Решение по делу № 33-1224/2015 от 19.02.2015

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 30 марта 2015 г. по делу № 33-1224 /2015

Судья А.М.Ибрагимов

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Алиевой Э.З.

судей Устаевой Н.Х. и Загирова Н.В.

при секретаре Магомедовой З.А.

с участием прокурора Исмаиловой С.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Джамалутдинова А.Ш. к Управлению социальной защиты населения в МО «Левашинский район» РД о назначении ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью из заработной платы и ее индексации, взыскании задолженности по указанной выплате по апелляционному представлению прокурора Левашинского района О.А.Даудова на решение Левашинского районного суда Республики Дагестан от 10 февраля 2013 года, которым постановлено:

«Исковые требования Джамалутдинова А. Ш. удовлетворить.

Взыскивать ежемесячно с УСЗН в МО «Левашинский район» за счёт средств федерального бюджета в пользу Джамалутдинова А. Ш.. начиная с 01 декабря 2013г., ежеме-j сячную сумму в возмещение вреда в размере <.><.> рублей <.> копеек, с последующей индексацией исходя из верхнего уровня инфляции, устанавливаемого Федеральным законом о Федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, опре­деляемом Правительством РФ.

Взыскать с УСЗН в МО «Левашинский район» за счёт средств федерального бюджета в поль­зу Джамалутдинова А. Ш. задолженность по ежемесячной сумме в возмеще­ние вреда здоровью за период с 01 января 1999г. по 30 ноября 2013г.. в сумме <.> рублей <.> копеек».

Заслушав доклад судьи Устаевой Н.Х., объяснения прокурора Исмаиловой С.Г., просившей отменить решение суда первой инстанции и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Джамалутдинов А.Ш. - инвалид <.> группы со 100% потерей трудоспособности вследст­вие участия с 12 декабря 1986г. по 07 марта 1987г. в ликвидации последствий аварии на Черно­быльской АЭС в 30-ти км зоне - зоне отчуждения, обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения в МО « Левашинский район» Республики Дагестан о назначении ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью исходя из заработной платы.

Исковые требования Джамалутдинов А.Ш. мотивировал тем, что до установления первичной группы инвалидности, он работал трубокладом в проектно-строительном объединении «Водстрой-» в селении Леваши.

Начисленная заработная плата за пе­риод работы в указанной организации с 01 июня 1994г. по 31 мая 1995г., то есть за 12 месяцев перед установлением первичной группы инвалидности, составляет: <.> рублей (неденомини­рованных), что подтверждается справкой о заработной плате от <дата>

Эту справку в декабре месяце 1998г. он представил для назначения ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью в УСЗН в МО «город Каспийск».

Ссылаясь на Министерство труда и социального раз­вития РД, УСЗН в МО «город Каспийск» ему отказало в назначении ежемесячной суммы в воз­мещение вреда здоровью, исходя из заработной платы за 12 месяцев перед установлением пер­вичной группы инвалидности.

Считает, что отказ в назначении ежемесячной суммы в возмещение вреда из заработной пла­ты является незаконным и противоречащим Федеральным законам, Постановлениям высших су­дебных органов Российской Федерации - Верховного суда и Конституционного суда.

Просит суд назначить с 01 января 1999г. ежемесячную сумму в возмещение вреда здоровью исходя из ука­занной выше заработной платы за 1994-95г.г.. взыскивать ежемесячно с 01 декабря 2013г. еже­месячную сумму в возмещение вреда здоровью в размере <.> рублей <.> копеек и взыскать за­долженность по указанной выплате за период с 01 января 1999г. по 30 ноября 2013г. в сумме <.> рублей <.> копеек.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционном представлении прокурор Левашинского района О.А.Даудов просит решение суда отменить по следующим основаниям.

Суд, удовлетворяя иск Джамалутдинова А.Ш., не учел требования, предусмотренные п.6 ст. 12 Федерального закона от 24 июля 1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", согласно которому если в заработке застрахованного до наступления страхового случая произошли устойчивые изменения, улучшающие его имущественное положение (повышена заработная плата по занимаемой должности, он переведен на более высокооплачиваемую работу, поступил на работу после окончания учебного учреждения по очной форме обучения и в других случаях, когда доказана устойчивость изменения или возможности изменения оплаты труда застрахованного), при подсчете его среднего месячного заработка учитывается только заработок, который он получил или должен был получить после соответствующего изменения.

Из материалов гражданского дела следует, что Джамалутдинов А.Ш. по окончанию работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС осуществлял трудовую деятельность в должности трубоклада в проектно-строительном объединении «Водстрой-» с.Леваши Левашинского района.

Судом за основу принят период работы с 1 июня 1994 года, однако, в судебном заседании не установлено произошли либо нет устойчивые изменения в заработке Джамалутдинова А.Ш. до наступления страхового случая, улучшающие его имущественное положение.

Со вступлением в силу с 15 февраля 2001 Федерального закона от 12 февраля 2001 № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»» в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004г. № 31-ФЗ, порядок назначения возмещения вреда исходя из размера заработка был отменен, и установлена выплата ежемесячной компенсации в твердых размерах в зависимости от группы инвалидности и индексируется с 19 июля 2002, исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 30 декабря 2001 № 194 и Федеральным законом от 24 декабря 2002 № 176, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Как установлено ранее, Джамалутдинову А.Ш. до назначения в твердой сумме, возмещение вреда исходя из заработка, не назначалось.

Кроме того, к моменту обращения Джамалутдинова А.Ш. в суд с исковыми требованиями об индексации выплат, законодательством уже установлен порядок индексации выплат возмещения вреда исходя из уровня инфляции.

Дело рассмотрено в отсутствие истца, которому извещение направлено по адресу, указанному в исковом заявлении.

Однако, согласно полученной из почтового отделения информации, он по этому адресу не проживает. Адреса другого места жительства суду не известно.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления прокурора Левашинского района, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что Джамалутдинов А.Ш. является инвалидом второй группы вследствие увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы в связи с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидность установлена бессрочно.

С момента установления инвалидности в 1995 г. истцу назначены суммы возмещения вреда здоровью.

С 2001 г. Джамалутдинов А.Ш. является получателем ежемесячной денежной компенсации в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности.

С 1 июня 2004 г. ответчик индексировал размер указанной компенсации по коэффициенту инфляции в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации.

Разрешая спор с учетом того, что впервые выплаты в возмещение вреда здоровью назначены Джамалутдинову А.Ш. до 15 февраля 2001 г., их размер при надлежащей индексации выше, чем размер получаемой истцом денежной компенсации в твердой сумме, суд пришел к выводу о том, что он имеет право на получение суммы возмещения вреда по ранее действовавшему законодательству исходя из утраченного заработка, проиндексированной в соответствии с действующим законодательством, и определил размер возмещения вреда здоровью из заработной платы за 12 месяцев работы перед установлением инвалидности.

Судебная коллегия находит приведенные выводы суда первой инстанции не соответствующими установленному порядку назначения и выплаты компенсаций, возмещающих вред, причиненный здоровью радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гражданам, ставшим инвалидами.

Так, 12 февраля 2001 г. вступил в силу Федеральный закон N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которым был изменен порядок определения сумм возмещения вреда; законодатель отказался от определения размера возмещения вреда в зависимости от заработка и перешел к новому способу - в зависимости от степени утраты здоровья.

При этом были установлены твердые суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - в зависимости от полученной группы инвалидности.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, предоставлено право выбора получать ежемесячную денежную компенсацию в твердых суммах или ранее установленную ежемесячную денежную компенсацию, определенную в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Таким образом, правовая норма, предусматривающая перерасчет сумм из заработка на момент обращения истца с настоящими требованиями, признана утратившей силу с 15 февраля 2001 г. в связи с вступлением в силу приведенной выше редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

В настоящем иске, поданном в 2013 г., на основе нормы закона, утратившей силу с 15 февраля 2001 г., Джамалутдинов А.Ш. просит изменить порядок выплат установленной ему в 2001 г. ежемесячной денежной компенсации, произвести индексацию этой суммы и осовременивание образовавшейся задолженности по состоянию на день обращения с иском, в то время как при установленных обстоятельствах возможность повторного перехода на прежний порядок выплаты возмещения вреда действующим законодательством, регулирующим указанные правоотношения, не предусмотрена.

До момента обращения в 2013 г. в суд Джамалутдинов А.Ш. требований о перерасчете получаемой компенсации в возмещение вреда здоровью не заявлял, до указанной даты не выражал несогласия с размером выплачиваемых ему до 2001 г. сумм возмещения вреда и их индексацией.

Доказательств обратного, а именно, что ранее ему было отказано в перерасчете размера возмещения вреда здоровью исходя из его заработной платы, суду не представлено.

Довод о том, что обращение в органы социальной защиты имело место в 1998 году, и УСЗН в г. Каспийске в перерасчете размера возмещения вреда здоровью отказало, является голословным.

При таких данных Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан полагает, что истцом ранее было реализовано предоставленное законом право выбора получения ежемесячной денежной компенсации, размер которой с января 2001 г. был определен в твердой денежной сумме.

Не может согласиться Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан и с избранным судом механизмом индексации подлежащих выплате Джамалутдинову А.Ш. сумм возмещения вреда здоровью.

До внесения соответствующих изменений в законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел после 15 февраля 2001 г. были ориентированы Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.

Размеры выплат, установленных в твердой денежной сумме в соответствии с пунктом 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений), индексируются с 19 июня 2002 г. исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ и Федеральным законом от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (статья 3 Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ).

Во исполнение указанного законодательного требования Правительство Российской Федерации своими Постановлениями от 25 мая 2005 г. N 326 "О порядке индексации некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 года по 31 мая 2004 года гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм"; от 27 декабря 2004 г. N 847 "Об индексации в 2004 году размеров компенсации и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 7 мая 2005 г. N 292 "Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 25 апреля 2006 г. N 246 "Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 21 марта 2007 г. N 171 "Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 21 декабря 2007 г. N 914 (в редакции от 7 июля 2009 г.) "Об индексации в 2009 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 16 декабря 2009 г. N 1024 "Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеров компенсаций и иных выплат.

Таким образом, Постановлениями Правительства Российской Федерации определены коэффициенты индексации исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, и размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

При таких обстоятельствах выводы суда относительно необходимости индексации в ином порядке, в частности с применением показателей роста величины прожиточного минимума, получаемых истцом ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью являются неверными, основанными на неправильном толковании норм материального права, поскольку на момент обращения истца в 2014 г. с настоящим иском законодателем был регламентирован порядок индексации исходя из уровня инфляции, в связи с чем применение ранее действовавшего порядка невозможно.

Принимая во внимание изложенное, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан приходит к выводу о том, что при рассмотрении данного дела судом первой инстанции допущены существенные нарушения норм права, которые, как следствие, повлекли за собой вынесение незаконного решения об удовлетворении заявленных Джамалутдиновым А.Ш. требований об изменении порядка производимых ему выплат и взыскании задолженности по суммам компенсации вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Принимая во внимание изложенное, в целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела судом первой инстанции, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан признает решение Левашинского районного суда Республики Дагестан от 10 февраля 2013 года подлежащим отмене с принятием по делу нового решения.

Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ,

судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционное представление прокурора Левашинского района О.А.Даудова удовлетворить.

Решение Левашинского районного суда Республики Дагестан от 10 февраля 2013 года отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Джамалутдинова А. Ш. к Управлению социальной защите населения в МО «Левашинский район» о назначении ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью из заработной платы, индексации её и взыскании задолженности отказать.

Произвести поворот исполнения решения Левашинского районного суда Республики Дагестан от 10 февраля 2013 года, взыскав с Джамалутдинова А.Ш. в пользу федерального бюджета <.> рублей <.> копеек.

Председательствующий:

Судьи:

33-1224/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Джамалудинов А.Ш.
Ответчики
УСЗН, Минтруд и соц. развития РД, Прок.
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Судья
Устаева Наиба Ханахмедовна
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
30.03.2015Судебное заседание
06.04.2015Передано в экспедицию
06.04.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.03.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее