к делу №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Сочи ДД.ММ.ГГГГ года
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе судьи Круглова Н.А.,
при секретаре судебного заседания Касаеве Б.М.,
с участием истца Горшковой Е.В.,
представителя ответчика УПФ РФ в г.Сочи по Краснодарскому краю - Журавлевой И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горшковой Е. В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в городе Сочи Краснодарского края о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
установил:
Горшкова Е.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ в г.Сочи по Краснодарскому краю, в котором просит признать за ней право на получение досрочной страховой пенсии по старости, включить периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по 31.10.1993г.; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ «О страховых пенсиях», а также обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости.
В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ Горшкова Е.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в г.Сочи с заявлением № о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ «О страховых пенсиях», предоставив все необходимые документы.
Однако Комиссия УПФР в городе-курорте Сочи Краснодарского края, рассмотрев заявление Горшковой Е.В., приняла решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием у истицы специального стажа требуемой продолжительности (30 лет лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения), не включив в специальный стаж следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности патронажная медсестра в я/с № Уфимского витаминного завода, поскольку работа в должности медсестры ясельной группы может быть включена в специальный стаж как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей за период до ДД.ММ.ГГГГ (т.е. при определении права на досрочное назначение пенсии по п.19 ч.1 ст.30 Закона от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуска без сохранения заработной платы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по уходу за ребенком до полутора лет (Горшков А.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в должности медицинской сестры в Сочинском центральном военном санатории (Сочинский ЦВС МО РФ); с ДД.ММ.ГГГГ - ФГУ «Сочинский ЦВС» МО РФ, с ДД.ММ.ГГГГ - филиал «Санаторий «Сочинский «ФБУ «Санаторно-курортный комплекс «Сочинский» МО РФ, с ДД.ММ.ГГГГ - филиал «Санаторий «Сочинский» ФГКУ «Санаторно-курортный комплекс «Сочинский» МО РФ, с ДД.ММ.ГГГГ - филиал «Санаторий «Сочинский» ФГБУ «Санаторно-курортный комплекс «Сочинский» МО РФ, так как в Списках от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрены: санатории и (курорты), в том числе детские: для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, с психоневрологическими заболеваниями. По мнению Комиссии УПФР в городе-курорте Сочи Краснодарского края, филиал «Санаторий «Сочинский» ФГБУ «СКК «Сочинский» МО РФ не относится к специализированным, поэтому данные периоды работы не могут быть засчитаны в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости согласно п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ «О страховых пенсиях». Вышеуказанные периоды включены в страховой стаж с квалификацией «общие условия». Кроме того, не включены в страховой стаж истца периоды (после ДД.ММ.ГГГГ): с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуска без сохранения заработной платы, что отражено в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. Исключен из страхового стажа период работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица отсутствуют сведения о стаже и о начисленных страховых взносах и указано, что в случае корректировки сведений на основании соответствующей отчетности работодателя указанный период будет засчитан в страховой стаж. Истец считает, что ответчиком незаконно отказано в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости, в связи с чем просит суд удовлетворить в полном объеме заявленные ей требования.
В судебном заседании Горшкова Е.В. настаивала на исковых требованиях, просила суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Государственного учреждения Управления пенсионного фонда РФ в городе-курорте Сочи Краснодарского края по доверенности Журавлева И.Г. иск не признала, возражала против его удовлетворения по основаниям, изложенным в письменных возражениях, полагала решение Комиссии УПФР в городе-курорте Сочи Краснодарского края об отказе в назначении истцу досрочной пенсии законным и обоснованным, в связи с отсутствием правовых оснований для удовлетворения требований просила в иске отказать.
Выслушав доводы истца, возражения представителя ответчика, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности с положениями ст.67 ГПК РФ и основываясь на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, суд приходит к выводу об удовлетворении иска в части.
Согласно ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует ч.2 ст.39 Конституции РФ, законодатель определяет и порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу ч.1 ст.15 Конституции РФ он обязан исходить из верховенства Конституции РФ и высшей юридической силы ее принципов и норм.
В силу ст.ст.1, 2 Трудового кодекса РФ общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ - основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ним отношений, признаются свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности, равенство прав и возможностей работников.
В соответствии со ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
Статья 41 (ч.1) Конституции РФ закрепляет право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В Российской Федерации принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
В соответствии с указанными конституционными положениями, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ о страховых пенсиях) в качестве правового основания для пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан предусматривается длительное выполнение определенной профессиональной деятельности, в частности устанавливается право на получение пенсии за выслугу лет (особый вид специального трудового стажа) в связи с длительной подземной, другой работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью. При этом названным Законом урегулированы основные вопросы, относящиеся к данному виду пенсионного обеспечения: виды профессиональной деятельности и условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет, длительность сроков выслуги, необходимой для возникновения права на данную пенсию, ее размер, порядок исчисления, назначения и выплаты. Так ст.8 вышеупомянутого Закона предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
По смыслу ст.ст.3, 4, 30-32 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ о страховых пенсиях во взаимосвязи с другими его положениями, право на получение пенсии за выслугу лет законодатель связывает не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда. Соответственно, п.20 ч.1 ст.30 Закона от ДД.ММ.ГГГГ №№-ФЗ о страховых пенсиях предусматривает назначение пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно положениям, закрепленным в ст.1,2 Трудового кодекса РФ исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ним отношений признаются свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями у труду, выбирать профессию и род деятельности, а также равенство прав и возможностей работников.
Тем самым, законодателем в соответствии с положениями п.20 ч.1 ст.30 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ о страховых пенсиях некоторые категории медицинских работников поставлены в неравные условия, так как ограничены в своих пенсионных правах, в том числе в праве на зачет трудового стажа для выплаты пенсии за выслугу лет.
В силу ст.ст.4 (ч.2) и 15 (ч.1,4) Конституции РФ Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России. Таким образом, правоприменитель обязан руководствоваться принципом Верховенства Конституции РФ.
При этом суд исходит из положений ст.4 (часть 2), 8, 15 (часть 1 и 4), 19, 35 (часть 1), 37, 39 (часть 1), 43 (часть 1), 55 (часть 3), 115 (части 1 и 3) Конституции РФ, ст.ст.1 и 2 Трудового кодекса РФ, п.20 ст.21 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ о страховых пенсиях.
Пункт «н» п.1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», вступивших в силу с ДД.ММ.ГГГГ, предполагает, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ «О страховых пенсиях».
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Горшкова Е.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в г.Сочи с заявлением № о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ «О страховых пенсиях», предоставив все необходимые документы.
Комиссией УПФР в городе-курорте Сочи Краснодарского края по результатам рассмотрения заявления Горшковой Е.В. принято решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием у истицы специального стажа требуемой продолжительности (30 лет лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения).
В частности, территориальным органом УПФР в городе-курорте Сочи Краснодарского края не включены в специальный стаж следующие периоды работы:
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности патронажная медсестра в я/с № Уфимского витаминного завода, поскольку работа в должности медсестры ясельной группы может быть включена в специальный стаж как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей за период до ДД.ММ.ГГГГ (т.е. при определении права на досрочное назначение пенсии по п.19 ч.1 ст.30 Закона от ДД.ММ.ГГГГ);
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуска без сохранения заработной платы;
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по уходу за ребенком до полутора лет (Горшков А.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения);
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в должности медицинской сестры в Сочинском центральном военном санатории (Сочинский ЦВС МО РФ);
-с ДД.ММ.ГГГГ - ФГУ «Сочинский ЦВС» МО РФ, с ДД.ММ.ГГГГ - филиал «Санаторий «Сочинский «ФБУ «Санаторно-курортный комплекс «Сочинский» МО РФ, с ДД.ММ.ГГГГ - филиал «Санаторий «Сочинский» ФГКУ «Санаторно-курортный комплекс «Сочинский» МО РФ, с ДД.ММ.ГГГГ - филиал «Санаторий «Сочинский» ФГБУ «Санаторно-курортный комплекс «Сочинский» МО РФ, так как в Списках от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрены: санатории и (курорты), в том числе детские: для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, с психоневрологическими заболеваниями.
Как следует из представленных сведений, по мнению Комиссии УПФР в городе-курорте Сочи Краснодарского края, филиал «Санаторий «Сочинский» ФГБУ «СКК «Сочинский» МО РФ не относится к специализированным, поэтому данные периоды работы не могут быть засчитаны в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости согласно п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №ФЗ «О страховых пенсиях». Вышеуказанные периоды включены в страховой стаж с квалификацией «общие условия».
Кроме того, не включены в страховой стаж истца периоды (после ДД.ММ.ГГГГ): с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуска без сохранения заработной платы, что отражено в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
Комиссией УПФР в городе-курорте Сочи Краснодарского края также исключен из страхового стажа период работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица отсутствуют сведения о стаже и о начисленных страховых взносах и указано, что в случае корректировки сведений на основании соответствующей отчетности работодателя указанный период будет засчитан в страховой стаж.
В соответствии с действующим пенсионным законодательством право на пенсию на льготных условиях имеют работники, занятые выполнением работ по «непосредственному обслуживанию больных» в течение полного рабочего дня. Непосредственное обслуживание больных - это работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента. Выполнение ряда диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего лечебно-охранительного режима требуют непосредственного контакта персонала и пациентов.
В соответствии с позицией, высказанной Конституционным Судом РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, до установления надлежащего правого регулирования при обращении лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения за назначением трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста и решении вопроса о наличии у них стажа, дающего право на досрочное назначение такой пенсии, периоды их работы в названных учреждениях, не являющихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности.
Разрешая спор и принимая решение о включении в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости периодов работы истца, суд исходит из того, что организация - филиал «Санаторий «Сочинский» ФГБУ «СКК «Сочинский» МО РФ по своей организационно-правовой форме относится к учреждениям здравоохранения.
В соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в разделе «наименование должностей» в разделе «наименование учреждений» предусмотрены больницы всех наименований.
Как указано в разъяснениях п.17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу пп.19 и 20 п.1 ст.27 Федерального закона №№-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
Исходя из п.2 ст.120 ГК РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Вместе с тем учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (абз.1 п.1 ст.120 ГК РФ).
При изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных пп.19 и 20 п.1 ст.27 Федерального закона №№-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Согласно представленным сведениям, ООО "Санаторий Заполярье" являлось ранее учреждением здравоохранения и изменило организационно-правовую форму в спорный период.
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета М. С. от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), предусмотрен для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку Списком от ДД.ММ.ГГГГ № конкретно не приведен перечень должностей, то при исчислении до ДД.ММ.ГГГГ специального стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №, вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ (далее Номенклатура от ДД.ММ.ГГГГ. №).
При отнесении учреждений к числу лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения нa период работы до ДД.ММ.ГГГГ используется Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ № (с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №), вступившим в действие с ДД.ММ.ГГГГ (далее Номенклатура от ДД.ММ.ГГГГ №).
В п.3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» (утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и применяется в части, не противоречащей Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ №№-ФЗ), указано на то, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета М. Р. от ДД.ММ.ГГГГ №, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными п.1 настоящего Постановления.
В соответствии с Постановлением Совета М. Р. от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная деятельность которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» установлено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
В пп.1 и 2 Списка, утвержденного Постановлением Совмина Р. № от ДД.ММ.ГГГГ, указаны врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, а также врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что в течение своей трудовой деятельности истица в спорные периоды работы осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения, организационно-правовая форма которого неоднократно менялась, однако не менялась сущность и осуществляемая трудовая функция.
Следовательно, деятельность, осуществляемая истицей в спорные периоды, подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №№-ФЗ «О страховых пенсиях» в должности медицинской сестры в Сочинском центральном военном санатории (Сочинский ЦВС МО РФ); с ДД.ММ.ГГГГ - ФГУ «Сочинский ЦВС» МО РФ, с ДД.ММ.ГГГГ - филиал «Санаторий «Сочинский «ФБУ «Санаторно-курортный комплекс «Сочинский» МО РФ, с ДД.ММ.ГГГГ - филиал «Санаторий «Сочинский» ФГКУ «Санаторно-курортный комплекс «Сочинский» МО РФ, с ДД.ММ.ГГГГ - филиал «Санаторий «Сочинский» ФГБУ «Санаторно-курортный комплекс «Сочинский» МО РФ, поскольку наименование учреждения само по себе не предопределяет различие в условиях и характере профессиональной деятельности в указанной должности.
Кроме того, суд находит возможным включить в специальный стаж для досрочного назначения истцу страховой пенсии по старости период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности патронажная медсестра в я/с № Уфимского витаминного завода, поскольку непосредственно сама специфика трудовой функции работника, положенная в основу выделения особенностей правового положения работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, по сути своей определяет льготный характер правового регулирования отношений лиц, работающих в соответствующих учреждениях (гл.55 Трудового кодекса РФ), вследствие чего такое обоснование как включение данного периода работы в должности медсестры ясельной группы в специальный стаж лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, не может быть положено в основу при отказе во включении спорного периода работы в специальный стаж работника и должно расцениваться как умаление его трудовых прав, что недопустимо в силу действия конституционных принципов (в частности, ст.ст.19, 55 Конституции РФ).
Рассматривая требование истца о включении в страховой стаж период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исключенный решением Комиссии из страхового и специального стажа в связи с тем, что в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица отсутствуют сведения о стаже и о начисленных страховых взносах, суд приходит к выводу о том, что при решении вопроса о назначении застрахованным лицам, работавшим по трудовому договору, трудовой пенсии и ее размере органы Пенсионного фонда РФ исходят из того, что в силу п.1 ст.10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и абз.3 п.7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в системной связи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения трудовых пенсий, формирование расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, определение размера страховой части трудовой пенсии и ее перерасчет (абз.4 ст.2, п.2 ст.7, п.5 и 11 ст.14, п.3 и 7 ст.15, п.2 и 3 ст.16, п.3 и 5 ст.17, п.1 ст.27, п.1 ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №№-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», п.2 ст.7, п.1 и 3 ст.9, п1 ст.10, ст.20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. №№-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»), непоступление страховых взносов за те или иные периоды трудовой деятельности застрахованных лиц не позволяет включать такие периоды работы в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию; при том что исчисление страховой части пенсии (ее перерасчет) осуществляется из суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого ему назначается страховая часть трудовой пенсии (осуществляется ее перерасчет), а суммы страховых взносов на ее финансирование включаются в расчетный пенсионный капитал в тот период, в котором они фактически поступили в Пенсионный фонд РФ, неисполнение страхователем обязанности по своевременной и полной уплате страховых взносов влечет для застрахованного лица (работника), которое выполняло оплачиваемую работу по трудовому договору и в силу закона подлежало в этот период обязательному пенсионному страхованию, и такие неблагоприятные последствия, как занижение размера устанавливаемой страховой части трудовой пенсии, в том числе при ее перерасчете в случае продолжения трудовой деятельности после назначения трудовой пенсии.
Контроль за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возлагается вышеназванным Федеральным законом на налоговые органы, а взыскание недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафов - на территориальные органы Пенсионного фонда РФ. Следовательно, эти органы имеют полномочия для обеспечения, в том числе в принудительном порядке, исполнения страхователем, не уплачивающим страховые взносы, установленных законом требований.
Что касается застрахованных лиц, то им предоставлено право получать от работодателя и органов Пенсионного фонда РФ информацию о начислении и уплате страховых взносов, осуществлять контроль за их перечислением работодателем в бюджет Пенсионного фонда РФ, а Пенсионный фонд РФ, в свою очередь, обязан бесплатно один раз в год направлять застрахованным лицам сведения, содержащиеся в их индивидуальных лицевых счетах, информацию о состоянии специальной части их индивидуальных лицевых счетов и о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений (ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №№-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ", ст.14-16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №№-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», ст.62 и ст.303 Трудового кодекса РФ). Однако поскольку сами застрахованные лица непосредственно не вовлечены в систему правоотношений, связанных с уплатой страховых платежей на обязательное пенсионное страхование, они, хотя и получают указанную информацию, как правило, не располагают реальными возможностями обеспечить уплату работодателем недоимки по страховым взносам.
Федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование отношений в сфере обязательного пенсионного страхования, должен обеспечивать баланс конституционно значимых интересов всех субъектов этих отношений, а устанавливаемые им правила поддержания устойчивости и автономности финансовой системы обязательного пенсионного страхования не должны обесценивать конституционное право граждан на трудовую пенсию.
Неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц, равно как и непредставление индивидуальных сведений, не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.
В страховой стаж граждан, надлежащим образом выполнявших работу по трудовому договору и в силу закона признанных застрахованными лицами, не засчитываются периоды работы, за которые страховые взносы начислялись, но не уплачивались. Тем самым они безосновательно лишаются и части своей трудовой пенсии, чем нарушаются гарантируемые чч.1 и 2 ст.39 Конституции РФ пенсионные права.
Исключение из страхового стажа периодов работы, за которые страхователем не уплачены страховые взносы, равно как и снижение в указанных случаях у застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших требуемые от них законом условия, размера страховой части трудовой пенсии, фактически означает установление таких различий в условиях приобретения пенсионных прав - в зависимости от того, исполнил страхователь (работодатель) надлежащим образом свою обязанность по перечислению страховых пенсионных платежей в Пенсионный фонд РФ или нет, которые не могут быть признаны соответствующими конституционно значимым целям и, следовательно, несовместимы с требованиями ст.19 (чч.1 и 2) и 55 (ч.3) Конституции РФ.
Требования истца в части включения в страховой стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет (Горшков А.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суд оставляет без удовлетворения, поскольку в соответствии с абз.9 ст.121 Трудового кодекса РФ в стаж работы, дающий право на ежегодный оплачиваемый отпуск, не включаются время отпуска по уходу за ребенком.
Периоды отпуска без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также не подлежат включению в страховой стаж истца на основании п.1 ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которому время нахождения работника в отпуске без сохранения заработной платы не включается в страховой стаж, учитываемый при назначении пенсии.
В указанной части решение Комиссии УПФР в городе-курорте Сочи Краснодарского края об отказе в назначении истцу досрочной пенсии суд признает обоснованным.
Оценивая представленные доказательства, принимая во внимание, что действующее пенсионное законодательство не содержит каких-либо ограничений в способах доказывания характера выполняемой работы, подтверждение которого необходимо для целей назначения пенсии на льготных условиях, суд считает, что спорные периоды работы истицы подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии.
Удовлетворяя заявленные требования, суд на основании представленных доказательств считает доказанным факт наличия у истца специального стажа, необходимого для назначении пенсии досрочно, в связи с чем принимает решение, обязав ответчика назначить и выплачивать истице досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №№-ФЗ «О страховых пенсиях», с даты вынесения решения суда, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Горшковой Е. В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в городе Сочи Краснодарского края о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, - удовлетворить.
Признать за Горшковой Е. В. право на досрочную трудовую пенсию по старости, предусмотренную подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ «О страховых пенсиях», и включить в ее стаж на соответствующих видах работ (специальный трудовой стаж) периоды работы:
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности патронажная медсестра в я/с № Уфимского витаминного завода;
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в должности медицинской сестры в Сочинском центральном военном санатории (Сочинский ЦВС МО РФ).
Досрочную трудовую пенсию Горшковой Е. В. назначить с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке <адрес>вой суд через Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в течение месяца со дня вынесения его в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Центрального
районного суда г.Сочи Н.А.Круглов