ «Кашарская СОШ» выявлены нарушения законодательства. В нарушение положений пп. «г», «д», «л», «м» п.24 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02 августа 2019 года № 1006, МКОУ «Кашарская СОШ» не оснащено системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112; не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте – МКОУ «Кашарская СОШ», о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; не размещены наглядные пособия, содержащие информацию о порядке действия работников, обучающихся и иных лиц, находящихся в МКОУ «Кашарская СОШ», при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах, поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объекте; не оснащено системой наружного освещения. Указывает, что невыполнение указанных требований законодательства затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, пребывающих в учебном заведении и нарушает права неопределенного круга лиц, включая учащихся, на охрану жизни и здоровья, безопасные условия во время образовательного процесса. На основании изложенного, просит обязать МКОУ «Кашарская СОШ» в течение 1 месяца после вступления решения суда в законную силу разместить в МКОУ «Кашарская СОШ» наглядные пособия, содержащие информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах, поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах. Обязать МКОУ «Кашарская СОШ» в течение 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу оборудовать МКОУ «Кашарская СОШ» системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»; системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; системой наружного освещения.

В судебном заседании заместитель прокурора Конышевского района Курской области Смородский С.Л. заявленные требования поддержал в полном объеме по указанным в иске основаниям, и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика МКОУ «Кашарская СОШ» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – администрации Конышевского района Курской области, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в адрес суда направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

В силу ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии вышеуказанных участников процесса.

Выслушав прокурора, исследовав письменные доказательства, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Прокурор, на основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре РФ», вправе обратится в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы граждан, неопределенного круга лиц, либо в силу иных обстоятельств, когда нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В силу указанных норм, прокурор Конышевского района обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, для предупреждения причинения вреда здоровью и жизни граждан, посещающих образовательное учреждение, то есть действует в рамках полномочий, предоставленных ему действующим федеральным законодательством.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон «Об образовании в РФ») к основным принципам в сфере образования, помимо прочего, относится приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности.

В соответствии с пп. 2, 7 ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с пп. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными - требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии с пп. 1, 3, 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одними из основных принципов противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритет мер его предупреждения.

В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания, сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Согласно п. 6.48 Свода правил 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», утвержденного Приказом Минрегиона от 29.12.2011 № 635/10, для обеспечения комплексной безопасности, антитеррористической защищенности и охраны образовательных организаций следует предусматривать на первом этаже помещения для размещения сотрудников организаций, обеспечивающих их охрану, с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в службу по обеспечению вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».

Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 №272 утверждены требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, которые устанавливают порядок организации и проведения работ в области обеспечения террористической защищенности мест массового пребывания людей (далее по тексту Требования №272).

Согласно п. 22 Требований, в зависимости от установленной категории в отношении места массового пребывания людей реализуется комплекс мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищенности, предусмотренный настоящими требованиями, который может быть изменен в зависимости от складывающейся общественно-политической, социальной и оперативной обстановки по решению руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главы муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей.

В силу п. 23 Требований №272, все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются, в том числе системой оповещения и управления эвакуацией.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее по тексту Требования №1006), которые устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.

В соответствии с п. 21 Требований №1006, минимизация возможных последствий и ликвидация угрозы террористических актов на объектах (территориях) достигается, в том числе, посредством своевременного выявления и незамедлительного доведения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта до территориального органа безопасности, территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).

Согласно п. 24 Требований №1006, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия, в том числе:

    -    оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии (пп. «г»);

    -    оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (пп. «д»);

    -    размещение на объектах (территориях) наглядных пособий, содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях), а также плана эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номеров телефонов аварийно-спасательных служб, территориальных органов безопасности и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) (пп. «л»);

    -    оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения (пп. «м»).

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, обязанных финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму.

В судебном заседании установлено, что МКОУ «Кашарская СОШ» расположено по адресу: <адрес>, и отнесено к четвертой категории опасности.

В ходе проведенной прокуратурой Конышевского района Курской области <дата> проверки соблюдения МКОУ «Кашарская СОШ» законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в образовательном учреждении, были выявлены нарушения требований законодательства в указанной сфере, а именно: в нарушение пп. «г», «д», «л», «м» п.24 Требований №1006 МКОУ «Кашарская СОШ» не оснащено системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»; не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте – МКОУ «Кашарская СОШ», о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; не размещены наглядные пособия, содержащие информацию о порядке действия работников, обучающихся и иных лиц, находящихся в МКОУ «Кашарская СОШ», при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах, поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объекте; не оснащено системой наружного освещения, что подтверждается справкой о результатах проведенной проверки (л.д.49).

Согласно п. 4.1 Устава МКОУ «Кашарская СОШ» учредителем и собственником является муниципальное образование «Конышевский район» Курской области.

В силу п. 4.11 Устава финансовое обеспечение деятельности МКОУ «Кашарская СОШ» осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет бюджета муниципального образования «Конышевский район» Курской области.

Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, денежные средства, необходимые для устранения выявленных нарушений, были выделены администрацией Конышевского района Курской области в 2022 году, однако, до настоящего времени нарушения не устранены.

Таким образом, МКОУ «Кашарская СОШ» не в полном объеме принимаются меры по обеспечению антитеррористической защищенности объекта в соответствии с установленной категорией опасности. МКОУ «Кашарская СОШ» присвоена четвертая категория опасности.

С учетом изложенного, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер к оборудованию МКОУ «Кашарская СОШ» системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»; системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системы (средств) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся в МКОУ «Кашарская СОШ»; наглядными пособиями, содержащими информацию о порядке действия работников, обучающихся и иных лиц, находящихся в МКОУ «Кашарская СОШ», при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах, поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах, а также системой наружного освещения затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, пребывающих в учебном заведении и нарушает права неопределенного круга лиц, включая учащихся, на охрану жизни и здоровья, безопасные условия во время образовательного процесса.

Оценивая все доказательства по делу, суд находит, что исковое заявление прокурора Конышевского района является обоснованным и подлежит удовлетворению, так как допущенные МКОУ «Кашарская СОШ» нарушения законодательства РФ не обеспечивают в полной мере исполнение требований действующего законодательства в сфере безопасности работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу; непринятие, либо несвоевременное принятие мер по устранению вышеуказанных нарушений законодательства угрожает жизни и здоровью обучающихся и работников, состав которых периодически меняется, а также персонала и иных лиц, посещающих учреждение.

Согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом вышеизложенного, определяя срок для устранения указанных выше нарушений, суд, учитывая объем предстоящих работ, полагает возможным установить его заявленным прокурором в части размещения наглядных пособий, содержащих информацию о порядке действия работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах, поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, а в остальной части в течение трех месяцев для администрации Конышевского района Курской области и МКОУ «Кашарская СОШ», исчисляя указанный срок со дня вступления решения в законную силу, считая его разумным и достаточным для устранения допущенных нарушений действующего законодательства РФ в указанной части.

С учетом вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

                                                                      РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Конышевского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

    Возложить на МКОУ «Кашарская средняя общеобразовательная школа» обязанности:

    -    в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу разместить в МКОУ «Кашарская средняя общеобразовательная школа» наглядные пособия, содержащие информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах, поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах.

    -    в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать МКОУ «Кашарская средняя общеобразовательная школа» системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»; системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; системой наружного освещения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Курского областного суда, через Конышевский районный суд Курской области, в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено – <дата>.

    Судья     Батуро С.В.

2-160/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Конышевского района Курской области
Ответчики
МКОУ "Кашарская СОШ"
Другие
Администрация Конышевского района Курской области
Суд
Конышевский районный суд Курской области
Дело на сайте суда
konyshevsky.krs.sudrf.ru
21.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.09.2023Передача материалов судье
25.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.10.2023Судебное заседание
19.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.12.2023Дело оформлено
20.12.2023Дело передано в архив
17.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее