Судья: Тедеева Е.А. дело № 33а-10233/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 26 ноября 2018 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего |
Хожаиновой О.В., |
судей |
Терентьевой Н.А., Юсуповой Л.А-В. |
рассмотрела в порядке упрощённого (письменного) производства материал, сформированный по частной жалобе Тонина Сергея Артёмовича на определение судьи Раздольненского районного суда Республики Крым от 9 октября 2018 г. об отказе в принятии административного искового заявления Тонина Сергея Артёмовича к главе администрации Раздольненского сельского поселения – председателю Раздольненского сельского совета Раздольненского района Республики Крым Чернявскому Павлу Петровичу о признании незаконными действий.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Хожаиновой О.В., изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
установила:
Тонин С.А. обратился в Раздольненский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением к главе администрации Раздольненского сельского поселения – председателю Раздольненского сельского совета Раздольненского района Республики Крым Чернявскому П.П. о признании незаконными действий.
Определением судьи Раздольненского районного суда Республики Крым от 9 октября 2018 г. Тонину С.А. отказано в принятии административного искового заявления по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Не согласившись с указанным определением, Тонин С.А. подал частную жалобу, в которой просил отменить оспариваемый судебный акт, указывая, что судьёй районного суда нарушены нормы процессуального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 1 статьи 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в порядке упрощённого (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).
Согласно части 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации частная жалоба на обжалуемое определение судьи рассматривается по правилам, установленным главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в порядке упрощённого (письменного) производства, без ведения аудиопротоколирования и протокола.
Изучив письменные материалы, обсудив доводы частной жалобы, проверив законность и обоснованность определения судьи первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Отказывая в принятии административного искового заявления на основании пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья районного суда исходил из того, что заявленные Тониным С.А. требования подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
С указанными выводами судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым не соглашается в силу следующего.
Положениями части 1 статьи 222 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что судья отказывает в принятии к производству суда административного искового заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, по основаниям, указанным в части 1 статьи 128 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.
Между тем, в обоснование доводов административного искового заявления Тонин С.А. указал, что 5 сентября 2018 г. был на личном приёме у депутата Государственной Думы Российской Федерации ФИО1 и сообщил информацию, которая, по его мнению, могла защитить его права и интересы. После этого, административный ответчик обратился в суд с исковым заявлением в порядке статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, чем нарушил права Тонина С.А., исходя из положений статьи 6 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Согласно статье 6 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.
Тонин С.А. обратился в суд с административным иском в порядке, регламентированном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и просил признать незаконными действия главы администрации Раздольненского сельского поселения – председателя Раздольненского сельского совета Раздольненского района Республики Крым Чернявского П.П.
Главой 22 указанного кодекса предусмотрен порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Положениями части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданину предоставлено право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Законодательством не предусмотрено иного вида судопроизводства для оспаривания действий органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, кроме как в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
По смыслу приведённых правовых норм требования административного истца, связанные с оспариванием действий административного ответчика, исходя из доводов административного искового заявления о нарушении последним положений статьи 6 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера, защищаемого в исковом производстве, поскольку спорные правоотношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон.
Таким образом, обжалуемый судебный акт нельзя признать законным, в связи с чем, оспариваемое определение судьи Раздольненского районного суда Республики Крым от 9 октября 2018 г. подлежат отмене.
При этом, судебная коллегия обращает внимание, что требования к административному исковому заявлению о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями установлены статьёй 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Так, законодателем установлено, что требования, содержащиеся в административном исковом заявлении, должны быть чётко сформулированы самим административным истцом, поскольку процессуальное законодательство не возлагает на суд обязанность делать выводы о фактическом волеизъявлении истца относительно формулирования предмета спора, домысливать и предполагать, в чем конкретно выражаются требования административного истца и на какое лицо истец полагает, что должны быть возложены те или иные обязанности, поскольку другая сторона спорных правоотношений представляет по делу доказательства и приводит свои возражения в соответствии с теми требованиями и их основаниями, которые предъявлены в суд.
Согласно части 1 статьи 130 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 КАС РФ, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения.
Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
определение судьи Раздольненского районного суда Республики Крым от 9 октября 2018 г. (М-723/2018) - отменить, материал по административному исковому заявлению Тонина Сергея Артёмовича к главе администрации Раздольненского сельского поселения – председателю Раздольненского сельского совета Раздольненского района Республики Крым Чернявскому Павлу Петровичу о признании незаконными действий - направить в Раздольненский районный суд Республики Крым для решения вопроса в соответствии с правилами статей 124 - 130 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации со стадии принятия административного искового заявления к производству суда.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий: О.В. Хожаинова
Судьи: Н.А. Терентьева
Л.А-В. Юсупова