Дело № копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 января 2017 года г. Оренбург
Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Чирковой В.В.,
при секретаре Федоровой К.Ю.,
с участием представителя истца по доверенности ФИО4,
рассмотрев, в открытом судебном заседании, гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области, администрации муниципального образования Степановский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, ФИО1 о признании права собственности в силу приобретательской давности,
установил:
истец ФИО2 обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области, администрации муниципального образования Степановский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области о признании права собственности в силу приобретательской давности.
В обоснование заявленных требований указал, 24 июня 1994 года истец приобрел в собственность у ФИО5 земельный участок №, расположенный в с/т «Тецстрой», кадастровый №. Участок был приобретен за 1 000 рублей. Истец 05 мая 2002 года был принят в члены СНТ «Тецстрой». В период с 1994 года и по настоящее время истец пользуется спорным земельным участком. В настоящее время оформить переход права собственности не представляется возможным, поскольку ФИО5 скончался.
На основании изложенного, просит суд признать за ним право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, местоположением: Оренбургский район, Степановский сельсовет, СНТ «Тэцстрой», участок №.
В судебное заседание истец ФИО2 не явился, в адресованном суду заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель истца ФИО7, действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала по доводам и основаниям в нем изложенным, просила требования удовлетворить.
Представители администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области, администрации муниципального образования Степановский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, СНТ «Тэцстрой» не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте слушания по делу, ходатайств об отложении дела не заявлено.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещалась по адресу, указанному ею при подаче заявления о выдаче свидетельства о праве наследования по закону, однако почтовое отправление трижды вернулось без вручения. Также, ответчику ФИО1 представителем истца нарочно вручалась судебная повестка, однако по указанному адресу проживают квартиранты, вручить судебную повестку не представилось возможным.
В силу положений статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Согласно части 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
В соответствии с пунктом 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской).
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Доказательств тому, что указанный адрес не является адресом ответчика или был изменен в установленном порядке, суду не представлено, как не представлено доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин неполучения (невозможности получения) корреспонденции по указанным адресам. Обязанность получения почтовой корреспонденции лежит на адресате, поэтому возврат судебного извещения за истечением срока хранения не свидетельствует об уважительности причин неполучения почтовой корреспонденции. Ответчик, в рассматриваемом случае, не обеспечил получение поступающей по его месту нахождения почтовой корреспонденции.
Статьей 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого резолюцией 2200 А (ХХI) Генеральной ассамблеи ООН 16 декабря 1966 года, лицо само определяет объем своих прав и реализует их по своему усмотрению, в том числе право личного участия в рассмотрении дела. Распоряжение правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
В силу ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна добросовестно пользоваться своими процессуальными правами. Лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.
При указанных обстоятельствах, учитывая принцип диспозитивности, в соответствии с которым личное присутствие гражданина в судебном заседании является его субъективным правом, судом принято решение о рассмотрении дела по существу в отсутствие сторон, в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
В силу статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные споры разрешаются в суде.
Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации и статье 1 Федерального закона Российской Федерации № 211 – ФЗ от 24 июля 2007 года «О государственном кадастре», земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами
В соответствии с частью 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных названным Кодексом и иными законами.
На основании пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Федеральный закон № 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя (часть 1 статьи 16 Федерального закона № 122-ФЗ) и является единственным доказательством существования зарегистрированного права
Согласно статье 6 Федерального закона № 122-ФЗ, права на недвижимое имущество возникшие до момента вступления в силу настоящего Закона, признаются юридически действительными и при отсутствии государственной регистрации. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Судом установлено, ФИО5 на основании распоряжения администрации Оренбургского района №-р от ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен в собственность земельный участок, площадью № кв.м., местоположением: Оренбургский район, Степановский сельсовет, с/т «Тэцстрой». В подтверждение права собственности выдано свидетельство серии С№ от 18 ноября 1992 года, в приложении к которому на плане земель, предоставленных в собственность ФИО5 указан участок №.
Из кадастрового паспорта земельного участка № с кадастровым номером № в с/т «Тэцстрой» следует, что правообладателем указан ФИО5
В силу положений статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки должны удостоверяться документами в соответствии с Федеральным Законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного Кодекса Российской Федерации»).
Согласно части 1 статьи 15 Земельного Кодекса Российской Федерации, собственностью граждан и юридических лиц на землю являются земельные участки, приобретенные по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.
Истец полагает, что приобрел право собственности на земельный участок в порядке статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Согласно части 4 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.
Исходя из содержания указанной нормы права, в предмет доказывания по спору о признании права собственности по основанию приобретательной давности входят факт добросовестного, открытого и непрерывного владения истцом спорным имуществом как своим собственным в течение пятнадцати лет.
Как разъяснено в пункте 15 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать, что давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности.
В пункте 59 Постановления Пленумов Верховного Суда разъяснено, что если иное не предусмотрено законом, иск о признании права собственности подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Ранее действовавший Земельный кодекс РСФСР 1970 года устанавливал государственную (общенародную) собственность на землю, которая могла быть предоставлена только в бессрочное или временное пользование (статьи 3, 11).
До принятия в 1990 году Закона РСФСР «О земельной реформе» № 374-1 частная собственность на землю была запрещена и вся земля в этот период находилась в государственной собственности.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 Земельного кодекса Российской Федерации
Основания и порядок прекращения права пользования земельным участком предусмотрен статьями 44, 53, 54 Земельного кодекса Российской Федерации. Так, для прекращения права пользования земельным участком необходимы предусмотренные законом основания. Решение о прекращении права пользования принимается исполнительным органом государственной власти, органом местного самоуправления или судом.
Выпиской из протокола заседания правления СНТ «Тэцстрой» от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается исключение из членов товарищества ФИО5 и принятие в члены товарищества ФИО2
Также ФИО5 была составлена расписка о получении им 1 000 рублей за дачный участок №.
Согласно требованиям статьи 44 Земельного кодекса Российской Федерации право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.
Статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены основания для приобретения права собственности на имущество, как имеющее, так и не имеющее собственника. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. Если имущество собственника не имеет, собственник его неизвестен или отказался от имущества либо утратил на него право собственности по иным основаниям, на такое имущество возможно приобретение права собственности по основаниям, предусмотренным законом, и в качестве такого основания предусмотрен институт приобретательной давности. Вещи, которые не имеют собственника, можно отнести к бесхозяйным только при следующих случаях: а) если у них раньше был собственник; б) если собственник сам отказался от вещи.
Таким образом, к бесхозяйным можно отнести только такие вещи, которые имели собственника и от которых собственник добровольно отказался в силу статей 226 и 236 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.
Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя.
Документов, подтверждающих прекращение права собственности прежнего собственника, исключения его из членов СНТ, отказа от спорного земельного участка, суду не представлено, как и не представлено доказательств возникновения соответствующего права у истца.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности на спорный земельный участок ни за кем не зарегистрировано.
Записью акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается факт смерти ФИО5
Представленная истцом расписка от 24 июня 1994 года, согласно которой ФИО5 получил от ФИО2 1 000 рублей, не может свидетельствовать о продаже земельного участка, поскольку из расписки не следует за что и при каких обстоятельствах получены денежные средства, не оговорены существенные условия, не определен предмет.
Документов, подтверждающих прекращение права собственности прежнего собственника ФИО5, суду не представлено, как и не представлено доказательств возникновения соответствующего права у истца.
Принятие истца ФИО2 в члены СНТ «Тецстрой», пользование земельным участком, несение им бремени расходов по оплате членских взносов не являются основанием для возникновения права собственности на спорный земельный участок.
Таким образом, процедура прекращения права пользования спорным участком ФИО5 нарушена, а перераспределение спорного земельного участка истцу является незаконным.
С учетом установленных обстоятельств по делу суд считает, что оснований для признания за истцом права собственности на спорный земельный участок не имеется, так как имеется собственник земельного участка, он известен и доказательств его отказа от своего права собственности на земельный участок суду не представлено, земельный участок не является бесхозяйным, в связи с чем оснований предусмотренных ст.234 Гражданского кодекса Российской Федерации для удовлетворения исковых требований суд не усматривает.
Также суд учитывает, в силу статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебной защите подлежит нарушенное либо оспоренное право. Однако, истцом, в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств, наличия у него законных оснований для возникновения права собственности на спорный земельный участок в порядке приобретательной давности.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ «░░░░░░░░», ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 30 ░░░░░░ 2017 ░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░:
░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.