Дело № 2а-7/2022
14RS0031-01-2022-000027-61
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п.Депутатский 25 февраля 2022 года
Усть-Янский районный суд Республики Саха(Якутия) в составе председательствующего судьи Яковлевой Л.Н., при секретаре Матренич Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Управления федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) к Старостиной В.Д. о взыскании задолженности по обязательным платежам,
УСТАНОВИЛ:
Управление ФНС по РС(Я) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Старостиной В.Д. о взыскании обязательных платежей, указав в обоснование требований, что у административного ответчика образовалась задолженность по налогу на имущество, земельному, транспортному налогу за 2019 год. Налогоплательщику выставлялись требования об уплате налога, однако, такие требования оставлены без исполнения. При таких обстоятельствах, просит суд взыскать с административного ответчика задолженность в размере 16 446,49 руб. с учетом пени.
Административный истец извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания, а также о рассмотрении дела без своего участия не заявлял, суд, в соответствии со ст. 150 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик Старостина В.Д. представила ходатайство о рассмотрении дела без ее участия, в котором также пояснила, что транспортное средство УРАЛ-375 был продан ею 07.05.2020, она является многодетной матерью и проживает в арктическом регионе, что является самостоятельным основанием для освобождения от уплаты транспортного налога. Суд, в соответствии со ст. 150 КАС РФ, рассмотрел дело без участия административного ответчика.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Пунктом 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу ст. 45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.
Согласно ст. 31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, предъявлять в суды иски о взыскании недоимки и пеней.
В случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (п. 1 ст. 48 НК РФ).
В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Согласно ст. 52 Налогового кодекса РФ налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление с указанием сумма налога, подлежащей уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.
Изменениями, внесенными федеральным законом от 23.11.2015 №320-ФЗ, срок уплат всех имущественных налогов, начиная с налогового периода 2015 год, установлен не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим периодом.
Из материалов дела следует, что ответчик на дату подачи административного искового заявления имеет задолженность за истекший период 2019 г. по налогам на имущество в размере 9 руб., пени 0,08 руб., за транспортный налог в размере 15600 руб., пени 139,23 руб., земельный налог в размере 692 рубля, пени 6,18 рубля (л.д. 8-9).
Налоговым уведомлением № от 01.09.2020 Старостиной В.Д. выставлен счет: транспортный налог в размере 15 600 руб., земельный налог - 692 руб., налог на имущество физических лиц - 9 руб., со сроком для погашения, установленным Налоговым кодексом РФ.
Административный ответчик Старостина В.Д. с административным иском не согласна, в письменном отзыве указала, что автотранспорт УРАЛ-375, по которому был начислен транспортный налог был продан 07.05.2020, кроме того, она является многодетной матерью и жительницей арктического района, что является основанием для освобождения от уплаты транспортного налога в беззаявительной форме на основании п.п. 10,11 ч. 8 ст. 2 Закона о налоговой политике РС (Я) от 07.11.2013 г.
В силу ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом согласно п. 3 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога прекращается, в частности, с уплатой налога налогоплательщиком; с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога.
Таким образом, приведенные положения налогового законодательства связывают наличие обязанности по уплате транспортного налога с фактом регистрации транспортного средства на конкретное лицо.
Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Начисление и уплата транспортного налога в случае продажи транспортного средства прекращаются с месяца, следующего за снятием его с регистрационного учета в органах ГИБДД. Иных оснований для прекращения взимания указанного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) законодательством о налогах и сборах не установлено.
Из представленных ответчиком материалов следует, что на основании купли-продажиавтотранспортного средства от 07.05.2020, составленного в простой письменной форме, автомобиль УРАЛ – 375, государственный номер №, 1976 годы выпуска, номер шасси №, модель 741, ранее принадлежащий административному ответчику, и за который был начислен транспортный налог, был продан гражданину Голикову Г.Г. (л.д. 45).
Согласно справке ОГИБДД Отд МВД России по Усть-Янскому району от 15.02.2022 следует, что автомобиль УРАЛ – 375, государственный номер №, 1976 годы выпуска, номер шасси №, модель 741, 08.10.2020 был зарегистрирован за Голиковым Г.Г. (л.д. 52-53). Таким образом, на период до 08.10.2020 собственником автомобиля являлся административный ответчик.
В соответствии с ч. 8 ст. 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 07.11.2013 1231-З N 17-V "О налоговой политике Республики Саха (Якутия)" (принят постановлением ГС (Ил Тумэн) РС(Я) от 07.11.2013 З N 18-V) установлены основания освобождения от уплаты транспортного налога на территории Республики Саха (Якутия).
В порядке п. 10 ч. 8 ст. 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 07.11.2013 1231-З N 17-V, от уплаты транспортного налога освобождаются физические лица, зарегистрированные по месту жительства на территориях муниципальных образований Республики Саха (Якутия), указанных в пункте 6 приложения к Указу Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 года N 296 "О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации", начиная с налогового периода 2018 года без заявления указанных физических лиц.
Согласно п. 6 Указа Президента РФ от 02.05.2014 N 296 "О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации", к арктическим районам относятся территории Абыйского улуса (района), Аллаиховского улуса (района), Анабарского национального (долгано-эвенкийского) улуса (района), Булунского улуса (района), Верхнеколымского улуса (района), Верхоянского района, Жиганского национального эвенкийского района, Момского района, Нижнеколымского района, Оленекского эвенкийского национального района, Среднеколымского улуса (района), Усть-Янского улуса (района) и Эвено-Бытантайского национального улуса (района) (Республика Саха (Якутия).
Согласно п. 11ч. 8 ст. 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 07.11.2013 1231-З N 17-V, от уплаты транспортного налога освобождаютсяодин из родителей (усыновителей) в многодетной семье в отношении одного зарегистрированного на него транспортного средства (легкового автомобиля или мотоцикла, или мотороллера, или автобуса, или грузового автомобиля) по выбору налогоплательщика. Указанная льгота не распространяется на легковые автомобили, в отношении которых исчисление суммы транспортного налога производится с учетом повышающего коэффициента в соответствии с частью 2 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации.
В порядке п. 12 ст. 14 указанного Закона положения п. 11 ч. 8 ст. 2 применяются к правоотношениям, возникшим в налоговые периоды 2020 - 2024 годов.
На основании представленных административным ответчиком документов, установлено, что Старостина В.Д. зарегистрирована по (адрес) с 03.10.2020 г., ранее с 21.08.2012 по 03.10.2020 была зарегистрирована по (адрес), о чем свидетельствуют штампы в паспорте (л.д. 46-47).
Также, административный ответчик в подтверждение своих доводов представила копию удостоверения многодетной семьи, согласно которому у Старостиной В.Д. пятеро детей: Старостина С., 09.07.2000 г.р., Старостина М., 24.08.2006 г.р., Старостин А., 04.09.2010 г.р., Старостин Э., 24.08.2013 г.р., Старостин А., 15.10.2015 г.р.
Таким образом, мнение административного ответчика о том, что она освобождена от уплаты транспортного налога на основании п.п. 10, 11 ч. 8 ст. 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 07.11.2013 1231-З N 17-V "О налоговой политике Республики Саха (Якутия)", является ошибочным и основано на неверном толковании закона, поскольку на период налогообложения в 2019г. льготы, освобождающие от уплаты налога, не распространяются. В 2019 году Старостина В.Д. являлась собственником транспортного средства УРАЛ – 375, г/н №, 1976 года выпуска, в связи с чем, оснований для отказа в требовании о взыскании транспортного налога за 2019 год не имеется.
С учетом изложенного, суд считает, что в нарушение ст. 23 Налогового кодекса РФ ответчик не произвел оплату налогов в бюджет, его задолженность по налогу на имущество, земельному, транспортному налогу составила 16 301 руб.
Согласно ст. 72 Налогового кодекса РФ, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени.
В соответствии с п. 3 статьи 75 Налогового кодекса РФ пени исчисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога и сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
В силу пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса РФ пени уплачиваются единовременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Согласно расчета, пени по задолженности по налогу на имущество, земельному, транспортному налогу составили 145,49 рубля.
Таким образом, проанализировав и оценив представленные доказательства в их совокупности, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку налоговые уведомления и требования с предложением добровольно уплатить налоги были направлены Старостиной В.Д., до настоящего времени задолженность и пени по налогу на имущество, транспортному, земельному налогу за указанные периоды административным ответчиком не уплачены, доказательств внесения оплаты в суд не представлено. Расчет задолженности и пени по налогам основан на налоговом законодательстве, соответствует техническим характеристикам объектов налогообложения, выполнен арифметически верно и является правильным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-178 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать со Старостиной В.Д., ИНН № в пользу Управления федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) задолженность за период 2019г.: транспортный налог в размере 15 600 руб., пени 139,23 руб., налог на имущество в размере 09 руб., пени 0,08 руб., земельный налог в размере 692 руб., пени 6,18 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Усть-Янский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня принятия судом решения.
Председательствующий Л.Н. Яковлева
Решение изготовлено: 25.02.2022