Решение по делу № 2-157/2022 от 28.02.2022

Гражданское дело года

46RS0-16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 марта 2022 года <адрес>

    

Октябрьский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Баламутовой С.А.,

с участием помощника прокурора <адрес> – Нижник А.О.,

при секретаре Филипцевой В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах несовершеннолетней ФИО1, к администрации <адрес> о возложении обязанности обеспечить земельный участок объектами инженерной инфраструктуры,

УСТАНОВИЛ:

    <адрес> в интересах несовершеннолетней ФИО1 обратился в суд к администрации <адрес> с иском о возложении обязанности обеспечить земельный участок объектами инженерной инфраструктуры.

В обоснование требований указано о том, что в прокуратуру района ДД.ММ.ГГГГ поступило обращение ФИО8, проживающей по адресу: <адрес>, в интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО1 по факту предоставления в ДД.ММ.ГГГГ году администрацией <адрес> земельного участка, не обеспеченного объектами инженерной и дорожной инфраструктуры в собственность для строительства. В ходе проверки установлено, что Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8, ФИО9, ФИО4, ФИО5, ФИО1 в общую долевую собственность бесплатно предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, площадью 1000 кв.м. На данный земельный участок зарегистрировано право общей долевой собственности за ФИО8, ФИО9, ФИО4. ФИО5, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ. Данный земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства, площадью 1000 кв. м. объектами инженерной инфраструктуры не обеспечен, а именно отсутствуют сети газоснабжения, водоснабжения, что препятствует подключению (технологическому присоединению) объекта жилищного строительства заявителя к сетям инженерно-технического обеспечения, чем нарушены жилищные и земельные права социально незащищенной категории граждан – несовершеннолетних детей. Указывая о том, что отсутствие инженерной и дорожной инфраструктуры земельных участков, предоставленных бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства многодетным семьям, делает невозможным использование данных земельных участков по целевому назначению, влечет ненадлежащее социальное обеспечение данной категории граждан, что противоречит целям, изложенным в Указе Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», просит обязать администрацию <адрес> обеспечить земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 46:17:110601:425, расположенный по адресу: <адрес>, Черницынский сельсовет, д. Нижняя Воробжа, для индивидуального жилищного строительства, площадью 1000 кв.м., объектами инженерной инфраструктуры: газоснабжение, водоснабжение, в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Нижник А.О. подержала исковые требования по основаниям, указанным в иске, просила заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика администрации <адрес>, законные представители несовершеннолетних ФИО8, ФИО9, извещенные о дате, времени и месте судебного заседания в соответствии с положениями гл. 10 ГПК РФ, не явились, представитель ответчика ранее представил суду заявление, в котором просил рассмотреть дело без участия представителя, не возражал против удовлетворения требований.

    С учетом изложенного, учитывая мнение представителя истца, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.     

Выслушав объяснения представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов, в том числе, в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства; обеспечения права на образование.

В соответствии со ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента РФ от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».

Пунктом 2 Указа Президента от 07.05.2012 года №600 постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

В целях реализации Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» принят закон Курской области от 21.09.2011 № 74-ЗКО «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Курской области», в рамках которого земельные участки предоставляются для индивидуального жилищного строительства многодетным семьям в соответствии с документами территориального планирования и правилами землепользования и застройки.

В судебном заседании установлено, что постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8, ФИО9, ФИО4, ФИО5, ФИО1 в общую долевую собственность предоставлен бесплатно земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, площадью 1000 кв.м.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, площадью 1000 кв. м. ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право общей долевой собственности за ФИО9, ФИО8, ФИО4, ФИО5, ФИО1

Как установлено в судебном заседании на момент предоставления вышеуказанного земельного участка многодетной семье ФИО6, а также на момент обращения прокурора с настоящим иском земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, площадью 1000 кв. м. объектами инженерной инфраструктуры не обеспечен, а именно отсутствуют сети газоснабжения, водоснабжения, что препятствует подключению (технологическому присоединению) объекта жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Согласно ст. 11 ЗК РФ, органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона №131-ФЗ, к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, утверждение и исполнение бюджета муниципального района; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района.

Приказом Минрегиона России от 09.09.2013 № 372 «Об утверждении методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей», определено, что при планировании расходов на строительство объектов инженерной инфраструктуры различных видов рекомендуется принимать во внимание, что строительство таких объектов следует осуществлять синхронизированно, с предоставлением гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства и с освоением таких земельных участков (далее по тексту – Приказ).

До предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства рекомендуется утвердить план мероприятий по освоению земельного участка, предусматривающий мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры различных видов, ответственных исполнителей, в том числе органы местного самоуправления и организации в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, осуществляющие деятельность на территории, в границах которой расположен земельный участок, этапы освоения, а также мероприятия по контролю за осуществлением строительства и подключением (технологическим присоединением) объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

На основании п. 17 Приказа, в целях отбора земельных участков рекомендуется использовать следующие критерии: 1) транспортная доступность, 2) удовлетворительная экологическая обстановка (отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов, в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.) 3) существующая обеспеченность земельных участков объектами инженерной инфраструктуры, потребность в строительстве объектов инженерной инфраструктуры и сроки такого строительства, расходы на подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, 4) наличие или сроки строительства объектов социальной инфраструктуры, коммунального обслуживания и торговли; 5) другие критерии в зависимости от целей предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков.

В силу положений ст. 6 п. 1 п.п.1, п.1.1 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в том числе, организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Статьей 8.1 Федерального закона от 31 марта 1999 года №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации газоснабжения населения на соответствующих территориях относятся: подготовка населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций; согласование схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом.

Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью первой настоящей статьи, на территории сельского поселения и межселенной территории реализуются органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят сельское поселение и (или) межселенная территория, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по организации на территории <адрес> вопросов обеспечения жителей инженерной инфраструктурой, в том числе при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

Следовательно, при решении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность гражданам бесплатно должны приниматься во внимание реальные показатели пригодности конкретного земельного участка для целей ведения индивидуального жилищного строительства с точки зрения его оснащенности объектами необходимой инфраструктуры.

Таким образом, обязанность по обеспечению объектами коммунальной и дорожной инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, должна быть выполнена соответствующим муниципальным образованием в порядке решения вопросов местного значения.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что администрацией Октябрьского района Курской области, как уполномоченным органом местного самоуправления, не были осуществлены в полном объеме действия по организации инженерной инфраструктуры в виде налаживания устойчивого и скоординированного функционирования объектов осуществляющих производство и поставку потребителям энергетических, тепловых и водных ресурсов, с тем, чтобы гражданам, осуществляющим строительство домов на предоставленных им земельных участках, обеспечивалось возможность ведения строительства и беспрепятственного подключения возводимых жилых домов к инженерно-техническим сетям надлежащего качества и объема, необходимых для нормальной жизнедеятельности.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Определении от 9 ноября 2017 года N 2516-О "По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

В силу требований п. 24 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.

В силу п. 4 ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если в границах территориальной зоны, применительно к которой устанавливается градостроительный регламент, предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории.

В соответствии с п. 1 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ, расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.

Таким образом, обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех или более детей, может быть выполнена соответствующим муниципальным образованием в порядке решения вопросов местного значения.

Как установлено в судебном заседании, предоставление земельного участка семье ФИО8, по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, площадью 1000 кв.м., произведено без учета градостроительных и иных норм, при отсутствии оснащённости этого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена на органы местного самоуправления. Данное обстоятельство не отрицалось ответчиком.

Поскольку отсутствие инфраструктуры нарушает права многодетной семьи иметь возможность ведения строительства и беспрепятственного подключения жилого дома к инженерно-техническим сетям и получения соответствующих услуг надлежащего качества и объема, необходимых для нормальной жизнедеятельности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> в интересах несовершеннолетней ФИО1 к администрации <адрес> о возложении обязанности обеспечить земельный участок объектами инженерной инфраструктуры.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, ответчику необходимо установить срок совершения действий, при определении которого, суд учитывает финансовое положение ответчика, особенности местного бюджетного процесса и считает необходимым установить 12 месячный срок на исполнение вышеуказанной обязанности со дня вступления решения суда в законную силу, которых является разумным, достаточным и обоснованным.

При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования удовлетворить.

Обязать администрацию <адрес> обеспечить земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства, площадью 1000 кв.м., объектами инженерной инфраструктуры: газоснабжение, водоснабжение, в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Баламутова С.А.

2-157/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Октябрьского района
Ответчики
Администрация Октябрьского района
Другие
Соснина Екатерина Николаевна
Соснин Анатолий Владимирович
Суд
Октябрьский районный суд Курской области
Судья
Баламутова Светлана Александровна
Дело на странице суда
oktiabrsky.krs.sudrf.ru
28.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.02.2022Передача материалов судье
03.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.03.2022Подготовка дела (собеседование)
14.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.03.2022Судебное заседание
01.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.05.2022Дело оформлено
25.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее