Дело № 02-1193/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Миасское 19 ноября 2020 г.
Красноармейский районный суд Челябинской области в составе
председательствующего – судьи Новикова Е.М.
при секретаре Кузмичёвой Е.В.
с участием заместителя прокурора Красноармейского района Челябинской области Германа А.С., представителя ответчика Вагановой Т.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красноармейского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Красноармейского муниципального района о возложении обязанности по обустройству автомобильной дороги тротуаром,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Красноармейского района Челябинской области обратился в интересах неопределенного круга лиц к администрации Красноармейского муниципального района о возложении обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать приведение ул. Вострецова от МДОУ № 4 «Радуга» до ул. Южная в соответствие с требованиями ГОСТа 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» путем обустройства тротуара с одной стороны автодороги.
В обоснование заявленных требований прокурор сослался на отсутствие тротуара на этом участке улицы и, в связи с этим, на нарушения ответчиком в этой части требований законодательства и нарушение прав граждан-пешеходов – неопределенного круга лиц.
В судебном заседании зам. прокурора Красноармейского района Челябинской области Герман А.С. иск поддержал по изложенным основаниям.
Представитель ответчика Ваганова Т.А. в судебном заседании иск признала частично. Признав обязанность администрации обеспечить изготовление указанного тротуара, не согласилась с предложенным прокурором сроком, просила установить срок для исполнения данных требований до окончания строительного сезона 2021 года, то есть по октябрь 2021 года.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск прокурора подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Как установлено, автомобильная дорога, расположенная на ул. Ст. Вострецова в с. Миасское Красноармейского района Челябинской области находится в границах населенного пункта с. Миасское муниципального образования «Миасское сельское поселение» на территории Красноармейского муниципального района Челябинской области.
В ходе проверки, произведенной прокуратурой Красноармейского района Челябинской области, было установлено, что на участке указанной автомобильной дороги от МДОУ № 4 «Радуга» до ул. Южная отсутствуют тротуары для пешеходов. В связи с данными обстоятельствами в адрес администраций как Миасского сельского поселения, так и Красноармейского муниципального района отделом МВД России по Красноармейскому району Челябинской области, а также прокурором Красноармейского района Челябинской области направлялись соответствующие представления, однако до настоящего времени данный вопрос не решен, тротуар не создан.
Разрешая исковые требования, суд исходит из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
В силу п. 11 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения.
Пунктом 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничений или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 названного Федерального закона к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
В силу ч. 4 ст. 14 названного Федерального закона иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Таким образом, исходя из приведенных правовых норм, в настоящее время законом дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них отнесена к вопросам местного значения муниципального района, на территории которого данный населенный пункт находится. Следовательно, иск прокурором предъявлен к надлежащему ответчику.
Пункт 1 статьи 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» предписывает органам местного самоуправления осуществлять мероприятия по организации дорожного движения как комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах, в целях повышения его безопасности и пропускной способности.
Согласно пункту 3.50 ГОСТа 32846-2014 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация» тротуар – имеющее усовершенствованное покрытие инженерное сооружение, предназначенное для движения пешеходов в населенных пунктах, размещаемое в полосе отвода и на земляном полотне или придорожной полосе автомобильной дороги, а также часть дороги на мостовых и других искусственных сооружениях.
Согласно пунктам 4.5.1.1, 4.5.1.2, 4.5.1.3 ГОСТа «52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I-III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут. В населенных пунктах городского типа тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений. Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке – с одной стороны.
Таким образом, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Миасского сельского поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них находится в компетенции администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области.
Поскольку отсутствие тротуаров вдоль автомобильной дороги по ул. Ст. Вострецова от МДОУ № 4 «Радуга» до ул. Южная в с. Миаское Красноармейского района Челябинской области установлено, не оспаривается, руководствуясь требованиями ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации», суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска и возложения на администрацию Красноармейского муниципального района обязанности по оборудованию тротуаров с одной стороны участка указанной автомобильной дороги.
Возражения представителя ответчика в части сроков изготовления данного тротуара суд обоснованными не находит. Срок, о котором ходатайствует прокурор, – 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, по мнению суда, при условии бюджетного финансирования на 2021 год достаточен для осуществления работ по обустройству данного тротуара. Кроме того данный срок сопоставим со сроком, о котором ходатайствует представитель ответчика – по октябрь 2021 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Красноармейского района Челябинской области удовлетворить.
Обязать администрацию Красноармейского муниципального района в течение шести месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу организовать приведение улицы Ст. Вострецова в с. Миасское Красноармейского района Челябинской области от МДОУ № 4 «Радуга» до ул. Южная в соответствие с требованиями ГОСТ 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» путем обустройства тротуара с одной стороны автодороги.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия его судом первой инстанции в окончательной форме через Красноармейский районный суд.
Председательствующий