Решение по делу № 33-20036/2015 от 06.08.2015

Судья: Разумовская Н.Г. Дело <данные изъяты> 20036/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда

в составе:

председательствующего Терещенко А.А.,

судей: Соколовой Н.М., Чиченевой Н.А.,

при секретаре Аррыковой Л.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании <данные изъяты> апелляционную жалобу Совета депутатов городского поселения Свердловский на решение Щелковского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по заявлению Щелковского городского прокурора <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации об оспаривании нормативного правового акта.

Заслушав доклад судьи Московского областного суда Терещенко А.А., объяснения прокурора Белоусовой Е.А., представителя Совета депутатов г.п. Свердловский - Матяш А.П., представителя администрации Щелковского муниципального района МО- Лексиной О.А.,

УСТАНОВИЛА:

Щелковский городской прокурор <данные изъяты>, действующий в интересах неопределённого круга лиц и Российской Федерации, обратился в Щелковский городской суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта – Положения о порядке и условиях проведения конкурса на замещение должности руководителя администрации муниципального образования городское поселения Свердловский Щёлковского муниципального района <данные изъяты>, утверждённого решением Советом депутатов городского поселения Свердловский от <данные изъяты> № 87/06-РС, в части признания п. 5.3 названного Положения недействительным в связи с наличием в нём коррупциогенного фактора

В обоснование требований указано, что Щелковским городским прокурором в адрес Совета депутатов городского поселения Свердловский внесено Требование от <данные изъяты> <данные изъяты> об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленного коррупциогенного фактора.

Решением Совета депутатов городского поселения Свердловский от <данные изъяты> Совет депутатов выразил несогласие с требованием ввиду его незаконности и необоснованности, учел требование в установленном порядке и направил в прокуратуру мотивированный ответ на требование.

Поскольку Советом депутатов не были внесены изменения в принятое Положение, Щелковский городской прокурор <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации просил суд признать указанный п. 5.3 Положения по указанным выше причинам недействительным.

Представитель Совета депутатов городского поселения Свердловский, заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в возражениях заявление, в удовлетворении требований просил отказать.

Решением Щелковского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> требования Щелковского городского прокурора <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации удовлетворены.

Не согласившись с решением суда, Совет депутатов городского поселения Свердловский подал на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.

Заслушав объяснения явившихся лиц, объяснения прокурора Белоусовой Е.А., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку он основан на фактических обстоятельствах дела и действующем законодательстве.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от <данные изъяты> № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в требовании прокурора об изменении нормативного правового акта или в обращении прокурора в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Обязанность прокурора в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов местного самоуправления, их должностных лиц и при выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов - вносить в орган, который издал этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращаться в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации, установлена статьей 9.1. Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В силу ч. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела, Решение Совета депутатов городского поселения Свердловский от <данные изъяты> №87/06-РС «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности руководителя администрации городского поселения» опубликовано в газете «Свердловский вестник» от <данные изъяты> <данные изъяты> (43).

Из содержания Решения усматривается, что данный правовой акт направлен на регулирование правоотношений, связанных с организацией деятельности органов местного самоуправления, в частности, регулирует порядок проведения конкурса на замещение должности руководителя администрации городского поселения. Согласно п. 3.1. данного Положения, являющегося Приложением к указанному выше решению Совета депутатов, право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации, отвечающие квалификационным требованиям, предъявляемым к кандидату на должность Руководителя администрации. Пунктом 5.1. Положения предусмотрено, что подготовку и проведение конкурса осуществляет конкурсная комиссия.

Таким образом, данное решение Совета депутатов затрагивает права и свободы неопределенного круга лиц, устанавливает общеобязательные правила, рассчитано на неоднократное применение.

В силу п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Таким образом, данное решение относится к категории нормативно-правовых.

Как следует из заявления Щёлковского городского прокурора, проведенной антикоррупционной экспертизой указанного нормативно- правового акта установлено следующее.

Пунктом 5.3. Положения предусмотрено, что председатель, заместитель председателя, секретарь комиссии назначаются Советом депутатов городского поселения Свердловский из числа членов комиссии после ее формирования.

В соответствии с ч. 5 ст. 37 Федерального закона от <данные изъяты> № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. В поселении половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом поселения, внутригородского района, а другая половина - главой местной администрации соответствующего муниципального района.

В силу ч. 5 ст. 37 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования устанавливает общие условия проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации. Согласно указанной статье при проведении конкурса представительный орган муниципального образования решает следующие вопросы:

1) определяет порядок проведения конкурса (принимая положение о конкурсе на замещение должности главы местной администрации);

2) устанавливает состав конкурсной комиссии (в том числе и общее число членов комиссии);

3) назначает членов конкурсной комиссии.

Таким образом, формирование комиссии осуществляется главой администрации и Советом депутатов на паритетных началах. Иных полномочий в части формирования комиссии, назначения должностных лиц в составе комиссии представительным органам не предоставлено.

Предоставление больших полномочий одному из органов местного самоуправления при формировании комиссии и ее органов управления, является нарушением паритетного принципа.

В соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> № 96, отсутствие оснований принятия решения, т.е. широта дискреционных полномочий является коррупциогенным фактором.

Таким образом, норма, установленная в п. 5.3. Положения о порядке и условиях проведения конкурса на замещение должности Руководителя администрации муниципального образования городское поселение Свердловский Щелковского муниципального района <данные изъяты>, являющегося Приложением к Решению Совета депутатов муниципального образования городское поселение Свердловский Щелковского муниципального района <данные изъяты> № 87/06-РС от <данные изъяты> года, в части предоставления Совету депутатов городского поселения Свердловский полномочий по назначению председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии из числа членов комиссии после ее формирования, противоречат федеральному закону.

Кроме того, ч.3 и ч. 4 Федерального закона от <данные изъяты> <данные изъяты> –ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа и учитывается в установленном порядке органом, который издал этот акт, в соответствии с его компетенцией. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта может быть обжаловано в установленном порядке.

Аналогичные положения содержатся в ч. 3 ст. 9.1. Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Таким образом, представительным органом по результатам рассмотрения требования прокурора данное требование должно было быть учтено в установленном порядке, либо обжаловано в установленном порядке.

Вместе с тем, Советом депутатов городского поселения Свердловский приняты два взаимоисключающих решения: выражено несогласие с требованием, и оно учтено в установленном порядке.

Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона «О противодействии коррупции» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий. В силу п. 2 ч.1 ст. 6 данного закона предусмотрено, что профилактика коррупции осуществляется путем применения, в том числе, такой меры как антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов. В соответствии с п. ч. 1 ст. 3 данного закона антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится прокуратурой Российской Федерации - в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении требований Щелковского городского прокурора <данные изъяты>.

С учетом изложенного, у судебной коллегии нет оснований для отмены решения суда.

Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, суд правильно применил и истолковал закон, нарушений норм процессуального права судом не допущено.

Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не ставят под сомнение законность решения суда, сводятся к переоценке выводов суда и не опровергают указанных выводов.

Руководствуясь ст. ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Щелковского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, изложив 2-й абзац резолютивной части решения суда в следующей редакции:

Признать п 5.3 Положения о порядке и условиях проведения конкурса на замещение должности Руководителя администрации муниципального образования городское поселение Свердловский Щелковского муниципального района <данные изъяты>, являющегося Приложением к Решению Совета депутатов муниципального образования городское поселение Свердловский Щелковского муниципального района <данные изъяты> <данные изъяты> – РС от <данные изъяты> в части нормы, представляющей Совету депутатов городского поселения Свердловский полномочия по назначению председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии из числа членов комиссии после ее формирования, недействующим с момента его принятия.

Апелляционную жалобу Совета депутатов городского поселения Свердловский оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-20036/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Щелковский г.п.
Другие
Совет депутатов гп Свердловский
Администрация ЩМР
Суд
Московский областной суд
Судья
Терещенко А.А.
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
19.08.2015Судебное заседание
26.08.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.08.2015Передано в экспедицию
19.08.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее