Дело № 2а-2105/18
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 апреля 2018 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Курындиной Е.Ю.,
при секретаре Теперик А.А.,
с участием представителя административного истца - Учава Т.А., действующей на основании доверенности от 12.03.2018 г. и диплома о высшем юридическом образовании,
представителя административного ответчика ДИЗО Воронежской области по доверенности Гоголи К.К., действующей на основании доверенности от 27 февраля 2018 года и диплома о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Бородиной Евгении Александровны к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка от 08.12.2017 года незаконным, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане,
У С Т А Н О В И Л:
Бородина Е.А. обратилась в суд с административным иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области, о признании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка (№) жилой массив «Хвойный» <адрес>, площадью 712 кв.м. на кадастровом плане территории, изложенный в сообщении №52-17-17297з от 08.12.2017 года незаконным, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории согласно схемы расположения земельного участка (№) жилой массив «Хвойный» г. <адрес>ю 712 кв.м. составленной кадастровым инженером (ФИО)6 13 сентября 2017 года.
В обоснование заявленных требований указав, что истец является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, жилой массив «Хвойный», <адрес>, кадастровый номер 36:34:0202023:196.
Кадастровым инженером (ФИО)6 13 сентября 2017 года была разработана схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории разрешенным использованием: отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну, две семьи, коттеджи, площадь земельного участка: 712 кв.м., в т.ч. 10 кв.м. ограничено в использовании охранными зонами сетей инженерно-технического обеспечения.
Схема разработана с учетом фактически сложившихся границ на местности на протяжении 15 и более лет.
Представитель административного истца обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области по вопросу утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории расположенного по адресу: <адрес>, жилой массив «Хвойный», <адрес>.
Сообщением Департамента земельных и имущественных отношений Воронежской области от 08.12.2017 г. № 52-17-17297з истцу было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: г. Воронеж, жилой массив «Хвойный», д. 15, по причине того, что испрашиваемая схема разработана в отношении земельного участка, расположенного в территориальной зоне с индексом Ж1 - зона малоэтажной индивидуальной застройки. В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Воронеж (ПЗЗ), утвержденными решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 №384-II, в данной зоне установлены следующие параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для целей индивидуального жилищного строительства - минимальный размер земельного участка - 0,03 гектара; максимальный размер земельного участка - 0,08 гектара, на землях, требующих рекультивации - 0,1 гектар.
Административный истец полагает, что оспариваемый отказ не соответствует нормативным правовым актам, нарушающими ее права, свободы и законные интересы, т. е. является незаконным (л.д. 7-8).
Определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 13 марта 2018 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Росреестра по Воронежской области (л.д. 49).
Административный истец Бородина Е.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена в установленном законом порядке, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, о чем имеется заявление (л.д. 56).
Представитель административного истца Учава Т.А., действующая на основании доверенности (л.д. 18) и диплома о высшем юридическом образовании (л.д.55), в судебном заседании административные исковые требования поддержала.
Представитель административного ответчика ДИЗО Воронежской области Гоголи К.К., действующая на основании доверенности (л.д.19) и диплома о высшем юридическом образовании (л.д.20), в судебном заседании административные исковые требования не признала, представила письменные возражения на иск (л.д. 22-26).
Заинтересованное лицо – Управление Росреестра по Воронежской области о месте и времени рассмотрения дела извещено в установленном законом порядке, представитель в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Установлено и подтверждается материалами дела, что Бородина Е.А. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, жилой массив «Хвойный», <адрес>, категории земель – земли населенных пунктов, виды разрешенного использования - отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну, две семьи, коттеджи.
05.10.2017 года представитель Бородиной Е.А. - Белых И.Н., действующая на основании доверенности № 4 – 1765, обратилась в ДИЗО Воронежской области с заявлением, в котором просила перераспределить земельный участок общей площадью 372 кв.м., с кадастровый (№), расположенный по адресу: <адрес>, жилой массив «Хвойный», участок 15 из земель государственной или муниципальной собственности площадью 340 кв.м., и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории общей площади 712 кв.м. в целях последующей постановки земельного участка на кадастровый учет (л.д. 29).
Учреждением ОГБУ ВО «Природные ресурсы» была проведена выездная проверка с фиксацией земельного участка, площадью 712 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, ж/м «Хвойный», уч. 15. По результатам проверки составлен акт проверки земельного участка (л.д. 31). Обращено внимание на то обстоятельство, что произошел самовольный захват приблизительной площадью 948 кв.м., в том числе 37 кв.м. участка с кадастровым номером 36:34:0202022:45 и 911 кв.м. не разграниченной территории (л.д. 30 -35).
08.12.2017 г. Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области в перераспределении земельного участка с кадастровым номером 36:34:0202023:196, и утверждении представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории отказано по основаниям, что земельный участок с кадастровым номером 36:34:0202023:196, площадью 372 кв.м. был образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 36:34:0202023:2, площадью 1172 кв.м., границы которого были установлены в соответствии с действующим законодательством. Перераспределение земельного участка с кадастровым номером 36:34:0202023:196, образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 36:34:0202023:2, площадью 1172 кв.м и земельного участка площадью 340 кв.м, государственная собственность на которые не разграничена, не соответствует нормам действующего законодательства.
Разрешенное использование участка с кадастровым номером 36:34:0202023:196 – отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну, две семьи, коттеджи.
Однако земельный участок с кадастровым номером 36:34:0202023:196 не освоен и не используется в соответствии с целевым назначением (л.д. 9-10).
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п. п. 3 п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 данного Кодекса.
Пунктом 13 ст. 11.10 названного Кодекса установлено, что схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Исходя из содержания пунктов 14 и 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ при поступлении заявления гражданина об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, орган местного самоуправления обязан принять одно из двух решений: об утверждении схемы расположения земельного участка либо об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка с указанием оснований для отказа.
В силу ст. 11.7 Земельного кодекса РФ при перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 (статьи 39.27 - 39.29) настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.1, ч. 3 ст. 39.28 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
- перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
- перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
- перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
- земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 ЗК РФ, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Согласно п. 1 ч. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа г. Воронеж, утвержденным решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 г. №384-II, земельный участок №15 ж/м «Хвойный» г. Воронежа расположен в территориальной зоне с индексом Ж1 – зона малоэтажной индивидуальной застройки, которая предназначена для формирования жилых районов из отдельно стоящих и блокированных индивидуальных жилых домов (коттеджей) и минимальным размещенным набором услуг местного значения.
Для данной зоны отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну, две семьи, коттеджи относятся к основному виду разрешенного использования.
Предельные (максимальные) размеры земельных участков, подлежащих образованию в указанной зоне 800 кв. м.
Одним из требований для перераспределения земель, находящихся в государственной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан, является то обстоятельство, что вид разрешенного использования земельного участка должен соответствовать перечню целей использования участка, указанных в рассматриваемой норме права.
В соответствии с требованиями статьи 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (абзац 2), соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (абзац 7).
Собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (подпункт 2 статьи 40 ЗК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно акту проверки ОГБУ ВО «Управление природных ресурсов Воронежской области» на земельном участке с кадастровым номером 36:34:02022023:196 расположены бетонные плиты и из материалов фотофиксации, являющихся приложением к акту, следует, что объекты капитального строительства отсутствуют (л.д. 31, 33-35).
В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" на земельном участке с видом разрешенного использование индивидуальное жилищное строительство предполагается размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей), выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур, размещение индивидуальных гаражей и подсобных сооружений.
Таким образом, как установлено административным ответчиком, а также подтверждается представленной административным истцом схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 13), выделяемый земельный участок расположенный в зоне Ж1 «индивидуальное жилищное строительство» не освоен и не используется по целевому назначению.
Пунктом 2 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Согласно и.п. 1, 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 данного Кодекса;
имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 данного Кодекса.
Приведенное основание и явилось основанием для отказа заявителю в перераспределении земель.
Кроме того, в материалах дела имеется сообщение из Управления главного архитектора городского округа г. Воронеж, на запрос о представлении характеристики предполагаемой схемы расположения земельного участка №15 в ж.м. «Хвойный» на кадастровом плане территории площадью 712 кв.м с видом использования «отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну, две семьи коттеджи» в целях перераспределения земельного участка с кадастровым номером 36:34:0202022:196 (л.д. 43-44), из которого следует, что рассматриваемый земельный участок расположен в границах красных линий в непосредственной близости от автогаражного кооператива. Согласно представленной схеме на территории рассматриваемого земельного участка отсутствуют объекты капитального строительства, участок частично ограничен в отношении охранных зон магистральных сетей инженерно-технического обеспечения. Вместе с тем, в представленной схеме данные ограничения указаны не полностью, отсутствует ограничение в отношении охранной зоны линии электропередачи.
В соответствии с правилами землепользования и застройки городского округа г. Воронеж, утвержденными решением Воронежской городской думы от 25.12.2009 № 384- II, рассматриваемый земельный участок расположен в территориальной зоне с индексом Ж1- зона малоэтажной индивидуальной застройки, которая предназначена для формирования жилых районов из отдельно стоящих и блокированных индивидуальных жилых домов и минимальным размещением набором услуг местного значения. Для данной зоны отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну, две семьи, коттеджи относятся к основному виду разрешенного использования.
В границах формируемого земельного участка площадью 712 кв.м., находится земельный участок площадью 372 кв.м. (кадастровый номер 36:34:0202023:196) с разрешенным использованием индивидуальное жилищное строительство, образованный путем кадастрового раздела земельного участка (№) в жилом массиве «Хвойный» (кадастровый номер 36:34:0202023:2) и дополнительный земельный участок площадью 340 кв.м., который с учетом его конфигурации и расположения не может быть использован в качестве самостоятельного земельного участка для объектов капитального строительства.
Вместе с тем, согласно п.11.25 "СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", расстояние от наземных и наземно-подземных гаражей, открытых стоянок, предназначены для постоянного и временного хранения легковых автомобилей до жилых домов определяется согласно табл. 10, в соответствии с которой предусмотрено, что данное расстояние должно быть от 35 м. до 50 м., расстояние от предполагаемых в порядке перераспределения границ земельного участка составляет около 5 м., что не соответствует требованиям градостроительных нормативов.
В связи с чем перераспределение земельного участка кадастровый номер 36:34:0202023:196 не соответствует требованиям градостроительных нормативов (л.д. 43-44).
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого отказа Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, в связи с чем, в удовлетворении заявленного административного иска следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Бородиной Евгении Александровне к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области, о признании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка (№) жилой массив «Хвойный» <адрес>, площадью 712 кв.м. на кадастровом плане территории, изложенный в сообщении №52-17-17297з от 08.12.2017 года незаконным от 08.12.2017 года незаконным, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории согласно схемы расположения земельного участка 315 жилой массив «Хвойный» <адрес>, площадью 712 кв.м. составленной кадастровым инженером (ФИО)6 13 сентября 2017 года – отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Коминтерновский районный суд г. Воронежа.
Судья: Е.Ю. Курындина
Решение в окончательной форме принято 09 апреля 2018 г.